Процессами памяти являются запоминание, сохранение, забывание, узнавание, воспроизведение.
Запоминание всегда избирательно. Запоминается не все, что воздействует на наши органы чувств, а лишь то, с чем человек действует.[13] Эффективность запоминания определяется мотивами, целями и способами деятельности (в этом и состоит сущность деятельности концепции памяти). Запоминание – это процессы памяти, в результате которых происходят закрепление нового материала путем связывания его с приобретенным ранее. Материал, который занимает различное место в деятельности, приобретает и различное значение для человека. Непроизвольно лучше запоминается тот материал, который вызывает активную умственную работу над ним (выделение смысловых блоков, составление плана). Произвольное запоминание характеризуется наличием сознательной цели - запомнить материал. Для этого организуется процесс заучивания, используются специальные приемы, которые обусловлены выбором способа запоминания. В основе способа запоминания лежат связи, устанавливаемые между отдельными частями материала в процессе заучивания. По характеру связей, устанавливаемых между новым материалом и знаниями, уже приобретенными в прошлом опыте, выделяют два способа запоминания: механическое и осмысленное. Часть людей склонна к механическому заучиванию (зубрежке ), а другая часть – к осмысленному запоминанию. Следует помнить о том, что хорошо и надолго запоминается только то, что хорошо понятно. Как показывают экспериментальные исследования психологов, во втором случае результаты лучше более чем в 20 раз. Осмысленное запоминание основано на установлении смысловых связей нового материала с уже известным материалом. В случае механического запоминания устанавливаются ассоциации по смежности путем многократного повторения. Такое запоминание материала обычно приводит к формальному усвоению знаний. Оно неэкономно, так как требует много времени. Ведущую роль в обучении и воспитании занимает осмысленное запоминание. Но механическое запоминание все же необходимо при изучении слов иностранного языка, названий единиц в метрических системах. В процессе осмысленного запоминания также могут потребоваться повторения, если материал очень велик. Основные приемы запоминания: Составление плана заучиваемого материала: а) разбивка материала на составные части; б) придумывание заглавий или выделение опорного пункта, с которым ассоциируется все содержание данной части материала; в) связывание частей по их заглавиям в единую цепь ассоциаций. Сравнение, которое предполагает выделение общих и особенных моментов в отдельных частях материала. Запоминание объектов осуществляется тем быстрее прочнее, чем резче выступают различия между ними. Классификация (распределение материала на определенные части, классы, например: выделение животных и растений, имен мужских и женских, предметов по цвету.) Систематизация материала. Эти приемы произвольного запоминания основаны на ассоциации по сходству и по контрасту. Опора на образные связи. Там, где возможно, необходимо вызывать у себя соответствующие образы, ассоциировать их с содержанием материала, который запоминается. Прочность и полнота запоминания в значительной степени зависят от организации повторений. Успех заучивания зависит не от количества повторений, а от того ,как они распределены во времени. Распределенное повторение (с перерывом в несколько часов или даже через день) более продуктивно, чем сплошное, без перерыва. Перечисленные выше рекомендации позволяют улучшить показатели продуктивности запоминания ( время, объем, точность, прочность). Запоминание позволяет воспроизводить без искажений материал лишь только в первые часы после заучивания. Затем, если человек не работает с этим материалом, он обычно постепенно забывается. Сохранение и забывание – это два взаимосвязанных процесса. От их протекания зависит, что же останется у нас в памяти.[13,21] ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|