Экспериментальные задачи по изучению интеллекта мужчин и женщин
Источник: X. Томпсон по Г. Геймансу, 1911. Учебное задание составлено Т. В. Бендас.
Выберите для исследования 5 женщин и 5 мужчин. Предложите им решить следующие 4 задачи, учитывая время решения. Для решения задачи 3 приготовьте шахматную доску и 8 различных геометрических фигур (квадратов, треугольников, трапеций, кругов и т. п.). Для решения задачи 4 приготовьте изображение дачного дома.
Задача1. Из 15 спичек, расположенных следующим образом (рис. Ш.1), нужно взять 3 спички так, чтобы из оставшихся спичек составились 3 полных квадрата. (Среднее время решения для женщин 5,1 мин, для мужчин 10,6 мин.) Задача 2. С какой скоростью человек будет плыть в стоячей воде, если по реке, текущей со скоростью 1 км/час, по течению он плывет в 3 раза быстрее, чем против течения?
(Среднее время решения для женщин 24,9 мин, для мужчин 24,4 мин.) Задача 3. Разместите 8 фигур на клетках шахматной доски так, чтобы нигде не стояло но 2 фигуры на одном вертикальном, горизонтальном или диагональном ряду клеток.
(Среднее время решения для женщин 54,4 мин, для мужчин 40,4 мин.) Задача 4. Испытуемым демонстрируется изображение дачного дома. Требуется объяснить и показать, как называются его части.
(Среднее время решения для женщин 22,0 мин, для мужчин 13,0 мин.) Примечание. В задаче 4 необходимо назвать веранду, крыльцо, крышу и ставни.
Рис. П1.1. Исходное расположение спичек
372 Приложение к главе 1
После выполнения задания спросите у испытуемых, какие задачи им понравились (оценка каждой задачи осуществляется по 5-балльной шкале: от 5 — очень понравилась до 1 — очень не понравилась).
Подсчитайте среднее время решения каждой задачи и средний балл по предпочтению каждой задачи для женщин и мужчин соответственно.
Сравните результаты, полученные у мужчин и женщин, и обсудите их в группе.
/
Исследования тендерных стереотипов в анкетах Г. Гейманса(1911)
Таблица П. 1
Мнения экспертов разного пола о мужчинах и женшинах (данные анкеты о наследственности Г. Гейманса), проиент экспертов, назвавших эту характеристику
Вопросы
| Мужчины
| Женщины
|
о мужчинах
| о женщинах
| о мужчинах
| о женщинах
| Движения и деятельность
| подвижны идеятельны (жестикулируют, часто вскакивают со стула, ходят взад и вперед по комнате)
| 39,3
| 43,4
| 29,4
| 53,2
| или неподвижны и спокойны
| 56,2
| 5,8
| 67,6
| 39,2
| на службе, во время деловых занятий, в школе или дома по хозяйству всегда усердно работают
| 73,8
| 78,6
| 76,5
| 86,1
| или же только иногда усердны
| 17,3
| 14,5
| 8,8
| 10,1
| или всегда ленивы
| 6,8
| 4,3
| 8,8
| 0,0
| и в часы досуга большей частью чем-нибудь занимаются (работа в саду, мелкий ремонт, рукоделье и т. п.)
| 55,3
| 70,7
| 51,5
| 74,7
| или не любят утруждать себя
| 35,6
| 21.4
| 38.2
| 15,2
| склонны заниматься необязательной деятельностью (общественная активность, хобби) в ущерб обязатечыюй (работа, хозяйство)
| 15.0
| 8,8
| 16,2
| 13.9
| склонныоткладывать свои дела
| 32,1
| 23.4
| 35,3
| 29,1
| или же имеют обыкновение живо приниматься за дело ибыстро его заканчивать
| 53,4
| 61,1
| 51,5
| 55,7
| при неудачах легко приходят в отчаяние
| 24,2
| 26,5
| 30.9
| 22,8
| или настойчивы в осуществлении своих намерений (трудности только подбадривают)
| 47,3
| 46,1
| 36,8
| 50,6
| Исследования тендерных стереотипов в анкетах Г. Геиманса (1911) 373
Вопросы
| Мужчины
| Женщины
|
о мужчинах
| о женщинах
| о муж-. чинах
| о женщинах
| или даже упрямы (не слушают хороших советов, несмотря на знание лучшего, остаются при старом решении)
| 17,8
| 15,5
| 11.8
| 10,1 '
| импульсивны (действуют или принимают решение под впечатлением минуты)
| 34,5
| 42,7
| 23,5
| 45,6
| или осмотрительны (никогда не действуют, не взвесив за и против)
| 52,9
| 42,5
| 60,3
| 41.8
| или люди принципа (действуют согласно с ранее установленными принципами)
| 9.1
| 6.2
| 4,4
| 7,6
| решительны (в затруднительных случаях быстро приходят к тому или иному решению)
| 50,2
| 52,9
| 51,5
| 55,7
| или нерешительны (долго не решаются, часто колеблются, с трудом приходят к окончательному решению)
| 28,7
| 28,0
| 29,4
| 24,1
| Чувства
| эмоциональны (принимают все близко к сердцу, ничтожного повода достаточно, чтобы привести в восторг или вызвать слезы)
| 45,9
| 59,8
| 48,5
| 70,9
| или неэмоциональны
| 39,3
| 26.5
| 39,7
| 20.3
| в разговоре возбуждаются (повышают голос, употребляют сильные выражения, горячатся)
| 43.0
| 41.5
| 39.7
| 50,6
| или спокойны и обстоятельны
| 41,4
| 34,1
| 39,7
| 19,0
| раздражительны (расстраиваются из-за пустяков, легко обижаются)
| 43,4
| 43,3
| 44,1
| 36,7
| или добродушны (обходительны в обращении)
| 53,2
| 53,4
| 50,0
| 60,8
| или их никак нельзя рассердить (не отвечают на оскорбления или насмешки)
| 2,4
| 3,1
| 1,5
| 5,1
| все критикуют (находят в других много недостатков, замечают преимущественно дурные стороны других и удерживают их в памяти)
| 38.9
| 38.6
| 35,3
| 34,2
| или склонны идеализировать (находить людей хорошими и симпатичными)
| 29,1
| 33,4
| 35,3
| 36,7
| 374 Приложение к главе!
