Здавалка
Главная | Обратная связь

Таланты и творчество



Иньский взгляд на талант заключается в том, что это есть нечто, данное человеку от Бога или от рождения, и никак от него не зависящее. Талант можно, конечно, развивать, можно его эксплуатировать или можно его игнорировать, но все это лишь количественное, но никак не качественное воздействие. Более того, здесь мало что зависит и от личной воли человека. Если человек оказывается погруженным в соответствующую его таланту среду, талант расцветает, если же среда не благоприятствует его развитию, талант съеживается, но сделать что-либо самостоятельно, путем форсирования ситуации под действием своей воли — занятие совершенно бесперспективное и положительных результатов не приносящее. Другими словами, иньский взгляд на талант представляет его в виде редкого, диковинного, чудесной красоты цветка, который внезапно вырастает у вас в палисаднике, принесенный неизвестно какими ветрами, и распускается, цветет и благоухает, если климатические условия оказываются для него благоприятными, но влиять на него непосредственно — дело в общем-то безнадежное — как суждено, так суждено. Иньский взгляд на соотношение таланта и остальной жизни человека, как правило, заключается в том, что жизнь воспринимается как нечто, подвергающееся влиянию таланта и долженствующее уступать ему, то есть жизнь человека рассматривается как почва, на которой вырастает талант, и если почва ему соответствует, он растет лучше, если забота со стороны жизненных условий о таланте лучше, то он приносит лучшие плоды, если же забота оказывается неадекватной или отсутствующей, то никаких плодов не будет и талант зачахнет. Впрочем, сказанное не означает, что человек собирается предпринимать какие-то активные шаги в смысле организации своей жизни; напротив того, он считает, что его талант, расцветая, должен сам формировать прочие обстоятельства его жизни, сопутствующие цветению таланта, и его задача лишь приспособиться и принять такое течение событий.

Янский взгляд на талант во многом противоположен иньскому. Янский архетип подсказывает человеку, что там, где надо, там у него и будет талант, что не боги горшки обжигают и что осуществление любой программы есть результат достаточно энергичного и концентрированного замысла, который следует воплотить в жизнь, что может потребовать определенного времени и последовательности в преодолении препятствий, но, в конечном итоге, все будет так, как человек запланировал. В общем, янскому взгляду совершенно чуждо мнение о том, что человек может быть ведом талантом. Для него талант — не более чем выраженные способности, удача, которая ему сопутствует, но не это главное, а главное это его целеустремленность, техничность, правильность выбора подхода к работе. Вообще, фраза «у меня есть талант» под иньским архетипом выглядит гораздо более самодовольной, тщеславной, самоуверенной, нежели под янским. Человек, ведомый янским архетипом, скажет «у меня есть талант» примерно в такой же интонации, как он скажет «у меня есть хороший нож, которым очень удобно резать хлеб». Если у него этого таланта, то есть хорошего наточенного ножа, нет, он справится и тупым, результат будет получен в любом случае, если он поставил это своей целью. Если этот человек поставил своей целью совершенствование и развитие своего таланта, то есть рассматривает свой талант как объект воздействия, то он может в немалой степени ему повредить, понимая его слишком грубо. Такова судьба многих спортсменов среднего уровня, не сумевших найти свой собственный точный почерк и подход к своему физическому телу, и придававших основную значимость целенаправленности и методичности в ведении стандартных тренировок, которые по своему характеру подходят одним людям и противопоказаны для других. Вообще талант не любит штампованного к себе отношения: он всегда очень индивидуален и как по исходным данным, так и по законам развития человек с иньской акцентуацией понимает это куда лучше. С другой стороны, человек с янской акцентуацией может гораздо больше работать над своим талантом и гораздо более склонен его реализовывать, то есть претворять в жизнь. В частности, обладая не специфическими профессиональными, а общегуманитарными талантами — обаянием, добротой, пониманием, контактностью, человек с янской акцентуацией стремится использовать их в своей непосредственной деятельности, подбирая ее так, чтобы эти черты характера были нужны ему каждый день и даже каждый час, иначе наличие соответствующего нереализованного потенциала будет его мучить и лишит его спокойного существования. Иньский подход отличается от янского тем, что человек не так заинтересован в реализации своих талантов, для него важно то, что он ими обладает и в принципе при каких-то обстоятельствах может их реализовать. Если же обстоятельства сложатся таким образом, что у него не будет возможности реализовать свои таланты, он будет спокойно дожидаться таких обстоятельств, не предпринимая к тому никаких усилий, и если ситуаций, удачных для раскрытия своих способностей, в результате не дождется, то не слишком огорчится. Для него важно то, что он был, а не то, что он что-то сделал.

Теперь коснемся темы творчества. Янский взгляд на творчество заключается в представлении о неординарности, неожиданности, нестандартности найденных решений, то есть творчество для человека, живущего под архетипом ян, — это некоторое украшение, приятное дополнение к той работе, которую он осуществляет. Неожиданный остроумный ответ, эффектный поворот темы, который раньше никому не приходил в голову, — все это он приветствует, но может без этого обойтись. Дело в том, что сама по себе энергия янского архетипа уже представляет собой в основе творческий акт, ибо творчество есть не что иное как процесс материализации тонкого плана в плотном. Поэтому тема творчества в узком смысле человека янского типа не особенно волнует.

Что касается инь, то здесь тема творчества и понимается, и интерпретируется совершенно иначе. Для человека, живущего под иньским архетипом, типично состояние ожидания творческого озарения. Он делит свою жизнь на две части. Одна — сероватая, скучноватая, малоинтересная, заключающаяся в его обычном бытии, а вторая — это жизнь, озаренная творческим началом, большим пламенем или, на худой конец, маленькими искорками, которые его жизнь совершенно преображают и трансформируют. Неправильно было бы считать, что иньское начало вообще лишено творчества, творчеством наделена каждая частичка проявленного мира, но это творчество для иньской материи, как бы сказать, рутинное, обычное, это не то, что выводит ее за рамки обычного, обыденного существования. Пришествие духа — это и есть истинный глубокий творческий акт для материи, которого она с нетерпением ждет, к которому она иногда готова, иногда не очень готова, который ее может обжечь, но который является наиболее ярким моментом ее бытия. Нельзя сказать, что в его отсутствие она скучает. Она питается тем энергетическим квантом, который она когда-то получила, она под его воздействием трансформируется и видоизменяется, но это уже другая жизнь. Это жизнь под светом луны, а когда творческий процесс включается интенсивно, это подобно восходу солнца после долгой полярной ночи.

Вопросы к читателю. Как вам интересно общаться со знакомыми — задавая вопросы или отвечая на них? Считаете ли вы мистическое озарение непременным атрибутом творческого процесса? Предсказуем ли ваш начальник? Всегда ли вы можете предсказать свои реакции на неприятности? Существуют ли ситуации или обстоятельства, резко усиливающие ваше творческое начало, резко его ослабляющие? Важна ли для вас практическая реализация ваших способностей? Понятно ли вам выражение «носитель культуры»? Считаете ли вы прием чиновником посетителей творческим занятием или, по крайней мере, возможным творческим занятием? Считаете ли вы творческой профессию судьи, кинокритика, обувщика, охотника? Можно ли творчески встретить свою смерть?

Мышление

Есть много разных типов мышления, и каждый человек мыслит совершенно по-разному в зависимости от того, какие архетипы у него в данный момент активны. При этом легкость, тяжеловесность, эффективность и многие другие характеристики мышления напрямую зависят от того, насколько удачно включены модальности этого мышления. Сказанное не означает, что человек должен уметь мыслить только при благоприятных для него сочетаниях модальностей. Как раз наоборот, привычка и навык мышления в тех модальностях, в которых ему это делать трудно, приводит иногда к необыкновенным результатам.

