Здавалка
Главная | Обратная связь

Количество аспирантов и докторантов,



обучающихся в вузах России(по данным на 2000 г.), человек:
аспиранты— 107 031

в том числе аспиранты очного обучения — 75 371

докторанты — 3993

Доля студентов дневных отделений вузов России, получающих стипендию,%

1970 1980 1990 1999 2000

72,0 78,0 88,0 58,9 54,4

Источник: Отечественные записки. 2002. № 2

отечественники получали образование на русском языке, чтобы местное население изучало русский язык, знакомилось с русской культурой на язы­ке оригинала.

Кроме того, помощниками таких строителей выступают представители местных национальностей, знающие русский язык, в основном среднего и старшего поколений. Не будь тех и других, русский язык как средство куль­турного общения между разными народами на территории СНГ давно был бы вытеснен из сферы преподавания а) искусственно насаждаемым мест­ным языком, б) активно развиваемыми западными, прежде всего английс­ким, языками. Они — мощные конкуренты русскому языку как средству об­щения, они сужают область его распространения, они отбирают у него все новые сегменты потребительского рынка.

Может так сложиться, что он в конечном счете проиграет битву, посколь­ку насаждение как местных, так и зарубежных языков финансируется та­мошними правительствами либо западными фондами. А у России как все­гда нет денег на защиту своих интересов. К сожалению, Россия до сих не имеет целостной государственной программы поддержки и развития обра­зовательных связей со странами СНГ и Балтии. Нехватка финансов и госу­дарственной поддержки русских общин неизбежно ведет к сокращению их числа (например, за счет миграции) и вытеснению русского языка из обра­зовательного пространства стран СНГ и Балтии. Получить квалифициро­ванное образование на русском языке — не только в пределах программы начальной школы, но и профессиональное высшее — становится пробле­мой почти во всех странах бывшего СССР. В посольства России в государ­ствах СНГ регулярно поступают заявления этнороссиян, в которых содер­жатся просьбы предоставить статус вынужденного переселенца в связи с проблемами получения образования и отсутствием перспектив в трудоуст­ройстве.

Русский язык последовательно вытесняется из употребления в государ­ственных учреждениях, средствах массовой информации, в культурной жизни даже из исторически сложившихся географических названий. Сокра­щается количество учебных заведений с преподаванием на русском языке. Фактически перестают существовать русские драматические театры и сту­дии, русскоязычные составы оперных и филармонических трупп. Прекра­щен выпуск местными издательствами художественной и детской литера­туры на русском языке. В тяжелейшем материальном и техническом поло­жении находятся печатные русскоязычные органы массовой информации, школы с русским языком обучения. Разрушается материальная база, посто­янно нет учебников, свертывается система подготовки преподавательских кадров. В итоге количество школ с русским языком обучения уменьшилось: в Туркмении более чем на 71%, в Молдавии на 65, в Казахстане на 59, в Уз­бекистане на 47, в Киргизии на 46%79. Вдвое за последние десять лет сокра­тилось количество русских школ в Украине. За исключением Симферополь­ского университета, здесь не осталось ни одного государственного вуза с русскоязычным статусом. А ведь специфика украинского общества заклю­чается в том, что здесь более половины населения по-прежнему предпочи­тает говорить по-русски (в то время как русскими себя считают лишь 22%

Проблемы формирования единого образовательного пространства... (www.e-journal.ru).

граждан Украины). Стоит ли после этого удивляться, что, например, не осталось государственных вузов с русским языком преподавания в Эстонии, что стремительными темпами сокращаются русские школы в Грузии и Турк­мении80. Исключение составляют Белоруссия и Азербайджан, в котором преподавание русского языка в последние годы даже расширилось.

В начале 2003 г. Аккредитационный центр высшего образования Эсто­нии рекомендовал Министерству образования республики лишить лицен­зий и аккредитации большинство частных русскоязычных вузов страны,

сотрудничающих с российскими ин­ститутами и университетами. Кроме того, центр предложил министерству не признавать дипломы ряда учебных заведений России, поддерживающих контакты с эстонскими русскоязыч­ными вузами. Как заявил ректор Сил-ламяэского института экономики и управления Ханон Барабанер, «появле­ние таких рекомендаций можно рассматривать как кампанию по возврату к националистическим основам государства». По его словам, «рекоменда­ции центра направлены на дальнейшую дискриминацию русскоязычного населения, составляющего треть всех жителей страны, и к интеллектуаль­ной сегрегации общества»81.

