Здавалка
Главная | Обратная связь

Готовность к воспроизведению проявляется в том, насколько человек может легко и быстро припомнить в нужный момент то, что ему необходимо.



Каждый из этих показателей характеризует какой-то определенный процесс памяти: запоминание, сохранение и воспроизведение. [13, 19,20]

Наиболее распространена типология памяти, связанная с быстротой запоминания и прочностью сохранения материала.

Выделяют четыре вида памяти:

o быстрое запоминание сочетается с медленным забывание;

o медленное запоминание сочетается с медленным забыванием;

o быстрое запоминание сочетается с быстрым забыванием;

o медленное запоминание сочетается с быстрым забыванием;

Оптимальным является первый тип памяти.

Представителям второго типа приходится больше времени затрачивать на заучивание. Но материал у них хранится долго.

Люди, имеющие третий тип памяти, быстро запоминают, но, удовлетворившись быстрым запоминанием, они не повторяют материал, что приводит к ухудшению его сохранения, снижению продуктивности памяти. Таких людей нужно ориентировать на повторение материала с целью повышения прочности сохранения.

Четвертый тип обладает самой низкой продуктивностью памяти. Затратив много времени на заучивание, представители этого типа быстро забывают материал. Таких людей надо учить преодолевать недостатки в памяти, организуя процесс заучивания и повторения.

Индивидуальные особенности памяти людей зависят от целого ряда факторов: особенностей высшей нервной деятельности, уровня развития отдельных процессов памяти, особенностей воспитания и обучения, характера профессиональной деятельности. [1, 8, 13, 14]

Индивидуальность памяти проявляется в том, что человек успешнее запоминает, как он предпочитает запоминать, насколько прочно сохраняется материал, как быстро запоминает, насколько выражена готовность к воспроизведению. У разных людей память характеризуется разным уровнем показателей.

В зависимости от того, что человек лучше запоминает, выделяют 3 типа памяти:

- наглядно-образный;

- словесно-логический;

- промежуточный (гармонический).

Представители первого типа лучше запоминают картины, лица, цвета, предметы, звуки.

Представители второго типа лучше запоминают понятия, словесные формулировки, формулы.

Представители третьего типа одинаково хорошо запоминают и наглядно - образный и словесно - логический материал.

По способу введения информации для запоминания различают зрительный, слуховой, двигательный и смешанный (зрительно - слуховой, зрительно - двигательный, двигательно-слуховой) типы. Действительно, одни люди предпочитают запоминать информацию зрительно, другие — на слух, третьи — при помощи двигательных ощущений, а четвертые используют комбинированный способ. Следует подчеркнуть, что чаще встречаются комбинированные типы.

Учитывая индивидуальные особенности человека, следует рекомендовать ему использовать преимущественно тот или иной материал для запоминания, а также тот или иной способ введения информации.

Кроме индивидуальных особенностей памяти есть еще и возрастные особенности. Для каждой возрастной группы (для дошкольников, младших школьников и подростков) характерны свои особенности памяти. Степень владения памятью в любом возрасте различна, поэтому каждого ребенка нужно научить способам, обеспечивающим наилучшие результаты запоминания, а также способам применения сохраненного памятью в жизни. [13, 21]

ВЫВОД:

Память является одним из основных свойств личности.

Память — это одно из необходимых условий развития интеллектуальных способностей; это следовая форма психического отражения прошлого, заключающаяся в запоминании, сохранении и последующем воспроизведении или узнавании ранее воспринятого.

Память участвует в акте восприятия. В основе памяти лежат ассоциации, или связи. В памяти человека соединяются явления и предметы, связанные в действительности.

Запомнить что-то — значит, связать запоминание с уже известным, образовать ассоциацию. С физиологической точки зрения ассоциация — это временная нервная связь. Для образования ассоциаций требуются повторения. Иногда связь возникает сразу, если в коре больших полушарий мозга появился сильный очаг возбуждения, облегчающий образование ассоциаций.

Все виды памяти могут быть, классифицированы по трем основным критериям:

- по содержанию психической активности, преобладающей в мнемической деятельности;

- по степени волевой регуляции памяти;

- по продолжительности сохранения и закрепления материала в памяти.

По содержанию психической активности различают двигательную память, образную, эмоциональную, словесно-логическую.

 

16. Процессы памяти. Показатели продуктивности памяти.(15)

17. Методы тренировки памяти. Возможные нарушения памяти. К когнитивным функциям относятся: память, внимание, ориентация в месте и времени, речь, сообразительность, восприятие, способность к усвоению и сохранению двигательных навыков.

Как в норме, так и при патологии, лучше запоминаются эмоционально окрашенные события. Поэтому, в легких случаях забывчивость касается малозначительных событий. Можно забыть, что куда положил, как зовут недавних знакомых, что нужно сделать в течение дня. Иногда бывает трудно сосредоточить внимание или подобрать нужное слово в разговоре. Часто появляются трудности ориентировки на местности или при денежных расчетах.

В те или иные периоды жизни память и другие когнитивные способности подводят каждого из нас. Поэтому не стоит придавать большого значения единичным случаям забывчивости. Однако если забывчивость стала Вашим постоянным спутником, если она обращает на себя внимание окружающих и имеет тенденцию к нарастанию, то следует обратиться к врачу-неврологу и проверить, как работает Ваш мозг. При отсутствии лечения когнитивные нарушения могут прогрессировать вплоть до степени деменции (слабоумия).







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.