Иньское мышление можно охарактеризовать как адаптивное, приспосабливающееся. Этот человек в своем мышлении восприимчив к чужим мыслям и к чужим манерам мышления. Он идеален как собеседник, если его партнер хочет заставить его мыслить так же, как мыслит сам. Однако это согласование временное. Восприняв чужую манеру и ассимилировав ее, человек может некоторое время в ней находиться, однако потом ассимилировать какую-либо еще манеру, и тогда старая манера мышления перестает им использоваться. Находясь под влиянием иньского архетипа, человек склонен не столько возражать, сколько приспосабливать данный тезис, даже если он ему не нравится и противоречит его картине мира (или данного фрагмента мира), к своему видению ситуации, а точнее, менять свое видение ситуации в соответствии с той мыслью, которая к нему передана партнером. Для иньского мышления характерна, так сказать, правополушарность, то есть различные ассоциации, образы, метафоры, которые развивают, дополняют, модифицируют мысль человека. Это самоуправляемое течение ментального процесса, и человек не считает, что он должен им управлять, и его мышление, будучи выражено вовне, может быть названо мыслями вслух. Это типично для женщин, которые не имеют в виду, что то, что они говорят, является финальным продуктом их мышления или поводом для действий партнера. Они как бы рассуждают сами с собой, адаптируя ту новую мысль, которая пришла к ним в голову, изнутри или снаружи, к своей ментальной картине мира. Если вы попытаетесь в такого рода монологе уловить какую-то логику или цель, то у вас, скорее всего, это не получится, или вы получите превратное представление о целях и мыслях своего собеседника.

Янское мышление далеко не всегда более организованно, чем иньское, но у него есть определенная цель, направленная вовне, то есть к некоторому внешнему по отношению к самому мышлению объекту, и это мышление стремится к регуляции если не самого себя, то внешнего объекта. Для него характерна логика, выводящая из одного другое и имеющая вполне определенную цель, которая обычно звучит в конце развертывания янской мысли и тогда становится понятным, ради чего эта мысль развертывалась. В случае иньского мышления эта цель отсутствует как вначале, и в середине, так и в конце этого мышления, оно лишь создает некоторую среду. Янское мышление, напротив, имеет в виду определенную цель и подводит к ней или человека, или его партнера, собеседника, оппонента.

Вопросы к читателю. Когда вы рассуждаете, склонны ли вы терять цель своего рассуждения, упускать ее из виду? Хорошо ли вас понимают ваши собеседники, когда вы пытаетесь передать им свою мысль? Умеете ли вы говорить коротко? Воспринимая мысль другого человека, стремитесь ли вы, в первую очередь, понять образ этой мысли, или для вас абсолютно необходимо знать, к чему он клонит, а без этого вы его не воспринимаете? Попробуйте найти образ из растительного царства, наиболее соответствующий вашим близким друзьям и родственникам, то есть найти овощ, фрукт, куст или дерево, на которое они больше всего похожи. Трудно ли вам исполнить это задание? Получили ли вы в процессе его выполнения какое-то дополнительное знание о тех людях, для которых вы искали образы?

Воля и инициатива

В янской модальности воля выглядит гораздо ярче, производит большее впечатление, поэтому может показаться, что в иньской модальности ее просто нет. Однако это совершенно не так. Янская воля направлена на свершение, на реализацию плана, проекта, на действие, обращенное вовне. Иньская воля, наоборот, направлена на поддержание состояния объекта и на ассимиляцию этим объектом внешних воздействий. Не нужно думать, что эта воля менее ответственна и менее актуальна, чем янская.

Типичный пример. Когда коллектив хочет избавиться от какого-либо своего члена, он прилагает немалую волю для того, чтобы вытолкнуть его наружу. Однако не меньшая воля требуется коллективу для того, чтобы принять в себя нового человека, дать ему адекватное место и обязанности. Эта трансформация коллектива под влиянием вновь пришедшего человека успешно проходит лишь при условии, что она ведома соответствующей волей, то есть если коллектив хочет адаптировать себя к новой ситуации, в данном случае единой жизни с новым лицом.

Иногда иньскую волю принимают как подавление агрессии, однако это не так. Для подавления своей агрессии нужна янская воля, поскольку агрессия в данном случае воспринимается как нечто внешнее по отношению к воле человека. Иньская же воля объекта есть его воля, направленная на самого себя, на его определенную трансформацию и видоизменение. Типичный пример иньской воли это воля, направленная на расслабление, на релаксацию, когда, например, человек, находясь во «взведенном» состоянии, хочет успокоиться. В этом случае жесткие приказы, данные в янской модальности, обычно не срабатывают, и человек начинает мягко уговаривать и балансировать сам себя. Это и есть проявление иньской воли. То же относится и к физическому расслаблению.

Не следует путать иньскую волю с янской, задействованной в психологическом аспекте контакта и прикрывающейся иньскими инициативами социального плана. Маскировка отчетливой янской воли иньским социальным прикрытием типична для манипуляторов, которые хотят добиться от своего партнера определенного поведения, но не хотят высказывать своих намерений ясно. Они как бы подводят человека к соответствующему решению, стараясь, чтобы у него возникло впечатление, что он дошел до него сам. Так старомодно воспитанная барышня, соблазняя молодого человека, на психологическом уровне отчетливо намереваясь получить от него предложение руки и сердца, на социальном невинно демонстрирует ему свои коленки и альбомы с детскими фотографиями.

Иньская инициатива ничего не навязывает. Она предлагает объекту различные варианты, пути поведения, никак не вторгаясь ни в его целостность, и не воздействует напрямую на его волю. Так радушный хозяин приглашает гостя: «Заходите, пожалуйста, располагайтесь, можно на кресле, можно на диване, можно на ковре на полу, чувствуйте себя как дома». Эта инициатива как бы обволакивает свой объект мягким пушистым облаком, иногда, правда, сокращающим возможности дыхания и передвижения, но не имея в виду прямо регулировать его поведение, не лишая его возможности выбора, — скорее, наоборот, расширяя эти возможности.

Янская инициатива похожа на удар колуна, раскалывающий полено надвое. Она направлена на существенные изменения в объекте, которые по отношению к человеку воспринимаются как внешние.

Вопросы к читателю. Как вы предпочитаете, чтобы вами управляли: прямо или косвенно, приказывая или создавая определенные условия? Нравится ли вам накладывать свою волю на ситуацию, которая этому противится? Легко ли вам принять чужое мнение, если оно сильно отличается от вашего? Нравится ли вам учиться, или вы предпочитаете учить? Считаете ли вы, что у современной молодежи есть недопустимые формы одежды и танцев? Как вы думаете, какая женщина в наше время имеет больше шансов овладеть сердцем мужчины — та, которая наденет брюки, подойдет к нему и скажет: «Пошли со мной», — или та, которая, надев короткую юбку, будет дефилировать около него, ничего не говоря прямо?

Развитие

Иньский взгляд на развитие заключается в том, что оно происходит само по себе, что это есть естественный самоорганизующийся процесс, которому можно помогать, внимательно изучая его закономерности, но эта помощь должна быть косвенной, то есть заключаться в создании условий, но не в прямом вмешательстве. Другими словами, заботясь о росте деревца, последователь иньского принципа будет его поливать, аккуратно рыхлить землю вокруг корней, ставить подпорки под ветви, когда они будут сгибаться под тяжестью плодов, в крайнем случае, слегка подстригать крону. Применительно к ситуации, в которой оказывается человек, он будет искать пути регулирования ее развития в своих внутренних резервах или в резервах самой ситуации, считая, что когда внешняя помощь принципиального порядка понадобится, она придет сама.

