Здавалка
Главная | Обратная связь

Депозитный портфель и депозитная политика коммерческого банка.



В современных условиях для эффективного функционирования, развития и достижения своих целей каждый коммерческий банк должен разработать собственную депозитную политику, то есть стратегию практического управления. Как известно, привлечение денежных ресурсов и их последующее размещение являются основными формами деятельности коммерческого банка.

Сформированный на платной основе фонд средств используется для вложения в активные инструменты. Пассивные операции, таким образом, носят первичный характер по отношению к большей части банковских операций, направленных на получение доходов. В этой связи привлеченные средства должны рассматриваться как самостоятельный объект политики.

Депозитная политика представляет собой стратегию и тактику коммерческого банка по привлечению денежных средств клиентов на возвратной основе.

Составляющие Депозитной политики банка:

- разработка стратегии для осуществления деятельности банка по привлечению денежных средств во вклады. Основывается на всестороннем исследовании рынка: анализ окружающей финансовой среды, места и роли банка в сфере привлечения средств, диагностика и прогнозирование;

- формирование тактики коммерческого банка по разработке, предложению и продвижению новых банковских депозитных продуктов для клиентов (в области товарной, ценовой, сбытовой и коммуникационной политики);

- реализация разработанной стратегии и тактики;

- контроль реализации политики и её эффективности;

- мониторинг деятельности коммерческого банка по привлечению денежных средств.

Основным документом, регламентирующим процесс привлечения временно свободных денежных средств в различного рода депозиты (вклады), является депозитная политика банка.

Это документ, который разрабатывается каждым банком самостоятельно на основе стратегического плана банка, анализа структуры, состояния и динамики ресурсной базы банка и исходя из перспектив ее развития.

Документ депозитная политика банка включает в себя:

- перспективы роста собственных средств банка (капитала), а отсюда и соотношение между собственными и привлеченными средствами;

- структуру привлеченных и заемных средств (вклады, депозиты, межбанковские кредиты, в том числе кредиты НБ РК);

- предпочтительные виды вкладов и депозитов, сроки их привлечения; соотношение между срочными депозитами (вкладами) и на срок «до востребования»;

- основной контингент по вкладам и депозитам, т. е, категорию вкладчиков;

- географию привлечения и заимствования средств;

- желательные банки-кредиторы по МБК, сроки привлечения последних; условия привлечения депозитов (вкладов) и МБК;

- способы привлечения депози­тов (на основе договоров банковского счета, корреспондентского счета, банковского вклада (депозита), путем выпуска собственных сертификатов, векселей);

- соотношение между тенговыми и валютными депозитами (вкладами);

- новые формы привлечения средств в депозиты;

- особые условия открытия отдельных видов депозитов (вкладов);

- меры по соблюдению нормативов риска банка по привлеченным средствам.

Разработкой и реализацией депозитной политики банка в тесной взаимосвязи друг с другом занимается целый ряд структурных подразделений банка:

1. правление банка - определяет и утверждает основные направления депозитной политики, утверждает порядок и условия привлечения депозитов, осуществ­ляет общий контроль за реализацией депозитной политики.

2. Комитет по управлению активами и пассивами - принимает принципиальные решения по вопросам формирования портфеля депозитов, анализирует структу­ру и динамику ресурсов, их соотношение по срокам и суммам с активами бан­ка с целью корректировки депо­зитной политики банка; осуществляет текущий контроль за реализацией депо­зитной политики отдельными структурными подразделениями банка.

3. Финансовое управление банка - определяет общую потребность банка в депозитных средствах (на год, в том числе с разбивкой по кварталам): устанавливает размеры процентных ставок по каждому типу ресурсов (депозиты (вклады), векселя, МБК); определяет объемы резервирования при­влеченных средств в НБ РК; контролирует соблюдение банком нормативов риска по привлеченным средствам и т.д.

Непосредственно привлечением депозитов в различных формах занимаются специальные отделы банка: отдел вкладов граждан, отдел ценных бумаг (выпуск собственных векселей, депозитных и сберегательных сертификатов), кредитный отдел или отдел активов и пассивов (депозиты юридических лиц) и другие отделы в соответствии с внутренней организационной структурой каждого банка.

