Здавалка
Главная | Обратная связь

История юридической психологии в XX столетии.



Конец XIX — начало XXв. характеризуется социологизацией криминологического знания. Причины преступности как социального явления начали изучать социологи Ж.. Кетле, Э. Дюркгейм, П. Дюпоти, М. Вебер, Л. Леви-Брюль и др., которые, показали зависимость отклоняющегося поведения от социальных условий. Ряд социально-психологических теорий преступности американских социальных психологов этого периода — Р. Мертона, Ж. Старленда, Д. Матса, Т. Сайкса, Э. Глюка и др. В работах этих авторов представлены многообразные подходы к объяснению природы делинквентного (субъект, чье отклоняющееся поведение в крайних проявлениях представляет собой уголовно наказуемые действия) поведения за счет различных социально-психологических феноменов и механизмов, регулирующих взаимодействие и поведение людей в группе. Характерная черта многих социально-психологических теорий преступности — отсутствие методологической платформы, игнорирование социально-экономической детерминированности преступности и других негативных социальных явлений.

Американский национальный центр психического здоровья в 1970 году опубликовал доклад, включающий обзор 45 исследований предполагаемой связи хромосомных аномалий с преступностью. На Международной конференции во Франции в 1972 г. исследователи разных стран высказали мнение, что зависимость между генными нарушениями и преступностью не подтверждается статистически.

Исследователи агрессивности и ее природы, как за рубежом, так и у нас в стране (А. Бандура, Д. Бергковец, А. Басс, Э. Квятковская-Тохович, С.Н. Ениколопов и др.) существенно изменили точку зрения на природу агрессии и на ее выражение.

Все большая роль в природе агрессии отводится социальным прижизненно действующим факторам.

В 1925 году в нашей стране был организован Государственный институт по изучению преступности и преступника. В течение первых пяти лет существования этим институтом было опубликовано значительное количество работ по юридической психологии. Специальные кабинеты по изучению преступника и преступности были организованы в Москве, Ленинграде, Саратове, Киеве, Харькове, Минске, Баку и других городах.

А.Р. Лурия в 1927 году изучал возможности применения методов экспериментальной психологии для расследования преступлений и сформулировал принципы работы прибора, который впоследствии получил наименование «разоблачителя лжи» (лай-детектор).

Значительный вклад в развитие юридической психологии того времени внесли такие специалисты, как В. М. Бехтерев и А. Ф. Кони.

В те годы были переведены на русский язык и изданы труды западных ученых: Г. Гросса, О. Липпмана, Э. Штерна, М. Геринга, Г. Мюнстерберга, А. Гельвига.

В 1922 г. А. Ф. Кони опубликовал брошюру «Память и внимание», в которой излагались проблемы свидетельских показаний. А.Р. Лурия в ряде своих исследований подверг специальному психологическому анализу сущность свидетельских показаний.

1928 г. А..С. Тагер выступил на совете Психологического института с докладом «Об итогах и перспективах изучения судебной психологии». Совместно с А. Е. Брусиловским, С. В. Познышевым, С. Г. Геллерштейном он принимал активное участие в работе I Всесоюзного съезда по изучению поведения человека (М., 1930). Съезд имел специальную секцию по судебной психологии, где обсуждались различные вопросы изучения психологических проблем, касающихся борьбы с преступностью.

В Московском государственном институте экспериментальной психологии (ныне Институт психологии РАН) А. С. Тагер возглавлял экспериментальные работы по психологии свидетельских показаний. Он составил программу исследований, которая охватывала формирование показаний свидетелей от процесса восприятия фактов и явлений в различных ситуациях до их процессуального закрепления.

Существенный вклад в становление и развитие юридической психологии внесли В. В. Романов, М. И. Еникеев: первый — в сфере внедрения юридической психологии в сферу военной юстиции, а второй — в области организации преподавания этой дисциплины в московских вузах.

