Сохранение – это процесс удерживания заученного в памяти. С физиологической точки зрения это поддержание ранее установленных связей в мозгу путем подкреплений.
Ряд факторов способствует сохранению информации: o глубина понимания; o установка (значимость информации); o применение усвоенных знаний; o повторение (степень использования материала в деятельности личности). Если применять знания в различных задачах, построенных с учетом названных выше закономерностей непроизвольного запоминания, то происходит не только подкрепление связей, способствующих упрочению первых. Забывание – это естественный процесс. Физиологическая основа забывания — торможение временных связей. Забывается прежде всего то, что не имеет для человека жизненно важного значения, не вызывает интереса. В этом случае быстро развивается угасательное торможение. Избирательность забывания проявляется и в том, что детали забываются скорее, а общие положения и выводы сохраняются в памяти дольше. Забывание может быть полным и частичным. При полном забывании материал не только не воспроизводится, но и не узнается. Частичное забывание происходит тогда, когда человек воспроизводит материал не весь или с ошибками. Процесс забывания протекает неравномерно: в течение первых 5 дней после заучивания забывание идет быстрее, чем в последующие 5 дней. Воспроизведение и узнавание – это процессы актуализации ранее воспринятого материала. При воспроизведении актуализация происходит без повторного восприятия. При узнавании актуализация осуществляется при повторном восприятии. В случае непроизвольного воспроизведения человек не имеет цели вспомнить ранее воспринятые события, предметы, явления. Их образы всплывают сами собой. Произвольное воспроизведение — это целенаправленный процесс восстановления в сознании прошлых чувств, действий, приобретенных знаний. Произвольное воспроизведение может происходить легко, а иногда требует значительных усилий. Сознательное воспроизведение, требующее волевых усилий называется припоминанием. Припоминание является сложным умственным действием. Умению припоминать, так же как запоминать и сохранять в памяти, следует учиться. Успешность процесса припоминания зависит от того, насколько четко сознается содержание задачи по усвоению материала. Если при припоминании возникают трудности, то необходимо идти от широкого круга знаний к более узкому. Нужно использовать сопоставление, сравнение, ассоциации с тем, что следует воспроизвести. Можно порекомендовать и специальные приемы: составление плана припоминаемого материала; активное вызывание в себе образов соответствующих объектов опосредующих ассоциаций, что способствует успешности припоминания [19, 20] Продуктивность памяти определяется такими качествами, как быстрота (скорость) запоминания, точность воспроизведения, прочность сохранения, готовность к воспроизведению. Скорость запоминания определяется числом повторений, необходимых человеку для запоминания определенного объема материала. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|