Здавалка
Главная | Обратная связь

Исследование тревожности Т. В. Бенлас (2000)



Испытуемые: казахстанские студенты (100 чел, 50 женщин и 50 мужчин, 50 русских и 50 казахов, средний возраст 17,8лет).

Метолика: вопросникКеттелла (шкала О).

Математическая обработка: различия по f-критерию Стьюдента.

Результаты: значимыхполовых различий по тревожности не обнаружено. При этом казахи превосходилирусских (в целом по выборке), а также как мужчины, так и жен-шины казахскойнациональности превосходили по тревожности русских мужчин.

Наконец, следует задуматься о том, какие последствия для общественной жизни могут иметь половые различия но параметру тревожности. Общество влияет на формирование характеристик личности у разных полов в определенном направлении. Что дает ему повышенная тревожность женщин? Большую ответственность за воспитание детей (связанную с тревогой за них)? Или таким образом


Другие характеристики личности 235

вытесняет их из общественной жизни и с рынка труда (тревожный субъект будет не уверен в себе и менее опасен как конкурент)? Или, быть может, не стоит волноваться по поводу этой тревожности? Если она позволяет добиваться успехов и не вредит здоровью, то это — характеристика хорошей адаптивности. Однако необходимо исследовать уровень этой тревожности, связанный с психической нормой. Слишком большая тревожность не дает человеку покоя, и он не может быть счастлив и благополучен. Возможно, что это отражение тех сложных социальных процессов, которые происходят в мире.

Следующая личностная характеристика — заботливость.Под нейимеется в виду стремление и способность ухаживать за больными и слабыми, опекатьи воспитывать младших, заботиться о животных и т. п. В этой характеристике выделяют 3 главные составляющие: заботу о потомстве, альтруизм и эмпатию. Исследований, охватывающих все эти переменные, практически нет, поэтому мы рассмотрим их по отдельности.

Данные кросс-культурных исследований свидетельствуют, что в детском возрасте (6-Ю лет) ни мальчики, ни девочки не имеют преимущества по проявлению заботы к младшим братьям и сестрам или к животным. Что же касается взрослых, то исследований реакции мужчин на младенцев и детей постарше пока очень мало, поэтому трудно говорить о гендерных различиях в этом плане.

Здесь уместно вспомнить данные Маргарет Мид (1988). В своих кросс-культурных исследованиях, проведенных в начале XX в., она показала, что родительское поведение формируется под мощным влиянием социальных факторов, и не следует ожидать автоматического проявления так называемого «материнского инстинкта» без соответствующего воспитания. Еще более хрупок «отцовский инстинкт». Таким образом, заботливость по отношению к окружающим, которая может проявляться у ребенка (а позднее и у взрослого) — результат целенаправленного воспитания. И следует добиваться, чтобы эта черта личности была выражена не только у девочек и женщин, но и у мальчиков и мужчин. Пока же распространена житейская точка зрения о том, что заботливым должен быть только женский пол (якобы в силу природной предрасположенности), а мужской должен только «принимать» заботу. Можно себе представить, сколько конфликтов и проблем во взаимоотношениях между мужчинами и женщинами (особенно в семье) порождает такая точка зрения, кстати, не подтвержденная в исследованиях. Поэтому психологам необходимо продолжать и исследовательскую, и коррекционную работу по изменению бытующего стереотипа. Данные исследований помогающего поведения (альтруизма) могут демонстрировать превосходство как мужчин (которые, к примеру, с удовольствием и готовностью помогали на улице красивым молодым девушкам — Maccoby, Jacklin, 1978), так и женщин, что зависит от типа помощи и от личности «жертвы», поэтому нет оснований считать женский пол более альтруистичным, чем мужской.

' Что же касается данных о половых различиях по эмпатии, то они очень разноречивы. Это связано с неоднозначностью данного понятия. Одни ученые делают упор на когнитивный компонент и рассматривают эмпатию как когнитивную задачу (способность распознать, что испытывает другой человек, расшифровать исходящие от него сигналы). Другие обращают внимание на эмоциональный компонент (способность сочувствовать, сопереживать другому человеку).


236 Глава 7. Личностные характеристики

Установлено, что расшифровка невербальных сигналов лучше удается женщинам (более подробно речь об этом пойдет в разделе о вербальном и невербальном общении). А вот данные по эмоциональному компоненту эмпатии противоречивы и зависят от методики исследования. Женщины превосходят мужчин там, где используются самоотчеты, т. е. приписывают себе способность сопереживать другим. Но когда применяются более объективные методы (скрытое наблюдение или физиологические корреляты эмпатии). то выясняется, что половые различия исчезают.