Продолжение табл. П. 1
Вопросы
| Мужчины
| Женщины
|
о мужчинах
| о женщинах
| о мужчинах
| о женщинах
| недоверчивы (например, по отношению к прислуге; думают, что имеют тайных врагов; склонны предполагать злой умысел)
| 19,3
| 22,9
| 14,7
| 19,0
| или доверчивы (доверяют утверждениям заинтересованных лиц, рекламе и т. д.)
| 41.6
| 43,9
| 39,7
| 38,0
| терпимы
| 80,2
| 78,8
| 77,9
| 77,2
| или нетерпимы (ненависть к людям иных убеждений)
| 9,5
| 8,8
| 5,9
| 11,4
| веселы и жизнерадостны
| 34,7
| 41,1
| 25,0
| 35,4
| или печальны и мрачны
| 5,0
| 6,0
| 7,4
| 6,3
| игл попеременно
| 29,6
| 32,1
| 27.9
| 39,2
| или всегда спокойны и ровны
| 25,8
| 20.9
| 33,8
| 20.3
| всего боятся и опасаются (слишком заботятся о 6удущем: боятся за исход начатого дела или ожидаемой перемены)
| 29,9
| 32,2
| 30,9
| 35,4
| или легкомысленны (склонны надеяться, что все уладится)
| 37,8
| 91,3
| 32,4
| 32,9
| Вторичные функции
| после утраты любимых людей сравнительно быстро утешаются, по-прежнему интересуются делами и развлечениями
| 42,1
| 32,2
| 35,3
| 25,3
| или долгое время остаются иод впечатлением (горе долго не может пройти)
| 17,3
| 31,2
| 25,0
| 30,4
| после вспышки гнева быстро мирятся (опять по-.старому, как будто ничего и не было)
| 41,9
| 42.3
| 32.4
| 38,0
| или некоторое время расстраиваются
| 32,7
| 33,7
| 47,1
| 27,8
| или мирятся с трудом (долго сердятся)
| 16,3
| 13,6
| 16,2
| 10,1
| очень непостоянны в своих симпатиях (сначала увлекаются человеком, потом находят в нем много недостатков)
| 16,8
| 20,7
| 11,8
| 13,9
| или постоянны в своих привязанностях
| 68,5
| 66.6
| 73,5
| 73.4
| Исследования тендерных стереотипов в анкетах Г. Геиманса (1911) 375
Вопросы
| Мужчины
| Женщины
|
о мужчинах
| о женщинах
| ,о мужчинах
| о женщинах
| привязаны к старым воспоминаниям (поддерживают отношения с друзьями детства, посещают место рождения, могилы умерших)
| 52,5
| 54,9
|
| 40,5
| или больше интересуются новыми впечатлениями и новыми друзьями
| 24,8
| 25,0
| 29,4
| 40.5
| упрямо держатся своих однажды составленных мнений (ослиное упрямство, нельзя убедить никакими доводами)
| 26,6
| 27,5
| 29,4
| 22,8
| или же способны разделять новые воззрения
| 53,2
| 45,2
| 55,9
| 64,6
| или даже легко убеждаются
| 11,3
| 15,3
| 7,4
| 6,3
| любят перемены (места жительства, отделки дома, обстановки квартиры, знакомств, чувствуют потребность увидеть или испытать что-нибудь новое, необыкновенное)
| 30,8
| 37,2
| 25,0
| 46,8
| или люди привычки (держатся старых привычек, известного распределения дня, установленного времени для отдыха, не любят расставаться со старой мебелью и старой одеждой и т. д.)
| 44,4
| 38,0
| 55,9
| 31,6
| один раз меняли свою специальность в области службы или научных занятий
| 13,1
| 3,0
| 7,4
| 3,8
| или несколько раз
| 8,4
| 3,2
| 4,4
| 8,9
| часто заняты великими планами, которые, однако, никогда не выполняются
| 15,8
| 8,3
| 14,7
| 8,9
| действуют под влиянием мыслей об отдаленном будущем (копят на старость, собирают материал для будущей работы)
| 38,7
| 32,2
| 26,5
| 27,8
| или о непосредственных результатах
| 29,9
| 28,1
| 26,5
| 35,4
| поступают в общем согласно с высказываемыми ими принципами
| 64,8
| 62,5
| 66,2
| 74,7
| или часто вразрез
| 14,3
| 11,4
| 11,8
| 5,1
| Интеллект
| легко воспринимают (без труда понимают новое; сразу видят, в чем дело)
| 58,5
| 51,7
| 45.6
| 55,7
| 376 Приложение к главе 1
Прололжение табл. П. 1
Вопросы
| Мужчины
| Женщины
|
о мужчинах
| о женщинах
| о мужчинах
| о женщинах
| толковы (то, что знают, знают уже хорошо; могут хорошо объяснить)
| 54,4
| 43,9
| 60,3
| 45,6
| или поверхностны (склонны судить по мимолетному впечатлению; часто противоречат сами себе)
| 15,9
| 21,8
| 14,7
| 13,9
| или чаже глупы (не способны понимать простые веши)
| 3,4
| 5,0
| 4,4
| 3,8
| хорошие знатоки людей (умеют подбирать себе знакомых и обращаться с разного рода людьми)
| 49,4
| 38,9
| 95,3
| 50,6
| или нет (легко обмануть, неверно понимают людей)
| 24,3
| 28,0
| 35,3
| 13,9
| практичны и находчивы (например, когда надо составить план или найти выход из затруднительного положения, умеют обходиться малыми средствами)
| 67,8
| 68,1
| 58,8
| 81,0
| или непрактичны
| 16,3
| 15,7
| 20,6
| 7,6
| дальновидны (свободны от сословных или светских предрассудков; не придают значения мелочам или внешним формам)