В ближнем зарубежье подрастает целое поколение детей наших соотече­ственников, ни разу не державших в руках детскую книгу, не видевших ни одного детского спектакля или телепередачи на родном русском языке. Они лишены возможности овладения родной речью, национальными идеалами и традициями своего народа. Специалисты и политические деятели заявля­ют, что агрессивная моноэтническая политика в отдельных государствах может привести к искусственной маргинализации русскоязычного населе­ния. Еще и поэтому для России важно сохранение русского языка как вто­рого возможного государственного в некоторых государствах СНГ, в Бал­тии — как языка науки, культуры, образования и межнационального обще­ния.

Поскольку строительство единого образовательного пространства пред­полагает двустороннее движение, России делает встречные шаги. Как из­вестно, в настоящее время в Российской Федерации в начальной школе обучение ведется на 68 национальных языках. Российская сторона поддер­жала предложение о создании на базе Московского государственного линг­вистического университета Международного центра по языкам и культурам Содружества. Имеется в виду, что на его основе будет осуществляться под­готовка специалистов по языкам, в том числе и переводчиков. По мнению М.Н. Лазутовой82, заместителя министра РФ по делам Содружества, одним из средств для решения данного вопроса может стать поддержка высших и средних специальных учебных заведений ближнего зарубежья, где еще ве­дется преподавание на русском языке.

80 Проблемы формирования единого образовательного пространства... (www.e-journal.ru).

81 Источник: lenta.ru 15.01.2003.

82 Проблемы формирования единого образовательного пространства... (www.e-journal.ru).

В1999 г. принят закон «О государственной политике РФ в отношении соотечественников за рубежом», в котором впервые предпринята попытка законодательно защитить права этой категории людей в ближнем зарубе­жье. Там однозначно зафиксировано, что органы госвласти РФ «поддержи­вают соотечественников в деле сохранения и развития их культурного на­следия и языка... в получении ими равного доступа к образованию на всех уровнях и на родных языках...» В документе также говорится, что «Органы государственной власти Российской Федерации и органы государственной власти субъектов РФ осуществляют всестороннее сотрудничество с нацио­нально-культурными автономиями соотечественников в иностранных го­сударствах». Организованные диаспоры бывших союзных республик на тер­ритории России сразу же откликнулись на появление закона: националь­но-культурные автономии стали появляться как грибы после регистрации в Минюсте.

Болонский процесс — попытка создания единого образовательного пространства в Европе

В условиях многополярного мира информационный фактор становится важнейшим в системе обеспечения национальной безопасности любого государства.

В настоящий период формируется единое мировое образовательное про­странство, выражающееся прежде всего в гармонизации образовательных стандартов, подходов, учебных планов, специальностей в разных странах мира. Например, в 1997 г. в Лиссабоне подписана Конвенция о признании дипломов высшего образования и о соответствии ученых степеней в стра­нах Европы. В 1998 г. в Париже министры образования Германии, Франции, Италии и Великобритании приняли декларацию по гармонизации европей­ской системы высшего образования. В ней отмечается, что открытое евро­пейское образовательное пространство предполагает рост мобильности сту­дентов и сотрудничества преподавателей университетов разных стран Ев­ропы, что, как ожидается, будет способствовать достижению гражданами успехов в выбранной профессии, улучшению системы трудоустройства выпускников университетов, повышению статуса Европы в сфере образо-

вания. Европа сделала одну таможенную зону и единую валюту, логично, что она поставила вопрос о едином образовательном пространстве, формиро­ванию которого способствует Болонский процесс.