Янский взгляд на развитие во многом противоположен. Человек, ведомый янским архетипом, считает, что развитием нужно управлять и что, более того, должны быть определены идеи будущего развития, и в соответствии с этими идеями он старается направить жизнь объекта. Будучи недоволен корневой системой, он способен раскопать почву и перерубить половину корней, если же он недоволен тем, как растет дерево, он может обрубить у него половину сучьев и привить новые, или же согнуть веревкой ствол и оставить его в этом состоянии с тем, чтобы он рос в ином направлении. Вообще янский подход больше верит в прямое воздействие, нежели в изменение окружающей среды и косвенное воздействие, считая последние малоэффективными. Если речь идет о той или иной социальной или жизненной ситуации, то янский подход заключается в том, что прошлое надо пересматривать и переоценивать, а будущее нужно тщательно планировать, вкладывать в него энергию и деятельно реализовывать, поскольку ничто не свалится нам на голову само. Если же какие-то варианты развития представляются человеку нежелательными, то ян посоветует ему активно им сопротивляться, предпринимая заранее продуманные и подготовленные меры.

Иньский подход при обсуждении возможностей неприятного будущего часто сводится к тому, что человек говорит: «Ах, как я этого боюсь!» — но совершенно не имеет в виду что-либо предпринимать в соответствии с этими своими страхами. Наоборот, янский подход за словами «я боюсь» автоматически предполагает некоторые действия, которые он будет совершать для того, чтобы по возможности уменьшить шансы на неблагоприятное течение событий. Вообще, в целом, ян больше делает упор на будущее, а инь — на прошлое. Инь опирается на прошлое, считая, что будущее из него естественным образом вырастает. Ян же устремлен в будущее, нередко считая прошлое несущественной добавкой к нему. Вероятно, с этим обстоятельством тесно связана известная максима, утверждающая что в женщине интересно ее прошлое, а в мужчине — его будущее.

Вопросы к читателю. Вы видите плохо растущее дерево. Что в первую очередь привлечет ваше внимание: почва, на которой оно растет, или его ветви и листья? В чем вы, как правило, склонны видеть проблемы развития — в неправильном понимании тенденций развития или в тяжелом прошлом развивающегося объекта? Считаете ли вы, что детский опыт в основном определяет всю дальнейшую судьбу человека во всем существенном? Верите ли вы, что человек может полностью себя воспитать и переделать, начав эту работу в зрелом возрасте? Считаете ли вы, что будущее оказывает на человека более сильное воздействие, чем прошлое, или вы придерживаетесь противоположной точки зрения? Известно, что если погибает пчелиная матка, то пчелы берут первую попавшуюся рабочую пчелу, сажают ее на место матки, начинают ее особым образом кормить, и через некоторое время та увеличивается в размерах и превращается в настоящую пчелиную матку. Считаете ли вы этот факт архетипом для жизни или же биологическим курьезом, не имеющим никакого философского значения?

Энергия

На первый взгляд, энергия сама по себе имеет янский оттенок. Это, однако, не соответствует действительности, просто янская энергия больше бросается в глаза, она активно вмешивается, она ломает, или она строит, но так, что виден человек, который этим занимается, видна идея, видна определенная искусственность того, что происходит, в некотором роде нарушение сложившегося порядка вещей, видно энергичное вмешательство в ход событий. Иньская энергия, наоборот, часто представляет собой, на первый взгляд, нечто само собой разумеющееся. Энергия адаптации, энергия трансформации объекта, требующаяся для ассимиляции им того или иного воздействия, часто оказывается незаметной для сознания человека. Вроде бы то, что происходит, лежит в природе вещей, но это не означает, что природа вещей в таком ее понимании не тратит на соответствующие трансформации значительной энергии. Энергия терпения, энергия, которую тратит слушатель, воспринимая сообщение или любую информацию, идущую из окружающей среды, энергия, которую тратит человек для того, чтобы, восприняв чью-то точку зрения, ассимилировать ее во внутреннем пространстве, то есть включить ее в свой внутренний мир, энергия, которую тратит матка, приспосабливаясь к существованию все возрастающего плода внутри нее, — все это примеры энергии, отчетливо акцентированной архетипом инь. Если у объекта нет иньской энергии, то, с точки зрения внешнего наблюдателя, он выглядит исключительно вялым, пассивным, не привлекающим никакого внимания, а если какое-либо воздействие на него оказать, то он отвечает полной инертностью. О таких людях пословица говорит: «хоть кол на голове теши». Наоборот, избыток иньской энергии дает объекту определенную ауру, то есть тонкое излучение, идущее в пространство и как бы приглашающее внешнюю энергию, этот объект словно ждет определенного воздействия. Получив это воздействие, объект реагирует на него порой даже очень бурно и, ассимилируя его, существенно видоизменяется в результате. Так весеннее поле ждет семян, так девушка ждет своего возлюбленного, так читатель ждет выхода в свет новой книги любимого автора.

Вопросы к читателю. Где вы чувствуете больше энергии: в заряженном ружье или в пуле, вылетевшей из него сразу после выстрела? Какие партнеры вам больше нравятся: загадочные и полные потенциального внутреннего смысла и значения, пока еще не раскрытого, или же энергичные в своих непосредственных действиях, порывах, разговорах? Какое место в книге вам интереснее: начало, там, где сюжет еще только завязывается и будущие перипетии еще лишь только намечаются, или разгар событий, непосредственное драматическое действие? Какие сцены в фильмах привлекают ваше большее внимание: заряженные психологическим напряжением или содержащие непосредственно динамическое действие? Считаете ли вы, что с опытом к человеку приходит сила?

Якоря

Якоря в психологии — это особо запомнившиеся в сознании или подсознании переживания человека, которые являются магнитами для всевозможных текущих его состояний и ассоциаций, то есть переживания, к которым он возвращается вновь и вновь.

Иньские якоря — это определенные состояния человека, которые ему по тем или иным причинам запомнились и которые служат в некотором смысле моделями для многих его жизненных состояний, то есть по этим якорным состояниям человек в значительной степени меряет свою жизнь. Типичный пример — депрессивное состояние, которое когда-то посетило человека, и с тех пор всякое плохое настроение, всякое сильное огорчение так или иначе отбрасывает его сознательно или подсознательно в эту некогда пережитую депрессивную. Последняя окрашивает, таким образом, многие его тяжелые психологические состояния, никак не связанные с первичным якорным переживанием. Можно предположить, что переживание становится якорным тогда, когда психика человека прямо настраивается на тот или иной архетип, и это производит на нее очень сильное впечатление. После этого всякий раз, когда в жизни человека этот архетип проявляется хотя бы слабым образом, у него в памяти возникают сознательные или подсознательные воспоминания о моменте прямого контакта с ним. В частности, например, депрессивное состояние, по-видимому, запоминается и становится якорным тогда, когда человек в ходе своей депрессии напрямую связывается с архетипом Великого Уныния. Соответственно, якорный страх возникает тогда, когда в жизнь человека входит архетип Разрушения в его жесткой форме, тот, который в индийской мифологии символизируется богиней Кали, носящей на своей шее ожерелье из окровавленных черепов.