| 64,3
| 52,9
| 66,2
| 64,6
| или ограниченны (неумение отрешаться от условного, мелочность)
| 16.8
| 24,7
| 14.7
| 20.3
| самостоятельны в своих взглядах
| 66,6
| 57,4
| 80,9
| 56,9
| или склонны повторять за другими
| 17,3
| 24,0
| 7,4
| 24,1
| склонны по поводу любого вопроса выступать с совершенно определенным мнением
| 52,5
| 48,5
| 58,8
| 50,6
| или выражаться условно (оставлять лазейку для отступления)
| 23,4
| 20,1
| 20,6
| 22,8
| Отличаются особенной способностью:
| к математике
| 17,0
| 3,2
| 19,1
| 3,8
| языкам
| 12,7
| 1,5
| 11,8
| 13,9
| музыке
| 16,3
| 17,6
| 14,7
| 22,8
| живописи
| 9,6
| 6,3
| 8,8
| 12,7
| Исследования тендерных стереотипов в анкетах Г. Геиманса (1911) 377
Вопросы
| Мужчины Женщины
|
о мужчинах
| о женщинах
| о муж- чинах
| о женщинах
| литературе
| 9,3
| 6,2
| 14.7
| 5,1
| драматическому искусству
| 4,7
| 4,9
| 1.5
| 3.8
| подражанию другим
| 9.7
| 7.6
| 2,9
| 2.5
| остроумны
| 42.1
| 35,1
| 38,2
| 29.1
| или нет
| 29,5
| 33,7
| 27,9
| 39,2
| любят поговорить (люди, с которыми приятно поболтать)
| 65,2
| 71,3
| 57,4
| 72,2
| или склонны завладевать разговором
| 9,6
| 6,1
| 8,8
| 8,9
| или молчаливы и сосредоточенны
| 19,3
| 15,7
| 26,5
| 17,7
| хорошие рассказчики анекдотов
| 25,6
| 15,9
| 16,2
| 8,9
| более длинных историй
| 15,9
| 14,8
| 13,2
| 17,7
| историй собственного сочинения (например, сказок детям)
| 6,9
| 13,1
| 10,3
| 19.0
| рассказывают с уклонениями в сторону и со всеми подробностями (неумение отличать существенное от несущественного)
| 16,9
| 20,4
| 14,7
| 19,0
| или сжато (строго придерживаясь темы)
| 55,6
| 44,7
| 54,4
| 44,3
| имеют привычку часто рассказывать одно и го же
| 16,0
| 9,8
| 10,3
| 10.1
| хорошо говорят речи экспромтом
| 31,4
| 5,5
| 22,1
| 6,3
| наблюдательны (замечают разные мелочи, которых не замечают чругие)
| 54,2
| 52,7
| 41,2
| 54,4
| или ненаблюдательны (способны не замечать того, что находится прямо у них под носом)
| 16,7
| 17,3
| 17,6
| 11.4
| обладают очень хорошим музыкальным слухом
| 14,8
| 15,3
| 13,2
| 13,9
| хорошим
| 43,8
| 49,2
| 51.5
| 50,6
| плохим
| 28,6
| 20,9
| 29,4
| 22,8
| отличаются ловкостью
| 55,5
| 70,5
| 51,5
| 69,4
| или неловки
| 19,7
| 10,3
| 20,6
| 11,4
| 378 Приложение к главе 1
Прололжение табл. П. 1
Вопросы
| Мужчины
| Женщины
|
о мужчинах
| о женщинах
| о мужчинах
| о женщинах
| одарены необыкновенной памятью
| 14,0
| 9,3
| 10,3
| 12,7
| хорошей
| 74,5
| 76,2
| 70,6
| 60,8
| ИЛИ ПЛОХОЙ
| 6,6
| 7,9
| 11,8
| 12.7
| Склонности
| придают большое значение еде и питью
| 47,0
| 30.2
| 38.2
| 32,9
| или нет
| 32,3
| 43,7
| 38,2
| 36,7
| ПЬЯНИЦЫ
| 1,9
| 0,2
| 0,0
| 0,0
| употребляют алкоголь постоянно
| 22,1
| 2,3
| 16,2
| 2,5
| или иногда
| 54,9
| 45,7
| 52,9
| 46,8
| или никогда не употребляют алкоголя
| 15,9
| 33,0
| 33,8
| 44,3
| предаются половым излишествам
| 8,6
| 1,4
| 2,9
| 0,0
| •отличаются воздержанностью
| 61,5
| 60,1
| 52,9
| 50,6
| довольны своими способностями и поступками (любят хвастаться, держатся того мнения, что могут все сделать лучше других)
| 37,5
| 28,1
| 36,8
| 26,6
| или недовольны ими (большая склонность к самокритике, признают превосходство других)
| 31,5
| 36,5
| 30,9
| 44,3
| щегольство и желание нравиться (любят надевать на себя бросающийся в глаза костюм, часто смотрятся в зеркало)
| 17,5
| 23,5
| 17,6
| 21,5
| или мало обращают внимания на свою внешность
| 52,4
| 42,8
| 54,4
| 45,6
| честолюбивы (добиваются известности, почетных должностей и орденов; любят быть на виду)
| 36,1
| 29,8
| 29,4
| 36,7
| или равнодушны к почету или даже склонны держаться в тени
| 18,1
| 24,4
| 26,5
| 27,8
| любят деньги (выбор или перемена дела главным образом в связи с финансовыми соображениями, основывают предприятия или даже спекулируют, чтобы увеличить свое состояние)
| 22,5
| 12,5
| 25,0
| 12,7
| Исследования тендерных стереотипов в анкетах Г. Гейманса (1911 › 379
Вопросы
| Мужчины
| Женщины
|
омужчинах
| о женщинах
| о мужчинах
| о женщинах
| или бескорыстны
| 45,3
| 52.0
| 47.1
| 60,8
| скупы
| 3,3
| 3,0
| 4.4
| 0,0
| расчетливы
| 43,1
| 54,1
| 38,2
| 50.6
| легко относятся к деньгам
| 47,8
| 37,4
| 52,9
|
| или расточительны
| 7,2
| 5,0
| 2,9
| 3.8
| часто в долгах
| 4,7
| 1,5
| 5,9
| 2,5
