Здавалка
Главная | Обратная связь

Глава I. ХАРАКТЕРИСТИКА ВНУТРЕННЕГО МИРА



В.Д. Шадриков

 

Мир внутренней жизни человека

 

 

Москва 2006

«Понятие «душа» вполне достойно того, чтобы его восстановили в правах как научное понятие. И предметом психологии может стать душа человека в ее научном понимании».

В.Д. Шадриков

 

Мир внутренней жизни человека

(на англ. языке – можно на трех: англ., фр. и испанском)

Москва 2006

 

Рецензенты: доктора психологических наук,

профессора К.А. Абульханова, Е.Б. Старовойтенко

 

 

Шадриков В.Д. Мир внутренней жизни человека/В.Д.Шадриков, — М. : Университетская книга, Логос, 2006, — 392 с.

 

Рассматривается возникновение и развитие внутреннего мира человека, раскрывается его структура и функции, формулируются законы функционирования, проводиться периодизация процесса формирования внутреннего мира.

Высказывается и обосновывается положение о том, что внутренний мир человека представляет собой потребностно-эмоционально-информационную субстанцию, которую можно рассматривать как душу человека.

Отдельно рассматриваются составляющие внутреннего мира: мотивация, эмоции и чувства, воля. Показывается их место в структуре внутренней жизни человека. Раскрывается процесс формирования личностных качеств и их включенность во внутреннюю жизнь. Анализируется проблема сознательного и бессознательного во внутренней жизни и поведении.

 

 

Книга предназначена психологам, педагогам и философам, студентам психологических факультетов университетов, а также широкому кругу читателей, интересующихся своим внутренним миром.

 

 

©Шадриков В.Д., 2005

Дело не в дороге,

Которую мы выбираем;

То, что внутри нас,

Заставляет нас выбирать дорогу»

О.Генри

Введение

Две группы фактов говорят нам о том, что существует реальная внутренняя жизнь человека: это повседневный опыт и экспериментальные данные. Мы часто, характеризуя того или иного человека, говорим: живет в мечтах, живет в прошлом, весь в планах на будущее, ушел в себя, живет внутренней жизнью и т.д. Все, что мы в этом случае подразумеваем относится к внутренней жизни реального человека. Хотелось бы подчеркнуть, что говоря о внутренней жизни, мы подразумеваем не отдельные процессы мотивации, представления, воображения, чувства, интеллектуальные качества, а интуитивно понимаем реальный процесс, происходящий с нами и в нас. Это и процесс реальной жизнедеятельности и самостоятельный процесс, связанный с реальной жизнью, но и независимый от нее. Скромный и застенчивый человек может глубоко и эмоционально переживать события своей жизни, а деятельный и общительный быть внутренне бедной личностью. Внутренний мир человека и его внутренняя жизнь составляет сущность личности.

Вторая группа факторов, подтверждающих возможность реальной внутренней жизни - экспериментальные данные, связанные с электрическим раздражением глубинных структур мозга. Эксперименты с ЭРМ открыли новую страницу экспериментальной нейрофизиологии и предоставили интересный материал психологии. Опыты показали, что электрические раздражения отдельных структур мозга приводят к актуализации прошлого опыта, при этом, что особенно важно подчеркнуть, воспроизводимый эпизод жизни представлялся не как воспоминания, а как реальное ощущение. Так, например, при электрическом раздражении височной доли мозга, участвующие в эксперименте, слышали звуки музыки. Иногда это был определенный мотив, который человек узнавал и мог понять, а в некоторых случаях ему казалось, что в комнате включали радио или проигрыватель. Звук воспринимался не как воспоминание, а как реальное ощущение, когда можно было различать отдельные инструменты оркестра и слова песни. Эти галлюцинации не были застывшими, они разворачивались во времени как реальный процесс. При электрическом раздражении мозга вспоминались не только предметные события, но и эмоции, испытанные при том или ином реальном восприятии. Раздражение отдельных структур влияет на дружелюбие и разговорчивость, порождает агрессивность и тормозит отдельные поведенческие реакции.

