Здавалка
Главная | Обратная связь

Целостность внутреннего мира



2.4.1. Как было показано выше, внутренний мир формируется в поступках и действиях, которые реализуются целостной психологической функциональной системой. Отдельные компоненты этой системы, отнесенные к мотивации, переживаниям, оперативному образу внешнего предметного мира и самого себя, планам и программам поведения, правилам и критериям оценки в соответствии с целями деятельности и моральными нормами, тесно функционально взаимосвязаны друг с другом. Таким образом, внутри отдельного поступка и действия внутренний мир целостен и функционален.

2.4.2. Вместе с тем каждый отдельный поступок и действие (назовем это актом жизнедеятельности) вплетены в реальную жизнь человека, являются элементами потока жизни. В этом процессе жизнедеятельности развиваются природные качества индивида. Базовые биологические мотивации: пищевая, половая и доминирование формируются в целостную систему потребностей личности, включающую материальные, духовные и социальные потребности, в которых отражается весь мир продуктов потребления, моральные нормы, предания, традиции и обычаи, религиозные устремления, эстетические ценности, потребности в общении, социальном признании, самоактуализации и многое другое[33].

Формируясь в актах жизнедеятельности, все многообразие потребностей вырастает из базовых потребностей и в силу этого представляет собой единую развивающуюся подсистему внутреннего мира. Принятие той или иной деятельности определяется системой потребностей личности, структурой ее доминирующих мотиваций. Через развивающуюся систему потребностей все акты жизнедеятельности становятся взаимосвязанными. Таким образом, отдельные целостные компоненты, реализующие отдельные акты жизнедеятельности, объединятся в целостный развивающийся внутренний мир человека. При этом особо следует отметить, что потребности, развиваясь из базовых биологических, тесно связывают внутренний мир с телом (единство тела и духа), а моральные нормы, являясь порождением общества и принятые человеком, как личностно-значимые, воплотившиеся в совести, связывают его с обществом (единство личности и общества). В результате образуется структура: природа → индивид → ичность → общество.

Вторым системообразующим фактором, определяющим целостность внутреннего мира, являются переживания. Переживания интимно входят в любой психический процесс и психическое новообразование (образ, программы поведения, оценочные критерии, решающие правила и т.д.). Ощущения, восприятия, представления, мысли субъекта всегда несут в себе и компонент переживания. Возникая, переживания охватывает весь акт жизнедеятельности, пронизывает всю психическую систему действия. Конкретное переживание становится событием в жизни человека и вся его жизнь представляется как цепь переживаний. Эти переживания становятся как бы точками кристаллизации всего внутреннего мира человека, всей его внутренней жизни.

Как и подсистема потребностей, подсистема эмоций и чувств развивается на основе базовых эмоций, в качестве которых Спиноза выделял: удовольствия, неудовольствия, желания; Вундт – удовольствия –неудовольствия, возбуждение – успокоение, напряжение – разрядка; Грот – удовольствие и страдание; Уотсон – страх, гнев и любовь; Симонов – гнев, страх, удовольствие и его противоположность – отвращение и дискомфорт, Изард – интерес – волнение, радость, удивление, горе – страдание, гнев, отвращение, презрение, страх, стыд и вину. Таким образом, мы может отметить, что почти все психологи, занимавшиеся проблемами эмоции, выделяли категорию базовых эмоций, число которых ограничено. Все дальнейшее многообразие эмоций и чувств развивается на основе базовых. Таким образом, если с общебиологической точки зрения полезность эмоций заключается в их подкрепляющей и закрепляющей функции, то с общепсихологической позиции функция эмоций заключается в формировании внутреннего мира человека, всей внутренней психической жизни субъекта.

В заключении еще раз подчеркнем, что весь внутренний мир человека замкнут на него самого, это внутренний мир конкретного индивида и он целостен. Нарушение целостности и функциональности внутреннего мира человека ведут к различным аномалиям в поведении, которые определяются как различные психопатологические синдромы.

2.4.3. Когда мы говорим о внутренней жизни человека, мы рассматриваем этот мир в динамике, как поток событий. Внутренняя жизнь человека может протекать полностью в идеальной форме, в виде представлений, фантазий, мечты. В своих фантазиях человек исходит из своих потребностей, в них отражается его жизненный опыт, он совершает «виртуальные» действия и поступки, которые может глубоко переживать. Именно переживания, находящие отражение в телесных реакциях, говорят нам о том, что это реальная жизнь. Но эта внутренняя жизнь может быть и стороной реального потока актов жизнедеятельности, выливаться в конкретные действия и поступки. В определенных случаях внешне выраженная сторона поступка может оказаться незавершенной, например, в случае ее произвольной задержки. Внешне выраженная сторона поступка это лишь вершина айсберга, подводную часть которого составляют явления внутренней жизни: это и борьба мотивов, и принятие решения, и глубокие переживания того и другого, и процессы выработки программ, и информационное обеспечение процессов принятия решения и осуществление действия.

