Здавалка
Главная | Обратная связь

СОЦИАЛЬНОЕ ДЕЙСТВИЕ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ



Социальное взаимодействие и социальное действие — явления, похожие по содержанию и характеру, но различающиеся по механизму протекания. В социальном действии участвует один индивид, а в социальном взаимодей­ствии — как минимум двое. Отсюда вывод: взаимодействие — двунаправ­ленный процесс обмена действиями между двумя или более индивидами. Стало быть, действие всего лишь однонаправленное взаимодействие.

Что же есть в социальном взаимодействии и чего нет в социальном дей­ствии? Механизма обратной связи. Социальное взаимодействие отличается от действия обратной связью. Действие, исходящее от индивида, может быть направлено и не направлено на другого индивида. Только действие, кото­рое направлено на другого человека (а не на физический объект) и вызыва­ет обратную реакцию, следует квалифицировать как социальное взаимодей­ствие.

Одна из форм взаимодействия — присоединение к точке зрения другого человека или группы людей, а в конечном итоге, стремление стать такими, как и они. Воздействие других людей, «поселившихся» в воображении ин-

дивида, т.е. рефлексии типа «Я думаю о том, что думают обо мне другие», известно давно. Еще в 1513 г. Н. Макиавелли сформулировал своеобразный «закон мнений»: «Люди большей частью судят по виду, так как увидеть дано всем, а потрогать руками — немногим. Каждый знает, каков ты с виду, не­многим известно, каков ты на самом деле, и эти последние не посмеют ос­порить мнение большинства»9. Великий английский философ Джон Локк (1632—1704) сформулировал «закон доброго имени». В трактате «Опыт о человеческом разумении» (1690) он писал: «Законы, к которым люди обычно обращаются, чтобы судить о правильности и неправильности своих дей­ствий, бывают, мне кажется, следу­ющих трех родов: 1) законы боже­ственные; 2) законы гражданские; 3) законы общественного мнения, или доброго имени, если можно их так назвать»10.

Расширенную версию «закона доб­рого имени», превратившегося в «за­кон мнений», предложил Дэвид Юм (1711-1776). В «Трактате о человече­ской природе» он писал о том, что даже «людям величайшей рассуди­тельности и ума... бывает очень труд­но следовать собственному разуму и собственным наклонностям вопреки мнениям их друзей и ежедневных со­беседников»".

Суть закона мнений состоит в том, что каждый индивид находится под пристальным взором социального ок­ружения, которое формирует о нем оценочные суждения, судит его с по­зиции общепринятых норм и ценностей. Любой человек, поскольку он на­веки связан со своим окружением и зависим от него, постоянно принимает в расчет эти суждения, даже если они не высказаны вслух, но присутствуют лишь в его воображении. Нам приходится учитывать, что говорят о нас люди, что они, как нам кажется, думают о нас, успевая в то же время поучаст­вовать в процессе оценивания других людей, своими суждениями достраи­вая бесконечную цепочку коммуникативного процесса взаимных оценок и суждений. Принимая к сведению мнение других людей о нас, мы вместе с тем редактируем их, подправляя оценку в зависимости от степени нашего доверия к источнику суждения, его близости к нам, идейного сходства, объективности позиции, умения здраво судить, быть критичным или при­страстным в своих высказываниях о других людях, наконец, что, воз­можно, перевешивает все прочее, в зависимости от того, нравится нам его суждение о нас или нет, раздражает оно нас или подбадривает, вооружает на

9 Макиавелли Н. Государь. СПб., 2000. С. 101.

10 Локк Дж. Сочинения. Т. 1. М., 1985. С. 406.

" Юм Д. Трактат о человеческой природе. Т. 2. М., 1995. С. 54—55.

преодоление трудностей или деморализует. Человеческая психика устрое­на так, что легко пропускает оптимистические оценки и поддерживает пес­симистические.

