Здавалка
Главная | Обратная связь

ЧОУ ВПО Институт Экономики, управления и права



(г. Казань)

Психологическое отделение

 

Кафедра «Педагогической психологии и педагогики»

Направление «Педагогическое образование»

 

 

ОТЧЕТ

(педагогической практике)

 

 

Исполнитель: студент ___ курса ____ группы_______________

 

Научный руководитель от института:_______________

Научный руководитель от предприятия:_______________

 

 

Бугульма 2015

 

Приложение 2

 

Отчет

Ф.И.О.________________________________

Группа:_________________________________

Напраление:___________________________

База практики:_____________________________

Руководитель практики:_____________________

Руководитель учреждения:___________________

 

 

Приложение 3

Характеристика-отзыв руководителя практики от учреждения на

Студента-практиканта(Ф.И.О.)

__________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Рекомендации практиканту_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Подпись руководителя учреждения______________________________________________

М.П. «______» 20______г.

 

Заключение руководителя от института об (учебно-ознакомительной, педагогической, производственной) практике студента___________________________________________

____________________________________________________________________________

Подпись руководителя практики от института_____________________________________

Зачетная оценка по практике____________________________________________________

 

М.П. «____» 20_____ г.

Приложение 4

Описание места прохождения практики

1.тип заведения

2.материальная база:

а) здание: типовое, индивидуальный проект; приспособленное помещение;

б) кабинеты, их оснащение;

в) комната психологической разгрузки, кабинет психолога;

г) библиотека, читальный зал, информативная оснащенность.

д) наличие технических средств обучения;

е) спортивный комплекс: зал, спортивные снаряды и оборудование, тренажеры, бассейн, душ, раздевалки;

ж) кино- и актовый залы; зал ритмики и хореографии;

з) столовая;

и) медицинский кабинет;

к) оформление иозеленение учебного заведения,аудиторий, кабинетов, реакреаций, актового зала ит. д.

3. коллектив:

количественный и возрастной состав, стаж, категории, звания иученые степени преподавателей.

4. основные направления работы коллектива (традиции, инновации).

5. правила внутреннего распорядка учреждения.

 

 

Приложение 5

 

СХЕМА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА УРОКА

1. ГРУППА, УРОК (ПО СЧЕТУ), УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ. ТЕМА ЗАДАЧИ, УЧИТЕЛЬ, ДАТА

2. ГОТОВНОСТЬ К ЗАНЯТИЮ:

а) подготовленность учителя к уроку;

б) подготовленность классного помещения и учащихся.

3. ВНИМАНИЕ УЧАЩИХСЯ НА УРОКЕ

3.1. Приемы организации внимания:

непосредственное обращение;

— подчеркивание значимости информации;

— постукивание, повышение (понижение) голоса;

— использование наглядных пособий;

— яркость примеров;

— темп ведения занятия и т.д.

3.2. Организация внимания по этапам урока:

— вхождение учителя в класс, приветствие;

— начало занятия;

— создание рабочего состояния;

— призывы к тишине и др.

3.3. Поддержание активного внимания:

во время опроса;

— во время подачи нового материала;

— при повторении, закреплении и т.д.

3.4. Виды проявляющегося внимания:

непроизвольного;

— произвольного;

— послепроизвольного, их смена.

3.5. Сосредоточенность внимания:

высокая, средняя, поверхностная.

3.6. Случаи рассеянности, отвлечений.

3. 7. Распределение внимания:

между какими видами деятельности;

— успешность внимания (как справились ученики).

3.8. Переключение внимания:

от опроса к объяснению нового материала;

— от выполнения самостоятельных работ к повторению, закреплению и т.д.;

— как переключались «быстрые» и медлительные ученики;

— приемы переключения внимания;

— «логический мостик»;

— название новой темы — запись ее на доске;

— подчеркивание значимости материала;

— пауза, разрядка и т.д.

4. ВОСПРИЯТИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

4.1. Подготовка учащихся к восприятию материала урока:

мотивация;

— постановка цели;

— установка;

— интерес, любопытство, удивление и т.д.;

— создание ситуации ожидания;

— личностный смысл и др.

4.2. Соотношение образа и слова, их взаимосвязь:

— создание наглядных образов;

— ясность, образность речи учителя, записей на доске.

4.3. Особенности наглядных иллюстраций, их применение:

схемы, чертежи, графики и др., их соответствие психо­логии восприятия;

— моделирование содержания материала и' способов дей­ствий учащихся;

— ознакомление учащихся с воспринимаемыми объектами;

— функции наглядности;

— иллюстрации того, что описывает учитель словами;

— сближение абстрактных понятий с конкретными;

— восприятие сущности явления.

4.4. Избирательность восприятия:

особенности изображения того, что должно быть пред­метом осознания;

— отсутствие лишней детализации;

— структура объекта (расчленение на части и др.);

— выделение объекта восприятия цветом, штриховкой, го­лосом и др.