Внутренняя жизнь складывается из прошлой жизни. Допустим, Вы пришли в кафе и Вам дали меню. Если Вы имеете малый опыт посещения кафе, то почти всё названия блюд Вам будут неизвестны. Их чтение не вызовет желаний и переживаний, разве что пробудит любопытство. Если Вы что-то слышали о конкретном блюде с хвалебной оценкой, Вы, по всей вероятности, закажите это блюдо. Но если Вы постоянный посетитель данного кафе, и практически знакомы со всем ассортиментом блюд, чтение меню будет сопровождаться определенными переживаниями и Вы будете заказывать вполне определенные блюда. Наконец, Вам уже может не понадобиться меню. У Вас выработался опреде­ленный вкус и предпочтения и Вы будете давать заказ не обращаясь к помощи меню. Прошлый опыт определяет Ваше настоящее поведение. При этом наблюдается определенная закономерность: вначале идет накопление чувственного опыта в гастрономической сфере, затем формируются индивидуальные предпочтения.

То же мы может наблюдать и в сфере выбора одежды, если Вы не стеснены в средствах, с поправкой на моду. Но и здесь человек со временем сформирует свой стиль одежды.

Если мы рассмотрим, как формируется информационная основа любой деятельности, то и здесь обнаружим ту же самую закономерность: вначале идет накопление информационных признаков, на основе которых осуществляется регуляция деятельности, а затем наблюдается их свертывание.

Наконец, этот же процесс мы наблюдаем и в формировании способностей, в отношении операционных механизмов; а в деятельности – в отношении структуры способностей ее реализующих.

Очевидно, это общая закономерность развития и функционирования внутреннего мира. Человек стремится минимизировать психические затраты и вырабатывает для этого вполне определенные планы и структуры поведения, алгоритмы поведения. В этих процессах происходит структуризация и индивидуализация внутреннего мира.

2.4.4. Первоначально психика возникла как регулятор отношений индивида и среды. Именно посредством ощущений, восприятий, представлений, независимо от их осознания, происходит отражение действительности, формируется внутренний мир человека. Для построения адаптивного поведения не требуется осознания внутреннего мира, достаточно чтобы этот внутренний мир был сформирован ощущениями, восприятиями, мышлением.

Сознание есть вторичная форма существования психического. Это отражение психического в себе. Отражение своих ощущений, переживаний, мыслительной деятельности, отражение своего внутреннего мира. Для сознания характерно предметное значение, смысловое содержание, закрепленное в понятии и оформленное в слове. Процесс осознания явлений психики связан с осознанием их предметности. Сознание привносит во внутренний мир знания, зафиксированные в языке. Внутренний мир начинает обогащаться не только за счет личного опыта, но и за счет опыта, накопленного предыдущими поколениями и зафиксированного в языке. Одновременно язык позволяет фиксировать накопленный индивидуальный опыт в общественно значимых понятиях, описывая свой внутренний мир, делая его доступным для других. Говоря о двух сторонах психики – сознании и подсознании – мы должны постоянно помнить о их единстве. Расщепление психики на отдельные процессы сознания и подсознания ведет к различного рода патологиям.

2.4.5. Ранее мы отмечали функциональный характер отражения внешнего мира в оперативном образе и его представленностью во внутреннем мире. Важно отметить и еще одну особенность – внешний мир всегда представлен в субъективном образе частично. Внешний мир все­гда остается «вещью в себе» и только частично раскрывается субъекту в поведении и деятельности и становится «вещью для меня». В любом акте познания мы познаем предметы и внешний мир только частично, преимущественно в функциональном значении, в меру наших интересов и потребностей. Причем одна и та же вещь в разных деятельностях и поступках не только по-разному раскрывается с когнитивно-функциональной стороны, но и отражается разными ощущениями. Предметы внешнего мира в субъективном образе предстают многофункциональными и полиэмоциональными. И так же как предметный мир открывается человеку частично, так и внутренний мир на уровне сознания представляется ему самому тоже частично. Внутренний мир человека предстает перед ним как «вещь в себе». Именно поэтому так трудно познать себя, практически невозможно. Всегда останутся «уголки души», которые вдруг открываются человеку неожиданно для самого себя и тихий человек, внешне робкий и неяркий совершает героический поступок, а милый человек оказывается мерзавцем. И не только «чужая душа – потемки», но и своя тоже.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.