Здавалка
Главная | Обратная связь

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО



В свое время Талейран заметил, что образование — это действительно особая держава, область влияния которой не может быть определена ни одним человеком. И даже национальная власть не в силах установить ее границ. Образование охватывает самый молодой и мобильный возраст. Именно молодое поколение стремится к сотрудничеству и интеграции, преодолению межнациональных и государственных границ, созданию еди­ного образовательного пространства. Информация, как известно, не при­знает границ, особенно если это информация о культуре, образовании и науке.

Единое образовательное пространство у нас понимается в двух значени­ях — внутреннем и внешнем. Внутреннее пространство подразумевает рав­ный доступ и одинаково высокое качество получаемого обучения во всех регионах, городах и весях. Внешнее — 1) вступление нашей страны в миро­вое, на первом этапе — европейское — образовательное пространство, при­знание конвертируемости наших дипломов, введение в наше обучение ев-ростандартов; 2) восстановление развалившегося советского образователь­ного пространства теперь уже в рамках СНГ в новом качестве.

Создание единого пространства в формате СНГ, по мнению ряда специ­алистов, предшествует второму и более сложному шагу — вхождению в еди­ное европейское пространство. Сегодня руководителям стран СНГ ясно, что в одиночку ни у кого пока нет реальных шансов на полноценное вхожде­ние в новые мировые структуры и занятие в них достойного места. А если это так, то следствие лишь одно — угроза исключения из списка основных действующих лиц на мировой арене. В стратегической перспективе у Рос­сии и большинства ее партнеров по ближнему зарубежью практически нет альтернативы укреплению единства на том пространстве, которое десятки и сотни лет связывало друг друга бесчисленным множеством экономиче­ских, политических и образовательных нитей.

Пути восстановления единой системы обучения в школах, средних учеб­ных заведениях и вузах в бывших республиках СССР — такова тема прохо­дившей в конце мая 2002 г. конференции министров образования стран СНГ. Ее участники были единогласны в том, что появившиеся во всех республи­ках бывшего СССР небольшие частные вузы значительно снизили качество подготовки специалистов. В качестве условия для создания единого обра­зовательного пространства министры назвали взаимное признание во всех бывших республиках СССР школьных аттестатов и дипломов вузов. Мини-

стры поддержали идею создания единых аттестационных центров для ву­зов в республиках бывшего СССР, а также инициативу о формировании Совета по сотрудничеству в области образования со штаб-квартирой в Минске. Основой этой работы явились принятые Советом глав прави­тельств государств — участников СНГ концепции и соглашения о форми­ровании единого образовательного пространства. За период существования СНГ и государств Балтии начали действовать три российских и нацио­нальных университета, открываются филиалы высших учебных заведений. В настоящее время активно прорабатывается вопрос открытия российско-национальной гимназии, школ, средних профессиональных учебных заве­дений.

Определенный импульс развитию образовательных связей придали под­писанные межправительственные соглашения и программы о пригранич­ном сотрудничестве регионов России, Украины, Республики Казахстан до 2007 г. Эти документы включают более 340 конкретных программ и проек­тов, касающихся в том числе вопросов сохранения и расширения гумани­тарных связей, включая образование, культуру, науку. В мероприятия вклю­чены вопросы организации курсов повышения квалификации и оказа­ния методической помощи учителям казахского, украинского языков, учи­ телям русского языка, работающим в Казахстане и на Украине, расширение совместных учебных заведений, создание лицейских классов при высших учебных заведениях, организация работы приемных комиссий в вузах Рос­сийской Федерации с участием областных департаментов образования для отбора абитуриентов, регулярный обмен методической литературой, на­глядными пособиями по истории, географии и т.д.78

Правовая основа регулирует структуру, уровни образования, продолжи­тельность обучения, в этом аспекте находится и фактор доступа граждан к образованию во все образовательные учреждения. Министерство образова­ния Российской Федерации с момента распада Советского Союза в прави­лах приема в высшие учебные заведения закрепило положение, в котором гарантируются равные права и возможности для поступления в российские вузы соотечественников, проживающих в государствах СНГ. В соглашении пяти государств — Белоруссии, Казахстана, Киргизии, России и Таджики­стана эти нормы были закреплены на межгосударственном уровне и распро­странены на всех граждан, включая титульные национальности.

Проводниками международных контактов и субъектами, заинтересо­ванными в строительстве единого пространства, выступают русские диа­споры, пока еще сохраняющиеся в странах ближнего зарубежья. И неуди­вительно, по статистике за рубежами России проживает 20 млн наших со­отечественников, которые сохранили русский язык, традиции и культуру своего народа. Именно через русский язык, через русскую культуру вли­лись в мировой океан цивилизаций многие известные ныне в странах СНГ и за ее рубежами писатели, композиторы, деятели других видов искусств, ученые, исследователи, изобретатели. Для России важно, чтобы наши со-

Проблемы формирования единого образовательного пространства... (www.e-journal.ru).

Справка

Высшие учебные заведения России:

государственные — 562 (45,9%)

в том числе подчиненные Министерству образования РФ — 338 (26,0%)

негосударственные — 662 (54,1 %)

втом числе имеющие государственную аккредитацию — 203 (15,5%)

Численность студентов в вузах России:

по данным на 1992 г. - 2 638 000

в том числе на дневном отделении — 1 657 000

по данным на 2000 г. - 4 739 500

в том числе на дневном отделении — 2 624 300

Количество студентов на 10 000 жителей России:

по данным на 1992 г. — 178

по данным на 2000 г.— 280

Распределение студентов I курса российских вузов
по типам специальностей
(по данным на 2000 г.), человек:
инженерные — 224 800

гуманитарные дисциплины и просвещение — 152 600

экономические— 14 000

естественные — 48 600

сельскохозяйственные— 31000

медицинские — 30 700

Сегодня подготовка специалистов с высшим профессиональным образованием ведется по 92 направлениям и 443 специальностям. За последние три года открыто 15 новых специальностей высшего профессионального образования, в том числе 10 инженерных.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.