4.5. Осмысленность восприятия:

по реакции учащихся на ответы товарищей;

— по возникновению у учащихся вопросов;

— по высказываниям и дополнениям учащихся;

— пояснение учителем словом наглядного материала.

4.6. Формирование чувственного опыта учащихся:

с опорой на имеющиеся знания;

— с опорой на опыт учащихся (апперцепция);

— соотношение новых и имеющихся представлений у учащихся.

4.7. Формирование наблюдательности учащихся:

постановка цели наблюдения;

— выделение этапов наблюдения;

— фиксирование общего, существенного;

— подведение итогов.

4.8. Ошибки в восприятии учащихся:

причины ошибок и их предотвращение.

5. МЫШЛЕНИЕ УЧАЩИХСЯ НА УРОКЕ

5.7. Применяемые методы на уроке:

рассказ, беседа, лекция;

— программированное, проблемное изложение;

— учебные ситуации;

— поэтапное, планомерное формирование умственных действий и др.

5.2. Мотивация мыслительной деятельности учащихся.

5.3. Формирование понятий:

от конкретных операций к общему, абстрактному;

— от общих нерасчлененных представлений (путем содер­жательного анализа) ко все более точному понятию;

— выделение признаков понятия: существенных и второ­степенных;

— установление связей между понятиями внутри предмета и между предметами;

— уровень усвоения понятий.

5.4. Обучение в учебных ситуациях:

— постановка проблемы, ее формулировка;

— решение проблемы с помощью учебных действий;

— контроль и оценка результатов.

5.5. Общение в процессе обучения:

общение в группах;

— позиция учителя и учащегося в группах.

5.6. Использование приемов активизации мышления учащихся:

— проблемные учебные ситуации;

— обсуждения, дискуссии;

— задачи с несформулированными вопросами, недостаю­щими данными и др.;

— «мозговой штурм» и др.

5.7. Характер вопросов, формулируемых учителем:

требующих простого воспроизведения знаний;

— направляющих процесс анализа и др.;

— побуждающих рассуждать, сравнивать, противопостав­лять и др.;

— вскрывающих причинно-следственные связи.

5.8. Степень самостоятельности мышления учащихся при решении мыслительных задач:

умение рассуждать (суждения и умозаключения);

— умение сопоставлять, обобщать, делать выводы;

— выделять существенные признаки понятий;

— конкретизировать понятия, связывать их с практикой;

— рефлексивное мышление;

— дополнение и исправление отвечающих учеников;

— ошибки при рассуждениях.

5.9. Проявление мыслительных операций при изложении учи­телем учебного материала:

анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобще­ние, классификация, систематизация;

— конкретизация понятий, правил, положений. Особен­ности приводимых примеров.

5.10. Как учитель учит приемам мыслительной деятельности:

ставить цель мыслительного поиска;

— работать в учебных ситуациях;

— осуществлять мыслительные операции: анализа, синте­за, сравнения предметов и явлений, моделирование и др.;

— устанавливать причину и следствие;

— контролировать, оценивать свою работу;

— учит приемам коллективной мыслительной деятельности.

5.11. Учет индивидуальных особенностей мышления учащихся:

— наглядно-действенное;

— наглядно-образное;

— абстрактно-логическое;

— визуально, аудиально и кинестетически ориентированные учащиеся.

5.12. Речь учащихся. Характер ошибок в речи. Отношение

учителя к речи учащихся.

6. ПАМЯТЬ В ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ

6.1. Приемы, используемые учителем для осмысленного и прочного запоминания учебного материала:

цель и план урока, запись их на доске;

— установка на запоминание: прочность, осмысленность, точность, принять к сведению, общий смысл и др.;

— логическая обработка информации;

— выделение главного в материале;

— установление причинно-следственных связей изучае­мого и известного материала;

— запись определений, трудных слов, дат, составление графиков, таблиц ООД (основа ориентировочной деятельно­сти) и т.д.;

— свертывание информации в логические модели;

— привлечение учащихся к практическому применению правил, законов. Составлению таблиц, моделей и т.д.

6.2. Обучение учащихся методам продуктивного запоминания информации для работы в классе и дома:

смысловая группировка материала, установление опор­ных пунктов;

— способы нахождения в тексте логического субъекта и предиката;

— установление ассоциаций по сходству, контрасту, смежности и др.;

— соотношение образа и слова при запоминании;

— составление плана, тезисов, конспекта;

— свертывание материала в логические модели содержа­ния и способов действия;

— перевод «языка» книги в «язык» собственных мыслей;

— способы активного припоминания;

— специальные приемы запоминания учебного материала (мнемотехника).

6.3. Виды памяти, используемые на уроке:

— наглядно-образная;

— словесно-логическая;

— эмоциональная;

— двигательная.

6.4. Использование непроизвольного, произвольного запомина­ния:

характер деятельности учащихся и степень активности

и самостоятельности.

6.5. Индивидуальные особенности памяти учащихся:

запечатление, узнавание;

— сохранение, воспроизведение;

— забывание.

6.6. Вопросы учителя и актуализация памяти учащихся:

— проверка усвоенного материала;

— осмысление материала;

— закрепление материала.

