Тема 1.2. Естественнонаучная и гуманитарная культуры
OОсновные понятия Естествознание как комплекс наук о природе (естественных наук). Дифференциация наук. Интеграция наук. Математика как язык естествознания. Гуманитарные науки. Гуманитарно-художественная культура, её основные отличия от научно-технической. & Краткое содержание Естествознание в современном понимании - это совокупность наук о природе «материальных реальностей», находящихся во взаимной связи, взаимодействии, в движении. Толкование слова «естествознание»: заимствовано из старославянского языка и образовано из слова «естьство» – бытие, сущность и слова «знание», а значит буквально – это знание о бытии, о сущности. В философии – онтология. Этимология русского слова «природа»: главным божеством древнерусских и древнеславянских богов был Род – бог Вселенной, родоначальник богов, прародитель мира и человека. Он олицетворял Космическую жизнь. Человек ведет свою родословную от верховного божества – Рода. Слово «род» стало основой для многих русских слов, таких как Родина, народ, родник, урожай, рожать, Природа («при» - около, вблизи). В XIX веке было принято естествознание разделять на две большие группы (или опытное познание природы). Первая группа по традиции охватывает наукио явлениях природы (физика, химия, физиология), а вторая– о предметах природы. Но предметы природы – это не только весь окружающий материальный мир с небесными телами и землей, но и неорганические составные части земли, и находящиеся на ней органические существа, и, наконец, человек. - Рассмотрение небесных тел составляет предмет астрономических наук - Земля составляет предмет ряда наук, из которых наиболее разработаны геология, география и физика земли. - Познание предметов, входящих в состав земной коры и на ней находящихся, составляет предмет естественной истории с ее тремя главными отделами: минералогией, ботаникой и зоологией. - Человек же служит предметом антропологии, наиболее важными составными частями которой являются анатомия и физиология. В свою очередь, на анатомии и физиологии базируются медицина и экспериментальная психология. В наше время самым широким делением является деление на науки о живой и так называемой неживой природе. Естествознание – это также комплекс наук о природе (естественных наук). 5 фундаментальных естественных наук: физика, астрономия, химия, биология, геология
В современном естествознании органически переплетаются два противоположных процесса: непрерывнойдифференциации естествознания и все более узкие области науки иинтеграции этих обособленных наук. В процессе познания Природы формировались отдельные естественные науки. Это необходимый этап познания – этап дифференциации знаний, дифференциации наук. Но Природа (Вселенная, Жизнь, Разум) – это единый, сложный, самоуправляющийся организм. Если Природа едина, то единым должно быть и представление о ней с точки зрения естественной науки, поэтому дифференциация знаний о Природе должна смениться их интеграцией. Естественные науки основываются на проведенных наблюдениях и на логических выводах из наблюдаемого. Все ближе наука подходит к пониманию того, что само существование человека обусловлено основными закономерностями развития Вселенной в целом. Если верна концепция антропоцентризма и человек является целью всех совершаемых в мире событий, то возникает очень важный мировоззренческий вопрос: не было ли существование человека потенциально заложено в зародыше Вселенной? Для всех естественных наук общим является цель, методы и критерии. ü Цели: - выявление скрытых взаимосвязей, создающих органическое единство всех физических, химических, биологических, психологических и социально-экологических явлений; - более глубокое и полное познание сущности (понятие) законов самих этих явлений и создание современной естественно-научной картины мира; - познание образа Мира и места человека в нем. ü Критерии научности – непротиворечивость утверждений и их эмпирическая проверяемость (практика – критерий истины). ü Методы – см. тему 1.1
Естествознание возникает в результате обобщения наблюдений, получаемых и накапливаемых в процессе практической деятельности людей, и само является теоретической основой этой практической деятельности. Таким образом,задачейестествознания является познание объективных законов природы и содействие их практическому использованию в интересах человека. Естествознание общезначимо, т.е. дает истину пригодную и принимаемую всеми людьми. Поэтому оно всегда рассматривалось в качестве эталона объективности. От технических наук отличается направленностью на познание, а не на преобразование мира. От математики отличается тем, что исследует природные, естественно существующие, а не мыслимые, абстрактные, знаковые системы. Науки о природе, несмотря на некоторую неоднородность их развития, достигли сейчас таких высот, что способны оказывать колоссальное воздействие на нормы мышления и духовный мир человека. Поэтому в наше время их следует включить в общее культурное пространство. Отсюда следует, что естествознание можно считатьфеноменом мировой культуры, следовательно, полезно разобраться, в чем состоит его идейный вклад в общий культурный фонд человечества.
Совокупность систем ценностей, идеалов, методологических установок, стилей мышления, присущих отдельным наукам и их комплексамназываютнаучной культурой. Человеческая деятельность и человеческая культура разделена на две сферы:
Основные отличия гуманитарно-художественная культуры от научно-технической: - субъективность знания - нестрогий образный язык - выделение индивидуальных свойств изучаемых предметов - сложность (или невозможность) верификации и фальсификации В общей / глобальной картине мира гуманитарные идеи в широком смысле сочетаются с философскими и естественнонаучными.
Наука в целом – это многогранное и системное образование, все отдельные компоненты которого (конкретные науки) теснейшим образом взаимосвязаны. Только в наши дни была выработана и сформулирована единая глобальная общенаучная идея – это единство эволюции человека и эволюции Вселенной. Ученые поняли, что проблемы устройства Мира и проблемы духовной сущности человека по многим позициям перекрываются. Поэтому в плане решения конфронтации двух культур и обеспечения интеграции знаний необходима фундаментализация гуманитарного образования и гуманитаризация естественнонаучного. Широкий мировой резонанс вызвала лекция «Две культуры и научная революция», прочитанная английским писателем Чарльзом Сноу в 1959 году в Кембридже, затем его книга «Две культуры», в которых рассматривались вопросы взаимодействия гуманитарной и естественнонаучной культур. Естественнонаучные методы познания все в большей мере используются в гуманитарных науках. Сейчас науки о природе, несмотря на некоторую неоднородность их развития, достигли таких высот, что способны оказывать колоссальное воздействие на нормы мышления и духовный мир человека. Поэтому в наше время их следует включить в общее культурное пространство, чтобы было правомерно говорить о естественнонаучной культуре как о другой полноправной (наравне с гуманитарной) ее форме. Человечество, вступая в III тысячелетие, реализует путь к единой культуре, направленной на слияние знаний естественнонаучного и гуманитарного направлений, пронизанные различными системными связями. Однако, нельзя допустить полного слияния этих знаний, так как каждое из указанных направлений имеет свою специфику. Конструктивный подход – представление о единой, но двуликой культуре, заключающееся в существовании гуманитарной и естественнонаучной форм, их разнообразии и дополнительности. Между ними устанавливается взаимодействие по типу сообщающихся сосудов, когда прибавление содержания в одном сосуде рано или поздно повышает уровень оного в другом. Два лика культуры — это образы человека и природы. Их единство рождается в понимании, что человек — это часть природы, а природа — его естественное окружение. Единство наук определяется в конечном счете материальным единством мира. Отсюда следует, что естествознаниедолжно быть представлено в образовании как феномен мировой культуры.
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|