Янские якоря связаны с интенсивным включением архетипа воздействия, часто в неблагоприятном варианте, то есть архетипа ян в низшей октаве, когда воздействие было не подготовлено или было адресовано не готовой к тому материи. Подобного рода якоря создают у человека ощущение своей неспособности к конструктивному и эффективному воздействию, но для них характерно то, что это ощущение возникает у человека не тогда, когда он готовится к действию, в этот момент он находится, скорее, под иньским архетипом, а в тот момент, когда он это действие уже производит. У него буквально опускаются руки, пропадают энергия, точность, и, глядя на его действия, кажется, что он нарочно сам себе вредит. Сам о себе он может сказать, что у него неожиданно возникло впечатление, что он ни за что не справится с поставленной перед собой целью. Таков один из распространенных негативных янских якорей.

Другой распространенный негативный янский якорь связан с подчеркнутой грубостью воздействия, например, когда человек вместо того, чтобы вежливо и точно выразить свое неудовольствие партнером, начинает кричать, размахивать кулаками и обвинять его в общем, говорить совершенно не те слова, которые имеют шанс быть услышанными, и в результате возникает конфликт, иногда даже разрыв. Наоборот, положительный янский якорь дает человеку чрезвычайную поддержку в ситуациях действия. Он чувствует, когда надо начать действие, точно его направляет и внимателен к объекту воздействия. Такого рода положительный янский якорь бывает у детей, которых в детстве не притесняют родители, а, наоборот, поощряют их самостоятельность и творчество в играх. Отец, который, играя в шахматы с сыном, всегда у него выигрывает, имеет очень мало шансов на то, что когда его сын вырастет, он в своей жизни хоть что-либо сделает.

Все якоря имеют проекцию на физическое тело. В частности, иньские якоря проявляются в мышечных зажимах, в определенной осанке и походке, свойственных данному человеку, и которые ему трудно преодолеть. Отрицательные янские якоря сказываются в несвободе движений, в неспособности человека произвольным образом управлять своим телом, плохой координации движений. Наоборот, положительные иньские якоря сказываются в умении расслабляться, принимать любую форму в соответствии с положением человека в окружающей среде, подобно жидкости, которая принимает форму сосуда. Янские положительные якоря проявляются в способности человека превращать мускульную энергию в энергию движения, эффективно выполнять разнообразные физические упражнения.

Вопросы к читателю. Есть ли в вашей жизни обстоятельства, состояния или события, к которым вы постоянно возвращаетесь в своей ежедневной жизни? Попробуйте определить модальность этих обстоятельств и состояний. Разговаривая с человеком, попробуйте определить, какие из его ссылок на прошлое являются якорными. Отметьте, в какой они находятся модальности — иньской или янской. Влияют ли возвраты к этим воспоминаниям на актуальное поведение человека? Последите за собой, за своими окружающими. Попробуйте найти свои иньские и янские якоря в физическом теле. В каком месте тела вы часто чувствуете усталость, тупую ноющую боль, какие части тела у вас малочувствительны? Какие движения удаются вам хуже других? Что вам труднее — согнуться или разогнуться? Пробежать короткую дистанцию изо всех сил или длинную, но потихоньку?

Застревание

Психологическое застревание означает состояние, из которого человек никак не может выйти, хотя по смыслу происходящего это давно уже следовало бы сделать.

Застревание под иньским архетипом — это состояние, когда человек отчетливо нуждается в помощи и не может выйти из некоторого положения с помощью собственных ресурсов, но снова и снова пытается приспособиться к имеющейся ситуации, но не призывает к постороннему вмешательству, а если оно предлагается, определенно его отвергает или уклоняется от него. Так, например, есть люди, склонные много работать над собой, и в ходе этой работы полностью погружаться во внутренний мир и замыкаться в нем. В некоторых случаях такое поведение полезно и даже необходимо, однако оно имеет свои границы, и в какой-то момент человеку нужно выйти наружу и получить какие-то впечатления во внешнем мире и, может быть, даже в нем что-то сделать, а без этого его внутренние процессы обречены на загнивание. Тем не менее, этот человек может на долгие годы застрять в своем внутреннем мире, не имея ни сил, ни желания выбраться вовне.

Иньское застревание выражается в неспособности человека в определенных своих состояниях выполнить действия или дела, которые ему давным-давно надо сделать, но по каким-то причинам оказывается совершенно не в состоянии сменить в нужное время инь на ян и таки сделать то, что ему сделать необходимо: встать с кровати и пойти на работу, развестись с мужем, перестать обращаться как с ребенком со своим выросшим сыном.

Янское застревание типично, например, для ситуации, когда человек пытается что-то сделать, не имея для этого должного потенциала или сталкиваясь с чересчур большим сопротивлением материала. Вместо того, чтобы изменить характер своей деятельности и, например, увеличить свой потенциал, включив на время иньское начало и выучившись чему-то, человек может продолжать снова и снова без всякого существенного результата долбить лопатой мерзлую землю, не углубляясь в нее ни на сантиметр. Так родители изо дня в день предъявляют детям одни и те же требования или упреки, но ситуация не сдвигается годами, и родительские призывы к простейшим жизненным добродетелям мыть руки перед едой, быть вежливыми со старшими, отвечать за свои обещания остаются гласом вопиющего в пустыне.

Вопросы к читателю. Подумайте, где в своей жизни вы застреваете. В своей домашней жизни, в своей профессиональной жизни, в своих отношениях в семье, с партнерами, с начальником, с подчиненными? Имейте в виду, что застревание само по себе как понятие находится под иньским архетипом, поэтому в данном случае, для того чтобы определить модальности своих застреваний, вам нужно оценить субмодальности своего поведения, ибо застревание по смыслу есть следование устоявшемуся стереотипу, то есть сохранение определенного состояния, что означает иньскую модальность. Ваша задача определить субмодальность вашего застревания. Например, привычка ругаться, когда этого не следовало бы делать, имеет субмодальность ян, а привычка молчать — инь. Часто ли, расставаясь с человеком, вы впоследствии сожалеете о своей инициативе по разрыву? Когда у вас прекращаются отношения с людьми, требует ли это обычно от вас особых усилий или происходит чаще само собой? Как вы считаете, какая смерть более естественна для человека: медленное угасание или быстрый неожиданный конец? Трудно ли вам закончить разговор с другим человеком? Обратите внимание, когда прекращается общение, кто проявляет инициативу: вы или партнер? Трудно ли вам отказаться от бытовых привычек? Если вы это делаете, то в каком стиле: быстро и энергично или медленно и постепенно?

Работа

Работа, или, шире говоря, деятельность, сама по себе обычно связывается с янским архетипом, однако в действительности не меньшая и не менее важная часть работы протекает под эгидой инь. Однако она, как и все, что связано с этим архетипом, менее заметна, менее очевидна, производит на невнимательного человека меньшее впечатление.

Янская деятельность отчетливо окрашена: в ней есть идея воздействия, агент воздействия и объект воздействия, то есть материя, которая подвергается этому воздействию: при этом максимальный акцент стоит именно на деятеле и на действии, на объект воздействия внимания обращается гораздо меньше. «Я сегодня много работал», — гордо заявляет муж своей жене, возвращаясь вечером усталый и в ожидании вознаграждения за свои усилия. При этом над кем именно производилась эта работа, несущественно, в данный момент важен субъект, то есть человек, и сам факт его деятельности.