В XX в. основоположник символического интеракционизма Джордж Мид (1863—1931) дал этому феномену название «обобщенный другой» и указал истоки его возникновения. Они кроются в особенностях освоения ребенком норм и правил общественной жизни, в ходе которого ему прихо­дится прибегать к помощи посредников, своих первых наставников и со-циализаторов — «значимых других».

Мы всегда считаемся с мнением «обобщенных других»

В дальнейшем «обобщенный другой» уточняется и трансформируется за счет постоянного внимания индивида к мнениям других. Немецкая иссле­довательница Элизабет Ноэль-Нойман полагает, что каждый человек ведет «статистику мнений», собирая данные из всех доступных ему источников, будь то общение, книги, пресса, телевизор и т.д. Причина кроется в инстин­ктивном стремлении человека избегать социальной изоляции и потому присоединяться к тем мнениям, которые, как ему кажется («по данным» субъективной статистики), имеют широкий «охват»12.

Изучению структуры социального взаимодействия много внимания в первом томе своей книги «Система социологии»13 уделил П. Сорокин. Вся общественная жизнь у него состоит из взаимодействий индивидов. На от­ношения взаимодействия распадаются у Сорокина все социальные отноше­ния, начиная с производственных и кончая религиозными, правовыми и

2 Ноэль-Нойман Э. Общественное мнение. М., 1996. С. 165—170. Сорокин П.А. Система социологии. Т. 1—2. М, 1993; Он же. Система социологии: В 4 т. Сыктывкар, 1991-1998.

научными отношениями. Структуру «социального взаимодействия» он оп­ределял как связь трех элементов: индивидов (минимум — двух), вступа­ющих в акт взаимодействия и этим обусловливающих поведение друг дру­га, «актов» (или действий их) и «проводников» этих действий. Все акты Со­рокин делит на следующие ряды: интенсивные и слабые, мгновенные и продолжительные, сознательные и бессознательные. Каждый акт является, с одной стороны, внутренней реализацией собственной психической жиз­ни, с другой — стимулом, раздражителем, вызывающим ту или иную реак­цию у других лиц. Вся жизнь людей представляет почти сплошной поток со­циальных акций и психологических реакций14.

Взаимодействие может быть непосредственным и опосредованным (кос­венным) социальным действием. Например, акт купли вещи — это непо­средственное взаимодействие с продавцом. Здесь социальный характер дей­ствия очевиден. Косвенное взаимо­действие не столь очевидно. В этом случае вторая сторона может быть не видна, более того, действующий субъект может активно отрицать ее наличие. Удачен пример В.И. Ильи­на15. Девушка, находясь в одиноче­стве, тщательно покрывает свое лицо косметикой. Является ли такое дей­ствие социальным? Она может гово­рить, что красится, одевается только для себя. При этом она, возможно, говорит это вполне искренне. Однако если посмотреть более внимательно на этот акт, то мы увидим, что ее целью может быть просто выглядеть хоро­шо, но в чьих глазах? В одиночестве она не носит макияж. Она красится для собственного душевного равновесия, которое достигается посредством сформированного ее внешностью положительного отношения окружа­ющих. Таким образом, этот акт нанесения макияжа в одиночестве является социальным.

Поведение — это серия взаимосвязанных социальных актов. Поведение потребителя включает в себя и осознание собственных потребностей и ин­тересов, и выбор покупки, и торг, и использование купленного, и многократ­ное повторение этого цикла применительно к разным товарам и в разное время.

Поведение потребителя содержит в себе по определению обозначение места действия: рынка товаров и услуг. Рынок — это форма социального вза­имодействия между продавцом и покупателем. Разновидностью рынка яв­ляется рынок потребительских товаров и услуг. Здесь действуют продавцы этих товаров и конечные потребители.

Действие — однонаправленное контактное или бесконтакное соприкос­новение одного актора с другим, не обязательно предполагающее ответную реакцию.

14 Подробнее анализ взглядов П. Сорокина см.: Голосенко И.А., Козловский В.В. История русской
социологии XIX-XX вв. М., 1995.

15 Ильин В.И. Поведение потребителей: Учеб. пособие. СПб., 2000.

