Здавалка
Главная | Обратная связь

Наука в цивилизациях древности



Накопление донаучных рациональных знаний о природе началось ещё в первобытную эпоху. Духовный мир первобытного человека, первобытное сознание, т.е. сознание человека эпохи первобытной родовой общины было двухуровневым:

· уровень обыденного, повседневного, стихийно накапливающегося знания

- накоплено множество первичных сведений о мире;

- сложились важные исходные абстракции (например, абстракция количества);

- разработаны системы счета, календари;

- зафиксированы простейшие биологические, астрономические, медицинские и другие закономерности.

· уровень мифотворчества (мифологии) – это своеобразная «дотеоретическая» форма систематизации обыденного, повседневного знания (мифология – высший уровень первобытного сознания, миф – это прежде всего способ обобщения мира в форме наглядных образов).

Познание мира стало научным на следующем, новом уровне исторического развития – в эпоху древних цивилизаций, пришедших на смену эпохе первобытной родовой общины. Переход от мифологического к научному познанию был сложным, многообразным и противоречивым процессом, растянувшимся на многие тысячелетия.

III-II тысячелетие до н. э. характеризуется: процессами усложнения и разделения труда, развитием ирригационного земледелия, строительством храмов и пирамид, возникновением письменности.

В это время возникла необходимость и вместе с этим возможность перехода от познания, непосредственно включенного в материальный труд, к специальной познавательной деятельности, направленной на сбор информации, ее проверку, накопление и сохранение, а также передачу знаний от поколения к поколению. Такую деятельность и одновременно ее результат и стали называть наукой (от лат. scientia – знание, наука). Первыми профессионально наукой стали заниматься жрецы.

Первоначально все науки как по содержанию знания, так и по способу его получения и обоснования были опытными, эмпирическими и прикладными.

Математические и другие правила и приемы наблюдения, измерения и расчетов были довольно сложными и логически не связанными между собой. Они были пригодны только для отдельных случаев, так как не основывались на более простых и общих положениях.

В Египте, Вавилоне, Индии, Китае отдельные науки (особенной математика и астрономия) достигли высоких ступеней развития.

Древний Вавилон – значительные достижения в арифметике, алгебре, геометрии и астрономии, например:

1) способы приближенного извлечения квадратного корня и решения квадратных уравнений;

2) шестидесятеричная «позиционная система» счисления, от которой идет современный счет минут (1 час = 60 мин = 3600 сек);

Древний Египет

1) введение солнечного календаря, определение продолжительности года (раньше других) – 365, 25 дней (год делился на 12 месяцев по 30 дней, к каждому году добавлялось по 5 дней, а високосные годы не вводились).

2) из практических потребностей сформировались геометрия (землемерие) и химическое ремесло (впервые!). Установлено число π, точная формула для вычисления объема усеченной пирамиды с квадратным основанием, площадей треугольника, прямоугольника, трапеции, круга. Их знания переняли греки.

Практическая химия также было известна в Китае (изобретены порох и крашение) и Индии.

Таким образом, первый этап становления науки следует считать дотеоретическим. Эмпирическое научное знание еще длительное время существовало как явление, подчиненное религиозно-мифологическому мировоззрению.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.