С точки зрения инь, такого разделения не существует. Нет субъекта воздействия, есть лишь объект воздействия, то есть объект, внутри которого происходит определенная работа, определенная трансформация. «Что ты делаешь?» — «Я переживаю. Я переживаю случившееся». С точки зрения ян, это никакая не работа, с точки зрения инь — работа, и очень серьезная. Например, работа скорби. Не случайно, что почти во всех культурах определенный период после смерти мужа или жены оставшийся супруг соблюдает траур, то есть ограничивает себя во внешней деятельности: имеется в виду, что его энергия должна пойти на адаптацию к новым жизненным условиям. Разумеется, часть его энергии направляется на помощь душе умершего, и это янский аспект траура, но он в психике многих людей вторичен, а первичен иньский аспект, то есть адаптация к новой жизни без постоянного спутника, к которому человек в течение многих лет плотной совместной жизни очень привык. Аналогично, попадая в новую для себя ситуацию, человек какое-то время должен в ней осваиваться, акклиматизироваться, он еще не выполняет никаких работ, свойственных своему новому положению, но на него уже легла нагрузка. Эта нагрузка внутреннего порядка есть работа под эгидой архетипа инь. В наше время появилось специальное слово «тусовка», означающее иньскую активность в круге людей, которые не заняты никакой конкретной созидательно-инструментальной янской деятельностью. В действительности, тусовка это совсем не обязательно вариант безделья, иногда это напряженная жизнь и напряженная работа, связанная с самоформированием определенного коллектива и адаптации человека в нем. В принципе, имея в виду баланс инь и ян, свойственный любой экологичной и естественной системе, всякая фирма, ставящая себе определенные цели и организующая свой коллектив для выполнения этих целей, то есть работающая под эгидой янского архетипа, должна для баланса предусматривать определенные мероприятия, в которых, наоборот, будет ощущаться отчетливо иньский оттенок. Опытные руководители с этой целью организуют для служащих фирмы праздники, совместные походы туристического или иного плана.

Вопросы к читателю. Знакомо ли вам состояние внутренней занятости, когда вы внешне ничего не делаете, ни о чем не думаете, но недавно пережитые вами впечатления настолько сильны, что вы должны их как-то внутренне освоить, и пока этого не произойдет, не способны ни к каким конструктивным действиям? Понимаете ли вы иногда краба, двигающегося исключительно боком? Как вы считаете, какие усилия эффективнее: прямые или косвенные, связанные с созданием должной обстановки, окружающей среды? Что (для вас) важнее для эффективного выполнения работы: точно сформулировать ее цель и составить план или прийти в определенное психическое состояние, например, вдохновиться? Есть ли у вас обыкновение ждать удачного момента для совершения действия или вы считаете, что главное это ваше твердое намерение и адекватные профессиональные действия?

В СОЦИАЛЬНОЙ СРЕДЕ

Начальник

Иньский начальник и янский начальник это, как говорят в Одессе, две большие разницы. Они совершенно по-разному ведут себя, их следует совершенно по-разному понимать, и они ждут от своих подчиненных совершенно различных типов поведения. С другой стороны, даже отчетливо иньский начальник в какие-то моменты проявится откровенно янским образом, и вы в роли подчиненного должны уловить этот момент и отреагировать комплементарно. Наоборот, янский начальник в какие-то моменты войдет в иньское состояние и, замечая такого рода переходы, вы можете гораздо эффективнее выстроить свои отношения с ним.

Начальник янского типа это классический экземпляр, он переполнен идеями, у него есть планы, которые он внедряет в широкие массы своих подчиненных. Существенно меньшее значение он придает реализации своих планов, отчетам, и вообще прямому воздействию подчиненных на самого себя. Иногда кажется, что он их вовсе не замечает. Это, однако, не так. Он довольно тонко чувствует, как его воспринимают и в какой степени ему удается передать свой энтузиазм и свои идеи служащим, вызванным на ковер или внимающим его выступлению в зале для общих собраний. К числу его недостатков можно отнести непоследовательность, часто он принимается за новое дело, начисто забывая посмотреть, как выполняются предыдущие его приказы. Они часто кажутся ему уже устаревшими, неважными, а отчеты подчиненных в любом случае невыразительны. Его любимый жанр это приказ, поручение, наставление.

Иньский начальник ведет себя во многом противоположным образом. Максимальное внимание он уделяет выслушиванию своих подчиненных, его волнует, чтобы они проявляли инициативу, он очень не любит, когда, проваливая свое поручение, подчиненный ссылается на то, что оно было в принципе неисполнимым, то есть перекладывает ответственность за неудачу на плечи начальника. Начальник янского типа, при случае, легко возьмет эту ответственность на себя. Иньский начальник склонен интересоваться, нравится ли вам эта идея, возьметесь ли вы за ее исполнение, есть ли у вас конкретные мысли, относящиеся к способу реализации, исполнения его поручения. Начальник иньского типа придает первостепенное значение обратной связи, идущей от подчиненных, в какой бы форме она ни происходила. Он обратит внимание на выражение лица своих сотрудников, на общий климат, который возникает в его лаборатории, в цеху, предприятии в целом. И он не пожалеет сил, потраченных на создание или модификацию этого климата. Он будет много времени посвящать конфликтам и противоречиям, если они возникнут, и будет стараться разрешать их не путем прямого давления, а с помощью переговоров или косвенных интриг. Его излюбленный прием это намек, косвенное указание и постановка подчиненного в такую позицию, чтобы тот сам мог проявить инициативу и сам впоследствии за нее отвечать. При этом свои неудовольствия начальник иньского типа выразит, как правило, в общих терминах или как-то иначе, но не подвергая подчиненного прямой критике. Он может сказать, например: «вот видите, как нехорошо получилось», «я не вполне удовлетворен», «в следующий раз постарайтесь, пожалуйста, не допустить тех ошибок, которые получились в этот раз». Еще больший иньский оттенок возникает, когда начальник, обсуждая вину подчиненного, употребляет местоимение «мы». «Мы ошиблись», «мы совершили ошибку»— хотя совершенно ясно, что он, начальник, тут ни при чем. Наивный подчиненный может быть введен в заблуждение такого рода оборотами и обращением, но с опытом он начинает понимать, что ничего хорошего за этой, как бы показной, вежливостью и демократизмом не стоит, и расплачиваться по счетам придется нисколько не меньше, чем в случае начальника с выраженными янскими манерами.

Вопросы к читателю. Склонны ли вы командовать своими родственниками, детьми? Или вы предпочитаете косвенные указания? Склонны ли вы к прямым похвалам? В какой модальности вы отреагируете, если ваш ребенок принесет из школы двойку? В какой модальности выступает, как правило, ваш начальник? Меняется ли эта модальность в ситуациях, которые он воспринимает как чрезвычайно ответственные? Какой из архетипов (инь или ян) помогает вам больше, когда вы оказываетесь в начальственной роли? Мешает ли вам что-либо использовать тот и другой в экстремальных ситуациях, когда вы должны отдавать распоряжение? Есть ли у вас страх отдать прямой приказ? С чем он связан? Считаете ли вы, что косвенное указание никогда не достигает цели?

Подчиненный

Подчиненный, ведомый янским архетипом, всегда имеет свое мнение и не упускает случая изложить его своему начальнику. Когда он занимается работой, он должен сформулировать себе ясно план действий и реализовывать его на каком-либо материале. Если этого материала у него нет или если не сформирован его план, этот человек теряется, теряет инициативу и не знает, как ему поступать. В этом случае он идет к своему начальнику и требует от него точных и ясных указаний в модальности, которая начальнику может показаться неприятной: настырной, назойливой и чересчур конкретной. Вполне может быть, что так оно и есть, и в этом случае подчиненному следует самому сформировать план своей деятельности, но если он в себе не уверен, то морально ему сделать это будет очень трудно. В то же время без четкого плана и определенной разработанной программы и представления о том, что именно он должен делать, работать ему тяжело. Тема его деятельности для него расплывается, и он полностью теряет энергию и энтузиазм. При работе с таким подчиненным начальнику нередко нужно понимать, что комплементарным в данном случае поведением будет поведение по типу «ян на ян», то есть начальник должен выдать определенную программу, определенный квант энергии, который подчиненный воспримет и реализует далее в своей работе. Другими словами, являя отчетливо янское начало, подчиненный к своему начальнику может обратить иньский архетип, в случае если он ждет от своего начальника реальных указаний и реальной энергетической и информационной поддержки. После этого, придя на свое рабочее место, он включит янский архетип и будет работать в свойственном ему стиле. Если же янский архетип у подчиненного проработан слабо, то воспринять янский импульс от своего начальника ему будет сложно, и эта передача, как правило, осуществляется путем прямой агрессии, перебранки, склок, скандалов и тому подобного малоприятного стиля поведения, но иначе он не понимает.

