ЧОУ ВПО Институт Экономики, управления и права
(г. Казань) Психологическое отделение
Кафедра «Педагогической психологии и педагогики» Направление «Педагогическое образование»
ОТЧЕТ (педагогической практике)
Исполнитель: студент ___ курса ____ группы_______________
Научный руководитель от института:_______________ Научный руководитель от предприятия:_______________
Бугульма 2015
Приложение 2
Отчет Ф.И.О.________________________________ Группа:_________________________________ Напраление:___________________________ База практики:_____________________________ Руководитель практики:_____________________ Руководитель учреждения:___________________
Приложение 3 Характеристика-отзыв руководителя практики от учреждения на Студента-практиканта(Ф.И.О.) __________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Рекомендации практиканту_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Подпись руководителя учреждения______________________________________________ М.П. «______» 20______г.
Заключение руководителя от института об (учебно-ознакомительной, педагогической, производственной) практике студента___________________________________________ ____________________________________________________________________________ Подпись руководителя практики от института_____________________________________ Зачетная оценка по практике____________________________________________________
М.П. «____» 20_____ г. Приложение 4 Описание места прохождения практики 1.тип заведения 2.материальная база: а) здание: типовое, индивидуальный проект; приспособленное помещение; б) кабинеты, их оснащение; в) комната психологической разгрузки, кабинет психолога; г) библиотека, читальный зал, информативная оснащенность. д) наличие технических средств обучения; е) спортивный комплекс: зал, спортивные снаряды и оборудование, тренажеры, бассейн, душ, раздевалки; ж) кино- и актовый залы; зал ритмики и хореографии; з) столовая; и) медицинский кабинет; к) оформление иозеленение учебного заведения,аудиторий, кабинетов, реакреаций, актового зала ит. д. 3. коллектив: количественный и возрастной состав, стаж, категории, звания иученые степени преподавателей. 4. основные направления работы коллектива (традиции, инновации). 5. правила внутреннего распорядка учреждения.
Приложение 5
СХЕМА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА УРОКА 1. ГРУППА, УРОК (ПО СЧЕТУ), УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ. ТЕМА ЗАДАЧИ, УЧИТЕЛЬ, ДАТА 2. ГОТОВНОСТЬ К ЗАНЯТИЮ: а) подготовленность учителя к уроку; б) подготовленность классного помещения и учащихся. 3. ВНИМАНИЕ УЧАЩИХСЯ НА УРОКЕ 3.1. Приемы организации внимания: — непосредственное обращение; — подчеркивание значимости информации; — постукивание, повышение (понижение) голоса; — использование наглядных пособий; — яркость примеров; — темп ведения занятия и т.д. 3.2. Организация внимания по этапам урока: — вхождение учителя в класс, приветствие; — начало занятия; — создание рабочего состояния; — призывы к тишине и др. 3.3. Поддержание активного внимания: — во время опроса; — во время подачи нового материала; — при повторении, закреплении и т.д. 3.4. Виды проявляющегося внимания: — непроизвольного; — произвольного; — послепроизвольного, их смена. 3.5. Сосредоточенность внимания: — высокая, средняя, поверхностная. 3.6. Случаи рассеянности, отвлечений. 3. 7. Распределение внимания: — между какими видами деятельности; — успешность внимания (как справились ученики). 3.8. Переключение внимания: — от опроса к объяснению нового материала; — от выполнения самостоятельных работ к повторению, закреплению и т.д.; — как переключались «быстрые» и медлительные ученики; — приемы переключения внимания; — «логический мостик»; — название новой темы — запись ее на доске; — подчеркивание значимости материала; — пауза, разрядка и т.д. 4. ВОСПРИЯТИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА 4.1. Подготовка учащихся к восприятию материала урока: — мотивация; — постановка цели; — установка; — интерес, любопытство, удивление и т.д.; — создание ситуации ожидания; — личностный смысл и др. 4.2. Соотношение образа и слова, их взаимосвязь: — создание наглядных образов; — ясность, образность речи учителя, записей на доске. 4.3. Особенности наглядных иллюстраций, их применение: — схемы, чертежи, графики и др., их соответствие психологии восприятия; — моделирование содержания материала и' способов действий учащихся; — ознакомление учащихся с воспринимаемыми объектами; — функции наглядности; — иллюстрации того, что описывает учитель словами; — сближение абстрактных понятий с конкретными; — восприятие сущности явления. 