7. ПОВЕДЕНИЕ УЧИТЕЛЯ

7. /. Встреча учителя с классом.

7.2. Внешний вид. Одежда. Прическа.

7.3. Психическое состояние учителя:

положительное: спокойствие, уверенность, энергич­ность доброжелательность и др.;

— отрицательное: скованность, нерешительность раздра­жительность, апатия и др.

7.4. Манера обращения к учащимся:

доброжелательное, уважительное;

— требовательное, строгое;

— оскорбительное (насмешки, прозвища и др.);

— способность проникнуть во внутренний мир ученика;

— «эмоциональный климат» в классе.

7.5. Контакт с классом:

распределение внимания на всех учащихся и их дея­тельность;

— переключение внимания на работу отдельных учащихся:

— способность поддерживать работоспособность учащих­ся, их дисциплину;

— реакция на поведение отдельных учащихся.

7.6. Речь учителя:

громкость, темп, дикция, паузы;

— выразительность, эмоциональность;

— мимика и пантомимика.

7.7. Организация учебной работы:

занятость делом. Плотность работы на уроке;

— руководство самостоятельной работой учащихся;

— групповая работа (позиция учителя и ученика в группе);

— соревнование, взаимный контроль;

— комментирование выполняемой работы и др.

7.8. Инструктаж по выполнению самостоятельных работ в классе и дома.

7.9. Замечания учителя:

по характеру выполняемых работ;

— по культуре речи, логики изложения;

— по дисциплине, манере поведения;

— по отношению к товарищам.

8. ОРГАНИЗАЦИЯ УЧИТЕЛЕМ ОБРАТНОЙ СВЯЗИ

8.1. На каких этапах урока и по поводу чего обратная связь:

контролирующий и обучающий характер обратной связи;

— при изучении нового материала;

— вопросы уточняющие, осмысливающие, выделяющие существенное и т.д.;

— при проверке домашних заданий;

— демонстрация образцов;

— при самостоятельной работе учащихся;

— карточки ООД (основа ориентировочной деятельности) и др.

8.2. Цель обратной связи:

— проверка уровня знаний, умений, навыков;

— уточнение правильности действий учащихся;

— получение рабочих гипотез;

— уточнение этапов мыслительной деятельности;

— предупреждение ошибок в рассуждениях.

8.3. Оценка деятельности учащихся, ее обоснованности:

оценка отдельных действий, навыков;

— комментарии оценок учащихся;

— активизация работ учащихся, их уверенности, удовле­творенности;

— снятия напряжения, страха, обиды, утомления.

8.4. Как учить учащихся учиться: — слушать, делать записи, моделировать;

— работать с книгой, осуществлять учебные действия;

— контролировать самого себя и др.

8.5. Как перестраиваются учащиеся на определенные дейст­вия учителя.

8.6. Какова система контроля учебной деятельности уча­щихся.

9. ПОВЕДЕНИЕ УЧАЩИХСЯ

9.1. Внимательность, активность и работоспособность

учащихся.

9.2. Реакции учащихся на успехи и неудачи товарищей.

9.3. Особенности групповой работы учащихся:

— роль ведущего и ведомого.

9.4. Причины организации (дезорганизации) учащихся на уроке.

9.5. Отношение учащихся к учителю, его замечаниям, указа­ниям по поводу их учебной работы.

9.6. Воздействия учащихся друг на друга:

— взаимное обучение;

— взаимное «дисциплинирование».

10. РЕЗУЛЬТАТЫ УРОКА

10.1. Достигнута ли цель урока:

по организации учебной деятельности учащихся;

— по наличию интереса;

— по организации внимания;

— по развитию психических процессов;

— по проявлению эмоций и т.д.;

— по уровню усвоения учебного материала;

— по воспитанию учащихся и др.

10.2. Значение материала урока для учащихся:

познавательное, научное;

— эстетическое (нравственное);

— эстетическое (художественное);

— практическое (деловое);

— социальное (общественное);

— воспитательное (педагогическое);

— личностно-значимое.

10.3. Общие выводы по уроку. Оценка. Пожелания.

11. НАБЛЮДЕНИЕ И ЗАПИСЬ СОДЕРЖАНИЯ УРОКА

При наблюдении за поэтапным проведением урока иметь в виду:

11.1. Психологические особенности в построении самого учебного материала урока.

11.2. Деятельность учителя, учитывающего особенности учебного материала, возрастные и индивидуальные особенности учащихся, их психическое состояние.

11.3. Деятельность учащихся, осуществляющих процесс по­знания.

Примечание 1. Рекомендуется технику освоения анализа урока отрабатывать по частям:

а) поведение учителя. Внимание учащихся на уроке;

б) организация учителем обратной связи. Восприятие учебного ма­териала;

в) организация учителем обратной связи на уроке. Мышление уча­щихся на уроке. Речь;

г) память в познавательной деятельности проведения педагогической практики студентов по психологии

.

Приложение 6







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.