| властолюбивы (любят командовать, никогда не уступают, в семье — тираны)
| 20.8
| 23,6
| 26,5
| 31,6
| или не любят стеснять ничьей свободы
| 55,9
| 48,1
| 51,5
| 46,8
| или даже легко подчиняются чужому влиянию и чужой ноле
| 12,7
| 14.5
| 14,7
| 10,1
| строги к своим детям
| 14,6
| 10,3
| 14,7
| 8,9
| или проявляют по отношению к ним большую нежность и заботливость
| 28,2
| 43,6
| 20,6
| 34,2
| или склонны предоставлять им большую свободу
| 23,9
| 18,3
| 29,4
| 13,9
| добры по отношению к прислуге и подчиненным
| 80,0
| 80,1
| 83,8
| 81.0
| или нет
| 4,6
| 8,8
| 1,5
| 5,1
| сострадательны и всегда готовы помочь
| 70,3
| 79,4
| 70,6
| 79,7
| или эгоистичны, нет дела до чужого страдания
| 17,9
| 10,7
| 13,2
| 10,1
| или даже жестоки (страдания людей и животных доставляют удовольствие)
| 0,6
| 0,0
| 1,5
| 0,0
| лично занимаются благотворительностью (например, посещают бедных)
| 20,7
| 24,5
| 20,6
| 30,4
| или готовы помогать только деньгами
| 36,0
| 32,1
| 42,6
| 43,1
| или не делают или почти не делают π этого
| 13,1
| 9,5
| 10,3
| 8,9
| В политике сторонники (сторонницы)
| радикальных реформ
| 15,2
| 8,7
| 14.7
| 12,7
| или умеренных реформ
| 42.9
| 11,8
| 48,5
| 25,3
| 380 Приложение к главе 1
Прололжение табл. П. 1
Вопросы
| Мужчины
| Женщины
|
о мужчинах
| о женщинах
| о мужчинах
| о женщинах
| или консерваторы
| 12,0
| 7,8
| 8,8
| 6,3
| или совсем не интересуются политикой
| 16,6
| 30,8
| 16,2
| 30,4
| сами работают в области политики (занимаются пропагандой, говорят речи на собраниях, пишут
в газетах)
| 9,8
| 1.9
| 14,7
| 10,1
| горячие патриоты (гордятся своей национальностью, принимают близко к сердцу то, что говорят о них иностранцы)
| 33,8
| 25,8
| 27,9
| 29,1
| или нет
| 35,6
| 30,1
| 33,8
| 32,9
| держат себя совершенно естественно
| 69,2
| 68,1
| 61,8
| 65,8
| или более или менее принужденно (чувствуют себя неловко)
| 19,1
| 19,0
| 26,5
| 25,3
| или рисуются (салонный тон, жеманство, разыгрывают роль)
| 6,3'
| 9.0
| 4,4
| 6,3
| откровенны (охотно выражают свои мнения, симпатии и антипатии и горячо отстаивают их)
| 43,4
| 41,7
| 42,6
| 51,9
| или замкнуты (склонны оставлять все при себе)
| 35,3
| 32,4
| 38,2
| 29,1
| или лицемерны (прикидываются другими)
| 0,8
| 0,8
| 0,0
| 0,0
| имеют привычку честно заявлять о своих намерениях
| 71,3
| 70,4
| 70,6
| 70,9
| или дипломатичны (скрывают свои намерения)
| 17,5
| 15,5
| 20,6
| 21,5
| или интриганы (употребляют нечестные средства)
| 1,7
| 3,3
| 1,5
| 1,3
| заслуживают безусловного доверия
| 62,6
| 65,2
| 67,6
| 59,5
| или склонны преувеличивать
| 21,1
| 21.7
| 16,2
| 26,6
| и приукрашнвать
| 14,5
| 9.3
| 10,3
| 10,1
| или лживы
| 3,3
| 3,4
| 0,0
| 0,0
| в денежных делах безусловно честны
| 78,6
| 83,2
| 85.3
| 91,1
| или же честны только в пределах закона
| 10,4
| 4,3
| 8,8
| 2,5
| или нечестны
| 1,1
| 0,7
| 0,0
| 0,0
| Исследования тендерных стереотипов в анкетах Г. Геиманса (1911) 381
Вопросы
| Мужчины Женщины
|
о мужчинах
| о женщинах
| о муж- чинах
| о женщинах
| глубоко религиозны
| 17,7
| 26,0
| 26.5
| 32.9
| или условно религиозны (исполняют внешние религиозные обязанности, не испытывая при этом особых чувств)
| 17,9
| 25,5
| 10,3
|
| или склонны смеяться над религией
| 7,0
| 2,1
| 7,4
| 1,3
| или относятся к религии безразлично
| 47,0
| 34,5
| 48,5
| 32,9
| любят детей (охотно играют с детьми, умеют привязать их к себе)
| 61,1
| 70,4
| 66.2
| 64,6
| или нет
| 14,1
| 10,2
| 14,7
| 8.9
| любят животных
| 51,0
| 48,5
| 25.0
| 29,1
| или нет
| 21,9
| 22,3
| 36,8
| 31,6
| склонны заводить знакомства, преимущественно с лицами, стоящими но положению выше
| 18,3
| 22,6
| 16,2
| 21,5
| или со стоящими по своему общественному положению ниже
| 13,0
| 9,4
| 13,2
| 7,6
| очень по-разному обращаются с выше и ниже себя стоящими (по отношению к первым держат себя подобострастно, по отношению к последним снисходительно или высокомерно)
| 8,6
| 8,9
| 8,8
| 0,1
| или со всеми одинаково
| 79,2
| 78,5
| 79,4
| 81,0
| мужественны, их даже привлекает опасность
| 46,2
| 41,0
| 50.0
| 54,4
| или боязливы (по возможности избегают опасности, но способны сохранить в ней самообладание)
| 29,4
| 34,0
| 33,8
| 21,5
| или трусливы (теряются в опасности)
| 1,8
| 3,7
| 0.0
| 3,8
| любители (любительницы) удовольствий вне дома (клуб, собрания, театр, концерты и т. д.)