Так, Айзенберг предлагал испытуемым определить у других людей признаки, свидетельствующие о переживании стресса и потребности в сочувствии. Перед экспериментом, заполняя вопросники, женщины показали, что они считают себя людьми, более способными проявлять сочувствие и имеющими больший опыт переживания дистресса (по сравнению с мужчинами). Во время эксперимента они демонстрировали реакцию, которая свидетельствовала об их понимании людей-стимулов и о сильных негативных эмоциях. Они им сочувствовали, печалились, сами как будто переживали дистресс и т. п. — больше, чем мужчины. Однако физиологические измерения тех показателей, которыми обычно сопровождаются эти негативные эмоции, не обнаружили гендерных различий.

Эти данные свидетельствуют о том, что мнение женщин о себе как о способных к большей эмпатии, чем мужчины, формируется под сильным влиянием гендерных стереотипов.

Имеет значение и методика исследования. Айзенберг и Леннон провели мета-анализ данных по эмпатии и не обнаружили гендерных различий. Однако большинство этих данных было получено, когда стимул (человек, по отношению к которому замерялась эмпатия испытуемого) был искусственным, т. е. демонстрировались фото- и видеоизображения, а не живые люди, к тому же не близких испытуемого, а незнакомых.

Были получены и другие результаты. В ряде исследований женщины превосходили мужчин по эмоциональной открытости (которую иногда считают признаком способности к эмпатии). Так, женщины, пытаясь понравиться мужчинам, были более спонтанны и с удовольствием делились своими мыслями и чувствами, мужчины же были более рациональны: они использовали открытость как инструмент для управления взаимоотношениями. С физически привлекательными женщинами они были более эмоционально открыты, надеясь, что это поможет им продвинуться в развитии отношений. С непривлекательными женщинами они не делились своими мыслями (цит. по: Cross, Madson, 1997).

Как видим, данные о компонентах заботливости очень разноречивы. Если же иметь в виду комплексную характеристику (измеряемую по специальным личностным шкалам), то метаанализ Фейнгольда (Feingold, 1994), включающий данные по девяти странам, показал значительное превосходство женщин.

Еще одной личностной характеристикой, которую мы рассмотрим, является локус контроля. Под ним понимают характер ответственности человека за свою судьбу. Локус контроля может быть интернальным (внутренним) — человек принимает ответственность за события своей жизни на себя и видит их причины в своем поведении и своих личностных характеристиках, и экстернальным (внешним), когда ответственность за все, что с ним происходит, человек приписывает внешним факторам — другим людям, случаю, судьбе.


Другие характеристики-личности 237

Принято считать, что мужчины в большей степени интерна'льны, а женщины экстернальны. Однако метаанализ А. Фейнгольда показал отсутствие различий по локусу контроля (Feingold, 1994). Оказалось, что дело здесь в способе получения данных. Если исследовалось поведение испытуемых, мужчины превосходили женщин по интернальности, однако по личностным шкалам результаты были противоречивыми: по одним большая интернальность обнаруживалась у мужчин, по другим — у женщин. В итоге одни результаты нивелируют другие. Поэтому вопрос о гендерных различиях по локусу контроля остается открытым. К тому же эти различия могут сильно варьироваться в разных культурах.

В заключение просто перечислим итоговые данные из этого метаанализа (включая и те личностные характеристики, которые еще не были названы).

Мужчины имеют более высокие показатели по доминантности и ассертивно-сти и несколько более высокую самооценку, чем женщины. Женщины превосходят мужчин по тревожности, экстраверсии, доверчивости и особенно по заботливости. Нет существенных различий по социальной тревожности, импульсивности, активности, рефлексивности, локусу контроля и аккуратности.

Гендерные различия устойчивы во всех возрастах (дети до 13 лет, подростки, взрослые) и не зависят от уровня образования испытуемых, страны (использовались данные по девяти странам, включая Россию: исключение составляет лишь ассертивность, варьировавшаяся от страны к стране, и высокая социальная тревожность у мужчин США) и от года получения данных (т. е. с 1958 по 1992 г.).

Метаанализ Фейнгольда, конечно, впечатляет. Он содержит данные практически по всем известным методикам, используемым в мировой психологии при изучении половых различий. И все же, учитывая, что многие характеристики личности являются результатом гендерной социализации испытуемых, которая протекает в разных культурах, необходимо продолжать уточнять различия между женщинами и мужчинами в этих культурах в разные возрастные периоды.

