Здавалка
Главная | Обратная связь

Свобода и необходимость



С янской точки зрения, свобода это то, чем человек располагает, реализуя ту или иную свою программу. Свобода для него это в первую очередь удобство: он может сделать так, он может сделать иначе, он может выбрать. Другими словами, свобода в янском понимании синонимична широте выбора.

В иньском понимании свобода заключается в удобстве и широких возможностях релаксации в окружающей среде. Я свободно чувствую себя в этом кресле: я могу сесть чуть правее, а могу чуть левее, могу закинуть ноги на одну из его ручек, могу свернуться калачиком, могу положить голову влево, а ноги вправо. Таким образом, с иньской точки зрения состояние свободы представляет собой не что иное, как потенциальную возможность для различных движений в окрестности занимаемого мной положения, а также свободу выбора способа восприятия окружающего мира и способа релаксации в нем — или, другими словами, свободу способа его ассимиляции человеком. Таким образом, иньское понимание свободы это свобода в пределах ограничений, а не свобода от ограничений: свободы в любой ситуации может быть несколько больше или несколько меньше, но ни полной свободы, ни полного ее отсутствия никогда реально не бывает.

С янской же точки зрения возможно полное отсутствие свободы, когда человек не имеет никаких возможностей реализовать тот план, который он имеет в виду, или эта возможность существует, но единственная и в ее пределах нет никаких вариаций. Эта ситуация лучше, чем полная невозможность, но тоже переживается как несвобода. Источник несвободы при янском подходе человек, как правило, видит в ограничениях внешнего мира и гораздо реже и на более высоком уровне — в ограничениях самой идеи, которую он собирается реализовывать.

С иньской точки зрения, свобода есть свобода адаптации к окружающим условиям, или свобода ассимиляции того или иного внешнего объекта. Рассмотрим, например, семью, в которой произошло радостное событие — родился ребенок. В какой мере чувствует себя свободной мать, устраивающая для него кроватку, организующую свой режим жизни так, чтобы обеспечить ему должный уход и заботу? Ее не смущают ограничения, связанные с ее прямыми обязанностями: кормить младенца грудью, менять пеленки, вставать ночью, когда он плачет. Ее свобода заключается, например, в выборе комнаты для ребенка, выборе места для его кроватки и самой кроватки, возможности перестроить расписание своих занятий, не имеющих отношения к младенцу, но не отменившихся с его появлением. Другой пример — это свобода выбора человеком точки зрения на происходящее с ним. Другими словами это можно назвать «свободой психологической адаптации». Представим себе, например, что в мою жизнь вошел некоторый неприятный сюжет. В любом случае я могу воспринять его под разными углами зрения, например, я могу счесть, что в мою жизнь пришло, наконец, настоящее испытание, и моя цель — доблестно его выдержать. Я могу отнестись к тому, что происходит, как к неизбежному, но необходимому злу, которое в моей жизни не сыграет существенной роли, я могу воспринять его как повод для самосовершенствования в трудных условиях или как упражнение по освоению тезиса «возлюби ближнего как самого себя», или как иллюстрацию жизненной позиции «что Бог ни делает, все — к лучшему». Я могу настроиться на то, что происходит, как на сугубо временное явление в моей жизни, а могу смотреть на него, как на вечный фактор, как на то, с чем я должен буду через некоторое время сразиться, или как на повод для следования принципу: «Христос терпел и нам велел».

Вопросы к читателю. Считаете ли вы, что, поднимаясь по карьерной лестнице, человек теряет свою свободу? Способны ли вы ощущать чувство свободы, находясь в сильно стесненных обстоятельствах? Ощущаете ли вы свободу, очутившись в лесу? Предпочитаете ли вы путешествовать в организованной туристической группе или самостоятельно? Какая свобода вам больше мешает — внешняя или внутренняя?







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.