Здавалка
Главная | Обратная связь

Информационная революция



 

Политическая инфосфера. 3 этапа

 

1.Традиционное общество.

 

Общество, в котором политическая власть осуществляется без поддержки социальных слоёв. Ресурсы в руках элиты.

Власть сакральна и не оспаривается. С информационной точки зрения, информация в этом обществе однонаправлена. В нижних слоях – обсуждение между собой. Верхние слови или об этом ничего не знают, или не придают значения мнению низов. Люди не стремятся донести своё мнение до власти. Те, у кого власти, спускают информацию низшим слоям (законы и т.д.). Т.е. 2 автономных информационных поля, которые связаны между собой исключительно вектором избирательной информации., спускаемой сверху вниз. Всё, что исходит сверху, априори воспринимается как достоверное и не подлежащее обсуждению.

 

2.Индустриальное общество

 

Формирование механизма представительства гражданских интересов. Т.е. развитие избирательных, партийных и других политических структур. Возникает двустороннее информационное движение. У нижнего слоя есть возможность донести своё мнение. Потоки информации ассиметричны. Появление новых методик ( в традиц. – пропагандистская методика) – маркетинговые (политическая реклама, PR и т.д.). Это создание и передача информации. Верхи стали более внимательно относиться к информации, которую они передают. Постепенно образуются единые информационные поля и потоки. Люди пытаются влиять на правительство и наоборот.

 

3.Постиндустриальное общество.

 

Этап цифровой передачи информации. Информационные потоки не только идут сверху-вниз и снизу—вверх, но и во всех направлениях – сетевые потоки. О векторности даже перестают задумываться. Существенные изменения в структуре общества, социально-экономическом содержании и восприятии труда, росте интеллектуальной ёмкости, изменение трудовых функций. Люди всё больше освобождаются для мыслительных процессов, но многие люди к этому не готовы. То, что растёт интеллектуальная ёмкость не означает, что интеллектуальный уровень людей тоже растёт. Многие люди, которые должны были бы заниматься физическим трудом, заняты бессмысленной деятельностью.

 

9.10.10. Система СМИ в Германии.

 

Рынок СМИ в Германии довольно развит, находится на высоком уровне. Основной закон гарантирует свободу слова, выражения своего мнения и отсутствия цензуры. Свобода прессы не означает право писать всё, что угодно. Не рекомендуется говорить о:

 

1.Всём, что относится к положительным сторонам национал-социализма.

Ева Герман – была ведущей на 1 канале немецкого телевидения. Начала публиковать книги о положении женщины в современном обществе (демографическая ситуация в стране тоже не принято обсуждать). А на пресс-конференции в 2007 году она сказала ,что несмотря на ужасы национал-социализма, там была поддержка семьи, детей, матерей à её уволили.

 

2.Демографические проблемы

 

3.Падение уровня образования

 

Журналистское сообщество хорошо организовано. Непостоянный??? совет по делам прессы (с 1956 года) устанавливает этические правила журналистики.

1973 год – кодекс немецкой прессы. О журналистской этике, что журналист должен служить обществу, представлять его интересы, не предоставлять непроверенную информацию и т.д.

 

Законодательство в СМИ – компетенция федеральных земель. Профессия журналиста довольно престижна, около 70 тысяч журналистов, при этом 2/3 из них постоянно заняты. Высокий уровень безработицы у журналистов.

После окончания университета будущий журналист должен 2 года проработать в редакции волонтёром за символическую плату, но редакция обязана дать ему всесторонний опыт. Журналистов без специального образования мало.

Высокий уровень доверия к прессе в немецком сообществе. История современных немецких СМИ ведет своё начало в 1945 году, была создана почти с нуля. После 1945 года все СМИ, которые находились под контролем нацистов, были распущенны, а их бывших работников какое-то время не пускали к профессиональной деятельности.

 

Печатная пресса

 

Очень сильно выражена роль локальной прессы, особенно ежедневных газет. Около 1,5 тысяч ежедневных газет. 70% от 20 млн. их тиража – это локальная пресса. Дословно «газет родины». Крупные общие издание, как правило, выпускают ещё и региональные приложения..

У газет обычно большой объём, большая содержательность, у немецких газет много консервативности в оформлении и содержании.

Самые распространённые газеты.

Массовая пресса – рассчитана на массового потребителя, е задач – развлечь читателя. Качественная – для элиты, ей нужна качественная достоверная информации. Например, массовая – Комсомольская правда, качественная – Ведомости.

