Здавалка
Главная | Обратная связь

Каким, по Вашему мнению, должен быть настоящий ученый? Как Вы его себе представляете?



Опрос населения 25—26 августа 2001 г. Фонд «Общественное мнение»

позволили увеличить число школ за 25 лет в 160 раз (с 273 до 43 696), а чис­ло учащихся в них почти до 2 млн, что явилось интеллектуальной базой для последующего промышленного роста в начале XX в. За 5 лет восстановле­ния разрушенного войной 1941 — 1945 гг. народного хозяйства доля расходов на образование возросла в несколько раз и достигла в 1950 г. 10% ВВП, что обеспечило в 60-е гг. огромные достижения и прорыв СССР в науке и тех­нике. За период так называемых реформ бюджетное финансирование об­разования сократилось более чем в 10 раз и составило: в 1989 г. — 7%:

43 Ушкалов И.Г., Малаха И.А. «Утечка умов» — причины, масштабы, последствия. М, 1999.

1994-м г.- 3,4; 1997-м — 0,6; 1998 г. - 0,5% ВВП44. К концу XX в. в России обучается 21 млн школьников, 3 млн учащихся профтехучилищ, технику­мов, колледжей, 3,5 млн студентов вузов. В 1996 г. по разным причинам пре­кратили обучение более 2 млн молодых людей, а 1,5 млн детей вообще не обучались, поскольку стали беспризорными.

В ближайшие годы федеральным законом «О науке и государственной научно-технической политике» предусмотрен объем государственных ассиг­нований научно-технической сфере в размере 4% от общих бюджетных ас­сигнований. Они будут сосредоточены прежде всего на приоритетных на­правлениях и на этом основании распределяться между государственными заказчиками, министерствами и ведомствами.

Сегодня в колледжах и университетах США трудятся 700 тыс. профес­соров и преподавателей, а учатся 12 млн студентов. Ежегодно профессора

получают более 6 млрд долл. от феде­рального правительства на научно-ис­следовательские и опытно-конструк­торские работы. Государство ежегодно выделяет 35 млрд долл. на государ­ственные вузы45. Согласно расчетам американских исследователей, имен­но уровень развития науки и техники и связанные с ним технические инно­вации обеспечили примерно 9/ рос­та производительности труда в США (1909-1949 гг.) и ФРГ (1950-1956 гг.) и стали основой современного благо­состояния и высокого жизненного уровня населения.

В 1997 г. на высшую школу россий­ское государство тратило всего 1,76% расходной части бюджета46. Существу­ющий уровень финансового обеспечения сферы высшего образования экс­пертами оценивается в 30—40% от необходимого для нормального ее функ­ционирования47.

Вузы пытаются приспосабливаться к изменяющейся ситуации. Изыски­ваются возможности дополнительного материального поощрения, создают­ся параллельные коммерческие образовательные структуры; предоставля­ется большая свобода в чтении авторских курсов при снижении кафедраль­ного контроля за их содержанием; делаются попытки целевой подготовки и закрепления на кафедрах студентов и аспирантов для обеспечения внут­ренних потребностей в кадрах, в том числе с предоставлением материаль­ных льгот, зарубежных стажировок и заключением целевых договоров. При

Подберезкин А., Булатов Ю. Сущность глобальных процессов. Систематизация. Критерии (http:// nasled.m). 5 Bok D. Universities and the Future of America. N.Y., 1990. P. 10.

Еникеева С.Л., Панкратова В.П. Организационно-экономические аспекты высшего образования 47 в России. М., 1998. С. 7. Дронов В.Е., Быховская А.Ю. Финансовые средства вузов / Материалы междунар. научной конф. «Ломоносовские чтения-1998». М., 1999. С. 117.

этом усиливается тенденция к использованию труда совместителей, в том числе преподавателей-практиков. Как негативный следует отметить факт усиливающейся феминизации преподавательских коллективов48.