| 28.7
| 29.5
| 23.5
| 29,1
| или домоседы (домоседки) — лучше всего чувствуют себя в тесном семейном кругу
| 63,6
| 64,5
| 66,2
| 68,4
| или любят уединение (склонны удаляться от всякого общества)
| 9,7
| 6,5
| 16,2
| 10,1
| склонны говорить преимущественно о вещах
| 58.6
| 31.4
| 54.4
| 31,6
| 382 Приложение к главе 1
Продолжение табл. П. 1
Вопросы
| Мужчины
| Женщины
|
о мужчинах
| о женщинах
| о мужчинах
| о женщинах
| о лицах
| 22,7
| 44,2
| 11,8
| 39,2
| о самих себе
| 11,9
| 11,0
| 13,2
| 10,1
| дюбят сальные или затрагивающие половую жизнь шутки
| 21,5
| 7,3
| 23,5
| 6,3
| или чувствуют к ним отвращение
| 41,1
| 58,0
| 51,5
| 72,2
| много читают
| 49,7
| 46,5
| 66,2
| 51,9
| малочитают
| 36,9
| 37,5
| '26,5
| 35.4
| запоминают и перелают прочитанное точно и в порядке
| 49,3
| 37,7
| 58,8
| 39,2
| или запоминают и передают неточно ибеспорядочно
| 12,5
| 18,8
| 8,8
| 20,3
| склонны погружаться в абстрактные (философские или теологические) рассуждения
| 18,5
| 12,4
| 23,5
| 21,5
| страстные собиратели коллекций
| 13,1
| 6,9
| 10,3
| 6,3
| любители спорта
| 53,4
| 28.3
| 47,1
| 45,6
| любители игр, требующих работы ума (шахматы, шашки, домино, пасьянс и т. д.)
| 42,7
| 21,2
| 41,2
| 25,3
| любители азартных игр
| 10,7
| 4,0
| 1,5
| 3,8
| при этом рискуют большими суммами
| 2,5
| 0,0
| 1,5
| 0,0
| хорошо осведомлены относительно родственных отношений и имущественного положения знакомых
| 21,1
| 32,1
| 13,2
| 26,6
| Ответы из различных областей
| любят говорить комплименты
| 10,8
| 7,5
| 14,7
| 2,5
| просто вежливы
| 80,2
| 86,2
| 76,5
| 91.1
| или угрюмы и неприветливы
| 6,8
| 2,9
| 7,4
| 1,3
| рассеянны, склонны к мечтательности
| 24,7
| 19,7
| 35,3
| 29,1
| или всегда внимательны, сосредоточенны
| 52,1
| 55,6
| 48,5
| 58,2
| Исследования тендерных стереотипов в анкетах Г. Геиманса (1911) 383
| Вопросы
| Мужчины
| Женщины
|
о мужчинах
| о женщинах
| о мужчинах
| о женщинах
| любят чистоту и порядок
| 63,7
|
| 64.7
| 55,7
| или неряшливы
| 24,2
| 16.9
| 25.0
| 24,1
| пунктуальны
| 69,2
| 61.8
|
| 69.6
| или нет
| 16,9
| 16,9
| 10.3
| 17.7
| говорят с Достоинством и не спеша
| 10,5
| 6,1
| 19,1
|
| строго придерживаясь темы
| 37,9
| 22,2
| 29,4
| 17.7
| добродушно-шутливы (приятный разговор)
| 38,4
| 42,5
| 32,4
| 38,0
| иронически
| 10,6
| 4,8
| 8,8
| 3,8
| или просто склонны много болтать
| 10,0
| 17,4
| 7,4
| 15,2
| говорят медленно и протяжно
| 3,9
| 5.9
| 5,9
| 1.3
| или крикливо
| 7,7
| 6.3
| 8.8
| 11,4
| или плавно
| 50,4
| 55.0
| 20,6
| 34,2
| или отрывисто
| 10,0
| 7,0
| 4,4
| 10,1
| много смеются
| 32,4
| 42,4
| 27,9
| 43.0
| мало
| 45,6'
| 38,6
| 51,5
| 45,6
| или никогда не смеются
| 1,1
| 0,8
| 1,5
| 0,0
| даже или преимущественно по поводу собственных шуток
| 8,5
| 2,6
| 11,8
| 6,3
| в болезни не падают духом
| 29,5
| 42,3
| 25,0 •
| 43,0
| или боятся
| 26,4
| 23,8
| 30,9
| 22,8
| терпеливы
| 37,7
| 47,8
| 41,2
| 51.9
| нетерпеливы
| 24.5
| 17.4
| 19.1
| 15.2
| склонны скоро обращаться к врачу
| 30,8
| 32,6
| 22,1
| 36,7
| или нет
| 19,6
| 22,2
| 32,4
| 27,8
| страдают или страдали психическим расстройством
| 15,3
| 17,8
| 10,3
| 13,9
| 384Приложение к главе 1
Таблица П. 2
Мнения школьников о мальчиках и девочках (данные анкеты Г. Гейманса), %
Вопросы
| Гимназии
| Реальные училища
| Всего
|
Мальчики
| Де-вочки
| Мальчики
| Девочки
| Мальчики
| Де-вочки
| подвижны (могут сидеть смирно только с трудом;предпочитают подвижные игры)
| 9,1
| 4,3
| 7,2
| 7,7
| 7,8
| 7,0
| или спокойны
| 55,9
| 64,0
| 62,5
| 61,5
| 61,0
| 62,0
| работаютвсегда прилежно
| 52,3
| 66,7
| 52,2
| 64,3
| 52,2
| 65,4
| илитолько иногда прилежно
| 23,8
| 22,7
| 30,3
| 26,1
| 29,2
| 24,8
| илиленивы
| 10,5
| 70,9
| 13,9
| 60,6
| 13,2
| 60,9
| постоянно внимательны
| 49,5
| 68,2
| 52,1
| 62,1
| 51,8
| 64,0
| легко отвлекаются
| 32,3
| 22,7
| 31,8
| 30,3
| 31,8
| 28,1
| склонны играть во время занятии
| 16,2
| 70,4
| 16,8
| 10,9
| 16,8
| 90,7
| часто занимаются посторонним (болтают, рисуют в тетради или на столе, вырезают на столе и т. д.)