Воздействие — однонаправленное бесконтактное соприкосновение од­ного актора с другим, обязательно предполагающее ответную реакцию (фи­зическую или духовную, поведенческую, вербальную или психологиче­скую).

Взаимодействие — двунаправленное контактное или бесконтактное со­прикосновение двух акторов, содержащее в себе ожидание ответной реак­ции.

Действия человека всегда осмысленны. Отдельные действия занимают краткое время: забить гвоздь, погладить рубашку, сходить в магазин. Когда они соединяются в цепочку и повторяются изо дня в день, мы говорим о де­ятельности. Однократное посещение магазина — действие, но повторя­ющееся хождение по магазинам, ставшее чертой образа жизни женщины, ее социальной ролью, это уже деятельность. Отдельные действия — штоп­ка и глажка белья, приготовление пищи, уборка помещений и т.д. — объе­диняются в домашнюю деятельность (или работу). И так повсеместно. За­нятие, работа, деятельность — это рядоположенные понятия. Человеческое общество развивается благодаря деятельности людей.

Итак, действие единица деятельности. Отдельное движение элемент действия. Движения столь элементарны, что присущи и животным, и лю­дям. Действия и деятельность — только людям. Забить гвоздь — это дей­ствие, оно распадается на более мелкие движения (взмах молотка, удар по гвоздю и т.д.). К движениям не применимы цель и потребности, а кдействию применимы.

Действие — процесс взаимодействия с каким-либо предметом, в кото­ром достигается заранее определенная цель. В структуре действия могут быть выделены следующие составные части:

• принятие решения;

• реализация;

• контроль и коррекция.

При этом в принятии решения происходит увязывание образа ситуации, образа действия, интегральной и дифференциальной программ. Реализация и контроль осуществляются циклически. По прагматическому основанию человеческие действия могут быть разделены на управляющие, исполни­тельные, утилитарно-приспособительные, перцептивные, мнемические, умственные, коммуникативные действия. В каждом из них происходит ис­пользование как усвоенных, так и индивидуально выработанных средств и орудий.

Поведение — совокупность движений, актов и действий человека, кото­рые могут наблюдать другие люди, а именно те, в чьем присутствии они совершаются. Деятельность в отличие от поведения может быть внутренней (рассудочная деятельность) и внешней. Поведение относится только ко второму. Поведение — внешняя форма проявления деятельности, т.е. оно лишь один из ее аспектов. Поэтому ученые говорят, что поведение может быть только открытым, видимым. Поведение — непосредственно наблюда­емая деятельность, в то время как деятельность — осознанное «произволь­ное поведение».

Основными элементами социального поведения выступают: потребно­сти, мотивация, ожидания(экспектации). Сравнивая деятельность и пове­дение, нетрудно заметить разницу. Деятельность включает осознанные цели

и планируемые действия. Она совершается ради какого-либо вознагражде­ния, выполняющего функцию внешнего стимула, например заработка, го­норара, повышения в должности. Поведение не содержит цель как глав­ный, определяющий элемент. Чаще всего оно не преследует никакой цели. Но в поведении есть намерения и ожидания, есть потребность и мотивы. В отличие от стимулов мотивы относятся не к внешним, а к внутренним по­будителям.

Единицей поведения является поступок. Хотя его считают осознанным, он не имеет цели или намерения. Поступок честного человека естествен и потому произволен. Просто иначе он поступить не мог. При этом человек не ставит цель продемонстрировать другим качества честного человека. В этом смысле у поступка нет цели. Действие на что-то направлено, а по­ступок нет.

Социальные действия исполняются только социальным субъектом (ин­дивидом как представителем большой социальной группы). Далее, это дей­ствие ориентировано на другого чело­века, т.е. мысленно предполагается его реакция на ваше действие. Вы ведете себя с оглядкой на других людей. Но это мысленное действие еще не реали­ зовалось, поэтому действие, как пове­денческий акт, одностороннее. Если другой человек отвечает на социальное действие таким же действи­ем, то происходит социальное взаимодействие, которое предполагает два поведенческих акта: прямой и ответный. Это двусторонний процесс. Он соединяет двух социальных субъектов. При социальном действии ориента­ция на другого является мысленной, а при взаимодействии — реальной, так как вы получаете ответное действие.

