Здавалка
Главная | Обратная связь

ДЕМОРАЛИЗАЦИЯ И ДЕСОЦИАЛИЗАЦИЯ



Показателем полного завершения десоциализации либо наступления ее глубокой стадии служит деморализация.

Деморализация может проходить стихийно и никаким социальным аген­том не управляться, а может разворачиваться по определенному плану и ре­гулироваться из единого центра. Вражеские войска деморализуют различ­ными способами, в том числе агитацией. Над окопами разбрасываются ли­стовки, где командование армией и руководство страны показаны в невыгодном моральном плане — как банда взяточников и лицемеров или диктаторов. Цель такой агитации — воздействовать на систему ценностей, традиционные представления, мировоззрение человека.

Другим средством деморализации служит терроризм. Терроризм, как яв­ление, одна из основных содержательных, сущностных сторон которого — устрашение политических или иных противников, известен человечеству с давних времен. Именно запугивание, деморализация противостоящей сто­роны считаются центральной, стержневой особенностью насильственного воздействия, называемого терроризмом. Об этой особенности свидетель­ствует и этимология данного понятия, происходящего от слова, «террор» (от лат. terror— страх, ужас).

Терроризм — угроза насилия или само насилие — сопровождается уст­рашением, направленным на частичную или полную деморализацию объек­та воздействия.

Деморализация может знаменовать временное эмоциональное состояние отдельного человека или больших масс людей и заканчиваться после того, как исчезает деморализующее воздействие. Но она может затянуться и при­нять хронический характер. В таком случае деморализация заканчивается амортизацией. Между двумя явлениями существует следующая разница.

Деморализация означает процесс или состояние растерянности, неуве­ренности в истинности старых ценностей, помрачение картины мира.

Аморализация означает окончательную утрату старой картины мира и прежних ценностей. Но аморализация еще не есть сам процесс переоцен­ки ценностей, ибо он подразумевает не только замену старых, но и форми­рование новых ценностей.

Общественное состояние, наступающее после деморализации, описыва­ется при помощи таких слов, как распад, хаос, аномия, разрушение. Самым

Деморализация личности может стать началом крушения устоев общества

страшным итогом нынешних реформ в России некоторые специалисты счи­тают даже не столько ограбление и обнищание народа, сколько его разобще­ние и расслоение до полной деградации общественной жизни, деморализа­ция и апатия: люди становятся равнодушными к трагедии своей страны.

Деморализации могут подвергаться люди, социальные группы, неприя­тельские или собственные войска, политические партии и организации, толпы людей, общество в целом. Деморализация общества — самое страш­ное с социологической точки зрения явление. Вот лишь один исторический пример. Время с 565 по 610 г. принадлежит к одному из самых безотрадных периодов византийской истории, когда анархия, нищета и эпидемия сви­репствовали внутри страны. Царившая тогда смута заставляла говоритьжив-

шего в эпоху Юстина II историка Иоанна Эфесского о близости кончины мира. Английский историк Финлей писал об этом времени: «Может быть, не было периода в истории, когда общество находилось в состоянии такой всеобщей деморализации»2.

Еще более яркое описание деморализации всего общества, разрушения социальных и нравственных устоев, которые обычно сопутствуют кризис­ным периодам (революции, мятежи, смута, вражеское нашествие и разо­рение), мы обнаруживаем в древне­египетских папирусах, в частности речь идет об «Описании мудреца Ипувера» (Большой лейденский па­пирус — копия времен XIX династии с произведения, относящегося к эпо­хе Среднего царства). Их перевод приводит в своей книге Б.А. Тураев:

Воистину: лица свирепы... то, что было предсказано, достигает осуществления. Лучшая земля в руках банд. Человек поэтому идет пахать со своим щитом... Крот­кие говорят... человек, свирепый лицом, стал человеком со значением... воисти­ну: лица свирепы. Лучник готов, злодеи повсюду. Нет нигде человека вчерашне­го дня... Грабители повсюду... Нил орошает, [но] никто не пашет для него. Каж­дый человек говорит: «мы не понимаем, что происходит в стране»... Женщины бесплодны, не беременеют. Не творит больше Хнум из-за состояния страны... Простолюдины сделались владельцами драгоценностей. Тот, который не мог из­готовить себе (даже) сандалий, стал теперь собственником богатств... Не разде­ляют вельможи с людьми своими их радости. Сердцалюдей жестоки, мор по всей стране, кровь повсюду... Многие мертвые трупы погребены в потоке [Ниле). Река (превратилась) в гробницу, (а) местом для бальзамировки сделалась река. Благо­родные — в горе, простолюдины же — в радости. Каждый город говорит: «Да бу­дем бить мы сильных [т.е. знатных] среди нас». Люди стали подобны птицам, ищу­щим падаль. Грязь во всей стране. Нет человека, одеяние которого было бы бе­лым в то время... Земля перевернулась подобно гончарному кругу. Разбойник [стал] владельцем богатств. [Богач] превратился в грабителя. Сильные сердцем [стали] подобны птицам из-за страха... Корабль юга охвачен смутою, города раз­рушены. Юг превратился в пустыню...

Благородные женщины — тела их страдают от лохмотьев, сердца их разрыва­ются, когда они спрашивают о здоровье того, кто их сам прежде спрашивал о здоровье... Строители гробниц стали крестьянами... Кушают траву и заливают ее водой. Не находят больше плодов (деревьев) и траву для птиц. Отнимается пой­ло ото рта свиней... Зерно гибнет на всех путях. Люди лишены платья, мази и масла. Все говорят: нет ничего. Закром разрушен. Страж его повержен на землю. Прекрасная судебная палата, расхищены ее акты, лишены хранилища ее тайн [своего] содержания... Вскрыты архивы. Похищены их податные декларации. Рабы стали владельцами рабов... [Чиновники] убиты. Взяты их документы. О, как скорбно мне из-за бедствий этого времени... Писцы по учету урожая, списки их уничтожены. Зерно Египта стало общим достоянием... Свитки законов судебной палаты выброшены. [По ним] ходят на перекрестках. Бедные люди сламывают (с них) печати на улицах... Великая судебная палата стала [местом] выхождения и вхождения в нее. Бедные люди выходят и входят в великие дворцы... Дети вель-

2 EphesJoh. Hist, eccl., 1, 3.

мож выгнаны на улицу... Это несчастье для сердца моего. Я подавлен совсем. О, ес­ли бы я мог дать [услышать] мой голос в этот час, чтобы он спас меня оттого не­счастья, в котором я нахожусь1.

Не только с распадом общества, но с распадом семьи культура теряет пре­емственность в развитии, устойчивость, разрушается вследствие духовной деградации и физического вырождения. Деградация семьи и деморализация подрастающего поколения создают благоприятную почву для втягивания молодежи в асоциальные псевдорелигиозные школы. Быстрый рост без­работицы, резкое падение уровня жизни, деморализация населения прово­цируют быстрый рост преступности и криминализацию общества.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.