Здавалка
Главная | Обратная связь

Проективная методика изучения мотиваиии достижений Люннеборга и Розенвуда, модификация Т. В. Бендас



Испытуемому предлагается следующая инструкция: «Сейчас я задам вам два вопроса. Постарайтесь искренне на них ответить. Отвечайте первое, что вам приходит в голову, в свободной форме — в виде рассказа, состоящего из нескольких предложений. Ваш ответ будет записан на магнитофон, и если захотите, мы его вместе потом прослушаем. Можно отвечать последовательно: сначала на один вопрос, потом — на другой, а можно объединить два вопроса. Итак, вопросы: «Что делает вас счастливым?» и «Что делает вас несчастным?».

По окончании эксперимента прослушайте запись и выставьте оценку по следующей схеме: один балл за присутствие темы достижений (успех или неудача) во всем рассказе; по одному баллу за каждое предложение, в котором присутствует эта тема, и по одному баллу за каждое слово, непосредственно связанное с этой темой. Если позволяет материал, отдельно подсчитайте баллы для мотивации успеха и мотивации неудачи.

Проведите эксперимент с испытуемыми разного пола. Проанализируйте, различаются ли их результаты (по материалам книги Maccoby, Jacklin, 1978).

Проективная методика избегания успеха М. Хорнер(Horner, 1987), модификация Т. В. Бендас

Испытуемому дается следующая инструкция: «Вам будет предложен рассказ. Прочитайте его и напишите продолжение, отвечая на следующие вопросы:

1. О чем думает главный герой (героиня)?

2. Какие чувства он (она) испытывает?

3. Какое решение примет герой (героиня)?

4. Как к этому решению отнесутся окружающие?


Шкала макиавеллизма Р. Кристи и Ф. Геиза (1970): Мак-V 41Т

5. Какие события ожидают его (ее) в профессиональной сфере?

6. Какие события ожидают его (ее) в личной жизни?

7. Какие личностные качества присущи герою (героине)?»

Рассказ1. Саша учился на психологическом факультете престижного российского вуза. Его успехи были замечены преподавателями и студентами. Он принимал участие в научных конференциях, его диплом был отмечен специальной грамотой на конкурсе студенческих работ. Производственную практику он проходил вместе с однокурсницей Наташей в хорошей фирме, и оба они понравились руководству. Но позже эта фирма прислала запрос только на одного психолога. Сашаи Наташа влюблены друг в друга и собираются пожениться. Преподаватели (членыкомиссии) предложили самим ребятам решить вопрос, кто из них примет предложение фирмы. Сашу пригласили на собеседование первым. В настоящее время он сидит перед членами комиссии, которые ожидают его решения. Наташа ждет в коридоре...

Рассказ2. Наташа училась на психологическом факультете престижного российского вуза. Ее успехи были замечены преподавателями и студентами. Она принимала участие в научных конференциях, ее диплом был отмечен специальной грамотой на конкурсе студенческих работ. Производственную практику она проходила вместе с однокурсником СашсгЧ в xopouieii фирме, и оба они понравились руководству. Но позже эта фирма прислала запрос только на одного психолога. Саша и Наташа влюблены друг в друга и собираются пожениться. Преподаватели (члены комиссии) предложили самим ребятам решить вопрос о том, кто из них примет предложение фирмы. Наташу пригласили на собеседование первой. В настоящее время она сидит перед членами комиссии, которые ожидают ее решения. Саша ждет в коридоре...

Эксперимент проводится в двух вариантах.

Вариант 1. Для исследования приглашаются двое студентов: юноша и девушка. Ему предлагается первый, а ей — второй рассказ.

Вариант 2. Испытуемые те же, но обоим испытуемым предлагаются оба рассказа (начиная с того, в котором пол главного героя совпадает с полом испытуемого).

Методика демонстрирует наличие или отсутствие боязни успеха у испытуемого. О наличии боязни успеха свидетельствуют следующие аспекты ответов на вопросы: а) в них преобладают негативные эмоции; б) герой (героиня) принимает решение отказаться от предложения фирмы в пользу любимого (любимой); в) испытуемый полагает, что профессиональная карьера героя (героини) не состоится;

г) испытуемый полагает, что личная жизнь героя (героини) не будет удачной;

д) среди характеристик личности присутствуют неуверенность в себе, низкая самооценка, нерешительность, боязнь утраты женственности и т. п.; е) в ответах присутствует суждение о том, что его (ее) будут осуждать окружающие.