18—19 июня 1999 г. в Болонье ряд европейских министров образования подписали совместное заявление, которое впоследствии послужило нача­лом Болонского процесса в европейской системе образования. В нем участ­вуют более 300 европейских высших учебных заведений и их представи­тельских организаций. Согласно об­щеевропейскому документу, к 2010 г. вся Европа должна иметь единую си­стему высшей школы. Болонское со­ глашение подписали 33 из 45 стран Европы. Правительства стран Европы объявили о своем намерении включить свои вузы в единую сеть образова­тельных учреждений и поощрить беспримерную миграцию студентов в Европе в зависимости от их личных интересов и интересов рынков труда. А также в зависимости от вакансий в университетах, тематики лекций, имиджа местной профессуры, тяги молодых людей к перемене мест и т.п. Университетские программы будут совместимы и ориентированы на ев­ропейский рынок труда, предоставляя возможность трудоустройства с уче­том перспективы обучения в течение всей жизни. Европейские универси­теты будут развивать мобильность как по горизонтали, так и по вертикали, опираясь на существующие инструменты признания и мобильности (ECTS, Лиссабонскую конвенцию, Приложение к диплому, сеть NARIC/ENIC). Ввиду важности преподавательского состава с европейским опытом, уни­верситеты хотели бы устранить требования к национальности и другие пре­пятствия и препоны для академической карьеры в Европе.

Зона европейского высшего образования должна строиться на европей­ских традициях ответственности образования перед обществом; на широ­ком и открытом доступе как к достеленному, так и послестепенному обуче­нию; на образовании для развития личности и обучении в течение всей жизни; на гражданственности как краткосрочной, так и долгосрочной со­циальной уместности. Для получения первых степеней должна быть выпол­нена учебная работа, оцениваемая в пределах от 180 до 240 кредитов ECTS (European Credit Transfer System). Первые степени должны вести к возмож­ной занятости на рынке труда или, главным образом, быть подготовитель­ной ступенью для дальнейшего обучения на послестепенном уровне. Лю­бой университет может вводить интегрированные учебные планы, ведущие непосредственно к степени магистра. Важную роль в принятии таких реше­ний имеют сети, созданные на основе однородности изучаемых дисциплин. Университеты придерживаются накопительно-перезачетной кредитной системы, основанной на ECTS, и на базовом праве принимать решения о приемлемости кредитов, полученных в другом месте. Преподавание будет вестись на основных мировых языках.

Критики, правда, считают, что образовательная политика ЕС приводит к уничтожению диплома как ориентира для установления шкалы зарплат. Европейские элитарные вузы (Кембридж, Парижский институт политиче­ских наук и т.д.) отказались участвовать в этом процессе. Острые дискуссии

развернулись в Германии, где полагают, что унификация образования сни­жает значимость национальной образовательной традиции, а немцам есть, чем гордиться. И во Франции существует мощная традиция в подготовке специалистов по истории и политологии, а потому французы не считают шведскую образовательную модель более совершенной.

Вхождение России в Болонский процесс сегодня признано необходимым звеном интеграции с Европой. Болонский процесс является взаимовыгод­ным способом формирования единого европейского рынка высококвали­фицированного труда и высшего образования. Участие России в этом про­цессе будет способствовать повышению конкурентоспособности россий­ских образовательных услуг и кадров. У российской высшей школы нет иного выхода, как интеграция в общеевропейскую зону высшего образова­ния. Министерство образования РФ готовится к переходу к стандартам тре­тьего поколения.

Ректоры крупнейших отечественных университетов предлагают другое решение проблемы: вообще отказаться от государственных дипломов и пе­рейти на принцип: у каждого учебного заведения свой диплом. Такой под­ход практикуют в большинстве стран мира. Тогда вузы будут сами заинте­ресованы в хороших знаниях выпускников — иначе их документы не при­знают на рынке труда. В лидеры, конечно, выбьются далеко не все, зато учебным заведениям средней руки будет на кого равняться и к чему стре­миться. В США, например, более трех тысяч колледжей и университетов, однако только около 200 имеют высокий уровень и международный статус83. Принципы Болонского процесса предполагают разработку и использо­вание системы зачетных единиц, которая призвана решить проблему срав­нимости образовательных программ, содействовать увеличению академи­ческой мобильности. Зачетные еди­ницы можно накапливать сколь угод­но долго («обучение в течение всей жизни»). Они перезачитываются при переводе студента в другой (в том чис­ле и зарубежный) университет и при­нимаются во внимание при продолжении обучения на другом уровне (в том числе и в другом европейском государстве — участнике Болонского процес­са). Это будет способствовать росту академической мобильности и свобод­ному передвижению жителей Европы на общеевропейском пространстве. Можно менять вузы хоть каждый семестр — система накопления кредитов везде одна и та же. С «болонским» дипломом выпускника без проблем при­мут на работу в любой европейской стране.