АКАДЕМИИ

Вторым по важности учреждением системы высшего образования явля­ется академия. Слово «академия» происходит от наименования местности близ Афин — Академуса (Academus), где возникла Платоновская академия (около 387 до н.э.). В ней давали полный курс современных знаний по аст­рономии, биологии, математике, политической теории и философии. По нынешним меркам она просуществовала чрезвычайно долго — около 1000 лет. Ее следы обнаружены в I в. н.э., теперь уже не в Афинах, а в Алек­сандрии. Во втором периоде ее жизни, именуемом неоплатонизмом, акцен­ты Академии сместились — главным образом в сторону мистицизма и де­монологии, эклектизма и скептицизма. Новое поколение «академиков» воз­главляли Аммониус и Плотинус. И хотя александрийская Академия

считалась последним оплотом языче­ства, почти все великие христиан­ские философы первых веков вышли из стен именно этого учреждения. Возможным такое стало потому, что благодаря заложенной Платоном ме­тодологии познания, прежде всего учению об идеях, в Академии были сильны традиции преподавания пси­хологии и метафизики, с позиций которых студенты учились опровер­гать материализм и натурфилосо­фию.

До появления Платона в грече­ской столице молодые афиняне по­лучали высшее образование у софи­стов. Софисты представляли собой первый в истории тип гастролирую­щего профессора-консультанта, разъезжающего по разным городам и пред­лагающего свои услуги (советы и рекомендации в ораторском мастерстве и философии) там, где найдется аудитория, способная оплатить их труд. Они были уверены, что всегда найдут аудиторию в одной из трех крупнейших об­щественных гимназий (gymnasiums), которые располагались в предместьях Афин, где молодые люди проходили атлетическую подготовку. Когда Пла­тон вернулся из своих путешествий в Афины (приблизительно 387 г. до н.э.), ему было 17 лет и он поселился в доме недалеко от одной гимназии, назы­вавшейся Академией. Сама гимназия отстояла от городских стен в миле на северо-запад. Платон организовывал обучение с постоянным составом лю-

4S Шереги Ф.Э., Харчева В.Г., Сериков В.В. Социология образования: прикладной аспект. М.. 1997. С. 90.

дей, которые регулярно встречались в Академии либо в его доме и садике. Дорога в Академию была обрамлена стелами в честь погибших героев и гроб­ницами знаменитых афинян, среди которых были могилы Перикла и Фра-сибула. Сад героя Академа стал одним из любимых мест для прогулок49.

Возможно, Академия имела статус частной школы, но формально об­разование там было бесплатным. В большинстве своем учениками Акаде­мии являлись подростки 14-15 лет из состоятельных семей, пришедшие в нее для получения общего образования и подготовки к политической де­ятельности, так как Академия среди афинян славилась прежде всего сво­ей интеллектуальной элитарностью и ярко выраженным антидемократиз­мом в политике50. Знаменитые диалоги Платона, будь то «Пир» или «Го­сударство», это не что иное, как еще и учебные пособия для молодых академиков. По замыслу Платона, после получения «высшего образова­ния» ученики должны были занять государственные должности, для чего им преподавали ораторское мастерство и поэтику, которые традиционно были связаны с политической риторикой. Не случайно, считает И.Н. Мо-чалова, написанный Платоном вскоре после создания школы диалог «Гор-гий» был посвящен проблемам риторики. Молодой, только начинающий свою преподавательскую деятельность Аристотель подготавливает курсы «Риторики» и «Поэтики», которые читает широкой публике. И «Полити­ка» Аристотеля в восьми книгах со­здавалась прежде всего в качестве развернутого цикла лекций. С этих сочинений, призванных популяризи­ровать высокую философию, дела­ лись многочисленные копии, кото­рые распространялись и продавались в лавках за стенами Академии. Темы, которые разрабатывались под руко­водством Платона или при его непосредственном участии, рассматрива­лись как достояние школы и использовались как для полемики, так и для того, чтобы положить их в основу собственных лекций. Кроме того, в Академии обучали математике, которую во времена Перикла понимали как совокупность наук, куда в том числе входили умение управлять домом, смышленость в государственных делах, занятия вычислениями, астроно­мией, геометрией и гармоникой".