Иньское поведение чаще всего производит на начальника положительное впечатление. Этот подчиненный ведет себя тихо, смотрит начальнику в рот и видимым образом воспринимает и адаптирует его идеи, его мысли, его указания. Однако вопрос заключается в том, как будут исполняться эти распоряжения дальше. Иньский тип сотрудника склонен заниматься внутренней деятельностью, которая связана с организацией или реорганизацией уже имеющейся замкнутой системы. Он может строить отношения внутри коллектива, он может заниматься принятием заказов и их распределением по коллективу, однако ставить его в отчетливо активную позицию, требующую от него прямого управления другими людьми, было бы неразумно.

Вопросы к читателю. Любите ли вы проявлять инициативу на своем рабочем месте или предпочитаете, чтобы круг ваших обязанностей был строго определен? Если ваш начальник дает вам прямое указание или распоряжение, склонны ли вы немедленно ему что-либо ответить, или сделаете паузу, возможно на несколько дней или даже недель? Любите ли вы спорить со своим начальником? Ставить его на место? Объяснять ему, кто он есть и какова ваша роль в коллективе? Можете ли вы подробно описать кабинет своего начальника, как он был одет, каковы были его жесты и мимика во время последней вашей встречи с ним?

В группе равных

Иньский архетип склоняет человека к вниманию внутри коллектива. Он внимателен к атмосфере, он способен ею заниматься, так или иначе на нее влиять (скорее косвенно, чем прямо), заниматься работой по ассимиляции новых членов коллектива. В то же время он принимает программы и обстоятельства жизни коллектива как данные и не склонен принципиально против них возражать.

Янский архетип часто направляет внимание человека вовне, например, он будет с удовольствием планировать путешествия коллектива, у него пойдет масса энергии на то, чтобы найти для коллектива новых членов и определенным образом его расширить. Каковы будут последствия такого расширения, он часто не думает, инстинктивно чувствуя, что этим будут заниматься другие члены коллектива с большей иньской акцентуацией. В туристическом походе участники с сильным яном прокладывают маршрут, ведут переговоры с местными жителями, дают команду на отплытие и остановку. Члены коллектива, ведомые иньским архетипом, варят кашу, занимаются кормлением и разбивают лагерь. Конфликт возникает чаще всего через проявления янских членов коллектива, а мирит и улаживает — инь.

Самовыражение в коллективе происходит совершенно по-разному, в зависимости от ведущего архетипа. Человек, ведомый архетипом инь, может быть душой компании; его любимое занятие, это, взяв гитару, перебирать ее струны или негромко петь песни в ненавязчивой манере, то есть, кто хочет слушает, а кто не хочет — не слушает. Если же самовыражение идет в стиле ян, то, взяв в руки гитару, человек стремится привлечь внимание всего коллектива и не просто спеть песню, но и произвести определенное впечатление на коллектив, например вдохновить его на какие-либо действия, часто связанные с окружающим миром. Так трубач трубит сигнал атаки или выхода в поход. Сигнал отбоя звучит в иньской модальности.

Вопросы к читателю. Что вы больше цените в компании друзей: приятную атмосферу и возможность расслабиться или возможность самовыражения и проведения и реализации собственных идей? Часто ли вы ощущаете необходимость вмешаться в жизнь группы и кардинально ее изменить, направить в каком-либо ином направлении? Согласны ли вы, находясь в компании друзей, с английской пословицей «никаких новостей — хорошая новость»? Какое средство вам представляется более действенным при общении с друзьями — похвала или критика? В какой форме вы их критикуете: прямо или косвенно?

Семья

Вообще семья по своей основной модальности безусловно представляет собой иньский объект. Родовая карма супругов, с одной стороны, и влияние архетипического семейного эгрегора, стоящего над данной страной или этносом, с другой, создают настолько мощные влияния, что основные структуры семейного эгрегора, основные энергии, им владеющие, основные процессы, в нем идущие, предопределены. Как бы ни были прогрессивно и активно настроены родители, семья это место, где человек отдыхает, а если говорить о труде в рамках семьи, то это, как правило, труд, связанный с поддержанием определенного порядка, с возникновением и уничтожением одних и тех же объектов и явлений. Любая семья очень сильно ритуализуется. Ритуал по своему духу также иньское явление, ибо он необыкновенно устойчив. В самых эксцентричных, самых волевых семьях все равно иньское начало ощущается очень отчетливо, в особенности самими членами семьи. Поэтому, говоря о семье как таковой и о поведении членов семьи в ее пределах, следует всегда иметь в виду, что основная, может быть, не оговариваемая прямо, но всегда ощущаемая модальность здесь иньская, поэтому дальнейшее обсуждение касается субмодальности, которую избирает себе семья в целом, а также отдельные ее члены.

Основное настроение в семье янского типа это завоевание мира. Может быть, этим завоеванием занимаются отец и мать, может быть, на это настраиваются дети, но в любом случае потенциал, накопленный в пределах семьи, должен реализовываться в ее взаимодействии со внешним миром. Иногда целью такой семьи являются карьера мужа или жены, тогда главный ее праздник это повышение папы по службе, заключение им выгодного контракта и тому подобное, знакомство с сильными мира сего, влиятельными людьми, установление полезных связей.

В семье иньского типа, наоборот, основное внимание уделяется обстановке внутри семьи. Например, в таких семьях обращается большое внимание на воспитание и обучение детей, причем в отличие от семьи янского типа здесь обучение ведется с далеко идущими планами и от него не предполагается никакой незамедлительной пользы. В семье иньского типа или есть сильные тенденции к сглаживанию и смягчению и замазыванию всевозможных конфликтов, или же конфликты сильно ритуализируются, то есть заключаются в определенные жесткие рамки, в которых неизменно повторяются практически без вариаций. Например, когда муж недоволен женой, он ей в определенное время, с определенной интонацией произносит ритуальные упреки, на которые она отвечает ритуально уже закрепленными действиями (бросается в слезы, бьет посуду и т. п.), но в конце ссоры заключается мир, который, впрочем, нарушается следующей сценой, идущей по тому же ритуалу и происходящей во вполне определенное время, хорошо известное участникам ссоры.

