Исследование макиавеллизма Брагинского
Испытуемые: 10-летние дети обоего пола (225 чел.). Метолики: детский вариант Мак-шкалы и установление поведенческих коррелят макиавеллизма (испытуемым предлагалась денежная награда, если они смогут заставить других детей съесть невкусное печенье). Результаты. Половых различий по частоте проявления макиавеллизма отмечено не было, как и половых различий по поведенческим коррелятам: когда макиавеллам была обещана денежная награда, они успешно заставляли других детей есть невкусное печенье. Однако макиавеллы разного пола использовали различные стратегии принуждения: мальчики прибегали к прямому принуждению по отношению к другим детям, не скрывая от них, что печенье невкусное, девочки же — к косвенному (не говорили о невкусном печенье). Испытуемые с низким показателем макиавеллизма (немакиавеллы) действовали противоположным образом: девочки действовали более откровенно, а мальчики — более тонко (по материалам книги Maccoby, Jacklin, 1978). Итак, подведем итоги. Мальчики демонстрируют превосходство по следующим типам доминантности: агрессивной (по отношению как к другим мальчикам, так и к девочкам), эгоистической (но только в возрасте 3-6 лет) и макиавеллист-ской, сопровождающейся более грубыми вариантами манипулирования. Они доминируют как в однополых парах, так и в смешанных парах и в группах. Девочки имеют преимущество по просоциальной доминантности (но только в 3-6 лет) и по макиавеллистской доминантности, сопровождающейся более тонкими вариантами манипулирования. Доминируют они только в однополых парах, а в смешанных парах и в группах уступают возможность доминировать мальчикам. Но это отнюдь не означает, что женский пол играет подчиненную роль: Э. Маккоби и К. Жаклин ввели понятие контрдоминантности,под которым понимается нежелание индивида быть управляемым, и считают, что девочкам свойственно именно такое поведение — они не доминируют над мальчиками, но и не подчиняются им. Не было обнаружено половых различий по просоциальной и эгоистической доминантности в возрасте более 6 лет, равно как и по количеству попыток доминирования над ровесниками и взрослыми и попыток внушения. Все эти данные свидетельствуют о том, что девочки и мальчики мало отличаются друг от друга по количественным показателям доминантности, но для них характерны разные способы ее достижения: мальчики демонстрируют более грубые и более индивидуалистические формы доминантности, а девочки — более тонкие и более «социализированные», т. е. принятые в обществе. Часто мальчики проявляют определенную форму поведения, которая была свойственна девочкам в более раннем возрасте и от которой девочки уже отказались, поэтому целый ряд данных может быть объяснен более ранним (заметим — и более успешным) социальным созреванием девочек. Мотивация власти и доминантность 227 Возьмем, например, попытки доминировать над сверстниками. Девочки более или менее успешно делают это с другими девочками (учитывая, что у них нередки споры о том, кто доминирует, а подчинение выглядит не как подчинение, а как уклонение от доминирования), но с мальчиками они не вступают в открытую конкуренцию (возможно, прогнозируя свою неуспешность в прямом давлении на них). Еще более показательны попытки доминировать над взрослыми. Мальчики, по-видимому, не пытаются прогнозировать (или их прогнозы оказываются неудачными), эффективны ли будут эти попытки, — они просто более активны. Что же касается девочек, то, возможно, их отказ от доминирования по отношению ко взрослым (которое, скорее всего, обречено на неудачу) является более реальнойоценкой своих возможностей. Таким образом, поведение девочек следует считать более адаптивным. Но в дальнейшем преобладание мужского пола по доминированию,хотя и носящее сугубо «количественный» характер, приносит свои плоды — мальчики и мужчины чаще становятся лидерами. Перейдем к рассмотрению доминантности у взрослых, вновь обращаясь к книге Маккоби и Жаклин. Исследования доминантности у взрослых 5 исследований (1962-1972 гг.). Испытуемые обоего пола (возраст 18-21 год). Метоли ки: 1) шкалы доминантности, самооиенки доминантности, макиавеллизма (Мак-шкала), 2) исследование проявлений доминантности в вербальном поведении (интенсивности речи); 3) исследование проявлений доминантности в невербальном поведении (контакт глаз, пристальные взгляды); 4) исследование проявлений доминантности в сочетании вербального и невербального поведения (разговор и взгляды при знакомстве). Результаты. Мужчины продемонстрировали превосходство по самооценке доминантности (18-21 год), макиавеллизму (18-21 год), шкалам Лайкерта и усиленного выбора (18-21 год) и интенсивности речи, адресованной женщинам (18-21 год). Превосходства женщин не было обнаружено ни по одной из