 

  1. В Германии одна крупная жёлтая газета – Bild. Основана в 1952 году. Распространялась только в розницу, а не по подписке. В 80-е гг. тираж доходил до 5 млн. экземпляров. Сейчас около 3,5 млн. У любого крупного издания, как правило, есть свой политический профиль. У Bild – правые взгляды, консервативные.

 

  1. Вторая по тиражу – надрегиональное издание «Западноерманская всеобщая газета», надрегиональна – выходит в одном регионе, выполняет общенаучную роль. WAZ выходит в Руре. Тираж – около 1 млн. экземпляров. Есть 28 локальных изданий с общей «шапкой», которые дублируют часть информации.

 

  1. Южногерманская газета – SDZ. Выходит в Баварии, распространена по всей стране. Либеральные политические взгляды – по правам человека, социальной справедливости и т.д. Тираж около 0,5 млн. В начале 200-х оказалась в кризисе, в первую очередь – в финансовом.

Выход – появление побочных продуктов. Стали выпускать классику, «Библиотеку SDZ», видео под своей маркой и выбрались из кризиса.

 

  1. Франкфуртская всеобщая газета FAZ.

Тираж ок. 350тысяч экземпляров. Самая большая корреспондентская сеть, считается самой авторитетной за рубежом. Самая консервативная из крупных газет. Заголовок до сих по традиции набирается готическим шрифтом. До 2000х гг.была полностью чёрно-белой. До 2007 года на 1й полосе не публиковались фотографии. Но – высокое качество информации.

 

Ни одного крупного общественно-политического издания с сер.1950х гг. не появилось, за исключением одной газеты.

1979 г. – «Ежедневная газета» TAZ. Основана экологическими группировками. Много тем об экологии, альтернативных политических движениях. Сначала не было ни капитала, ни профессиональных журналистов, но позиционирование себя как альтернативы привело к успеху.

Постоянно на грани убытка. Самые низкие зарплаты журналистов, но самые высокие средние доходы читателей. Самая новая из крупных германских изданий.

 

Кроме ежедневных есть ещё и еженедельные газеты

1.Самая известная Welt, тираж более 400 тысяч экземпляров. Входит с 1953 года. Независимая редакционная политика. Долгое время ответственным редактором был Лео Боцариус. Независимость от коммерческих интересов.

 

Журналы – всего около 70 тысяч. Общий тираж – около 200 млн. Большинство – это узкоспециализированные подписные издания. Самые влиятельные общественно-политические еженедельники ФРГ, которые конкурируют между собой:

1. Журнал Stern. Основан в 1948 году как молодёжный журнал, в 60-е гг. хотели сделать иллюстрированный журнал, но потом он стал общественно-политическим. Славится своими репортажами. Претендовал на лидерство на немецком журнальном рынке. Но в 1983 году он начал публиковать дневники Гитлера, а когда выяснилось, что это подделка, авторитет журнала упал. Тираж – примерно 1 млн. – 1 млн. 200 тыс. экземпляров.

 

2.С 1993 года – Fokus. Организован как конкурент Stern и стал освещать чисто практические темы , например, какой банк стоит выбрать. Тираж – около 800 тыс.экземпляров.

 

  1. Самое авторитетное СМИ ФРГ – Spiegel. Основан в 1946 году (Рудольф Ауфштафн) – с санкции британских оккупационных властей и первый же номер, который вышел, был направлен против британской оккупации под названием «Неделя». Решили поменять название и оставить вебершл???.

 

1962 год – дело Шпигеля. В журнале появилась статья «Ограниченно годен к обороне», в которой описывалось плачевное состояние ВС ФРГ. Министром обороны был Ф.Й,Штраус, убеждённый консерватор. Spiegel закрыли, Ауфштан и несколько журналистов были арестованы за разглашение государственной тайны. Затем выяснилось, что информация бралась из открытых источников, в итоге – Ауфштафн на свободе, Штраус уволен. Тираж – примерно 1 млн.

После смерти Ауфштайна в 2002 году кризис Spiegel , который уволил ранее несколько десятков министров.

 

Новые тенденции в сфере печатной прессы:

 

1.Появление бесплатных газет. Связано в экономической обстановкой. Сейчас доходы газет на 80% зависят от рекламы, 20% от распродаж. Решили бесплатно, но не тратятся на распространение. «20 минут Кёльна» - газета принадлежала норвежской компании и столкнулась с критикой немецкой прессы (нечестная конкуренция) à закрыта. Поэтому это явление так и не стало общераспространённым.

 

2. Перенос изданий на таблоидный формат. Такой формат удобно читать в транспорте.

 

3.Появление изданий, которые ориентируются на новые целевые аудитории, тоже медленный процесс). Традиционно ориентируются на аудиторию 14-49 лет, т.к. на них ориентирована реклама.