Перед входом в Академию каждого встречала надпись «Негеометр да не войдет», а тех, кто не был сколько-нибудь сведущ в музыке, геометрии и арифметике, и вовсе не принимали в Академию. С Академией была свя­зана группа блестящих математиков. Крупнейшим из них был Евдокс Книдский, который построил общую теорию отношений, основанную на новом понятии величины, которое включало как числа, так и непрерыв­ные величины. С именем Менехма, ученика Евдокса, связывают откры­тие трех конических сечений: параболы, гиперболы и эллипса. Система-

59 Guthrie W. A History of Greek Philosophy. Vol. IV. Cambridge, 1976.

Мочалова И.Н. Метафизика Ранней Академии и проблемы творческого наследия Платона и Ари­стотеля //AKADEMEIА. Материалы и исследования по истории платонизма. Межвуз. сб. Вып. 3. СПб., 2000. С. 241.

51 Там же. С. 242-244.

тизацией и обобщением накопленных знаний занимался Февдий из Маг­незии, написавший первое руководство по математике. Математические пассажи в ряде диалогов Платона свидетельствуют об активных занятиях математикой самого Платона. Многие академики занимались философ­ским обоснованием математических знаний. Другой математической на­укой, интерес к которой был велик в Академии, стала астрономия. Евдокс заложил ее теоретические основания и создал модель планетной системы. Гераклид Понтийский объяснял суточное движение небосвода вращени­ем небесных сфер вокруг Земли и внес вклад в создание гелиоцентриче­ской системы. Причем инициатором астрономических исследований в Академии выступал сам Платон.

И наконец, последней из наук квадривиума была гармоника, или те­ория музыки, которая развивалась в Академии как продолжение тради­ций пифагорейского учения. Музыка служила прологом к изучению ди­алектики — основного направления в образовательной программе Пла­тона. В «Государстве» он называет ее не просто наукой, но венцом наук, единственной дисциплиной, позволяющей приобщиться к миру подлин­ного бытия. Судя по многочисленным диалогам Платона, посвященным ей, диалектике обучали в игровом режиме: двое академиков, придержи­вающихся противоположных точек зрения, вели беседу перед аудитори­ей, под наблюдением старших, опытных академиков, которые давали требуемые в ходе обсуждения разъяснения. Платон предостерегал своих юных учеников от злоупотребления участием в подобных «играх» ради забавы и шутки. Другой формой овладения диалектическим искусством был учебный доклад (чтение перед школьной аудиторией), в котором его составитель брал на себя труд вне вопросно-ответной формы развить тезис и антитезис, приведя аргументы pro и contra. Кроме этого, в Ака­демии широко была распространена практика организации диспутов, состоявших из речи и ответной речи и воспроизводящих в редуцирован­ной форме характер беседы52.

Другие философы последовали примеру Платона и также стали встре­чаться со своими учениками в точно определенном месте, где отныне чита­ли свои лекции и проводили обсуждения. Так появилось первое стационар­ное учебное учреждение и начала формироваться система высшего образо­вания.

Традиция Платоновской академии возобновилась в Афинской школе среднего платонизма (сер. I—II вв.) и неоплатонизма (IV— сер. VI вв.). В эпоху Возрождения Платоновская академия учреждена во Флоренции (1459—1521) во главе с Фичино, Мерандолой, Беккарио. Платоников мы находим в Англии XVII в. (Гудворт, Кумберленд, Гланвилл). Больше того, вы­дающийся физик XX столетия, один из создателей квантовой физики В. Гей-зенберг, лауреат Нобелевской премии (1932), также признавался в своей любви к учению об идеях Платона и считал, что именно его творчество по­могло развитию современной науки.