В семье янского типа обычно есть лидер, который планирует определенные интриги, каждый раз новые, и стремится проводить в жизнь семьи свою политику, нисколько не смущаясь возможными конфликтами, а иногда даже и стремясь к ним напрямую, сознательно. В эти конфликты в семье янского типа нередко вовлекаются соседи, знакомые, широкие круги общественности, которым предлагается разобраться в семейной ситуации, помочь словом или делом, юридическим или финансовым образом. Наоборот, в семье иньского типа такое вмешательство извне чрезвычайно редко и негативно воспринимается всеми ее членами (точнее сказать семейным эгрегором). Здесь типична позиция: мы разберемся сами. В очень редких случаях такая семья нуждается во внешнем воздействии, да и то почва для него должна быть тщательно подготовлена и оно должно быть строго отмерено. Например, для семьи янского типа типично выяснение отношений в суде, не только финансовых, но и эмоциональных. Для семьи иньского типа, если она попадает в тупиковую ситуацию, которую сама никак не может разрешить, типично будет приглашение уважаемого родственника, возможно, из другого города, и предъявление ему семейной проблемы — с тем, чтобы выслушать его мнение, и если оно окажется авторитетным для всех членов семьи, начать процесс по урегулированию отношений с этой новой точкой зрения. При этом никто не предполагает, что уважаемый родственник разрешит весь узел проблем, его задача — дать возможное направление для такого решения, а все остальное семья иньского типа возьмет на себя. В семье янского типа стандартны пререкания, непослушание детей, в семье иньского типа чаще всего дети не возражают, а смиренно принимают замечания взрослых и их указания. Другой вопрос, насколько они их выполняют, но, по крайней мере, видимость подчинения и согласования здесь обычно создается.

Вопросы к читателю. Как вы понимаете библейскую фразу «Жена да убоится мужа своего»? Попробуйте определить модальность своего ответа. Считаете ли вы, что в семье должен быть лидер, указаниям которого должны следовать остальные члены семьи? Верите ли вы в то, что самоорганизация — естественный и наилучший способ жизни практически любой семьи? Как вы считаете, должны ли члены семьи, реализуя семейные программы, направлять большую часть своей активности внутрь семьи или же вовне? Что важнее для семьи, мир и согласие внутри нее или социальный успех ее и ее членов во внешнем социальном пространстве? Как бы вы отнеслись к идее взять в вашу семью приемного ребенка? Оцените характер трудностей, которые встанут перед вашей семьей после этого. Относятся ли они к иньской модальности или к янской? Считаете ли вы, что институт семьи исчерпал себя и в ближайшем будущем она кардинально изменит свою форму, а возможно, и вообще перестанет существовать в том виде, как мы ее видим и понимаем сейчас?

Пара

Правильный баланс архетипов инь и ян в парных отношениях — принципиальный момент, мимо которого не может пройти ни одна пара. Если здесь резко нарушается баланс или отсутствует взаимопонимание партнеров, то шансы на то, чтобы выстроить удовлетворительные отношения, равны нулю. С другой стороны, типы баланса модальностей инь и ян, использующихся в различных парах, чрезвычайно многообразны и различны. Важно лишь, чтобы партнеры понимали друг друга и вели себя комплементарным по отношению к парному эгрегору способом. Последнее не означает, что они должны быть комплементарны друг другу: в некоторых парных союзах идет взаимодействие по типу «ян на ян», «инь на инь», но оно требует особого типа согласованности и особого типа внимания, а также особого типа кармы для данной пары.

Признаком иньской позиции человека в паре является его внимание к партнеру, причем внимание особого типа, когда слова, мысли, чувства, позиции партнера воспринимаются этим человеком как свои собственные, как говорят психологи, интериоризируются. При этом партнеру, принявшему иньскую роль, приходится иногда существенно видоизменяться, ломать самого себя, пересматривать свои взгляды, отношение к миру и способы взаимодействия с ним. Эта ломка иногда полезна для человека, а иногда приводит к сильному искажению его судьбы, но это становится ясным много позже.

Конечно, иньская позиция не означает, что человек стопроцентно растворяется в своем партнере. Довольно часто он предоставляет ему в своей душе и уме незначительное пространство, но в целом человек, находящийся в иньской роли, по внешнему виду, как говорится, старается. Он старательно слушает и старается адаптироваться к тому поведению и тем программам, которые предлагает или навязывает ему его партнер.

Сказанное вовсе не означает, что этот партнер занимает непременно янскую позицию. Он также может занимать иньскую позицию, и такие пары, где оба партнера занимают иньскую позицию, не являются редким исключением. В янской роли тогда может выступать парный эгрегор, то есть некоторое интуитивно ощущаемое партнерами активное начало, которое ведет их в тех или иных ситуациях и нагружает теми или иными программами, и эти программы в согласованной паре особенно не обсуждаются, а принимаются как некоторая данность, к которой нужно приспособиться, но не за счет партнера, навязывая ему самые трудные и неприятные места этой программы, а в первую очередь за свой собственный личный счет.

Впрочем, янская позиция человека совсем не обязательно означает, что он будет навязывать своему партнеру неприятную для того программу. Во многих дружных парах роли достаточно четко распределены, так что у одного из партнеров янская роль, у другого иньская, но янский партнер совершенно не стремится жить за счет иньского, а, наоборот, берет на себя инициативу — с тем, чтобы наиболее трудные и неприятные моменты в жизни пары взять и реализовать самому. «Я буду работать, а ты, пожалуйста, отдыхай», — таков девиз этой пары.

Пары, в которых оба партнера ведут себя в янской модальности, также не являются исключением. Более внимательное наблюдение показывает однако, что в действительности каждый из партнеров в какие-то моменты на доли секунды переходит в иньскую позицию, но именно в эту долю секунды как раз и происходит разрешение того конфликта, который иначе шел бы в паре бесконечно. Но если бы таких моменты иньского приятия не было, то пара не имела бы шансов на существование. В этом смысле пары с позицией инь-инь могут существовать очень устойчиво, а пары с позицией ян-ян существовать не могут, даже если активность членов пары направлена на парный эгрегор. Он не воспримет такого рода поведения, и незаметно для участников спустит на них свою программу, более жесткую, чем если бы они воспринимали его посылки напрямую, включая у себя иньскую модальность.

Другими словами, автор хочет сказать, что если оба члена пары игнорируют основной сюжет, основные обязанности, которые наложила их судьба на них как на единый коллектив, то ничего хорошего из такого совместного существования не выйдет, и пара быстро развалится. Другое дело, что этот сюжет люди могут воспринимать не сознанием, а подсознанием, и слушаться его подсознательно, в то время как их сознание занято совершенно другими вещами.

Вообще взаимодействие людей в парах происходит на двух уровнях: психологическом и социальном, причем модальности их противоположны. Например, если я делаю некоторое заявление своему партнеру, употребляя сознательно янскую модальность, то это означает, что подсознательно я, скорее всего, буду внимательно прислушиваться к его возможному ответу и психологически, тем самым, нахожусь в иньском положении. Наоборот, выступая социально в иньской роли, то есть принимая и адаптируя к себе те слова и программы, которые предлагает мне партнер, я психологически воспринимаю это как уступку со своей стороны, которая даст мне возможность провести через партнера какие-то свои собственные личные цели, задачи и программы. Часто эти задачи и программы не осознаются человеком или осознаются им лишь частично, но если задать ему прямой вопрос, то он, скорее всего, согласится с такого рода интерпретацией, сочтя ее само собой разумеющейся, хотя обычно он об этом не думает.

Например, разрешая мужу определенные вольности на стороне, жена психологически нередко рассчитывает на то, что у него возникнет определенное чувство вины, в результате чего она получит некоторую свободу, которую может реализовывать по своему усмотрению. И это «свое усмотрение» у нее совершенно конкретное, хотя, может быть, и не связано с противоположным полом. Например, она получает возможность сама планировать свой летний отдых.

