Здавалка
Главная | Обратная связь

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ ТЕОРИИ МОТИВАЦИИ



Теории мотивации

3. Отечественные теории мотивации

4. Сущность, виды и методы системы стимулирования

5. Система оплаты труда

6. Нематериальная система стимулирования

7. Формы и методы оплаты труда

8. Факторы мотивации: квалификация, удовлетворенность работой и производительность труда

9. Премиальная система

10. Социальный пакет

Теория мотивации - система научных исследований причин, побуждающих человека к трудовой деятельности. Различают содержательные и процессуальные теории мотивации.


СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ ТЕОРИИ МОТИВАЦИИ

А. Маслоу,   «Теория потребностей»или«Иерархическая теория» Маслоу утверждает, что существует главная закономерность, единая для всех людей, которая побуждает от фундаментальных физиологических потребностей постепенно подниматься по иерархическим ступенькам к необходимости самореализации - высшей духовной потребности человека. У людей можно выделить 5 основных уровней человеческих потребностей мотиваций (А.Маслоу).
  1. Основные физиологические потребности пища, отдых, жилище, сексуальное удовлетворение и пр. Одним из главных средств удовлетворения их являются деньги, высокий заработок. Таким образом, материальные стимулы, зарплата, социальные блага - это средства удовлетворения основных физиологических потребностей.
  2. Потребность в безопасности (сохранение жизни, здоровья, уверенность в завтрашнем дне, в пенсионном обеспечении и т.п.).
  3. Потребность в социальной общности (быть принятым в коллективе, получить призвание, поддержку, доброжелательное отношение людей),
  4. Потребность в уважении и самоуважении (испытывать чувство собственной значимости и нужности для предприятия, социального престижа, желание видеть уважение окружающих, иметь высокий социальный статус).
  5. Потребность в самореализации, самоактуализации (стремление к раскрытию своих способностей, к самосовершенствованию, к творчеству, к развитию, к пониманию своей жизни).
Потребности более высокого уровня становятся актуальными, если в достаточной мере удовлетворены базовые 1,2 уровня.  
Ф. Герцберг   «Двухфакторная модель» Ф. Герцберга: потребности делятся на гигиенические и фактор-мотиваторы. Наличие гигиенических потребностей предотвращает развитие чувства неудовлетворенности трудом. Мотиваторы соответствуют высшим потребностям человека, активно воздействуют на развитие чувства удовлетворенности трудом и на этой основе стимулируют повышение эффективности труда.  
К. Альдерфер   «Теории ЕRG» К. Альдерфера: потребности сгруппированы в группы потребностей существования, роста и связи, и расположены иерархически. При этом движение по ступеням иерархии может осуществляться не только снизу вверх (так возникает и развивается удовлетворение), но и сверху вниз: если не удовлетворяются потребности верхнего уровня, то потребности более низкого уровня вновь становятся более актуальными, хотя при этом возникает и развивается фрустрация – чувство огорчения, внутренней опустошенности.  
Д. Мак-Клелланд   «Теория потребностей в достижениях» начало 1950-х гг. Классификацию потребностей, которые мотивируют руководителей: 1) потребность достижения - как потребность в конкурентоспособном успехе; 2) в привязанности (в теплых, приятельских отношениях с другими); 3) власти - потребность в контроле и влиянии на других людей. В зависимости от того, какая потребность преобладает - проявится различный тип руководителя.  

 

Таблица содержательные теории [Соломанидина Т.О. МТДП с.53]

 

 

 

Изучение теорий трудовой мотивации дает понимание закономерностей формирования и функционирования этой самой мотивации, знакомит с научно обоснованными условиями и принципами протекания процесса мотивации, дает масштабный взгляд на проблематику всей темы, на характер взаимосвязей, возникающих в ходе мотивации.

В научных исследованиях в области мотивации выделяют два основных направления: содержательные и процессуальные теории мотивации.

Содержательные теории мотивации – система научных принципов, уделяющих внимание содержанию факторов, лежащих в основе мотивации. Их авторы основываются на идентификации внутренних побуждений, называемых потребностями, которые заставляют людей действовать так, а не иначе.

Первые исследования появились в США еще до второй мировой войны. Одним из первых теоретик менеджмента Ч. Бернард рассматривая множественность возможных видов удовлетворения человека в организации, выделил 4 конкретных побуждения:

1. материальное (деньги, вещи или физические условия);

2. личные нематериальные возможности для отличия престижа и власти;

3. желаемые физические условия;

4. духовные.

Чтобы понять смысл теории содержательной мотивации, нужно сначала усвоить смысл основополагающего понятия – потребности.

Психологи говорят, что человек испытывает потребность, когда он ощущает физиологически и психологически недостаток чего-либо. Хотя конкретное лицо в конкретное время может и не иметь потребности в смысле сознательного ее ощущения, существуют определенные потребности, которые каждый человек может почувствовать. Содержательные теории мотивации представляют попытки классифицировать эти общечеловеческие потребности по определенным категориям. До сих пор нет одной всеми принятой идентификации определенных потребностей. Однако большинство психологов соглашаются, что потребности в принципе можно классифицировать как первичные и вторичные.

"Иерархия потребностей" А. Маслоу: потребности делятся на первичные и вторичные; представляют собой пятиуровневую иерархическую структуру, в которой располагаются в соответствии с приоритетом. Поведение человека определяет нижняя неудовлетворенная потребность, указанная в «пирамиде». Удовлетворение потребностей более высокого порядка не может произойти до того, как будут удовлетворены низшие. После того, как потребность удовлетворена, ее мотивирующее воздействие прекращается.