К тому же ситуация в обществе постоянно меняется. В некоторых странах уже в течение достаточно длительного времени ведется специальная работа по гендерному воспитанию мальчиков и девочек, учитывая «перекосы» и недостатки этого воспитания в прошлом и опираясь на достижения гендерной психологии. Плоды такой работы могут проявиться в изменении данных о различиях между полами по личностным характеристикам: одни различия будут усиливаться, а другие — ослабевать.

На основе своего метаанализа Фейнгольд делает важный методический вывод: данные, полученные на студенческой выборке, существенно не отличаются от данных взрослой выборки. Поскольку в большинстве исследований по гендерным различиям в качестве испытуемых выступают студенты, этот вывод может быть полезен для дальнейших исследований.

Заканчивая обзор половых различий по характеристикам личности, сделаем ряд замечаний.

Стереотипы, касающиеся поведения и личностных характеристик мужчин и женщин, практически не подтверждаются в детском возрасте. Именно в период взрослости можно наблюдать, как появляется соответствие этим стереотипам. По-видимому, влияние общества проявляется в том, что поведение, соответствующее гендерному стереотипу, считается приемлемым, а отклонение от стереотипа может вызывать осуждение. Можно предположить, что женщины в большей


238 Глава 7. Личностные характеристики

степени реагируют на давление со стороны общества в силу своей нацеленности на взаимоотношения с окружающими.

Результаты конкретных исследований демонстрируют соответствие характеристик мужчин и женщин гендерным стереотипам по следующим качествам: доминантности, ассертивности, тревожности, агрессивности. Эти результаты можно считать свидетельством существования некоторых гендерно-типичных черт.

В то же время эмпирические данные не подтверждают существования гендерных различий (в сторону, предсказываемую стереотипом) по мотивации достижения и власти и по я-концепции. В целом строгие научные исследования рисуют более сложную картину различий между мужчинами и женщинами, чем это зафиксировано в гендерных стереотипах. Однако гендерные стереотипы являются широко распространенными и, по-видимому, влияют на формирование этих различий.

Отсутствие же различий не означает тождества. Мужчины и женщины характеризуются своеобразием личностных характеристик, даже если количественно уровень различий между ними невелик. Но ни наличие различий, ни их отсутствие не дает права считать какой-либо пол эталонным. Психологов и других специалистов должно заботить психическое здоровье и благополучие клиентов обоего пола.

Выводы

Отождествление себя с определеннымполом, освоение соответствующих ему форм поведения и формированиеличностных характеристик — это становление гендерной идентичности.

В ее изучении выделяют 4 этапа. Первый — начало XX в.: наивное житейское представление о том. какой должна быть женщина. Второй — психоаналитический (1920-е гг.): здоровая гендерная идентичность связывалась с фемининными качествами у женщин (зависимостью, подчиненностью, низкой самооценкой) и маскулинными — у мужчин (уверенностью в себе и стремлением к власти), подчеркивалась роль мужчин в формировании здоровой идентичности обоих полов. Третий этап — 70-80-е гг. XX в.: привлечение идеи андрогинии для объяснения различных вариаций гендерной идентичности. Четвертый этап — последние несколько лет: разочарование в идее андрогинии и предпочтение маскулинных характеристик как обеспечивающих успех и психологическое благополучие индивида.

Механизмом формирования гендерных установок детей (3-7 лет) в нашей стране является эмоционально-когнитивный диссонанс (рассогласование маскулинной когнитивной ориентации и позитивного эмоционального отношения к женскому полу).

У мальчиков и мужчин наблюдается превосходство по «маскулинному» аспекту самооценки (связанному с физическим развитием и доминантностью), а у девочек и женщин — по фемининным аспектам (социальная сенситивность, коммуникативность).

Изменения самооценки в сторону любования собой (нарциссизм) обнаруживаются в равной степени у детей обоего пола, но девочки восхищаются своим


Выводы 239

внешним видом, а мальчики — своими физическими кондициями и социальным статусом.

Самооценка более устойчива у мальчиков и мужчин, чем у девочек и женщин. На эти половые различия влияют 4 фактора: степень открытости во взаимоотношениях, реакция на обратную связь, стресс, связанный с отношениями с близкими людьми, и защитные механизмы (компенсаторное поведение, стратегии самопрезентации и самоусиления).