| 21,4
| 14,8
| 20,0
| 22,9
| 20,4
| 20,4
| резкое понижение внимания к концу урока
| 0,6
| 0,2
| 0,1
| 0,8
| 0,4
| 0,4
| после урока покидают помещение, где происходили занятия, одними из первых
| 77,0
| 4,3
| 4,5
| 0,4
| 5,5
| 1,7
| или одними из последних
| 16,6
| 13,8
| 11,9
| 18,3
| 12,9
| 17,0
| во время урока часто смотрят на часы
| 11,7
| 0,3
| 0,1
| 0,4
| 0,6
| 0,0
| склонны намеренно нарушать школьный порядок
| 0,8
| 0,5
| 0,0
| 0,8
| 0,6
| 0,9
| в своем поведении в школе склонны доходить до крайних пределов
| 40,4
| 0,2
| 0,2
| 0,8
| 0,1
| 0,3
| зачинщики во всех нарушениях школьного порядка
| 3,6
| 0,1
| 0,1
| 0,2
| 0,1
| 0,0
| непослушны (склонны умышленно делать наперекор данным предписаниям)
| 0,7
| 0,6
| 0,7
| 0,0
| 0,9
| 0,3
| Исследования тендерных стереотипов в анкетах Г. Гейманса (1911) 385
Вопросы
| Гимназии
| Реальные училища
| Всего
|
Мальчики
| Де-вочки
| Мальчики
| Де-вочки
| Мальчики
| Де-вочки '
| Как держат себя во время выговора учителя:
| плачут
| 0,5
| 4,8
| 0,6
| 5,9
| 0,9
| 5.6
| дерзко
| 0,2
| 60,9
| 40,8
| 30,8
| 40,7
| 40,6
| рассуждают
| 13,9
| 90,0
| 14,7
| 11,7
| 14,8
| 11,1
| дуются
| 80,7
| 90,5
| 70,3
| 90,6
| 70,7
| 90,7
| равнодушны
| 14,5
| 90,0
| 18,0
| 10,9
| 17,4
| 10,2
| когда уличают в проступке, склонны признаваться и раскаиваться
| 0,0
| 3,3
| 0.0
| 3,3
| 0,0
| 3,3
| склонны прислушиваться к разговору между учителем и другими учениками
| 0,0
| 3,3
| 0,0
| 3,3
| 0,0
| 3,3
| заметно недовольны, когда учитель смеется над ними
| 0,7
| 2,7
| 3,7
| 7,3
| 2,5
| 5.0
| больше обижаются на резкий выговор
| 1,4
| 8,5
| 9,8
| 6.3
| 0,2
| 5,9
| или же на иронию
| 11,7
| 10,0
| 12,8
| 12,5
| 12,8
| 12,3
| после огорчения или обиды (например, несправедливого, с их точки зрения, обращения) долго печальны
| 0,2
| 0,7
| 0,3
| 0,8
| 0,2
| 0,4
| или же упрямы
| 60,1
| 70,4
| 80,3
| 60,0
| 70,9
| 60,4
| или склонны к молчаливому сопротивлению
| 40,0
| 20,6
| 60,0
| 50,8
| 50,7
| 50,0
| или из ложного стыда не перестают делать что-либо дурное
| 10,6
| 10,1
| 30.1
| 10,4
| 30,0
| 10,7
| склонны унижать своих товарищей в глазах учителя (доносить об их проделках, порицать их, смеяться над ними)
| 0,2
| 0,5
| 0,4
| 0,2
| 0,1
| 0,7
| склонны помогать своим товарищам при выполнении школьных работ (подсказывают и т. д.)
| 4,7
| 2,7
| 9,8
| 2,2
| 9,1
| 0.3
| 386 Приложение к главе 1
Прололжение табл. П.2
Вопросы
| Гимназии
| Реальные училища
| Всего
|
Мальчики
| Девочки
| Мальчики
| Де-вочки
| Мальчики
| Де-вочки
| пользуются нечестными средствами для своей выгоды (списывают, смотрят в книгу)
| 0,1
| 0,3
| 2,3
| 0,6
| 1,8
| 0,3
| честно сознаются (чтобы не подвести других)
| 8.1
| 6.5
| 3,4
| 2,8
| 4,4
| 3,8
| честолюбивы (придают большое значение хорошим оценкам, при ответе стараются опередить других, отвечают, даже когда их не спрашивают)
| 6,2
| 4,9
| 8,4
| 5,0
| 8,2
| 5,3
| на экзаменах спокойны
| 20,0
| 21,7
| 33,1
| 31,4
| 30,5
| 28,4
| или нервничают
| 16,2
| 22,2
| 23,4
| 31,8
| 22,3
| 29,3
| при пробных работах тотчас приступают к делу
| 3,3
| 9,2
| 4,7
| 5,9
| 4,6
| 4,5
| или медлят
| 90,9
| 40,2
| 90,4
| . 60,6
| 90,5
| 50,8
| заканчивают рано
| 18,6
| 14,3
| 14,4
| 16,3
| 15,4
| 16,3
| или поздно
| 27,1
| 23,3
| 24,5
| 26,1
| 24,9
| 25,3
| очень развиты для своего возраста
| 11,1
| 70,9
| 70,3
| 80,4
| 80,3
| 80,3
| или отстали
| 17,8
| 11,1
| 17,6
| 90,6
| 17,7
| 10,3
| склонны зубрить
| 7,7
| 9,1
| 8,3
| 3,2
| 8,1
| 2,1
| стремятся понимать изучаемое
| 35,3
| 36,0
| 34,6
| 33,4
| 34,9
| 34,5
| правильно отличают главное от второстепенного
| 4,1
| 1,7
| 6,7
| 7,5
| 8,1
| 8,8
| или обращают слишком большое внимание на мелочи
| 14,7
| 11,1
| 15,7
| 16,7
| 15,5
| 15,4
| точно запоминают материал
| 2,3
| 0,2
| 8,2
| 3,4
| 9,0
| 5,4
| или неточно и беспорядочно
| 24,2
| 19,0
| 30,8
| 27,7
| 29,6
| 25,4
| легко заучивают наизусть (грамматические правила, стихи)
| 1,1
| 9,1
| 4,1
| 4,0
| 5,3
| 2,5
| или с трудом
| 18,2
| 10,6
| 23,1
| 17,3
| 22,4
| 15,4
| Исследования тендерных стереотипов в анкетах Г. Гейманса (1911) 387
Вопросы
| Гимназии
| Реальные училища
| Всего
|
Мальчики
| Де-вочки
| Мальчики
| Де-вочки
| Мальчики
| Де-вочки
| легко понимают объяснение
| 30,3
| 28.6
| 23.8
| 25,7
|
| 26,5
| или с трудом
| 22,4
| 16.4
| 24,7
| 26,3
| 24,1
| 23,5
| хорошо понимают шутки
| 27,5
| 30,1
| 23,3 .