ь2 Мочапова И.Н. Метафизика Ранней Академии и проблемы творческого наследия Платона и Ари­стотеля // AKADEMEIA. Материалы и исследования по истории платонизма. Межвуз. сб. Вып. 3. СПб., 2000. С. 242-250.

В античной Греции функцию научно-образовательных учреждений на­ряду с академиями, школами, гимназиями и лицеями выполняли также музеи (от греч. museion — храм муз), которые считались местом созерцания, познания окружающего мира, раздумий и философских размышлений. Здесь собирались древние философы, поэты, музыканты и артисты состя­зались в своем мастерстве, здесь хранились произведения искусства и куль­товые предметы, т.е. было представлено в зачаточном состоянии первое социокультурное назначение музея — научно-просветительское. Музеи существовали не только в храмах и святилищах, но и в домах именитых аристократов, где веками, из рода в род, накапливались предметы искусст­ва, дорогие предметы домашнего обихода и дары, приносимые подданны­ми в подтверждение их верности.

Наиболее известным учреждением такого рода был Александрийский Му-сейон и Александрийская Библиотека, которые составляли единое целое, т.е. научно-исследовательское и учебное учреждение. Их считают первым науч­ным институтом и величайшим университетом древнего мира. Они были построены в Александрии в начале III в. до н.э. египетским царем Птолеме­ем I Сотером, а ликвидированы римским императором Аврелианом в 272— 273 гг. Библиотека была уничтожена позже — 1600 лет назад. И музей и биб­лиотека были своего рода учебно-научными учреждениями, во главе которых стоял верховный жрец, и находились на полном содержании египетских ца­рей. «Дочерняя библиотека» (филиал) была создана ок. 235 г. до н.э. Птоле­меем III в храме Сераписа — Серапейоне; главная библиотека размещалась в окрестностях дворца, в квартале Брухейон. Идея создания подобного чуда принадлежит философу и общественному деятелю, ученику Аристотеля Де-метрию Фалерскому. Первоначальная структура библиотеки была разработа­на опять же им, поскольку он был хорошо знаком с устройством библиотеки в Афинах.

ДЕМЕТРИЙ Фалерский (Demetrius of Phalerum) (355-280 до н.э.) — греческий философ и политический деятель, последний из школы перипатетиков, в 317—307 гг. до н.э. был мэром Афин, затем был вынужден бежать в Египет, где пользо­вался большим расположением у Птолемея I. Ученик Теофра-ста и Аристотеля, первый директор-распорядитель Александ­рийской библиотеки. Цицерон называл его уникальной лич­ностью — просвещенным правителем, умевшим перевести политический конфликт в плоскость философского диспута. Десятилетие его правления в Афинах отмечены миром и про­цветанием. Трактаты в области политической философии: «О судьбе» (On Fortune), «О мире» (On Peace), «В защиту поли-тии» (On Behalf of the Politeia) и др.: William W. Fortenbaugh (Editor), et al. Rutgers University Studies in Classical Humanities (Demetrius of Phalerum: Text, Translation, and Discussion).

Александрия всегда считалась сердцем ученого сообщества и рассматри­валась как законная вотчина аристотелевской школы перипатетиков, город­ская библиотека (Bibliotheca Alexandrina) вскоре стала политическим мозго­вым центром. Город, основанный в 332 г. до н.э. Александром Македонским,