Мужчины выстраивают более мощную защиту своей самооценки. Некоторые феномены проявляются у них более ярко, чем у женщин («фальшивая уникальность», «эффект SEM»).

С дошкольного до подросткового возраста мальчики и девочки практически не отличаются по уровню притязаний и мотивации по отношению к учебе и оценкам ее успешности. В то же время девочки превосходят мальчиков по стремлению к автономным достижениям и по реальным успехам в школе на протяжении всего периода обучения.

У взрослых (по проективным методикам) обнаружилось, что женщины демонстрируют более высокую мотивацию достижений в нейтральных условиях, мужчинам для повышения мотивации нужна специальная достиженческая (интеллектуально-лидерская) стимуляция, а женщинам для повышения мотивации необходимы социальные стимулы (связанные с принятием их группой). Мотивацион-ный профиль также связан с полом проективного образа.

У девочек в дошкольном возрасте преобладает ориентация на задачу, а у мальчиков — личностная ориентация (на взаимодействие со сверстниками); ориентация на взаимодействие со взрослыми одинакова у обоих полов. Мотивация аффи-лиации более развита у девочек.

В целом ни один пол не проявляет большего интереса, чем другой, ни к самой деятельности, ни к наградам и одобрению, которые с ней связаны. Однако во взрослом возрасте два вида мотивации — достижения и аффилиации (связанные с карьерой и семьей) — могут порождать у женщин ролевой конфликт — в зависимости от культуры, в которой они формируются.

Доминирование у животных рассматривается как доказательство биологического происхождения половых различий по доминантности у человека. В парном взаимодействии и самцы и самки чаще всего доминируют над представителями своего пола. Тип доминирования связан с типом сексуальных взаимоотношений: в моногамных семьях наблюдается либо равенство полов, либо доминирование самца или самки, но в полигамных семьях роль самца является превалирующей (хотя часто это наблюдается лишь в период спаривания). Существуют три варианта доминирования в сообществах: вожак целого сообщества (стада, стаи и т. п.), вожак группировки и фаворит или помощник вожака. Самец может доминировать во всех трех случаях, а самка, как правило, лишь в двух последних.

Картина доминирования у детей является более сложной, чем у животных. Выделяют 4 его типа: агрессивное, эгоистическое (в собственных целях), макиа-веллистское и просоциальное (внушающее ответственность).

Мальчики демонстрируют превосходство по следующим типам доминантности: агрессивной (и по отношению к мальчикам, и по отношению к девочкам). эгоистической (только в возрасте 3-6 лет), по форме макиавеллизма (более грубому варианту манипулирования). Они делают большее число попыток домини-


240 Глава 7. Личностные характеристики

рования — и над детьми, и над взрослыми (в 4-5 лет) и считают себя более доминантным полом. Доминируют они и в смешанных по полу группах. Девочкам свойственна просоциальная доминантность (в 3-6 лет), доминирование в однополых парах (2-6 лет) и более тонкая форма макиавеллизма. Девочки проявляют и«контрдоминантность» (нежелание подчиняться), но только по отношению к сверстникам обоего пола, а не к взрослым.

Половые различия по агрессивности относятся к наиболее устойчивым начиная с детского возраста. Мальчики и мужчины превосходят девочек и женщин по открытой физической агрессии, а девочки и женщины чаще прибегают к скрытой вербальной агрессии. Половые различия в агрессивности объясняются двумя категориями факторов: биологическими (наличие подобных половых различий у животных, связь агрессивности с доминантностью и сексуальностью, гормональный фактор) и социальными (формирование гендерных стереотипов и различных гендерных норм поведения, культура, в которой сформированы эти стереотипы и нормы).

Женщины обладают большей общей, а мужчины — социальной тревожностью. Фактор культуры оказывает существенное влияние на проявление тревожности у обоих полов.

Данные по локусу контроля противоречивы: по одним личностным шкалам большая интернальность обнаруживается у мужчин, по другим — у женщин.

Комплексная характеристика заботливости включает три главные составляющие: забота о потомстве,альтруизм и эмпатию. По этой характеристике обнаружено значительноепревосходство женщин, но по заботе о потомстве и альтруизму различийнет.

Гендерные различия по личностным характеристикам устойчивы во всех возрастах, независимо от уровня образования испытуемых, страны и года получения данных. Есть основания считать культуру важным фактором формирования гендерных стереотипов, влияющих на эти различия.

Вопросы для самопроверки

1. Что такое гендерная идентичность? Назовите этапы в истории ее изучения и охарактеризуйте каждый из них. Кто из психологов внес вклад в это изучение?