Система зачетных единиц является механизмом, позволяющим оценить трудозатраты студента на освоение отдельных дисциплин и образователь­ной программы в целом, а также сформулировать условия аттестации сту­дентов в терминах числа зачетных единиц. В настоящее время в мировой системе высшего образования наиболее широко используются различные системы образовательных кредитов (ECTS — европейская система, USCS — американская система, CATS— британская система, UMAP— стран Азии и

83 Московский комсомолец 24.03.2003.

бассейна Тихого океана). Введение системы зачетных единиц предполага­ет изменение единицы расчета трудоемкости освоения образовательных программ, а также перестройку организации учебного процесса. Уже сегод­ня в стране идет активная работа по подготовке нормативных документов, определяющих принципы построения учебного процесса с использовани­ем зачетных единиц, регламентирующих методы аттестации студентов с использованием балльно-рейтинговых систем, методики расчета учебной нагрузки преподавателей, порядок записи студентов на дисциплины, фор­мирование учебных групп, введение служб академических консультантов. С подписанием Болонской декларации присоединившаяся страна обя­зана выполнить ключевые условия:

• ввести двухступенчатую систему образования (бакалавриат и магист­ратуру);

• обеспечить организацию и аккредитацию учебных заведений;

• ввести систему зачетных единиц и учета часов изучаемых дисциплин, принятую в Европе.

Интеграция России в мировую образовательную систему осуществляет­ся на основе международного сотрудничества с университетами США и Европы, через реализацию проектов по обмену студентами, преподавате­лями и по предоставлению стипендий российским студентам для обучения за рубежом. К примеру, за последние годы российское среднее медицинское образование сделало качественный скачок вперед. Дипломы, которые по­лучают выпускники колледжей и учи­лищ, принимаются лицензионными комиссиями большинства зарубеж­ных стран. Разработаны современные образовательные стандарты, созданы прекрасные учебные программы, ко­торые многими зарубежными колле­гами признаются лучшими. Челябинский государственный университет ввел так называемое Европейское приложение к диплому, рекомендован­ное ЮНЕСКО, Советом Европы и Европейской комиссией. И студентам РУДН с недавних пор приходится думать не только о традиционных заче­тах и экзаменах, но и об учебных кредитах.

В массе своей российские вузы пока практикуют собственную систему оценки знаний. Вместо европейской двухуровневой (бакалавр—магистр) у нас принята трехуровневая система получения высшего образования (бака­лавр—специалист—магистр). В вузе можно учиться и 4, и 5, и 6 лет. Каче­ство образования при этом очень и очень разнится: одно дело столичные университеты, и совсем другое — областные институты. Дипломы же везде выдают практически одинаковые — государственного образца. Именно это обстоятельство больше всего смущает европейских чиновников84.

У нас по окончании вуза выпускник сразу получает диплом специали­ста. В большинстве стран образование двухступенчатое: 3—4 года бакалав­риата, затем 1—2 года магистратуры, куда тоже поступают по конкурсу. Из-за того, что российский обладатель диплома специалиста участвовал в кон­курсном отборе лишь раз, когда поступал в институт, а западный магистр —

85 Гинзбург Н. Добровольное признание (www.kariera.orc.ru).

дважды, наше одноступенчатое высшее образование часто считают эквива­лентным лишь первой ступени — бакалавриату85.

Для России присоединение к Болонской декларации принесет как плю­сы, так и минусы. Плюсы — в конвертируемости дипломов. Пока что они котируются только в странах Африки и некоторых азиатских государствах. Западный работодатель российских дипломов не понимает и не принима­ет. Дело в том, что в большинстве стран мира «инженер», или «преподава­тель истории», или «журналист» — это должности, а вовсе не квалифика­ция. Так же и с учеными степенями: кандидатов наук в других странах не