I Шкала макиавеллизма Р. Кристи и Ф. Гейза (1970): Мак-V

Эта шкала создана американскими психологами Р. Кристи и Ф. Гейзом (Christie, Geis, 1970). Она представляет собой 60 тщательно подобранных суждений, сгруппированных по «тройкам». Здесь приводится пятый вариант методики, носящий название «Мак-V».


412 Приложение к главе 7

В каждом изнижеследующих «троек» одно из суждений отражает макиавелли-стские взгляды, адва других служат для маскировки и нивелируют стремление испытуемогодавать социально желательные ответы.

Испытуемомудается следующая инструкция: «Вам будут предложены 60 суждений, сгруппированных в 20 "троек". В каждом случае вначале прочитайте все 3 суждения и выберите одно, с которым вы наиболее согласны (поставьте плюс) и одно — с которым вы наименее согласны (поставьте минус). При этом одно из суждений, относительно нейтральное, должно оставаться непомеченным: более одного плюса илиминуса в одной тройке ставить нельзя».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

А. Длятого, чтобы быть успешным преступником, нужно больше фантазии, чемдля того, чтобы быть успешным бизнесменом.  
Б. Утверждение «Благими намерениями вымощена дорога в ад» в чем-то справедливо.  
В. Большинство людей легче забывают о смерти отца, чем о потере кошелька.  
А. Мужчины больше интересуются машинами, которые они водят, чем одеждой, которую носят их жены.  
Б. Очень важно развивать у детей воображение и творчество.  
В. Людям, страдающим неизлечимыми болезнями, необходимо предоставить выбор умереть безболезненно.  
А. Люди говорят правду о том, почему вы должны что-либо сделать, только тогда, когда им это выгодно.  
Б. Счастье человека состоит прежде всего в том, чтобы добиться своей цели.  
В. Так как большинство людей не знают, чего хотят, естественно, что кто-то должен им говорить, что надо делать.  
А. Несчастье нашей страны состоит в том, что люди слишком ленивы и снисходительны к себе.  
  Б. Лучший способ управлять людьми — это говорить им то, что они хотят слышать.  
В. Было бы хорошо, если бы люди были добрее к тем, кто менее удачлив, чем они сами.  
о А. Большинство людей по существу — хорошие и добрые.  
Б. Совместимость — наилучший критерий для жены или мужа, остальные характеристики хороши, но несущественны.  
В. Только после того, как человек получил то, чего хотел от жизни, стоит проявить интерес к несправедливостям, существующим в мире.  
А. Большинство людей, добившихся успеха, ведут чистую и нравственную жизнь.  

Шкала макиавеллизма Р. Кристи и Ф. Геиза (1970): Мак-V 411

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Б. Нельзя винить достойного человека за то, что карьера для него важнее, чем семья.  
В. Было бы лучше, если бы люди меньше интересовались тем. какчто-то делать, и больше — тем, что надо делать.  
А. Хороший учитель скорее обращает внимание на вопросы, оставшиеся без ответа, чем дает подробные объяснения.  
Б. Когда вы просите кого-то что-то сделать, лучше всего сообщить ему освоих истинных намерениях, чем давать объяснения, которые будут болееубедительными.  
В. Работа человека (то, чем он занимается) — лучший способ определить, что он собой представляет как личность.  
А. Египетские пирамиды были воздвигнуты за счет порабощения рабочих-строителей.  
Б. Лучший способ справиться с проблемой — решать ее, а не терпеть.  
В. Человек должен делать что-то только тогда, когда он уверен в своем моральном праве на это.  
А. В мире жилось бы лучше, если бы люди предоставили будущему самому заботиться о себе, а сами наслаждались бы настоящим.  
Б. Льстить важным людям — значит поступать благоразумно.  
В. Если решение принято, лучше всего не менять его, даже если обстоятельства изменились.  
. 10 А. Лучший способ действовать — это поступать так, как будто у вас нет другого выхода.  
Б. Преступники отличаются от обычных людей тем, что они так глупы, что их ловят.  
В. Даже самый закоренелый преступник в чем-то внутренне порядочен.  
А. Лучше быть скромным и честным, чем знаменитым и нечестным.  
Б. Человек, который способен и хочет усердно трудиться, имеет хорошие шансы добиться успеха в своих начинаниях.  
В. То, что не помогает нам в повседневной жизни, не слишком важно.  
А. Человека не следует наказывать за нарушение того закона, который он считает неразумным.  
Б. Слишком многие преступники не получают наказания за свои злодеяния.  
В. Ложь — самая непростительная вещь.  
А. Люди не хотят усердно работать, пока их не заставят.  







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.