2. Что такое андрогиния? Как менялись взгляды психологов на это явление? Как она связана с понятием здоровой гендерной идентичности?

3. Что такое гендерная идеология? Приведите ее примеры в разных культурах. Чем отличаются инструментальная и экспрессивная гендерные роли? Чем отличаются автостереотипы и гетеростереотипы?

4. Расскажите об исследованиях различных аспектов самооценки у обоих полов. Чем можно объяснить полученные результаты?

5. Какие факторы влияют на устойчивость самооценки у представителей обоего пола? Обоснуйте свой ответ.

6. Расскажите о мотивации достижения у детей и подростков.

7. Что такое проективный образ? Как пол этого образа влияет на мотивационный профиль испытуемого?


Учебные задания 241

8. Расскажите о феномене боязни успеха. Кто его обнаружил? Какие половые различия выявлены при его исследовании?

9. Как соотносятся ориентация на задачу и на межличностные отношения у обоих полов в детстве и взрослости?

 

10. Какие половые различия проявляются в доминировании у животных?

11. Назовите формы доминантности у детей и приведите примеры их проявления.

12. Что такое макиавеллизм? Как он проявляется у мужчин и женщин?

13. Какие виды и формы агрессивного поведения вы знаете? Как они проявляются у обоих полов? Назовите гипотезы, объясняющие половые различия по агрессивности.

14. Имеются ли половые различия по тревожности, заботливости, локусу контроля и другим характеристикам? Обоснуйте свой ответ.

Учебные задания

1. Внимательно прочитайте материал об андрогинии. Выберите для исследования 5 женщин и 5 мужчин (тех, кого вы хорошо знаете). Попытайтесь до эксперимента оценить их по выраженности у них маскулинности, фемининности и андрогинности по десятибалльной шкале. Затем проведите исследование с испытуемыми с помощью вопросника С. Бэм (см. Приложение). Обработайте результаты. Сравните их с вашими оценками. Если результаты вопросника и ваших оценок не совпадают, попытайтесь объяснить, в чем причина такого несовпадения. Обсудите результаты исследования в вашей группе.

2. Обсудите в группе две концепции андрогинии: С. Бэм и Д. Спенс. Какая из них кажется вам более правдоподобной? Используйте в дискуссии данные мета-анализа М. Тейлор и Д. Холл.

3. Проведите в группе дискуссию на тему «Нарциссизм у мужчин и женщин», используя соответствующий материал настоящей (а также первой) главы и ваши собственные житейские наблюдения за представителями обоего пола.

4. Проведите исследование с тремя мальчиками и тремя девочками дошкольного возраста по методике В. Е. Кагана «Гендерные установки» (см. Приложение). Сравните ваши данные с теми, которые получил В. Е. Каган, и обсудите результаты.

5. Проведите исследование по методике ТАТ («деловой» вариант X. Хекхаузе-на — см. Приложение) с двумя испытуемыми: женщиной и мужчиной. Сделайте выводы о наличии у испытуемых мотива достижения, мотива власти и мотива аффилиации, о структуре мотивов (какой из них преобладает) и о позитивной или негативной направленности каждого мотива (например, преобладание мотива успеха над мотивом неудачи). Сравните результаты у обоих испытуемых.

6. Проведите исследование по методике изучения мотивации достижений (см. Приложение) с двумя испытуемыми: женщиной и мужчиной. Сделайте выводы о наличии у испытуемых мотива достижения. Имеются ли различия результатов у испытуемых разного пола?


242 Глава 7. Личностные характеристики

7. Выберите для исследования две пары испытуемых (в каждой — юноша и девушка). Проведите с первой парой исследование по проективной методике изучения избегания успеха (см. Приложение) — по варианту 1, а со второй парой — по варианту 2. Сравните результаты по вариантам и у девушек и юношей. Обсудите результаты в группе.

8. Проведите исследование с 5 женщинами и 5 мужчинами-испытуемыми по шкале макиавеллизма (см. Приложение). Используя свои результаты, проведите в группе дискуссию на тему «Кто большие макиавеллы: мужчины или женщины?»

9. Разбейтесь на две подгруппы. Первая отстаивает позицию: «Гендерные стереотипы оказывают существенное влияние на половые различия по личностным характеристикам», вторая — «Роль гендерных стереотипов в личностных различиях между мужчинами и женщинами сильно преувеличена». Проведите дискуссию, обсуждая эти позиции.


 


Глава 8







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.