Здавалка
Главная | Обратная связь

Сущность и система стратегического управления



В прошлом многие предприятия успешно работали, сосредоточившись, в основном, на ежедневной работе и внутренних проблемах, связанных с повышением эффективности использования ресурсов в текущей деятельности. В современных условиях этого недостаточно. Наряду с необходимостью рационально использовать потенциал организации в текущей деятельности важнейшим фактором ее устойчивости организации является управление, обеспечивающее своевременную адаптацию субъекта хозяйствования к быстро изменяющимся условиям ведения бизнеса.

Стратегический менеджмент ориентирован в будущее. При стратегическом управлении в каждый момент фиксируется, какие действия должна предпринимать организация сейчас, чтобы достичь желаемых целей в будущем, причем с учетом возможного изменения условий. Речь не идет о плане или описании того, что организации предстоит делать в будущем, а об определении действий сегодняшнего дня, которые принесут результаты завтра. Важнейшей задачей стратегического управления является выработка у организации способности реагировать на изменения в окружении.

У стратегического управления нет описательной теории, предписывающей, что следует предпринимать в конкретных ситуациях. Это, скорее, определенная философия менеджмента, которая каждым отдельным менеджером понимается и реализуется в значительной мере по-своему. Тем не менее, наработан ряд рекомендаций, правил и логических схем анализа проблем и выбора стратегии, а также осуществления стратегического планирования и практической реализации стратегии. В антикризисном управлении стратегическое управление играет главную роль.

Стратегическое управление рассматривается как динамическая система следующих взаимосвязанных управленческих процессов: анализа среды, определения миссии и целей, выбора и оценки стратегии, выполнения стратегии, контроля над выполнением стратегии. Данные процессы вытекают один из другого и воздействуют друг на друга (рис. 8.1).

 

 
 

 

 


Рис. 8.1. Схема стратегического управления

Стратегический маркетинг представляет собой анализ потребностей потенциальных клиентов. Его роль заключается в том, чтобы не отставать от эволюции рынка, а основной задачей является поиск рыночной «ниши», под которой понимается возможность сбыта продукции с определенными функциональными характеристиками в пределах конкретного рыночного сегмента. Он конкретизирует стратегический выбор применительно к реальной структуре рынка, реальной конкуренции в рамках рыночных сегментов и реальным ресурсным и организационным возможностям компании, увязывает цели маркетинговой и инвестиционной деятельности, маркетинга и НИОКР, маркетинга и управления финансовыми ресурсами.

В процессе анализа исследуются следующие элементы среды: а) внешняя среда косвенного воздействия; б) внешняя среда прямого воздействия; в) внутренняя среда.

SWOT – анализ

Для выявления задач стратегического управления организации используется SWOT-анализ (аббревиатура от английских слов: «сила», «слабость», «возможности», «угрозы»). Сначала с учетом конкретной ситуации, в которой находится организация, определяются ее сильные и слабые стороны, а также возможности и угрозы внешней среды, а затем устанавливаются связи между указанными переменными, в дальнейшем позволяющие сформулировать стратегию организации. С этой целью используются блоки вопросов.

Когда выявлены сильные и слабые стороны, возможности и угрозы организации, строится матрица SWOT и устанавливаются связи между состоянием внешней и внутренней среды (рис. 8.2).

 

  Возможности: 1. 2. 3. … Угрозы: 1. 2. 3. …
Сильные стороны: 1. 2. 3. …     СИВ     СИУ
Слабые стороны: 1. 2. 3. …     СЛВ     СЛУ

 

Рис. 8.2. Матрица SWOT:

СИВ -- поле силы и возможностей; СИУ -- поле силы и угроз; СЛВ -- поле слабости и возможностей; СЛУ -- поле слабости и угроз.

 

Слева в матрице выделяются и вносятся все сильные и слабые стороны, выявленные на первом этапе анализа организации, в верхней части -- все выявленные возможности и угрозы. На пересечении разделов образуется четыре поля: СИВ, СИУ, СЛВ, и СЛУ. Каждое из них рассматривают с точки зрения попарных комбинаций, чтобы выделить те, которые должны быть учтены при выработке стратегии поведения организации. В отношении пар, отобранных на поле СИВ, следует разрабатывать стратегию опирающуюся на сильные стороны организации для оптимального использования открывшихся возможностей внешней среды. В подходе к парам на поле СЛВ, формируется стратегия, позволяющая преодолеть имеющиеся в организации слабости за счет появившихся возможностей. К парам на поле СИУ подбирают стратегию обеспечивающую использование силы организации для устранения угроз. Парам на поле «СЛУ», подходит стратегия, способствующая в преодолении слабости и предотвращении угроз.

На основе выводов SWOT-анализа выбирается стратегия и составляется план мероприятий по ее реализации: усилению сильных сторон, ликвидации угроз и слабых сторон и использовании открывшихся возможностей. Причем по важности на первом месте в этих мероприятиях находятся мероприятия по ликвидации слабых сторон организации и внешних угроз. На втором -- использование сильных сторон организации для реализации открывшихся возможностей. На третьем -- использование сильных сторон для ликвидации угроз и слабых сторон при реализации возможностей.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.