В июне 1989 г. в Ленинграде на базе ИПК прокурорско-следственных работников был организован Всесоюзный семинар-совещание преподавателей юридической психологии. Его участники рассмотрели и утвердили предложенную в докладе проф. В.Л. Васильева программу вузовского курса предмета «Юридическая психология». В соответствии с этой программой В. Л. Васильевым был создан учебник «Юридическая психология».

Основные направления зарубежной психологии:

1.Психоанализ

Психоанализ восходит к идеям Зигмунда Фрейда Это первая теория, пытавшаяся объяснить динамику личности Основополагающая роль в процессе фор­мирования, развития человека отводится сексуаль­ным влечениям и инстинктам

2 Фрейдизм

Это философски-психологическое учение Фрейда и его последователей, объясняющее развитие и структуру личности иррациональными факторами и использующее основанную на этих представлениях технику психотерапии.

Самые существенные сферы фрейдизма:

• теория личности; общее учение о человеке; теория бессознательного,

• концепции массовой психологии культуры и об­щества.

Фрейдизм ввел в психологию ряд важных про­блем

• проблему мотивации бессознательности;

• проблему соотношения нормальных и патологи­ческих явлений психики,

проблему защитных механизмов психики;

• проблему роли социального факта; • проблему влияния детских травм на по­ведение взрослого; • проблему противоречий и конфликтов психиче­ской организации человека

3.Неофрейдизм

Лидеры неофрейдизма подвергли критике неко­торые фундаментальные подходы и утверждения Фрейда и акцентировали роль социальных и культурных детерминантов в жизнедеятельности личности и общества. Представители этого течения: Карен Хорни, Эрик Фромм, Ф. Эриксон.

4.Бихевиоризм

Это направление возникло в начале XX в. Оно от­рицало сознание как предмет научного исследова­ния и сводило психику к различным формам поведе­ния. Основоположник — Уотсон, который открыто провозгласил, что психологию можно считать наукой лишь тогда, когда она выработает объективный под­ход к исследуемым явлениям.

 

Общая характеристика субъекта в профессиях типа «Человек-человек». Юрист как типичный представитель профессий типа «Человек-человек». Понятие о профессиограмме юриста. Психологическая культура юриста.

Професси типа " человек-человек" предполагают постоянную работу с людьми и постоянное общение в ходе профессиональной деятельности.

Профессии данного типа связаны: с медицинским обслуживанием; с обучением и с воспитанием, с бытовым обслуживанием, с правовой защитой.

Профессионально важные качества: развитые коммуникативные способности, эмоциональная устойчивость, быстрая переключаемость внимания; эмпатия; наблюдательность; организаторские способности.

Профессия юриста относится к типу: «Человек – Человек», она ориентирована на общение и взаимодействие с людьми. Для этого требуются умения устанавливать и поддерживать деловые контакты, понимать людей, разбираться в человеческих взаимоотношениях, проявлять активность, общительность и контактность, обладать развитыми речевыми способностями и вербальным мышлением, обладать эмоциональной устойчивостью.

Профессия юриста относится к классу эвристических, она связана с анализом, исследованиями, взаимодействием с другими людьми. Для этого требуется эрудированность, находчивость, оригинальность мышления, стремление к развитию и постоянному обучению.

Разработка профессиограмм представляет проведение подробного описания наиболее распространенных и ведущих юридических профессий с указанием их характерных функций. Цель разработки профессиограмм - ориентация на изучение относительно устойчивых, стабильных, свойств, характеризующих юриста-специалиста в его практической деятельности.

Большой вклад в разработку профессиограмм юридических профессий внесли ученые России В.Л. Васильев, М.И. Еникеев, Ю.В.Чуфаровский. В деятельности юриста-специалиста они выделяют такие аспекты: поисковую (познавательную), коммуникативную, удостоверительную, организационную, реконструктивную (конструкционную) и социальную.