"Двухфакторная модель" Ф. Герцберга: потребности делятся на гигиенические и фактор-мотиваторы. Наличие гигиенических потребностей предотвращает развитие чувства неудовлетворенности трудом. Мотиваторы соответствуют высшим потребностям человека, активно воздействуют на развитие чувства удовлетворенности трудом и на этой основе стимулируют повышение эффективности труда.

"Теории ЕRG" К. Альдерфера: потребности сгруппированы в группы потребностей существования, роста и связи, и расположены иерархически. При этом движение по ступеням иерархии может осуществляться не только снизу вверх (так возникает и развивается удовлетворение), но и сверху вниз: если не удовлетворяются потребности верхнего уровня, то потребности более низкого уровня вновь становятся более актуальными, хотя при этом возникает и развивается фрустрация – чувство огорчения, внутренней опустошенности.

"Теория приобретенных потребностей" Д. МакКлелланда: в теории сделан особый акцент на потребностях высших уровней по "иерархии" А.Маслоу. Потребности, в наибольшей степени присущие людям – власть, успех, сопричастность (участие). Они расположены не иерархически; приобретаются и развиваются под влиянием обучения и жизненного опыта. Влияние этих потребностей на мотивацию человека во многом зависит от их взаимного влияния друг на друга. Теория ERG дополнила теорию Маслоу тем, что доказала: если удовлетворение более высокой потребности блокировано, возрастает стремление к более полному и частому удовлетворению низлежащей потребности, т.е. блокированная потребность делает более актуальной менее высокую потребность, которую индивид в состоянии удовлетворить.

Таким образом, содержательные теории мотивации базируются на дифференциации потребностей и связанных с ними факторах, определяющих поведение людей. Такой подход к мотивации труда предполагает, что необходимо определить те внутренние потребности, которые побуждают действовать человека определенным образом. Авторы содержательных теорий полностью сконцентрированы на анализе факторов, лежащих в основе мотивации, и не рассматривают ход и функционирование мотивации как процесса.

 

 

Вся совокупность «научных» мотивационных теорий делится на содержательные теории мотивации и процессуальные теории мо­тивации.

Содержательные теории мотивации основываются на идентифика­ции индивидуальных потребностей.

Исследователями в различных странах была совершена попытка создать какую-то единую схему иерархии мотивов в поведении челове­ка, осознать, почему человек, ощущая сразу несколько потребностей, удовлетворяет их в определенной последовательности. К сторонникам такого подхода можно отнести американских психологов, Абрахама Маслоу, Фредерика Герцберга и Дэвида Мак-Клелланда, К. Альдерфера.

Содержательные концепции имеют существенные недо­статки:

1. игнорирование ситуационных особенностей мотивационного выбора, све­дение побудительных сил к ограниченному набору потребностей

2. недооценка индивидуальности деятельности. Содержательные концепций мотивации попадают в собственную ловушку: пытаются ограничить поведе­ние человека жесткой иерархией или набором внутренних ценностей;

3. невозможность установить четкую корреляцию между различными по­требностями человека ввиду отсутствия универсальной теории человечес­кой деятельности

[Надеждина В. С.19]

Теория А. Маслоу

 

Одним из первых теоретиков, осознавших законы построения челове­ческих потребностей, был психолог Абрахам Гарольд Маслоу (1908—1970). В 40-е годы 20 века он предполо­жил, что не сама потребность движет человеком, а степень ее удовлетворения, а также выстроил в иерархию всю совокупность индивидуальных по­требностей, обозначив доминирование неудовлетворенных потребнос­тей над удовлетворенными потребностями. Его книга «Мотивация и личность» впервые вышла в 1954 году и была пересмотрена и дополнена автором в 1970 году.

Эта теория поэтому также называется иерархией потребностей Мас­лоу. Сущность ее сводится к изучению потребностей человека. Это наиболее ранняя теория. Ее сторонники, в том числе и Абрахам Маслоу считали, что предметом психологии является поведение, а не сознание человека.

В основе поведения, согласно теории, лежат пять групп потребностей. Это:

1. физиологические потребности, необходимые для выживания человека, в еде, в воде, в отдыхе и так далее;

2. потребности в безопасности и уверенности в будущем — защита от фи­зических и других опасностей со стороны окружающего мира, уверен­ность в том, что физиологические потребности будут удовлетворяться и в будущем;

3. социальные потребности — необходимость в социальном окружении, в общении с людьми, их поддержке;

4. потребности в уважении, в признании окружающих, стремление к личным постижениям;

5. потребность самовыражения, то есть потребность в собственном росте и в реализации потенциальных возможностей.

Первые две группы потребностей первичные, а следующие три — вторичные. Согласно теории все потребности можно расположить в строгой иерархической последовательности в виде пирамиды, в осно­вании которой лежат первичные потребности, а вершиной являются вторичные.

Смысл иерархического построения состоит в том, что приоритетны для человека потребности более низких уровней. Этот факт сказывается на индивидуальной мотивации. В поведении человека более определяющим является удовлетворение потребностей низких уровней. Затем, по мере удовлетворения этих потребностей, становятся стимулирующим факто­ром и потребности более высоких уровней.

Самая высокая потребность — потребность самовыражения и роста че­ловека как личности — никогда не может быть удовлетворена полностью, поэтому процесс мотивации человека через потребности бесконечен.

Долг руководителя — тщательно наблюдать за подчиненными, свое­временно выяснять их активные потребности, принимать решения по их реализации в целях повышения эффективности труда.

[Надеждина В. С.с.21-23]

 

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.