Готовность к воспроизведению проявляется в том, насколько человек может легко и быстро припомнить в нужный момент то, что ему необходимо.
Каждый из этих показателей характеризует какой-то определенный процесс памяти: запоминание, сохранение и воспроизведение. [13, 19,20] Наиболее распространена типология памяти, связанная с быстротой запоминания и прочностью сохранения материала. Выделяют четыре вида памяти: o быстрое запоминание сочетается с медленным забывание; o медленное запоминание сочетается с медленным забыванием; o быстрое запоминание сочетается с быстрым забыванием; o медленное запоминание сочетается с быстрым забыванием; Оптимальным является первый тип памяти. Представителям второго типа приходится больше времени затрачивать на заучивание. Но материал у них хранится долго. Люди, имеющие третий тип памяти, быстро запоминают, но, удовлетворившись быстрым запоминанием, они не повторяют материал, что приводит к ухудшению его сохранения, снижению продуктивности памяти. Таких людей нужно ориентировать на повторение материала с целью повышения прочности сохранения. Четвертый тип обладает самой низкой продуктивностью памяти. Затратив много времени на заучивание, представители этого типа быстро забывают материал. Таких людей надо учить преодолевать недостатки в памяти, организуя процесс заучивания и повторения. Индивидуальные особенности памяти людей зависят от целого ряда факторов: особенностей высшей нервной деятельности, уровня развития отдельных процессов памяти, особенностей воспитания и обучения, характера профессиональной деятельности. [1, 8, 13, 14] Индивидуальность памяти проявляется в том, что человек успешнее запоминает, как он предпочитает запоминать, насколько прочно сохраняется материал, как быстро запоминает, насколько выражена готовность к воспроизведению. У разных людей память характеризуется разным уровнем показателей. В зависимости от того, что человек лучше запоминает, выделяют 3 типа памяти: - наглядно-образный; - словесно-логический; - промежуточный (гармонический). Представители первого типа лучше запоминают картины, лица, цвета, предметы, звуки. Представители второго типа лучше запоминают понятия, словесные формулировки, формулы. Представители третьего типа одинаково хорошо запоминают и наглядно - образный и словесно - логический материал. По способу введения информации для запоминания различают зрительный, слуховой, двигательный и смешанный (зрительно - слуховой, зрительно - двигательный, двигательно-слуховой) типы. Действительно, одни люди предпочитают запоминать информацию зрительно, другие — на слух, третьи — при помощи двигательных ощущений, а четвертые используют комбинированный способ. Следует подчеркнуть, что чаще встречаются комбинированные типы. Учитывая индивидуальные особенности человека, следует рекомендовать ему использовать преимущественно тот или иной материал для запоминания, а также тот или иной способ введения информации. Кроме индивидуальных особенностей памяти есть еще и возрастные особенности. Для каждой возрастной группы (для дошкольников, младших школьников и подростков) характерны свои особенности памяти. Степень владения памятью в любом возрасте различна, поэтому каждого ребенка нужно научить способам, обеспечивающим наилучшие результаты запоминания, а также способам применения сохраненного памятью в жизни. [13, 21] ВЫВОД: Память является одним из основных свойств личности. Память — это одно из необходимых условий развития интеллектуальных способностей; это следовая форма психического отражения прошлого, заключающаяся в запоминании, сохранении и последующем воспроизведении или узнавании ранее воспринятого. Память участвует в акте восприятия. В основе памяти лежат ассоциации, или связи. В памяти человека соединяются явления и предметы, связанные в действительности. Запомнить что-то — значит, связать запоминание с уже известным, образовать ассоциацию. С физиологической точки зрения ассоциация — это временная нервная связь. Для образования ассоциаций требуются повторения. Иногда связь возникает сразу, если в коре больших полушарий мозга появился сильный очаг возбуждения, облегчающий образование ассоциаций. Все виды памяти могут быть, классифицированы по трем основным критериям: - по содержанию психической активности, преобладающей в мнемической деятельности; - по степени волевой регуляции памяти; - по продолжительности сохранения и закрепления материала в памяти. По содержанию психической активности различают двигательную память, образную, эмоциональную, словесно-логическую.
16. Процессы памяти. Показатели продуктивности памяти.(15) 17. Методы тренировки памяти. Возможные нарушения памяти. К когнитивным функциям относятся: память, внимание, ориентация в месте и времени, речь, сообразительность, восприятие, способность к усвоению и сохранению двигательных навыков. Как в норме, так и при патологии, лучше запоминаются эмоционально окрашенные события. Поэтому, в легких случаях забывчивость касается малозначительных событий. Можно забыть, что куда положил, как зовут недавних знакомых, что нужно сделать в течение дня. Иногда бывает трудно сосредоточить внимание или подобрать нужное слово в разговоре. Часто появляются трудности ориентировки на местности или при денежных расчетах. В те или иные периоды жизни память и другие когнитивные способности подводят каждого из нас. Поэтому не стоит придавать большого значения единичным случаям забывчивости. Однако если забывчивость стала Вашим постоянным спутником, если она обращает на себя внимание окружающих и имеет тенденцию к нарастанию, то следует обратиться к врачу-неврологу и проверить, как работает Ваш мозг. При отсутствии лечения когнитивные нарушения могут прогрессировать вплоть до степени деменции (слабоумия). ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|