существует. Претенденту на место ин­женера или менеджера скорее всего посоветуют пройти дополнительную учебу в местном университете. И толь­ко после этого, имея признанный диплом, он сможет рассчитывать на хорошую работу. В Германии или Франции работодатели хорошо знают и уважают дипломы лишь грандов оте­чественного образования: МГУ, Бау-манки, МИФИ, Санкт-Петербургско­го университета и некоторых других. Наших выпускников с отличными оценками в аттестате, блестящими ре­комендациями принимают в универ­ситеты США. А юристы — выпускни­ки Института международного права и экономики имени А.С. Грибоедова вместе с дипломами получают при­знание своей квалификации в Израиле. Согласился принимать выпускни­ков российских школ сразу на первый курс инженерного факультета, фа­культетов естественных наук и бизнеса знаменитый Тринити-колледж в Дуб­лине. Два министерства образования — России и Германии — подписали совместное заявление, на основе которого дипломы (специалиста либо ма­гистра) 426 российских вузов дают их обладателям доступ в докторантуру германских университетов. В число избранников вошли все государствен­ные и аккредитованные негосударственные вузы, имеющие хотя бы один диссертационный совет — кандидатский или докторский.

На Западе школьники учатся 12—14 лет. У нас в России школьное обра­зование 11-летнее. Долгие годы это служило, да и сейчас служит камнем преткновения, когда речь идет об установлении эквивалентности нашего среднего образования западному или о признании на Западе наших аттес­татов зрелости. Что, вообще говоря, не одно и то же: «эквивалентность» устанавливается путем довольно скрупулезного сопоставления учебных программ и означает полное равенство прав людей, получивших образова­ние в разных странах; «признание» — более широкий термин: несмотря на разницу в образовательных программах, документ, полученный в одной стране, признают, примут к рассмотрению в вузе другой страны. Учитывая

Московский комсомолец 24.03.2003.

нашу непохожесть на Запад, нам проще добиваться признания документов, чем доказывать эквивалентность программ86.

Выпускникам наших школ, прежде чем оказаться на студенческой ска­мье западного университета, приходится либо оканчивать 1 —2 курса россий­ского вуза, либо в течение того же времени проходить предуниверситетс-кую подготовку за границей. Случается, что образование россиянина, окон­чившего отечественный вуз, приравнивают всего-навсего к двум курсам французского университета. Французы руководствуются нехитрыми ариф­метическими расчетами: разница между школьным образованием во Фран­ции и в России три года, вычтя их из пяти лет обучения в вузе, как раз и получим те самые два года высшего образования87.

Подписание Болонской деклара­ции станет и весомым аргументом за вступление России в ВТО, поскольку система образования вступающей страны по правилам должна соответ­ствовать стандартам ЕС. Пока же си­туация такова: образовательные раз­личия между 30 странами Европы го­ раздо меньшие, чем их отличие от России. Учебные системы стран За­падной Европы различаются между собой ненамного, что и позволило им подписать Европейскую конвенцию об эквивалентности дипломов, веду­щих к доступу в университеты (1953), Европейскую конвенцию об эквива­лентности периодов университетского образования (1956), Европейскую конвенцию об академическом признании академических квалификаций (1959) и другие документы.

Правда, европейское сообщество не очень готово принять нас в свой состав. С другой стороны, и Россияне вполне готова туда идти. Многие, если не большинство специалистов считают, что российское образование —луч­шее в мире. Так, по мнению ректора МГУ В.А. Садовничего, наше универ­ситетское образование во многом превосходит западное. У нас на сегодняш­ний день в большинстве международных олимпиад победители из России. Почему мы добились внушительных результатов? За счет того, что у нас лучше образовательная модель, а она системна. В случае вступления в Бо-лонскую конвенцию российские достижения будут во многом утрачены.

Кроме того, для любых нововведений требуются средства, а экономиче­ское положение России, несмотря на начавшуюся стабилизацию, не позво­ляет надеяться на увеличение финансирования высшей школы.

Не готовы все стороны учебного процесса: преподаватели и учителя, ориентированные на устаревшие знания и программы, студенты и учени­ки, не знающие иностранных языков, министры и чиновники, не умеющие руководить системой образования по-новому. Француз или испанец посте­пенно чувствует себя гражданином Европы. Родившись в Голландии, Ита­лии или Швейцарии, любой европеец, таковы правила Болонской декла­рации, должен хотя бы год проучиться во Франции или Германии. Для того

86 Гинзбург И. Добровольное признание (http://www.kariera.orc.ru).