Дадим общую характеристику каждой из этих аспектов(видов) деятельности:

социальный - подчеркивает социальную значимость профессии юриста как организатора борьбы с правонарушениями, защитника прав и законных интересов граждан;

поисковый - состоит в сборе информации, необходимой для решения юридического дела;

реконструктивный - представляет собой завершающий анализ собранной информации по юридическому делу, выдвижение рабочих гипотез, разработка плана деятельности по его дальнейшему рассмотрению и завершению;

коммуникативный - означает умение общаться с коллегами, клиентами, участниками дела и всеми теми, кто имеет к нему отношение;

организационный - заключается в волевых действиях по проверке рабочих версий и их реализации.

Психологическая культура юриста включает: комплекс общепсихологических знаний, в особенности в области психологии личности и деятельности, знание психологии юридического труда и психологических характеристик отдельных юридических профессий, навыки и приемы использования этих знаний в профессиональных ситуациях в процессе общения.

Юристам необходимо уметь рационально распределять свои силы и способности, чтобы сохранить результативность труда на протяжении всего рабочего дня, владеть профессиональными психологическими качествами, чтобы при наименьшей затрате нервной энергии получать оптимальные доказательственные данные. В последовательном развитии таких профессиональных качеств, как гибкость ума и характера, острая наблюдательность и цепкая память, самообладание и выдержка, принципиальность и справедливость, организованность и самостоятельность, большое значение имеют рекомендации психологической науки, которая указывает верные пути и средства их формирования.

 

4. Социальный интеллект (коммуникативная компетентность) как один из важнейших психологических факторов профессиональной пригодности юриста.

Профессиональная деятельность юристов протекает в условиях общения, которое составляет основное содержание их деятельности, становится особым видом труда, профессиональным общением. Во многих случаях общение для юриста приобретает самостоятельный процессуальный характер, как особый вид профессиональной деятельности. Профессиональное общение следует рассматривать не только как обмен информацией (коммуникативная сторона), но и как процесс взаимодействия (интерактивная сторона), восприятие людьми друг друга (перцептивная сторона). Способность устанавливать межличностные (психологические) контакты с различными участниками общения, коммуникативная компетентность, являются качествами, в значительной мере влияющими на эффективность труда юристов, одним из важнейших факторов их профессиональной пригодности.,

Коммуникативная компетентность предполагает следующие качества личности:

· способность устанавливать эмоциональные контакты с различными участниками общения, поддерживать с ним доверительные, в необходимых пределах отношения;

· проницательность, способность понимать внутренний мир собеседника, его психологические особенности, потребности, мотивы поведения, состояние психики;

· доброжелательное, вежливое отношение к людям, умение слушать участника диалога, эмпатийность (способность эмоционально отзываться на переживания собеседника);

· свободное, гибкое владение вербальными и невербальными средствами общения;

· умение в конфликтных ситуациях проводить, адекватную ситуации, стратегию коммуникативного поведения, менять в зависимости от обстоятельств стиль общения;

· способность к сотрудничеству, достижению компромиссов, соглашений, развитый самоконтроль над эмоциями, настроением в экстремальных ситуациях;

· адекватную самооценку;

· чувство юмора.

Качествами, затрудняющими коммуникативные процессы, снижающими их результативность, являются: замкнутость , повышенная сосредоточенность на своих проблемах, переживаниях (интравертированность), легко ранимое самолюбие, повышенная обидчивость, конфликтность, агрессивность, импульсивность, слабое владение вербальными и невербальными средствами общения.

Одним их факторов профессиональной пригодности юриста является коммуникативная компетентность, к основным характеристикам которой относятся: терпимость, эмоциональная устойчивость, уважительное отношение к различным участникам общения, доброжелательность, эмпатия, способность к сотрудничеству, диалогу, мобильность стиля общения, адекватная самооценка. Формирование и развитие этих качеств, являющихся неотъемлемым атрибутом профессии специалиста в области права, становятся важной составляющей его профессиональной подготовки на юридических факультетах вузов.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.