 

Электронные СМИ – радио и ТВ. 2 этапа:

1.До сер. 80х гг.

2.После сер. 80х гг.

 

Раньше – 3 канала, вещание 10.30 – 0.00

После 2 МВ вспомнили, что радио сыграло весомую роль в приходе нацистов к власти à радио и потом ТВ должны носить публично-правовой характер. Публично-правовые СМИ – находятся в общественной собственности, финансируются за счёт специального налога, имеют определённые обязательства перед обществом (ограничение коммерческой рекламы), должны представлять все точки зрения, публиковать общественно важно важную информацию. Во главе – Специальный общественный совет.

Изначально не было общего радио, все радиостанции были земельные. Только в 1950х гг. – единая структура ART – сейчас это 1й канал немецкого ТВ. 2й канал появился в 195061 г. – ZDF (2 немецкого телевидение). До сер. 80х гг. было только 3 канала. Потом произошла техническая революция – появление спутникового и кабельного телевидения. Стали разрешены частные теле- и радиокомпании. Новые компании: SAT-1, RTZ.

 

Сейчас около 130 телевизионных каналов. На долю первых трёх каналов – 40% рынка, остальные 60% - частные.

 

SAT-1. Создан газетными издателями. Упор на «семейную» программу – много кинофильмов и сериалов.

 

RTZ – строился по американскому образцу. В 1987 году RTZ открыл утреннее вещание , 1й в ФРГ («Доброе утро, Германия!»). На RTZ появились различные новые шоу и передачи. 2001 г. – 2Телемагазин». Именно здесь появились реалити-шоу типа «Большой Брат», «Кто станет миллионером».

 

ART – программа Tagesschau (первая новостная программа, созданная в 1960е гг.). в внешне выглядит как и в 1950-е гг. – диктор по бумажке читает новости, без всяких картинок.

 

Обострение конкуренции между публично-правовыми и частными каналами – публично-правовые имеют меньше рекламы, но получают стабильное финансирование и иногда используют скрытую рекламу.

 

Структура собственности в немецких СМИ:

Оборот медиарынка в ФРГ – коло 200 млн. евро, расходы на СМИ составляют 8% ВВП на нынешний день.

В ФРГ несколько крупных медиарынков, но очень много мелких семейных фирм.

2 концерна:

-Бертельсман – крупнейший медиа-концерн Европы, организован по типу кластера ((когда в состав одного холдинга входит несколько компаний, ориентированных на одну аудиторию) – в Бертельманн входят RTZ, книжное издательство Randomhaus??, турн.концерн Frunholenjahr???, 1 из музыкальных групп.

-Аксельшпрингер. Владелец газеты Welt. Объединяет печатную прессу. Характерные черты: если Бертельсманн работает по всему миру (лишь 30% в ФРГ), то Шпрингер – на Восточную Европу, немецкие инвесторы доминируют в Польше. Чехии, Прибалтике.

 

Закрытость немецкого рынка для иностранных инвесторов. 2005 г. – «Берлинское издательство» пытался взять британский инвестор, что вызвало общенациональную волну возмущения, отказ инвестора в итоге.

 

Сейчас иностранные инвесторы постепенно и медленно приходят.

 

Отношение немецких СМИ к РФ.

Отношение нем.общества к РФ – нейтральное. Отношение немецкого бизнеса скорее положительное, а немецкой прессы скорее отрицательное. Набор штампов о РФ, целых устойчивых слов и выражений как признаков современной РФ

-«дефицит демократии»

-«нарушение свободы прессы»

-«господство спецслужб»

 

Самые высокие мажне??? публикации – о правозащитной деятельности, её подавлении в РФ.

Отношение постепенно меняется, в лучшую сторону, но очень слабо. Иногда предубеждение заходит слишком далеко и можно встретить нотки злорадства в трагических событиях.

Если сравнивать российскую и немецкую прессу, то среди отличий:

1.Разная трактовка одних событий

-освещение разных событий, например, в одном визите российская пресса пишет о сотрудничестве, а немецкая указывает в основном на негативные моменты визитов.

 

23.10.10

 

Информация в сфере политики

 

Понятие информации – одно из центральных в современной науке. 20 век привнёс наибольшие изменения в понятие информации.