в греко-римский период истории Египта был столицей страны и крупным торговым и культурным центром, средоточием духовной жизни и научной мысли эллинского мира. Клеопатра, последняя царица из династии Птоле­меев, околдовала здесь своей красотой Цезаря, а затем его преемника Мар­ка Антония. Библиотека пополнялась в течение нескольких веков и вошла в историю как самое крупное книгохранилище эллинистического мира. По приказу Птолемея египетские чиновники забирали в библиотеку все вво­зимые в страну греческие пергаменты: каж­дый корабль, прибывший в Александрию, если на нем имелись литературные произ­ведения, должен был или продать их биб­лиотеке, или предоставить для копирова­ния. Хранители библиотеки спешно пере­писывали все попадавшиеся под руки книги, сотни грамотных рабов ежедневно трудились, переписывая и рассортировы­вая тысячи свитков. Для того чтобы остано­вить бурный рост соперничающей с Bibliotheca Alexandrina библиотеки Родоса, который угрожал поставить под сомнение превосходство Александрии в этой сфере, правители города ввели запрет на вывоз папируса, производство которого издавна было прерогативой Египта. Но эта мера обернулась против тех, кто ее замыслил: запрет стимулировал изобретение нового материала, пергамента, распространение которого ускорило развитие письменности в Европе. Пергамент оставался главным материалом для изготовления книг вплоть до того времени, когда Гутенберг изобрел книгопечатание53.

Уже к I в. до н.э. Александрийская библиотека насчитывала от 500 тыс. до 1 млн папирусных свитков (в середине I в. н.э. в ней насчитывалось, по уточненным на 2003 г. данным, 532 800 рукописей), среди которых было целое собрание работ философов и ученых со всего мира, в том числе гре­ков — Архимеда, Герона, Евклида и Гиппократа. В библиотеке хранились произведения на самых разных языках. Считалось даже, что в мире не су­ществует ни одного ценного произведения, копии которого не было бы в Александрийской библиотеке. В хранилище находились не только свитки, но и каменные и вощеные таблички с клинописью и иероглифами. Она считалась крупнейшей библиотекой Древнего мира. Все ее рукописи были систематизированы, а каталог Александрийской библиотеки (Pinakes) со­держал 120 томов. Особый отдел занимался переводом на греческий язык важнейших сочинений авторов из разных стран.

Хотя Александрийская библиотека была открыта для всех желающих, она считалась местом святым, не уступающим по значимости многим религи­озным храмам. Перед вхождением в ее хранилище совершался обряд очи­щения. Библиотека и расположенный рядом Мусейон превратили Алексан-

53 Vrettos Т. Alexandria: City of the Western Mind. N.Y., 2001.

дрию из столицы птолемеевского Египта в центр всей эллинистической культуры, где известнейшие ученые — математики Архимед, Евклид, Эра-тосфен, астрономы Аристарх Самосский, К. Птолемей, философы Филон и Плотин, поэты Каллимах, Феокрит, Аполлоний Родосский и др. — зани­мались филологией, астрономией, математикой, ботаникой, медициной, зоологией и другими науками. Грек Эратосфен (ок. 202 г. до н.э.) открыл здесь способ измерения окружности Земли по длине тени в период летнего солнцестояния в двух точках: Александрии и отстоявшей от нее на 797 км Сиене. Математик Евклид (работал ок. 300 г. до н.э.) создал свой главный труд «Элементы» в 13 книгах, системно изложив известные к тому времени законы арифметики и геометрии. Ему принадлежат также труды по оптике и пифагорейской теории музыки. Возглавлявшие библиотеку крупнейшие ученые своего времени являлись также, как правило, воспитателями наслед­ников престола. Долгое время хранителем библиотеки был знаменитый поэт и ученый Каллимах (IIIв. до н.э.), глава александрийской школы поэзии, составивший обстоятельное описание находившихся в библиотеке рукопи­сей. После Каллимаха библиотеку возглавил великий географ и математик Эратосфен (кон. III— нач. IIв. до н.э.), приглашенный в Александрию в качестве воспитателя наследника престола Птолемея IV54.