| 26.9
| 24,4
| 27,8
| или нет
| 15,5
| 12,2
| 15,1
| 14,1
| 15,2
|
| склонны твердо высказывать свое мнение '
| 20,4
| 25,9
| 26,8
| 33,8
| 26,0
| 32,0
| или делают это уклончиво, оставляя себе возможность для отступления
| 14,5
| 90,0
| 16,3
| 16,3
| 16,0
| 14,3
| отвечают медленно
| 44,0
| 31,7
| 43,5
| 35,6
| 43,4
| 34,3
| или быстро
| 21,4
| 26,4
| 23,7
| 33,2
| 23,6
| 31,4
| обладают лучшими способностями к математике
| 4,1
| 0,5
| 8,2
| 0,8
| 7,6
| 0,4
| или языкам
| 19,4
| 20,1
| 13,7
| 32,8
| 14,7
| 29,4
| решительное предпочтение математических наук
| 0,2
| 0,2
| 0,0
| 0,6
|
| 0,4
| физики, химии
| 0.8
| 10,6
| 60.3
| 20,6
| 50,3
| 20,3
| естествознания
| 60,5
| 60,3
| 40,9
| 40,0
| 50,2
| 40,8
| языка и литературы
| 12,1
| 16,4
| 70,6
| 17,9
| 80,5
| 17,4
| истории и географии
| 90,3
| 50,8
| 70,9
| 60,8
| 80,2
| 60,4
| рисования
| 0,6
| 10,1
| 30,7
| 30,0
| 30,3
| 20,4
| физической культуры
| 0,2
| 0,0
| 10,0
| 0,2
| 0,9
| 0,1
| хорошо решают математические задачи
| 2,3
| 0,5
| 5,0
| 2,7
| 4,5
| 1,8
| или нет
| 25,0
| 24,9
| 26,1
| 31,6
| 25,8
| 29,7
| при написании сочинений лучше справляются с заданными темами
| 0,3
| 2,2
| 0,7
| 2,1
| 0,3
| 2,1
| или с темами, выбранными самостоятельно
| 90,9
| 11,1
| 90,2
| 14,3
| 90,4
| 13,3
| 388 Приложение к главе 1
Продолжение табл. П.2
Вопросы
| Гимназии
| Реальные училища
| Всего
|
Мальчики
| Де-вочки
| Мальчики
| Де-вочки
| Мальчики
| Де-вочки
| или с изложениями
| 12,1
| 80,5
| 50.0
| 90,6
| 60,3
| 90,3
| при написании сочинений хуже всего справляются с заданными темами
| 14,1
| 40.2
| 12,5
| 80,2
| 12,8
| 70,1
| или с темами, выбранными самостоятельно
| 50,6
| 50,8
| 90,9
| 40,8
| 90,3
| 50,1
| или с изложениями
| 11,3
| 60,9
| 70,9
| 50,4
| 80,5
| 50,7
| преобладает интерес к чистой теории
| 0,2
| ' 0,6
| 0,2
| 0,4
| 0,6
| 0,4
| или к ее применению
| 50,9
| 50.3
| 50.9
| 50,6
| 60,2
| 50,8
| сочинения отличаются логичностью
| 0,7
| 0,7
| 0,0
| 0,0
| 0,1
| 0,1
| фантазией
| 60,1
| 70,4
| 50,4
| 70,2
| 50,5
| 70,4
| грамматической правильностью
| 50,0
| 80,5
| 60,2
| 11,5
| 60,0
| 10,6
| по некоторым предметам занимаются сверх школьной программы
| 11,5
| 0,3
| 0,5
| 0,6
| 0,6
| 0,3
| наталкиваясь на грудности, при решении задачи склонны бросать ее
| 4,5
| 3,2
| 8,8
| 1,1
| 8,1 ,
| 9,4
| или обращаются за помощью
| 60,9
| 10.0
| 13,2
| 15.1
| 12.1
| 13.8
| или добиваются сами, сосредоточивая на ней все внимание
| 11.1
| 90,5
| 11,1
| 11.5
| 11.1
| 10,8
| рассеянны (их мысли часто далеко)
| 29,1
| 12,7
| 27,7
| 18,1
| 27,8
| 16,4
| или всегда внимательны (всей душой отдаются тому делу, которым занимаются в данный момент)
| 24,6
| 36,5
| 26,4
| 37,4
| 26,2
| 37,3
| наблюдательны
| 0,4
| 0.2
| 0.1
| 0.2
| 0,9
| 0.9
| или нет
| 20,8
| 40,8
| 70,7
| 60,0
| 60,8
| 50,6
| демонстрируют выдающиеся способности к музыке
| 18,0
| 24,3
| 10,9
| 14,1
| 12,2
| 17,0
| демонстрируют выдающиеся способности к рисованию
| 70,3
| 60,3
| 90.7
| 60,6
| 0,3
| 60,4
| Исследования тендерных стереотипов в анкетах Г. Гейманса (1911) 389
Вопросы
| Гимназии
| Реальные училища
| Всего
|
Мальчики
| Де-вочки
| Мальчики
| Де-вочки
| Маль-. чики
| Де-вочки
| смелы
| 22,2
| 20,6
| 24,2
| 28,7
| 24,1
| 27,0
| или нет
| 29,3
| 29,6
| 33,3
| 35,4
| 32.5
| 33.4
| скорее молчаливы
| 45,8
| 39,7
| 55,1
| 48,4
| 16,9
|
| или слишком болтливы
| 24,0
| 31,7
| 24,9
| 28,9
| 24,8
| 29,8
| склонны отделяться от других (например, во время игры)
| 0,9
| 0,6
| 0,7
| 0,6
| 0,8
| 0,1
| верховодят
| 60,3
| «0,5
| 80,8
| 70,4
| 80,5
| 70,7
| или, скорее, склонны делать то, что делают другие
| 11,7
| 60.9
| 15,7
| . 12,1
| 14,9
| 10,4
| склонны к озорству (в школе или на улице делаю г неприятности другим)
| 0,7
| 0,7
| 0,8
| 0,8
| 0,5
| 0,7
