СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ ТЕОРИИ МОТИВАЦИИСтр 1 из 4Следующая ⇒
Теории мотивации 3. Отечественные теории мотивации 4. Сущность, виды и методы системы стимулирования 5. Система оплаты труда 6. Нематериальная система стимулирования 7. Формы и методы оплаты труда 8. Факторы мотивации: квалификация, удовлетворенность работой и производительность труда 9. Премиальная система 10. Социальный пакет Теория мотивации - система научных исследований причин, побуждающих человека к трудовой деятельности. Различают содержательные и процессуальные теории мотивации.
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ ТЕОРИИ МОТИВАЦИИ
Таблица содержательные теории [Соломанидина Т.О. МТДП с.53]
Изучение теорий трудовой мотивации дает понимание закономерностей формирования и функционирования этой самой мотивации, знакомит с научно обоснованными условиями и принципами протекания процесса мотивации, дает масштабный взгляд на проблематику всей темы, на характер взаимосвязей, возникающих в ходе мотивации. В научных исследованиях в области мотивации выделяют два основных направления: содержательные и процессуальные теории мотивации. Содержательные теории мотивации – система научных принципов, уделяющих внимание содержанию факторов, лежащих в основе мотивации. Их авторы основываются на идентификации внутренних побуждений, называемых потребностями, которые заставляют людей действовать так, а не иначе. Первые исследования появились в США еще до второй мировой войны. Одним из первых теоретик менеджмента Ч. Бернард рассматривая множественность возможных видов удовлетворения человека в организации, выделил 4 конкретных побуждения: 1. материальное (деньги, вещи или физические условия); 2. личные нематериальные возможности для отличия престижа и власти; 3. желаемые физические условия; 4. духовные. Чтобы понять смысл теории содержательной мотивации, нужно сначала усвоить смысл основополагающего понятия – потребности. Психологи говорят, что человек испытывает потребность, когда он ощущает физиологически и психологически недостаток чего-либо. Хотя конкретное лицо в конкретное время может и не иметь потребности в смысле сознательного ее ощущения, существуют определенные потребности, которые каждый человек может почувствовать. Содержательные теории мотивации представляют попытки классифицировать эти общечеловеческие потребности по определенным категориям. До сих пор нет одной всеми принятой идентификации определенных потребностей. Однако большинство психологов соглашаются, что потребности в принципе можно классифицировать как первичные и вторичные. "Иерархия потребностей" А. Маслоу: потребности делятся на первичные и вторичные; представляют собой пятиуровневую иерархическую структуру, в которой располагаются в соответствии с приоритетом. Поведение человека определяет нижняя неудовлетворенная потребность, указанная в «пирамиде». Удовлетворение потребностей более высокого порядка не может произойти до того, как будут удовлетворены низшие. После того, как потребность удовлетворена, ее мотивирующее воздействие прекращается. "Двухфакторная модель" Ф. Герцберга: потребности делятся на гигиенические и фактор-мотиваторы. Наличие гигиенических потребностей предотвращает развитие чувства неудовлетворенности трудом. Мотиваторы соответствуют высшим потребностям человека, активно воздействуют на развитие чувства удовлетворенности трудом и на этой основе стимулируют повышение эффективности труда. "Теории ЕRG" К. Альдерфера: потребности сгруппированы в группы потребностей существования, роста и связи, и расположены иерархически. При этом движение по ступеням иерархии может осуществляться не только снизу вверх (так возникает и развивается удовлетворение), но и сверху вниз: если не удовлетворяются потребности верхнего уровня, то потребности более низкого уровня вновь становятся более актуальными, хотя при этом возникает и развивается фрустрация – чувство огорчения, внутренней опустошенности. "Теория приобретенных потребностей" Д. МакКлелланда: в теории сделан особый акцент на потребностях высших уровней по "иерархии" А.Маслоу. Потребности, в наибольшей степени присущие людям – власть, успех, сопричастность (участие). Они расположены не иерархически; приобретаются и развиваются под влиянием обучения и жизненного опыта. Влияние этих потребностей на мотивацию человека во многом зависит от их взаимного влияния друг на друга. Теория ERG дополнила теорию Маслоу тем, что доказала: если удовлетворение более высокой потребности блокировано, возрастает стремление к более полному и частому удовлетворению низлежащей потребности, т.е. блокированная потребность делает более актуальной менее высокую потребность, которую индивид в состоянии удовлетворить. Таким образом, содержательные теории мотивации базируются на дифференциации потребностей и связанных с ними факторах, определяющих поведение людей. Такой подход к мотивации труда предполагает, что необходимо определить те внутренние потребности, которые побуждают действовать человека определенным образом. Авторы содержательных теорий полностью сконцентрированы на анализе факторов, лежащих в основе мотивации, и не рассматривают ход и функционирование мотивации как процесса.