Таким образом, социальное взаимодействие предполагает два поведен­ческих акта: первый — это прямой поведенческий акт и второй — ответный. Когда вы подаете заявку на проведение демонстрации, вы мысленно предполагаете, как поведет себя милиция: будет бить дубинками или нет. Это социальное действие. Но когда вы вышли на демонстрацию, а милиция на самом деле вступила с вами в «контакт», социальное действие переросло в социальное взаимодействие.

ПРИВЫЧКА ЧЕЛОВЕКА

Вступив на стезю социализации, мы с раннего детства обучаемся прави­лам поведения, традициям, обычаям, ценностям. Сознательное обучение предполагает разумное понимание реальных причин человеческих дей­ствий. Обучаясь новому, мы одновременно контролируем и управляем сво­им поведением. При этом огромную роль продолжают играть привычки.

Психологи рассматривают привычку как автоматизированное действие, выполнение которого в определенных условиях стало потребностью. А со­циологи видят в ней психофизиологическую основу культурных традиций, на базе которых формируются социальные институты и культурные прак­тики. В том и другом случае речь идет о понятиях «индивид» и «личность».

Привычки— это еще и новые навыки поведения, выполняемые одина­ково при каждом последующем воспроизводстве. Их также можно интер­претировать как повторяющиеся действия, не составляющие физиологиче­ской необходимости организма типа инстинктов или потребностей. При­вычное действие совершается автоматически, тем самым замещая человеку его инстинкты. И это очень важно, особенно для эволюции человеческого рода, так как привычки всегда означают редукцию инстинктов, их вытес­нение на периферию общественной жизни.

Привычку можно считать родиной потребностей. Если посещение уни­версама стало для вас утренней привычкой, когда вы, наполнив коляску продуктами, аккуратно расфасованными в пакетики, с наслаждением вы­куриваете сигарету, то удовольствие от нее перекрывает возможное неудо­вольствие от обязанности посещать магазины. Соединившись, то и другое превращается если не в желание, то в привычку посетить магазин и выку­рить в приятной обстановке, — а современные магазины нередко хорошо оформлены, — утреннюю сигаретку. Наша жизнь соткана из сотен тысяч по­добных привычек, а значит, соткана из них и социализация как неустанный процесс формирования нашего общественного бытия.

С формированием привычки связано смещение мотива действия. Если вначале действие побуждается мотивом, лежащим вне его, то с возникно­вением привычки мотивом становится сама потребность в выполнении дан­ного действия.

Привычка формируется в процессе неоднократного выполнения дей­ствия на той стадии его освоения, когда при исполнении уже не возникает каких-либо трудностей волевого или познавательного характера. При этом решающее значение приобретает вызываемое самим функционированием действия физическое и психическое самочувствие, окрашиваемое положи­тельным эмоциональным тоном.

Привычка освобождает от стихийного образования мотивов и ведет к разгрузке психики от избыточного возбуждения. Это способствует стабили­зации внутреннего уклада и восприятия предметов внешнего мира. Привыч­ки поведения в стандартных ситуациях — это своеобразная защита нашего «Я».

Привычки занимают настолько важное место в социально приобретен­ном поведении, а зрелый человек на 60—80% состоит именно из него, что их называют второй натурой. А можно было бы назвать и первой. Если че­ловек при встрече с вами с завидным постоянством начинает старательно откручивать пуговицу от вашего костюма или нежно поглаживать и поче­сывать свою грудь, то это вовсе не значит, что он клептоман или у него че­сотка. Он просто не может иначе, эти действия ему необходимы, это его привычки, которые нередко еще называют второй натурой.