характеристик. Не было обнаружено половых различий по самооиенке доминантности (18-21 год), интенсивности речи, адресованной мужчинам (18-21 год), проявлению доминантности в невербальном поведении (контакт глаз, пристальные взгляды — 18-21 год) и сочетанию вербального и невербального поведения (разговор и взгляды при знакомстве — 18-21 год) (по материалам книги Maccoby, Jacklin, 1978). В этих результатах чувствуется влияние гендерного стереотипа о большей доминантности мужчин, которому они старались соответствовать. В моем исследовании выборки, состоявшей из 100 студентов, также не было обнаружено различий по доминантности (шкала Кеттелла) ни между женщинами и мужчинами, ни между казахами и русскими (в целом по выборке). Однако русские женщины превосходили мужчин-казахов по этому показателю. Такое соотношение результатов возможно, если, например, факторы пола и культуры действуют в совместном направлении. Небольшие половые и этнические различия могут дать значимую разницу показателей, поэтому гендерные исследования обязательно должны дополняться кросс-культурными. 228 Глава 7. Личностные характеристики Исследование доминантности Т. В. Бендас (2000) Испытуемые: казахстанские студенты (100 чел., 50 женщин и 50 мужчин, 50 русских и 50 казахов, средний возраст 17,8 лет). Методики: вопросник Кеттелла и шкала макиавеллизма Р. Кристи и Ф. Гейса (1 970): вариант Мак-V (по этой шкале дополнительно исследовались 363 испытуемых от 1 6 до 70 лет с примерно равным количеством мужчин и женщин, русских и казахов). Математическая обработка осуществлялась с помошью t-критерия Стьюдента и коэффициента линейной корреляции Пирсона. Результаты. В целом не было значимых различий (как между мужчинами и женщинами, так и между казахами и русскими) по доминантности (шкала Кеттелла) и по шкале макиавеллизма, но русские женщины превосходили мужчин-казахов по доминантности, а также была обнаружена значимая отрицательная корреляция по Пирсону (р < 0,05) между возрастом и показателем макиавеллизма (363 испытуемых от 16 до 70 лет). По данным Р. Кристи и Ф. Гейса (Christie, Geis, 1970), среди взрослых испытуемых мужчины были большими макнавеллами, чем женщины. То же самое установил и В. В. Знаков (1999) на российской выборке. В своем исследовании я ожидала обнаружить подобные же результаты, а также превосходство казахов над русскими. Однако Мак-шкала-V не дала ни гендерных, ни культурных различий. Полученная же значимая отрицательная корреляция между возрастом и показателем макиавеллизма (363 испытуемых от 16 до 70 лет) позволяет предположить, что последний характерен для всей молодежной выборки — определенный цинизм, восприятие лжи во имя собственной выгоды как нормы, стремление к манипулированию окружающими более свойственны молодому поколению, нежели старшим. Кстати, Кристи и Гейс тоже обнаружили, что студенты были большими макнавеллами, чем взрослые, а некоторые взрослые имели даже более низкие показатели, чем 10-летние дети. Подобные данные еще раз подчеркивают сложность получения различий по личностным характеристикам — к факторам пола и культуры добавляется и возраст испытуемых, который необходимо учитывать в исследовании. При этом разные результаты могут быть получены и на зрелой выборке, но состоящей из разных поколений или даже когорт. Таким образом, гендерный стереотип о большей доминантности мужчин, скорее всего, подтверждается, но не во всех культурах. Метаанализ А. Фейнгольда показал превосходство мужчин по доминантности, но незначительное (величины d равнялись 0,12 и 0,17 соответственно — это считается малой степенью различий; Feingold, 1994). При этом были выявлены два значимых фактора, влияющих на половые различия по этому параметру: возраст и методика. Не было различий по доминантности у детей (по измерениям поведения), но наблюдалось значимое преобладание мальчиков-подростков и взрослых мужчин (по личностным шкалам). Последний результат даже позволил Фейн-гольду создать интересную теорию, объясняющую, почему различия между данными, получаемыми при заполнении личностных вопросников, так отличаются от тех, которые получены более надежными способами (см. главу 1, материал о теориях половых различий). Эти результаты еще раз наглядно подтверждают влияние гендерных стереотипов на характеристики личности мужчин и женщин — чем старше человек, тем Другие характеристики личности 229 больше он стремится соответствовать этим стереотипам (завершается его гендерная социализация). В целом же исследования доминантности снова выявили удивительное сочетание наличия и отсутствия различий между полами: нет большихразличий по доминантности, но нет и сходства, а есть своеобразие полов впроявлении различных форм этой доминантности. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|