Клод Шеннон – американский математик – стоял у истоков измерения информации с точки зрения кибернетики. В 1947 году предложил способ измерения информации в одном случайном объекте. Этот способ предлагал впервые измерение информации числом. Шеннон известен математической теорией связи – измерял информацию в одном бите. Проводил исследования, сколько где информации содержится. Информация рассматривается вместе с такими понятиями, как пространство, время, материя. В 20 веке понятие информации вышло за пределы философии, становится предметом отдельной науки (информациология – создание информации определяет мир, информация является носителем, который определяет развитие мира). Биология: клетка уже несёт в себе информацию. Шипов (физик) – подход к изучению мозга с точки зрения физики (мозг для него – вместилище торсионных полей, которые пронизывают всю Вселенную и взаимодействуют друг с другом).

Иезуитов – «Философия взаимодействия» - утопист?, т.иф-ии?, считает, что можно достигнуть того уровня информационного взаимодействия, когда будет значительно уменьшена степень антагонизма. Проблема взаимодействия возникает из-за разного восприятия информации. Любой приёмник информации: как человек, та и машина – несовершенен. Он может больше или меньше информации, чем было заложено. Если все они будут находиться в одном духовном информационном поле, то не будет и конфликтов. Исторически разные источники информации:

1.Мифы, слухи

2.Указы, законы

3.Фотографии, звуки

По сути весь мир – это информация, проблема лишь в том, что мы воспринимаем далеко не всю информацию. Информация есть во всём, есть и способность её считывать или не считывать.

Современная жизнь – некоторые каналы восприятия информации изменяются??. Информация имеет свойство накапливаться, и человечество накапливает её по мере своего развития. Сейчас уже почти невозможно достичь в нескольких различных областях как Леонардо да Винчи.

 

Информация в современном мире может носить колонизаторский характер, что эффективнее, чем материальная колонизация. Физическое насилие быстрее вызывает негативную ответную реакцию. Информационная колонизация менее заметна, хоть она и способна через некоторое время вызывать протестную реакцию. Такая «колонизаторская информационная война» началась в начале 20 века. Учёные пришли к выводу, что примерно 15-20% обладают критическим мышлением, а остальные 80% более или менее внушаемы, почти каждый второй человек легко внушаем. Так устроено наше сознание, т.к. так легче жить. На массы влиять значительно проще и когда человек в массе вншить ему что-то тоже гораздо проще.

 

Проблема отбора информации

 

Проблема становится всё явнее с ростом объёмов информации

 

1.Потребность в информации – определяется нашей социальной ролью и образом жизни.

2.На основе этой потребности формируются наши интересы. Интерес – это ориентация на достижение определённой цели.

3.Интерес определяется мотивом. Мотив отбора информации может быть разным. Её количество, авторитетность, источники информации. Но! Понятие об авторитетности у каждого своё, как и обо всём другом. Престижность обладания информацией, привлекательность подачи информации, оценка степени полезности. Но все эти мотивы относительны и зависят от человека.

4.Ценность информации (информация цена, когда есть потребность, интерес и мотив)

 

Дополнительные критерии информации:

1.Новизна, хотя и старая информация может быть открыта по-новому

2.Достоверность – 2 составляющие, точность и полнота. Если одной из составляющих нет, то это недостоверная информация.

3.Доступность. Некоторая информация недоступна для понимания или труднодоступна.

4.Своевременность

5.Уместность

6.Соответствие запросам потребителя информации. У каждого свой уровень восприятия и на него надо ориентироваться. Значит, нужно выбирать нужный способ подачи информации, авторитетный источник для той или иной ситуации.

 

30.10.10

 

Способы политической коммуникации

 

1. Через СМИ – печатные и электронные

2. Через различные организации – политические партии, группы давления и т.д.

3. Через неформальные каналы

 

Массовая концепция – связана с глобальными процессами. Основоположник массов. концепции в теории – Лассуэлл. Эти идеи, в частности, стимулировали развитие понятия с научной точки зрения. Т.к. Ласуэлл не только социолог, но и психолог, он привнёс психологический аспект в массов. концепцию. Одна из идей – общественное сознание – нужно проводить анализ массовых иллюзий, как некое социальное явление. Иллюзии и представления должны подвергаться научным исследованиям и массовая концепция должна быть направлена на эти иллюзии.

 

Габриэл Алмунд. Политолог.

 

Одна из последних книг – «Современная сравнительная политология». Алммонд рассматривает понятие политической силы и влияние средств массовой информации на неё. Считает, что СМИ могут рассматриваться наравне с самими политическими структурами.

Алмонд считает, что политические системы выполняют 2 типа функций:

  1. Ввод информации. Политическая социализация, мобилизация населения, распределение политических ролей, артикуляция/применение интересов через коммуникацию.
  2. 2.Вывод информации – законодательная деятельность (введение норм) и исполнение (их применение и контроль за соблюдением)

 

Респонсивность – это способность реагировать на некогл. Импульсы, которые поступают из внешней среды. Чем быстрее и эффективнее политическая система реагирует на внешнюю среду, тем выше уровень её респонсивности, тем больше у неё и устойчивости.