Привычные действия доставляют нам необъяснимое чувство комфорта и удовольствия. Возвращение к чему-то старому, когда-то уже бывшему с нами приносит нам радость, чувство успокоения. Физиологи объясняют это состояние тем фактом, что основой привычки является динамический сте­реотип нервных процессов в коре больших полушарий головного мозга.

Деятельность, возникающая на основе динамического стереотипа, проте­кает легко, свободно, автоматизированно и вызывает положительный эмо­циональный тон. Привычное дей­ствие не вызывает сопротивления на­шего мозга, значит оно протекает экономнее, быстрее, легче, а потому приятнее, доставляя почти физичес­кое наслаждение. К старости человек на 90% соткан из привычек и лишь на 10% — из инстинктов.

По мнению А. Гелена, вся культура строится на системе стереотипных и стабильных привычек. Каждая из них касается только обособленной груп­пы предметов. Специализация привычек происходит путем их селекции, сохранения наиболее полезных. Привычки обладают огромной силой со­противления потоку времени.

Привычка может складываться стихийно, быть результатом воспитания и перерастать в ус­тойчивые черты характера. Многие привычки прививаются индивиду с раннего детства и соот­ветствующие действия выполняются без разду­мья, автоматически. Так, каждый воспитанный человек, ни секунды не раздумывая, бросается на помощь женщине, на которую напал негодяй, или врывается в горящий дом, чтобы спасти ре­бенка. Весь ход его предыдущей жизни и воспи­тание приучили его в таких ситуациях действо­вать мгновенно, не раздумывая. Это действие ста­ло психическим навыком, который включается автоматически. Это не что иное, как чувство дол­га, ответственность личности перед обществом. Действительно, формирование многих привы­чек начинается в раннем детстве, причем боль­шую роль играет подражание старшим. От их по­ведения в значительной степени зависит, какие привычки сформируются у ребенка. Привычки могут возникать в любой сфере деятельности и охватывать различные стороны поведения чело­века. Следует различать полезные и вредные при­вычки. Жизненно важные, общественно ценные привычки облегчают формирование положитель­ных черт личности, соблюдение правил поведе­ния в общественной и личной жизни, отрица­тельные — дезорганизуют наше поведение. Фор­мирование полезных привычек и борьба с вредными являются важнейшими задачами воспитания. Привычки прида­ют устойчивость системе воспитания, являются важной частью формиро­вания личности в целом.

У отдельных индивидов привычки проявляются в своеобразной манере держаться, ходить, производить разные движения, повторять известные слова и т.д. Многие привычки передаются по наследству, переходят от ро-

дителей к детям и становятся характерными чертами семейного клана или родового поместья, классов, сословий, народов. Другие привычки усваива­ются методом подражания, приобретая статус моды или обычая. Некоторые из них становятся национальными особенностями, выражающимися в особенностях быта, костюма, жилища, питания или образа жизни.

Существует целый класс привычек, которые выражают антропологию народа. Так, у многих племен Африки, австралийцев и ведов (остров Цей­лон) подмечена привычка стоять во время отдыха на одной ноге, подгибая другую, или, что еще чаще, упирая ее ступней в колено или голень стоящей ноги. Обыкновенный у европейцев способ сидения — на скамейке или сту­ле, или на земле с вытянутыми ногами — редко употребляется в Африке, Полинезии, Азии. Здесь распространено сидение на корточках, которое европеец способен вытерпеть очень короткое время, а также сидение на земле, но с согнутыми вертикально в коленях ногами, опирающимися в землю близ туловища, или, наконец, сидение калачиком, с подогнутыми ногами.

Походка, манера плавания, приемы лазанья, езды верхом, пристрастия в еде и одежде также неодинаковы у различных рас. Европеец, например, лазает, крепко обхватывая ствол ногами и руками; австралиец же идет вверх по дереву, крепко упираясь в него ступнями и перекидывая постепенно кверху захватывающие ствол руки. Привычка, получающая широкое рас­пространение и тесно связанная со всем укладом жизни племени или на­рода, называется обычаем или бытовой особенностью. Ктаким привычкам-

Врезка







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.