Здавалка
Главная | Обратная связь

Античная натурфилософия и ее место в истории естествознания



Впервые потребность в рациональном объяснении действительности сформировалась в VII в. до н. э.

Родиной научно-теоретического знания и первой формы собственно философского мировоззрения считается Древняя Греция. С этого времени отличительной функцией науки становится теоретическое познание, стремление объяснить явления через их сущность. Только практически обоснованное эмпирическое знание привело к научно-теоретическому знанию, выраженному в натурфилософии древних греков. Итак, первую форму теоретического знания называют натурфилософией.

Главный отличительный признак натурфилософского подхода к объяснению явлений:одно из явлений возводится в ранг всеобщего основания всех других, а какое-либо частное положение абсолютизируется и утверждается как всеобщий философский принцип.

Натурфилософам казалось, что все многообразие явлений прямо и непосредственно связано одним и тем же первоначалом. Соответственно, первая выдвинутая человечеством теоретическая идея была и первой философской идеей – идея единства и самообусловленности мира.

Основное содержание античных концепций – поиск первоначал, порождающих все сущее природы. У представителей милетской школы (Фалес) первооснова мира носит характер физического процесса, некоторой стихии (вода, воздух и т.д.). У пифагорейцев (Пифагор) – абстрактно-математический характер (число).

Природа для античного мира есть то, что имеет причину своего существования в себе. Постижение природы происходит лишь в умном созерцании, а не посредством технического эксперимента. Один из ярчайших представителей древнегреческой философии Аристотель, проведя огромное количество наблюдений и составив весьма подробное описание своих представлений о физике и биологии, тем не менее не проводил экспериментов. Особенностями естествознания античного периода были абстрактность и отвлеченность.

К этому периоду относится появление первых рациональных концепций об устройстве мира. Мир в качестве объекта теоретического рассмотрения представал как целостность, подобная целостности живого организма.

Таким образом, античность реализовала организменную модель познания – мир как организм, т.е. строение Космоса, Природы рассматривалось по аналогии с устройством живого организма.

Основателями двух исторически первых естественнонаучных программ познания природы считают Демокрита с его атомистическим учением (+ Левкипп, Эпикур) и Пифагора с его математической программой (+ Платон).

Концепция атомизма – одна из самых эвристичных, плодотворных и перспективных научно-исследовательских программ в истории науки. Она сыграла выдающуюся роль в развитии представлений о структуре материи, в ориентации на познание глубоких структурных уровней ее организации.

Ядром античной картины мира и астрономической основой антропоцентрического мировоззрения стала геоцентрическая (земля в центре Вселенной) система Птолемея. Построение этой системы завершило становление первой естественнонаучной картины мира.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.