Для осуществления практической деятельности по привлечению средств банки разрабатывают Положения по депозитным (вкладным) операциям(отдельно по вкладам физических лиц и по депозитам юридических лиц), в которых оговариваются:

- правила и условия приема депозитов (вкладов);

- пра­вовой статус субъектов договорных отношений;

- порядок заключения дого­вора банковского вклада;

- его содержание;

- способы приема и выдачи вклада (депозита);

- перечень документации, необходимой для открытия и пользования вкладом (депозитом), и требования, предъявляемые к ним;

- права вклад­чиков и обязанность банка;

- способы начисления и выплаты процентов по вкладам (депозитам).

Объемы привлекаемых банком средств в депозиты (вклады) находятся в зависимости от состояния спроса и предложения на денежные ресурсы, дефицита или избытка средств у банка, состояния рынка депозитов.

Основные факторы, влияющие на объем привлекаемых банком средств на депозиты:

1. процентная политика банка. Величина дохода на вложенные средства служит существенным стимулом к помещению клиентами своих временно свободных средств во вклады (депозиты). Уровень процентных ставок по вкладам (депозитам) устанавливается каждым коммерческим банком самостоятельно с ориентацией на ставку рефинансирования и состояние денежного рынка, а также исходя из положений собственной депозитной политики.

2. Гарантии надежности помещения средств во вклады. Для обеспечения защиты инвесторов, вкладчиков и предоставле­ния им гарантий компенсации средств в случае своего банкротства банки должны создавать как в централизованном, так и в децентрализованном порядке специальные фонды страхования депозитов.

3. Доступность информации о деятельности коммерческих банков и о тех га­рантиях, которые они могут дать. Решая вопрос о размещении имеющихся у него свободных средств, каждый кредитор должен быть достаточно инфор­мирован о финансовом состоянии банка, чтобы самому оценить риск будущих вложений. В этом помощь вкладчикам и инвесторам оказывают рейтинговые оценки деятельности банков специальных агентств и бюро.

Мониторинг является необходимым инструментом оценки и управления качеством банковской деятельности на рынке сбережений. Именно благодаря мониторингу оценить результаты проводимой банком депозитной политики может сам коммерческий банк и надзорные органы, что крайне важно при разработке денежно-кредитной политики и иных инструментов регулирования рынка, а также для предотвращения кризисных ситуаций в банковской системе, связанных с потерей доверия клиентов к финансово-коммерческим институтам.

В целом же, депозитную политику каждый коммерческий банк разрабатывает сам. Также руководством банка самостоятельно определяется степень важности названных направлений, первостепенность того или иного вида политики банка. В первую очередь это будет зависеть от области функционирования конкретного банка, его специализации и универсализации.

 

3. Система защиты вкладорв. Казахстанская система страхования депозитов.

Для развитых стран характерно разнообразие форм предоставления вкладчикам гарантий возврата депозитов, помещенных на банковские счета. Так например, швейцарская банкирская ассоциация предоставляет клиентам банков-участников гарантии по оплате сберегательных вкладов и расчетных счетов, на которые зачисляется заработная плата в размере до 30 тыс. швейц. франков. Эта сумма выплачивается немедленно, если против банка начата процедура банкротства.

Во Франции гарантия составляет 400 тыс. фр. на одного вкладчика (за вычетом срочных вкладных сертификатов и вкладов в иностранной валюте). Однако имеется общий предел гарантии - не более 200 млн. франков на 1 банк. Ассоциация французских банков не взимает регулярных взносов в гарантийный фонд, а суммы фактических выплат покрываются членами ассоциации пропорционально размеру их депозитов.

В Германии существует Фонд защиты депозитов под эгидой Федеральной ассоциации немецких банков. Участие в фонде носит добровольный характер. Банки-участники должны быть членами Аудиторской ассоциации немецких коммерческих банков и обязаны проходить аудиторские проверки и соблюдать ряд требований в отношении капитала, квалификации управленческих кадров и прибылей. Ежегодные отчисления в фонд составляют 0. 03% общей суммы обязательств банков (за вычетом межбанковских вкладов).

В Японии, Италии, Канаде, Великобритании и США программы страхования депозитов находятся под контролем федеральных властей. В Италии, Голландии и Великобритании банки не платят регулярных взносов, а вносят средства на покрытие расходов или в целях доведения суммы фонда до запланированного уровня. В Канаде, Японии и США банки регулярно уплачивают годовые взносы. Канадская корпорация по страхованию депозитов покрывает страховкой до 60 тыс. долл. на каждого вкладчика. Взносы банков составляют 0. 1% суммы застрахованных депозитов.