4.4. Избирательность восприятия: — особенности изображения того, что должно быть предметом осознания; — отсутствие лишней детализации; — структура объекта (расчленение на части и др.); — выделение объекта восприятия цветом, штриховкой, голосом и др. 4.5. Осмысленность восприятия: — по реакции учащихся на ответы товарищей; — по возникновению у учащихся вопросов; — по высказываниям и дополнениям учащихся; — пояснение учителем словом наглядного материала. 4.6. Формирование чувственного опыта учащихся: — с опорой на имеющиеся знания; — с опорой на опыт учащихся (апперцепция); — соотношение новых и имеющихся представлений у учащихся. 4.7. Формирование наблюдательности учащихся: — постановка цели наблюдения; — выделение этапов наблюдения; — фиксирование общего, существенного; — подведение итогов. 4.8. Ошибки в восприятии учащихся: — причины ошибок и их предотвращение. 5. МЫШЛЕНИЕ УЧАЩИХСЯ НА УРОКЕ 5.7. Применяемые методы на уроке: — рассказ, беседа, лекция; — программированное, проблемное изложение; — учебные ситуации; — поэтапное, планомерное формирование умственных действий и др. 5.2. Мотивация мыслительной деятельности учащихся. 5.3. Формирование понятий: — от конкретных операций к общему, абстрактному; — от общих нерасчлененных представлений (путем содержательного анализа) ко все более точному понятию; — выделение признаков понятия: существенных и второстепенных; — установление связей между понятиями внутри предмета и между предметами; — уровень усвоения понятий. 5.4. Обучение в учебных ситуациях: — постановка проблемы, ее формулировка; — решение проблемы с помощью учебных действий; — контроль и оценка результатов. 5.5. Общение в процессе обучения: — общение в группах; — позиция учителя и учащегося в группах. 5.6. Использование приемов активизации мышления учащихся: — проблемные учебные ситуации; — обсуждения, дискуссии; — задачи с несформулированными вопросами, недостающими данными и др.; — «мозговой штурм» и др. 5.7. Характер вопросов, формулируемых учителем: — требующих простого воспроизведения знаний; — направляющих процесс анализа и др.; — побуждающих рассуждать, сравнивать, противопоставлять и др.; — вскрывающих причинно-следственные связи. 5.8. Степень самостоятельности мышления учащихся при решении мыслительных задач: — умение рассуждать (суждения и умозаключения); — умение сопоставлять, обобщать, делать выводы; — выделять существенные признаки понятий; — конкретизировать понятия, связывать их с практикой; — рефлексивное мышление; — дополнение и исправление отвечающих учеников; — ошибки при рассуждениях. 5.9. Проявление мыслительных операций при изложении учителем учебного материала: — анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение, классификация, систематизация; — конкретизация понятий, правил, положений. Особенности приводимых примеров. 5.10. Как учитель учит приемам мыслительной деятельности: — ставить цель мыслительного поиска; — работать в учебных ситуациях; — осуществлять мыслительные операции: анализа, синтеза, сравнения предметов и явлений, моделирование и др.; — устанавливать причину и следствие; — контролировать, оценивать свою работу; — учит приемам коллективной мыслительной деятельности. 5.11. Учет индивидуальных особенностей мышления учащихся: — наглядно-действенное; — наглядно-образное; — абстрактно-логическое; — визуально, аудиально и кинестетически ориентированные учащиеся. 5.12. Речь учащихся. Характер ошибок в речи. Отношение учителя к речи учащихся. 6. ПАМЯТЬ В ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ 6.1. Приемы, используемые учителем для осмысленного и прочного запоминания учебного материала: — цель и план урока, запись их на доске; — установка на запоминание: прочность, осмысленность, точность, принять к сведению, общий смысл и др.; — логическая обработка информации; — выделение главного в материале; — установление причинно-следственных связей изучаемого и известного материала; — запись определений, трудных слов, дат, составление графиков, таблиц ООД (основа ориентировочной деятельности) и т.д.; — свертывание информации в логические модели; — привлечение учащихся к практическому применению правил, законов. Составлению таблиц, моделей и т.д. 6.2. Обучение учащихся методам продуктивного запоминания информации для работы в классе и дома: — смысловая группировка материала, установление опорных пунктов; — способы нахождения в тексте логического субъекта и предиката; — установление ассоциаций по сходству, контрасту, смежности и др.; — соотношение образа и слова при запоминании; — составление плана, тезисов, конспекта; — свертывание материала в логические модели содержания и способов действия; — перевод «языка» книги в «язык» собственных мыслей; — способы активного припоминания; — специальные приемы запоминания учебного материала (мнемотехника). 6.3. Виды памяти, используемые на уроке: — наглядно-образная; — словесно-логическая; — эмоциональная; — двигательная. 