87 Там же.

созданы необходимые предпосылки: здесь никому не приходит в голову учить немецкому языку в университете, потому что молодой человек при­ходит из школы уже с двумя иностранными языками. За рубежом выясня­лось, что наши дети общаться не могут. Буквально не могут найти общий язык. Потому что язык, который преподают в наших школах, отличается от

того, на котором говорят его носите­ли.

Существуют и другие барьеры. Дело в том, что болонская модель, кроме двухуровневой структуры выс­шего образования, предполагает две базовые вещи: модульный подход и кредиты. Модуль — совокупность об­разовательных задач, решаемая либо через несколько видов работы, либо через несколько близких, но разных предметов. Модульная система озна­чает отказ от предметного преподава­ния и введение таких программ, где дисциплинарные границы расширены, а то и вовсе стерты. Кредиты — вспомогательный инструмент для решения такой задачи — это критерии по­этапного продвижения к усвоению образовательной программы в целом.

Кредиты — условные единицы, в которых определяется объем образова­ния на первых двух ступенях. Каждый год «весит» 60 кредитных единиц. Поэтому первому диплому соответствует 180 «кредитов», а второму — еще 120. За каждой такой единицей стоит определенное количество освоенных понятий, связей между понятиями, наработанные навыки. Предполагает­ся, что их освоение соответствует 25 астрономическим часам общей трудо­емкости, включая самостоятельную работу студентов и сдачу ими промежу­точных и итоговых испытаний, все другие виды учебной работы. Каждая дисциплина должна «весить» 4—6 кредитных единиц. Две трети зачетных кредитов составляют обязательные дисциплины, остальное студент форми­рует самостоятельно. При этом на втором уровне не менее 15 кредитных единиц должно быть набрано на предметах коммуникативного профиля (www.rabe.ru).

Переход на модульный принцип организации учебного процесса оказы­вается невозможен, так как он противоречит стандартам, утвержденным в России. Российские стандарты составлены попредметно. Вслед за тем на одну треть придется сокращать состав преподавателей, а это уже социальная проблема.

Необходимо коренным образом перестроить всю систему довузовского образования, т.е. произвести еще одну революцию в образовании. Револю­ция заключается в том, что меняется традиционная предметная система образования. От предмета мы переходим к образовательному модулю. Но это революция не только для России, но и для самих европейских стран, особенно только еще вступающих в ЕС. Включение в Болонский процесс позволит нам продвинуться вперед в построении новой образовательной культуры, совершить скачок от традиций XIX в. к системе, отвечающей потребностям XXI в. У Европы уже есть общее экономическое и политичес-

кое пространство. К 2010 г. в основном завершится построение еще и еди­ного образовательного пространства. Единое физическое пространство возникло еще раньше. Круг замкнулся. Найдется ли в нем место России? В правовом отношении Россия готова вступить в Болонский процесс. В Рос­сии уже работают законы в области образования, которые позволяют ей быстро адаптироваться в европейское пространство. Неприсоединение к этому пространству грозит провинциализацией системы образования.

После присоединения к Болонскому процессу в 2003 г. Албании, Боснии и Герцеговины, Македонии, Югославии в него вовлечено 90% процентов

европейских государств, имеющих развитую систему высшего образова­ния. Россия в Болонском процессе пока участия не принимает. Правда, в России двухуровневая система «бака­лавр—магистр» начала развиваться еще в конце 1980-х гг. как следствие перехода к рыночной экономике. До сих пор в России некуда трудоустраи­вать бакалавров и магистров. С анало­гичными проблемами сталкивается и Европа. Из 1006 российских вузов Ев­ропейскую систему перезачета трудоемкости ECTS освоили уже около 400. Правда, университетов, применяющих ее на практике, пока на порядок меньше. Начиная с 2004 г. необходимым условием для государственной ак­кредитации вуза стало наличие в нем системы внутривузовского контроля качества обучения. Так что и здесь развитие российской системы образова­ния протекает в русле общеевропейских тенденций. Считается, что введе­ние общеевропейской системы гарантии качества образования, кредитной накопительной системы, легко понимаемых квалификаций приведет к тому. что Европа сможет потеснить США на международном рынке образователь­ных услуг.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.