В Японии сумма страховки покрывает до 10 млн. йен на одного вкладчика. Первоначальная сумма страхового фонда в 450 млн. йен была внесена Министерством финансов, Банком Японии и частными банками. Взносы банков в фонд очень низки0. 012% суммы застрахованных депозитов за предшествующий год. Стоимость федеральной программы страхования депозитов в США весьма высоки и неуклонно растет. Ежегодные взносы составляли сначала 0. 083% общей суммы депозитов; а в 1990 году они возросли до 0. 12% и в 1991 году - до 0. 15%. По закону максимальный предел взносов составляет 0. 325% общей суммы депозитов. Т. о. правительства промышленно развитых стран принимают меры по недопущению банкротства крупных банков и оказывают помощь банкам в возмещении потерь их вкладчиков.

В мае 1999 года на первом Конгрессе финансистов Казахстана Президент республики Нурсултан Назарбаев первой из неотложных мер, необходимых для повышения доверия населения к отечественной финансовой системе, назвал разработку и запуск механизма коллективного страхования депозитов. В мировой практике система страхования депозитов существует во всех экономически развитых странах.

Уже в ноябре того же года был создан Казахстанский фонд гарантирования (страхования) вкладов физических лиц. Учредителем Фонда выступил Национальный Банк Республики Казахстан, который внес в уставной капитал ЗАО «Казахстанский Фонд гарантирования (страхования) вкладов физических лиц» 1 млрд. тенге. Национальный Банк РК является единственным учредителем Фонда гарантирования.

В апреле 2003 года Казахстанский Фонд гарантирования вкладов стал членом Международной ассоциации систем страхования дпозитов (International Association of Deposit Insurers IADI), основанной по инициативе Канадской корпорации страхования депозитов в октябре 2002 года и объединяющей порядка 30 стран-членов. Членство Фонда в - Ассоциации придаст позитивный импульс в дальнейшем развитии и совершенствовании Казахстанской Системы страхования депозитов.
С момента создания системы и вступления в нее первых банков второго уровня Казахстанский Фонд гарантирования вкладов укрепил свои позиции. Активы Фонда по состоянию на первое июля 2003 года составили порядка 5 млрд. тенге. Этого достаточно для выплаты возмещения по гарантированным вкладам двух средних банков-участников. В настоящий момент в Систему страхования депозитов входят 21 банк второго уровня.

Казахстанский фонд гарантирования депозитов (полное наименование – рус. Акционерное общество «Казахстанский фонд гарантирования депозитов», каз. «Қазақстанның депозиттерге кепілдік беру қоры» акционерлік қоғамы, англ. Kazakhstan Deposit Insurance Fund joint-stock company) является некоммерческой организацией, осуществляющей гарантирование депозитов физических лиц, размещенных в банках второго уровня Республики Казахстан, посредством выплаты гарантийного возмещения вкладчикам в случае принудительной ликвидации банка.

Казахстанский фонд гарантирования депозитов (далее – КФГД) был основан 15 ноября 1999 года. Его учредителем и единственным акционером выступает. Национальный Банк Республики Казахстан.[1]

В соответствии с Законом Республики Казахстан «Об обязательном гарантировании депозитов, размещенных в банках второго уровня Республики Казахстан» от 7 июля 2006 года, основными задачами КФГД являются:

Задачи КФГД

1) участие в обеспечении стабильности финансовой системы Республики Казахстан;

2) защита прав и законных интересов вкладчиков гарантируемых депозитов в случае принудительной ликвидации банка-участника.

Выполняя данные задачи, КФГД способствует поддержанию доверия к банковской системе страны и росту депозитной базы населения. Так, за последние пять лет совокупная депозитная база физических лиц в банках Казахстана выросла в 2,7 раза - с 597 млрд. тенге до 2,2 трлн. тенге.

К основным функциям КФГД относятся:

Функции КГФД

  • выплата гарантийного возмещения физическим лицам в случае принудительной ликвидации банка-участника системы обязательного гарантирования депозитов;
  • формирование специального резерва, предназначенного для выплаты гарантийного возмещения;
  • инвестирование собственных активов в различные финансовые инструменты с целью получения инвестиционного дохода;
  • участие в составе временной администрации, назначаемой в период консервации банка-участника системы гарантирования депозитов, а также в период лишения банка-участника лицензии на проведение всех банковских операций Агентством Республики Казахстан по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций;
  • участие в составе ликвидационной комиссии и комитета кредиторов принудительно ликвидируемого банка-участника; и др.






©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.