Вся совокупность «научных» мотивационных теорий делится на содержательные теории мотивации и процессуальные теории мотивации. Содержательные теории мотивации основываются на идентификации индивидуальных потребностей. Исследователями в различных странах была совершена попытка создать какую-то единую схему иерархии мотивов в поведении человека, осознать, почему человек, ощущая сразу несколько потребностей, удовлетворяет их в определенной последовательности. К сторонникам такого подхода можно отнести американских психологов, Абрахама Маслоу, Фредерика Герцберга и Дэвида Мак-Клелланда, К. Альдерфера. Содержательные концепции имеют существенные недостатки: 1. игнорирование ситуационных особенностей мотивационного выбора, сведение побудительных сил к ограниченному набору потребностей 2. недооценка индивидуальности деятельности. Содержательные концепций мотивации попадают в собственную ловушку: пытаются ограничить поведение человека жесткой иерархией или набором внутренних ценностей; 3. невозможность установить четкую корреляцию между различными потребностями человека ввиду отсутствия универсальной теории человеческой деятельности [Надеждина В. С.19] Теория А. Маслоу
Одним из первых теоретиков, осознавших законы построения человеческих потребностей, был психолог Абрахам Гарольд Маслоу (1908—1970). В 40-е годы 20 века он предположил, что не сама потребность движет человеком, а степень ее удовлетворения, а также выстроил в иерархию всю совокупность индивидуальных потребностей, обозначив доминирование неудовлетворенных потребностей над удовлетворенными потребностями. Его книга «Мотивация и личность» впервые вышла в 1954 году и была пересмотрена и дополнена автором в 1970 году. Эта теория поэтому также называется иерархией потребностей Маслоу. Сущность ее сводится к изучению потребностей человека. Это наиболее ранняя теория. Ее сторонники, в том числе и Абрахам Маслоу считали, что предметом психологии является поведение, а не сознание человека. В основе поведения, согласно теории, лежат пять групп потребностей. Это: 1. физиологические потребности, необходимые для выживания человека, в еде, в воде, в отдыхе и так далее; 2. потребности в безопасности и уверенности в будущем — защита от физических и других опасностей со стороны окружающего мира, уверенность в том, что физиологические потребности будут удовлетворяться и в будущем; 3. социальные потребности — необходимость в социальном окружении, в общении с людьми, их поддержке; 4. потребности в уважении, в признании окружающих, стремление к личным постижениям; 5. потребность самовыражения, то есть потребность в собственном росте и в реализации потенциальных возможностей. Первые две группы потребностей первичные, а следующие три — вторичные. Согласно теории все потребности можно расположить в строгой иерархической последовательности в виде пирамиды, в основании которой лежат первичные потребности, а вершиной являются вторичные. Смысл иерархического построения состоит в том, что приоритетны для человека потребности более низких уровней. Этот факт сказывается на индивидуальной мотивации. В поведении человека более определяющим является удовлетворение потребностей низких уровней. Затем, по мере удовлетворения этих потребностей, становятся стимулирующим фактором и потребности более высоких уровней. Самая высокая потребность — потребность самовыражения и роста человека как личности — никогда не может быть удовлетворена полностью, поэтому процесс мотивации человека через потребности бесконечен. Долг руководителя — тщательно наблюдать за подчиненными, своевременно выяснять их активные потребности, принимать решения по их реализации в целях повышения эффективности труда. [Надеждина В. С.с.21-23]
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|