Обычно политическую коммуникацию рассматривают с 3 позиций:

1.Позитиывный подход – это изучение того, как СМИ воздействуют на аудиторию.

2.Феменологический – изучение уровня понимания населением?? того , что преподносят СМИ.

3.Критический – в рамках которого объясняется роль СМИ в существовании политико-социальной системы.

 

В рамках каждого подхода есть несколько направлений.

Поиитивный подход – бихевиоризм (стимул и реакция). Несколько примитивно рассматривается ситуация и отпуется? одна и та же реакция на один стимул.

Рыночные теории – СМИ рассматриваются в качестве рынка.

Критический анализ – различные теории манипуляций.

 

Различные способы по распространению информации оказывают различное влияние на людей.

 

Парасоциальный эффект – информация по ТВ воспринимается лучше, чем из газет ( говоря о массовой теории ).

 

1.Информация по ТВ кажется более достоверной , телезритель чувствует себя ближе к события. Происходит перенос события по тв на себя. Поэтому многие психологи предупреждают об опасности показывания насилия и жестокости по ТВ2.Иллюзия общения с ведущим программы, диктором и т.д.

3.Люди ощущают общность в большей степени, чем при чтении газет.

 

Максютин(???) говорил, что существуют «прохладные» и «горячие» каналы информации. ТВ, по его мнению, прохладный канал, т.е. призывает к соучастию , а горячий канал прерагает?? информацию, которую человек просто воспринимает. Т.е. горячий канал – печатные СМИ. Мало остаётся возможностей для домысливания и соучастия.

 

 

20.11.2010.

 

Самым подвергшимся анализу в научном мире видом информации является слух, активно изучался как феномен получения информации. Например, в России этим активно занимался Оболонский.

Его определение слуха.

Слух – есть некая разновидность информации, которая распространяется исключительно по неформальным каналам (но некоторые слухи можно почерпнуть и из формальных источников – например, по телевидению) и направленная на удовлетворение некоторой потребности в информации (люди стремятся прежде всего к общедоступным источникам информации, а слухи как правило ещё и эмоционально окрашены и такой вид информации воспринимается гораздо лучше), которая не удовлетворяется иными способами. В целом, это своеобразная коллективная попытка найти ответ в условиях дефицита информации. Слух всегда интересно обсудить, часто слухи восполняют и потребность в необходимости эмоционального переживания того или иного факта при общении. Дефицит информации всегда стимулирует её поиск.

 

Слухи могут порождать довольно серьёзные проблемы. Если слух основан именно на недостаточности , он ведёт к страхам, фобиям и прочим дискомфортным состояниям, которые, помноженные на массовость, могут вызвать протесты, возмущения.

 

Гордон Олпорт.

Вывел закон, который так и называется – закон Олпорта.

С = f ( B * D )

 

C – слух

В – важность события

D – двусмысленность

 

Слух есть функция важности события, помноженная на его двусмысленность. Зависимость распространения слуха от важности предстоящего события. Такое событие воспринимается как скорее угроза и если так, то распространие идёт быстро.

Слухи о светлом будущем – довольно редки. Чем более важно событие и тем менее оно понятно, тем больше будет область распространения слуха. Чем более неприятна идея, тем легче он распространяется. Чем менее понятно и подвержено проверке , тем больше воспринимается с достоверностью как у же свершившийся факт.

 

Виды слухов:

  1. Слух-мечта. Выражает желания и надежды людей, среди которых циркулирует. Во время 2 МВ среди американских солдат прошёл слух, что Японии не хватит нефти для дальнейшего ведения войны, что вдохновило их.
  2. Слух-пугало. Выражает чувство страха, тревоги, возникают довольно часто. После нападения на Перл-Харбор: весь тихоокеанский флот разбит, продолжать войны невозможно, были разбиты и другие базы и т.д.
  3. Слух-разделитель. Создаёт и закрепляет разобщённость между какими-то группами людей, что ведёт к созданию предрассудков касательно других групп людей.

 

Каналы передачи слухов:

 

  1. Более 47% слухов – по работе или в учебном заведении от коллег и однокурсников. +Поддержка коммуникации. Для принятия в коллектив надо вносить свою лепту, например, общением, а слух – наиболее удачное решение проблемы.
  2. СМИ - пускают тоже слухи, 37%.
  3. Приятели, домочадцы. При этом приятели больше даже. Дома делятся слухами в меньшей степени.
  4. Анекдоты, байки.

 

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.