Библиотека горела неоднократно. Часть Александрийской библиотеки погибла во время пожара в 47 г. до н.э. во время войны, когда воины Юлия

Цезаря подожгли египетский флот, после чего огонь перекинулся на город. Однако позднее библиотека была восстановлена и пополнена за счет Пергамской библиотеки. В 391 г. н.э. при императоре Феодосии I зна­чительная ее часть была уничтожена христи­анами-фанатиками, которые на самом деле хотели разрушить только пристроенный к книгохранилищу языческий храм Сераписа. Последние остатки ее погибли при господ­стве арабов в VII—VIIIвв. Источники свиде­тельствуют, что она погибла в грандиозном пожаре во время взятия города Александрии турками-османами под предводительством халифа Омара55. Филолог Ру­дольф Блюм пришел к выводу, что до наших дней дошел лишь один процент от всего корпуса древнегреческой письменности. Уцелевшие комментарии содержат многочисленные ссылки на утраченные книги, в числе которых аристотелевский аннотированный список поставленных в Афинах пьес и огромное количество произведений малых жанров, особенно лирических стихов56.

Восстановить знаменитую библиотеку взялся в 1974 г. Александрийский университет. Но средства появились лишь в сентябре 1988 г., когда ЮНЕСКО решила воссоздать это чудо света. Египетское правительство с радостью вос-

Flower Derek A. The Shores of Wisdom: The Story of the Ancient Library of Alexandria. Xlibris Corporation, 1999.

Canfora L. The Vanished Library (Hellenistic Culture and Society: 7). University of California Press, 1990. The Library of Alexandria: Centre of Learning in the Ancient World / Ed. by Roy MacLeod. Tauris, 2000.

приняло это предложение, а руководство Александрийского университета, у которого не было своей библиотеки, отдало даже часть своего кампуса под бу­дущее строительство. Тут же было решено объявить территорию университета историческим местом расположения библиотеки. В конкурсе участвовало 500 проектов из 77 стран мира. Гигантское здание из стекла и бетона новой Александрийской библиотеки спроектировали норвежские архитекторы. Его высота — более 30 м. В библиотеке 11 этажей. Строительство новой Алексан­дрийской библиотеки продолжалось около 12 лет и обошлось в 220 млн долл. Деньги должны были пойти не только на строительство, но и на покупку со­временного библиотечного оборудования и книг. Многие государства пожерт­вовали в фонд библиотеки бесценные сокровища литературы — Испания по­дарила Египту работы андалузских ученых, Турция — 10 тыс. томов из архивов Османской империи, ценные манускрипты передали также Италия и папское государство Ватикан, Япония и Германия решили предоставить воссозданной библиотеке новейшее телекоммуникационное оборудование. В 2001 г. в ней насчитывалось 500 тыс. книг, 700 тыс. видео- и аудиокассет и 100 тыс. компакт-дисков. Объем фондов библиотеки планируется довести до 8 млн единиц хра­нения (для сравнения, фонд Российской Государственной библиотеки им. Ленина содержит 42 млн единиц хранения), общая площадь — 105 тыс. м2; библиотека сможет обслуживать одновременно 3 тыс. читателей. Помимо трех­сот читальных залов в библиотеке будет оборудован планетарий и конференц-зал на 4 тыс. мест. Официально библиотека открыта в 2002 г. (веб-адрес биб­лиотеки : http://www. bibalex. org/website/).

Термин «академия» часто применяют к некоторым научным кружкам средневекового Востока. Правда, не ко всем. В 786 г. арабский ученый Джа-бир основал в Багдаде первую академию наук исламского мира, а назвал ее Домом Мудрости (Дар-аль-Хикма). Название «академия» носили многие научные общества Европы XV—XVI вв. В XVII в. сформировались первые академии наук. Однако чаще всего академиями именовали в эпоху Возрож­дения школы художественного мастерства. Академия (Academie) — это со­общество художников, основанное частным лицом или государством, зада­чей которого является, как правило, художественное образование. В XX в. публичные мастерские, где обучались молодые художники, также называ­лись «академиями».

Врезка







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.