| пользуются уважением своих товарищей
| 0,6
| 2,2
| 8.3
| 2,3
| 8,8
| 2,4
| или же последние дразнят их и смеются над ними
| 60,5
| 0,0
| 40,8
| 20,0
| 50,1
| 10,6
| а) мальчики в обращении с девочками просты и естественны
| 8,0
|
| 7,8
|
| 0,1
|
| несмелы
| 60.5
|
| 60,6
|
| 60,6
|
| или склонны дразнить последних
| 40,4
|
| 40,0
|
| 40,2
|
| склонны искать общества последних
| 70,5
|
| 90,1
|
| 80,9
|
| б) девочки в отношениях с мальчиками просты и естественны
|
| 5,6
|
| 2,6
|
| 3,9
| или кокетливы
|
| 13,8
|
| 17,3
|
| 16,5
| или склонны искать общества последних
|
| 14,3
|
| 17,3
|
| 16,5
| любимые занятия вне школы: спорт
| 7,9
| 8,5
| 1.6
| 2,7
| 2,9
| 4,0
| лепка или рукоделие
| 80,9
| 10,6
| 10,3
| 10,8
| 10,2
| 11.1
| прогулки
| 90,7
| 90,5
| 90,5
| 12,5
| 90,7
| 11.5
| 390 Приложение к главе 1
Прплолжение табл. П. 2
Вопросы
| Гимназии
| Реальные училища
| Всего
|
Мальчики
| Девочки
| Мальчики
| Девочки
| Мальчики
| Де--вочки
| чтение
| 21,7
| 27,0
| 17,2
| 25,9
| 18,1
| 26,3
| музыка
| 11,3
| 14,8
| 80,3
| 15,9
| 80,8
| 15.7
| член спортивной секции
| 20,8
| 0,5
| 30,8
| 0,2
| 30.8
| 0,6
| добился(добилась) успехов в спорте
| 60,7
| 40,2
| 15,7
| 80,2
| 14,1
| 70,3
| с работамипо дому справляется быстро
| 3,1
| 2,7
| 6.4
| 6,9
| 6.0
| 5.7
| илидолго копается
| 17,6
| 10,6
| 19,4
| 20,9
| 19.1
| 18,0
| увлекается коллекционированием
| 8,5
| 8,0
| 7,2
| 1,7
| 9,2
| 3,1
| любят опрятность и порядок
| 2,2
| 9,8
| 0,9
| 9,7
| 9,5
| 7,4
| или неряшливы
| 21,8
| 16,9
| 15,6
| 10,5
| 16,8
| 12,1
| уделяют большое внимание своей одежде
| 4,1
| 0,2
| 2,5
| 0,8
| 2,9
| 0,1
| илине обращают на это особого внимания
| 27,7
| 11,6
| 23,2
| 12,3
| 24,0
| 12,0
| склонность заниматься торговлей (книгами, марками и т. д.)
| 0,9
| 0,5
| 0,4
| 0,6
| 0,7
| 0,3
| правдивы
| 34,9
| 45,0
| 31,8
| 49,4
| 32,4
| 48,6
| говорят все, что ни придет в голову
| 40,2
| 50,8
| 80,4
| 11,7
| 70,8
| 10,0
| или умышленно лгут
| 20,6
| 0,0
| 60,1
| 10,8
| 50,5
| 10,3
| держат себя естественно
| 61,2
| 64,0
| 67,5
| 69,7
| 66,2
| 67,9
| илиразыгрывают роль
| 70,7
| 80,5
| 70,7
| 10,7
| 70,8
| 10,1
| откровенны
| 14,5
| 21,7
| 14,5
| 19,5
| 14,5
| 20,3
| или скрытны
| 30,9
| 28,0
| 34,3
| 26,5
| 33,6
| 26,7
| высокомерны (придают значение классовым различиям, не любят поддерживать сношения со стоящими по общественному почожеиию ниже)
| 0,0
| 0,9
| 0,0
| 0,6
| 0,3
| 0.5
| или нет
| 13,7
| 12,7
| 17,6
| 16,0
| 17,0
| 15,5
| Исследования тендерных стереотипов в анкетах Г. Гейманса (1911) 391
Вопросы
| Гимназии
| Реальные D
Всего училища
|
Мальчики
| Девочки
| Мальчики
| Девочки
| Мальчики
| Де-вочки
| бывают жестоки с животными
| 10,0
| 0,0
| 0,6
| 0,0
| 0,7 0.0
| пунктуальны (приходят вовремя в школу, представляют работу к назначенному сроку)
| 7,6
| 0,8
| 6,7
| 2,3
| 7,0
|
| или нет (часто забывают что-нибудь, делают ошибки по рассеянности)
| 24,2
| 18,0
| 26,7
| 19,1
| 26,3
|
| импульсивны
| 11,5
| 16,9
| 12,8
| 22,3
| 12,9
| 21,4
| или склонны обдумывать
| 36,4
| 26,4
| 33.7
| 28,9
| 34,1
| 27,8
| веселы
| 19,6
| 35,4
| 24,4
| 36,2
| 23.7
| 36.0
| мрачны
| 80,1
| 20.6
| 70,7
| 50,0
| 70.7
| 40,3
| то одно, то другое
| 10,7
| 17.5
| 80,3
| 13.7
| 80,9
| 14,7
| или ровны
| 41,2
| 33,3
| 49,3
| 41,8
| 47,5
| 39,0
| боязливы и неуверенны (например, перед экзаменом)
| 0,5
| 3,2
| 4,1
| 0,3
| 3,5
| 8,4
| или легкомысленны
| 80,3
| 10,6
| 16,6
| 14,1
| ' 15,2
| 13,1
| смешливы
| 32,3
| 51,8
| 29,0
| 37,6
| 29,5
| 41,0
| вежливы и приветливы
| 60,8
| 58,2
| 64,3
| 69,5
| 63,7
| 66,0
| или угрюмы и грубы
| 40,4
| 30,2
| 60,0
| 30,8
| 50,7
| 30,6
| сердечны
| 22,8
| 33,9
| 23,1
| 38,2
| 23,2
| 36,7
| или холодны
| 90,9
| 14,8
| 15,0
| 11,5
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|
|