Наоборот, грубо янское поведение на социальном уровне, например продавливание своей примитивной воли, часто служит маскировкой иньского состояния психологической неуверенности в себе и страха того, что партнер может это обнаружить и начать управлять человеком как марионеткой по своему усмотрению. Очень показательным для пары является партнер, который несет ответственность за судьбу пары. Как правило, это человек, находящийся под иньским архетипом. Тот, кто заваривает кашу, обычно не несет ответственности за ее качество — эту ответственность несет тот, кто ее доваривает до конца и расхлебывает, то есть партнер, ведущий себя в иньской модальности. Стоит только посмотреть, кому в паре предъявляются упреки, и вы сразу поймете, кто из партнеров берет на себя иньскую роль. Логика постороннего наблюдателя говорит: как же так, ведь ответственность должен нести тот, кто проявляет инициативу, однако в жизни это не так. Ответственность, как правило, несет тот, кто эту инициативу принимает и дает проекту возможность реализоваться. «Ты согласилась выйти за меня замуж, — говорит янский муж иньской жене, — теперь всю жизнь терпи», — и она принимает, и терпит, и даже иногда бывает счастлива.

Вопросы к читателю. Что вы предпочитаете в парном общении, говорить или слушать? Насколько значимы для вас слова, которые говорят ваши партнеры, действия, которые они по отношению к вам предпринимают? Много ли среди ваших знакомых есть людей, с которыми вам психологически легко, психологически трудно? Жалуются ли ваши знакомые на то, что вы тяжелый в общении человек? Обвиняют ли вас в равнодушии, в неумении адекватно воспринять другого человека, правильно его понять? Часто ли окружающие жалуются вам в доверительной манере на свои жизненные неприятности, просят помочь в решении проблем? Хочется ли вам направлять ваших партнеров по жизненному пути? Реализовывать с каждым новым человеком особую новую программу действий?

Представьте себе три пары: одна из них сидит лицом к лицу, вторая сидит рядом и смотрит в одну сторону, третья сидит спиной к спине. Какая из них кажется вам самой дружной, самой органичной, самой для вас приятной? Подумайте, в какую из этих трех позиций вы бы сели с каждым из ваших близких знакомых и родственников: а) с максимальной пользой для себя, б) с максимальной пользой для мира, в) с максимальным удовольствием для себя? Склонны ли вы учиться у своих партнеров? Что вы больше любите в паре, перенимать что-либо от партнера или передавать ему свои взгляды, мнения, энергию, эмоции? Понимаете ли вы выражение «пара» или «парный союз» как наделенное определенным тонким мистическим смыслом, или для вас это выражение не имеет никакого содержательного смысла, отличного от номинального значения?

Знакомство

Существуют ситуации, в которых предрасположенность человека к архетипам инь или ян проявляется необыкновенно ярко. Одна из них это ситуация знакомства; присмотримся к ней поближе.

Человек, ведомый янским архетипом, в момент знакомства стремится произвести впечатление на партнера или на окружающих. Непосредственно взглянув на него, это можно сразу определить. Он делается необыкновенно выразительным. То, что он говорит, то, как он выглядит, то, как он двигается и жестикулирует, все рассчитано на то, чтобы произвести определенное впечатление, и, как правило, вы под этим впечатлением оказываетесь. Являясь в общество, такой человек во время представления как бы разрезает его и оказывается в самой середине, оставляя обществу отчетливо иньскую роль, а именно принять себя в свои члены, в свои ряды. Он дает возможность обществу оценить себя, но не выразить эту свою оценку.

Наоборот, находясь под иньским архетипом, человек предстает в обществе как уже готовая жертва для своей оценки. В действительности, он невидим, если он и производит какое-то впечатление, то это происходит помимо его воли. Он входит как своего рода черная дыра или пустое пространство, заглянуть в которое чрезвычайно сложно. По поводу таких людей иногда говорят: «В тихом омуте черти водятся». Так вот, иньский вход — это вход тихого омута. Ничто в этом человеке не бросается в глаза, ничто не производит впечатления. Однако, оказавшись рядом с ним, вы сразу чувствуете желание что-то предпринять, вы чувствуете тонкий иньский аромат, который настраивает вас на определенные действия, определенное вмешательство. Всем своим видом человек как бы говорит: «Со мной хорошо, я ничего не требую, ты можешь подойти ко мне и рассказать о себе, я внимательно тебя выслушаю». Представая в иньской ипостаси, человек может обозначить какую-то свою потребность, но она не должна звучать слишком императивно, иначе будет воспринята как янская агрессия. Беспомощная улыбка, признание в легком чувстве голода или желание выпить какого-либо горячительного напитка — типичное поведение человека, входящего в общество под иньским архетипом. Если человек, появляясь в обществе под янским архетипом, моментально обозначает программу дальнейших своих действий, предполагая, что общество ему подчинится, то под иньским архетипом человек как бы ненавязчиво предлагает определенную программу действий, причем эта программа обычно не связана непосредственно с ним. Фраза: «Меня зовут так-то, не обращайте на меня никакого внимания», — по стилю безусловно иньская, но по действию весьма эффективна. Сказав ее, человек иногда привлекает к себе гораздо большее внимание, чем высказав в твердо янской модальности: «А вот я вам чего сейчас расскажу!» Вполне вероятно, что в последнем случае слушать его все-таки не станут, особенно, если общество занято своими проблемами.

При иньском типе представления человек предъявляет свой потенциал: или отрицательный, то есть какие-то дыры в своей одежде, или положительный, то есть способность, умение выполнить то или иное действие. При этом человек ни в коей мере не настаивает на соответствующем действии и даже в общем-то его не предполагает. Например, если он, знакомясь, говорит: «Моя профессия — коннозаводчик», — то, будучи сказанной в иньской модальности, эта фраза совершенно не предполагает продолжения, а именно, что он завтра приглашает всех присутствующих покататься на своих лошадях. Более того, если кто-то из гостей воспримет эту фразу именно так, то на следующий день, явившись в конюшню, он может оказаться в очень неловком для себя положении.

Вопросы к читателю. Подумайте, в какой модальности вы обычно предстаете в обществе незнакомых людей? В какой модальности вы появляетесь в обществе знакомых, на работе, в своем доме? Считаете ли вы, что правила вежливости предписывают при встрече как-то обрисовать свою персону или, знакомясь с другим человеком, непременно нужно что-то ему предложить, а иначе он не воспримет вас всерьез? Как вы представляете себе наилучший способ понравиться незнакомому человеку при встрече? Оцените ваши идеи с точки зрения модальностей диадического архетипа. Подумайте, какие из ваших знакомых с вашей точки зрения наилучшим образом умеют себя вести в обществе? Вспомните, как они ведут себя, появляясь перед незнакомыми людьми, какие модальности они при этом используют, в какой модальности воспринимает их общество и в какой модальности реагирует? Считаете ли вы, что если человек полон содержания, то он обязательно проявляет это при первом знакомстве, или, наоборот, вы считаете, что свое содержание человек не должен добровольно раскрывать, а должен показывать лишь при достаточно интенсивном внимании со стороны? Какой модальности соответствует распространенное мнение, что по одежке встречают? Тот же вопрос по отношению к тезису, что по уму провожают.

Прощание

Прощаться можно по-разному: можно договариваясь о встрече завтра, можно — расставаясь навсегда или думая, что расставаясь навсегда. В любом случае чрезвычайно важны модальности, которые использует человек в этой ситуации.

Прощание — действие это или же ситуация, которую можно лишь переживать и над которой человек никак не властен? Если вы склоняетесь к первому варианту ответа, то для вас прощание окрашено янским архетипом, если ко второму — иньским. Если, прощаясь с человеком, вы энергично трясете ему руку и как бы рвете невидимые нити общения, связывавшие вас в течение какого-то времени, то для вас прощание окрашено янским архетипом. Если вы переживаете его внутри себя, как бы готовясь к расставанию, но не предпринимая никаких внешних шагов, для того чтобы сократить период расставания, подобно тому как вы терпеливо ждете поезда, который увезет вашего знаком







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.