Анализируя совокупность фактов, связанных с ЭРМ, Х. Дельгадо делает очень важный вывод: данные, полученные в опытах с ЭРМ, позволяют «предполагать, что нейроны сохраняют полную запись прошлых событий, включая всю сенсорную информацию (зрительную, слуховую, проприоцентивную и т.д.), а также эмоциональное звучание событий»1). Сюда же можно отнести экспериментальные данные, полученные К. Прибраммом и интерпретированные с позиций топографического механизма нейронного процесса.

Таким образом, появляются экспериментальные предпосылки, позволяющие рассматривать естественно-научные основы мира внутренней реальной жизни.

В отечественной психологии длительное время доминировала философская концепция «отражения». Главное внимание уделялось проблеме правильного, адекватного отражения внешнего предметного мира человеком. На этом пути достигнуты большие успехи в области физиологии, нейрофизиологии, нейропсихологии и психологии. Однако, вне поля внимания оставался сам внутренний мир человека, внутренняя психическая жизнь. Практически ни в одном учебнике психологии мы не найдем отдельной главы, посвященной этой проблеме. С позиции концепции «отражения», как психического явления, изучение мира внутренней реальной человеческой жизни ограничивалось (и даже подменялось) исследованием сознания человека.

Вместе с тем именно внутренняя жизнь человека всегда составляла предмет психологии, рассматривалась ли она с позиций психологии сознания или психологии бессознательной детерминации. Значительный вклад в изучении внутренней жизни человека внес психоанализ З. Фрейда, аналитическая психология К. Юнга, индивидуальная психология А. Адлера и другие направления глубинной психологии.

На предшествующем этапе изучения психики, который можно назвать глобально-аналитическим, проходило постепенное разложение целостного психического: знание было отделено от переживания, восприятие и память от мышления, сознательное от бессознательного, способности от познавательных процессов, качества личности от характера, характер от темперамента, психические состояния от психических процессов, биологическое от социального.

Сегодня настало время перейти от аналитического подхода к синтезу накопленных знаний и представлениям о целостной психике, к реализации системного подхода к изучению психики. Настало время изучения внут­реннего мира человека и внутренней психической жизни как реальности!

В настоящей работе сделана попытка взглянуть на внутренний мир человека с позиций различных экспериментальных и эмпирических фактов и теорий; раскрыть содержание понятия «внутренний мир человека», его строение и функции, взаимосвязи между его отдельными частями; рассмотреть, как соотносятся внутренний мир человека и мир внутренней жизни, сознание человека и внутренняя психическая жизнь. Ответы на данные вопросы позволят по-новому взглянуть и на всю проблематику личности. Лишь понимание внутреннего мира человека позволит нам понять и объяснить его поступки и поведение.

В работе высказывается и обосновывается положение о том, что внутренний мир человека представляет собой потребностно-эмоционально-информационную субстанцию, которую можно рассматривать как душу человека в ее научном понимании. Рассматриваются законы функционирования внутреннего мира.

Стремясь реализовать принципы системного изучения, автор стремится при рассмотрении внутреннего мира как целостной субстанции постоянно иметь в виду его компоненты, в качестве которых выступают: мотивация, эмоции и чувства, воля, содержание психики, определяемое бытием человека.

В целях более глубокого понимания сущности внутренней жизни изучаются компоненты внутреннего мира, как части целого. Показывается их место в структуре внутреннего мира, раскрывается динамика развития. Особое внимание уделяется взаимным связям и взаимопроникновению компонентов, благодаря чему и формируется целостный внутренний мир.

На основе изучения мотиваций, эмоций и чувств, воли, раскрывается процесс формирования личностных качеств, которые проявляются как устойчивые формы поведения. Показываются механизмы включения личностных качеств в динамику внутренней жизни человека,

По совокупности представленных материалов работа позволяет во многих аспектах по-новому взглянуть на понимание предмета психологии.

Автор выражает глубокую благодарность своим учителям В.С. Филатову, Б.Ф. Ломову, В.Ф. Рубахину, которые открыли для него путь в психологию.

Автор благодарит за подготовку рукописи к изданию.

 

 

Глава I. ХАРАКТЕРИСТИКА ВНУТРЕННЕГО МИРА







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.