6.4. Использование непроизвольного, произвольного запоминания: — характер деятельности учащихся и степень активности и самостоятельности. 6.5. Индивидуальные особенности памяти учащихся: — запечатление, узнавание; — сохранение, воспроизведение; — забывание. 6.6. Вопросы учителя и актуализация памяти учащихся: — проверка усвоенного материала; — осмысление материала; — закрепление материала. 7. ПОВЕДЕНИЕ УЧИТЕЛЯ 7. /. Встреча учителя с классом. 7.2. Внешний вид. Одежда. Прическа. 7.3. Психическое состояние учителя: — положительное: спокойствие, уверенность, энергичность доброжелательность и др.; — отрицательное: скованность, нерешительность раздражительность, апатия и др. 7.4. Манера обращения к учащимся: — доброжелательное, уважительное; — требовательное, строгое; — оскорбительное (насмешки, прозвища и др.); — способность проникнуть во внутренний мир ученика; — «эмоциональный климат» в классе. 7.5. Контакт с классом: — распределение внимания на всех учащихся и их деятельность; — переключение внимания на работу отдельных учащихся: — способность поддерживать работоспособность учащихся, их дисциплину; — реакция на поведение отдельных учащихся. 7.6. Речь учителя: — громкость, темп, дикция, паузы; — выразительность, эмоциональность; — мимика и пантомимика. 7.7. Организация учебной работы: — занятость делом. Плотность работы на уроке; — руководство самостоятельной работой учащихся; — групповая работа (позиция учителя и ученика в группе); — соревнование, взаимный контроль; — комментирование выполняемой работы и др. 7.8. Инструктаж по выполнению самостоятельных работ в классе и дома. 7.9. Замечания учителя: — по характеру выполняемых работ; — по культуре речи, логики изложения; — по дисциплине, манере поведения; — по отношению к товарищам. 8. ОРГАНИЗАЦИЯ УЧИТЕЛЕМ ОБРАТНОЙ СВЯЗИ 8.1. На каких этапах урока и по поводу чего обратная связь: — контролирующий и обучающий характер обратной связи; — при изучении нового материала; — вопросы уточняющие, осмысливающие, выделяющие существенное и т.д.; — при проверке домашних заданий; — демонстрация образцов; — при самостоятельной работе учащихся; — карточки ООД (основа ориентировочной деятельности) и др. 8.2. Цель обратной связи: — проверка уровня знаний, умений, навыков; — уточнение правильности действий учащихся; — получение рабочих гипотез; — уточнение этапов мыслительной деятельности; — предупреждение ошибок в рассуждениях. 8.3. Оценка деятельности учащихся, ее обоснованности: — оценка отдельных действий, навыков; — комментарии оценок учащихся; — активизация работ учащихся, их уверенности, удовлетворенности; — снятия напряжения, страха, обиды, утомления. 8.4. Как учить учащихся учиться: — слушать, делать записи, моделировать; — работать с книгой, осуществлять учебные действия; — контролировать самого себя и др. 8.5. Как перестраиваются учащиеся на определенные действия учителя. 8.6. Какова система контроля учебной деятельности учащихся. 9. ПОВЕДЕНИЕ УЧАЩИХСЯ 9.1. Внимательность, активность и работоспособность учащихся. 9.2. Реакции учащихся на успехи и неудачи товарищей. 9.3. Особенности групповой работы учащихся: — роль ведущего и ведомого. 9.4. Причины организации (дезорганизации) учащихся на уроке. 9.5. Отношение учащихся к учителю, его замечаниям, указаниям по поводу их учебной работы. 9.6. Воздействия учащихся друг на друга: — взаимное обучение; — взаимное «дисциплинирование». 10. РЕЗУЛЬТАТЫ УРОКА 10.1. Достигнута ли цель урока: — по организации учебной деятельности учащихся; — по наличию интереса; — по организации внимания; — по развитию психических процессов; — по проявлению эмоций и т.д.; — по уровню усвоения учебного материала; — по воспитанию учащихся и др. 10.2. Значение материала урока для учащихся: — познавательное, научное; — эстетическое (нравственное); — эстетическое (художественное); — практическое (деловое); — социальное (общественное); — воспитательное (педагогическое); — личностно-значимое. 10.3. Общие выводы по уроку. Оценка. Пожелания. 11. НАБЛЮДЕНИЕ И ЗАПИСЬ СОДЕРЖАНИЯ УРОКА При наблюдении за поэтапным проведением урока иметь в виду: 11.1. Психологические особенности в построении самого учебного материала урока. 11.2. Деятельность учителя, учитывающего особенности учебного материала, возрастные и индивидуальные особенности учащихся, их психическое состояние. 11.3. Деятельность учащихся, осуществляющих процесс познания. Примечание 1. Рекомендуется технику освоения анализа урока отрабатывать по частям: а) поведение учителя. Внимание учащихся на уроке; б) организация учителем обратной связи. Восприятие учебного материала; в) организация учителем обратной связи на уроке. Мышление учащихся на уроке. Речь; г) память в познавательной деятельности проведения педагогической практики студентов по психологии . Приложение 6 ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|