Здавалка
Главная | Обратная связь

Самооценка, самоутверждение, самореализация



Общаясь с человеком, чрезвычайно важно не задеть его за живое, то есть неосторожными словами или суждениями не снизить его самооценку. При этом, однако, многие люди совершенно не понимают того, что такая вещь, как самооценка, не существует сама по себе как абстрактное понятие, она всегда связана с определенными модальностями. В частности, у каждого человека есть самооценка в иньской модальности и самооценка в янской модальности, и часто эти две самооценки не только не совпадают, но и вообще почти не согласуются. Например, одна из этих самооценок может быть высокой, а другая низкой, но при этом вместе они не синтезируются, по крайней мере, до тех пор, пока у человека не происходит существенная интеграция личности.

Иньская самооценка связана с состоянием человека, с тем, каков он есть, каков его опыт, каков его потенциал. Здесь самоутверждение идет по принципу «я могу», «я умею», «я вмещаю». «Я способен», — говорит человек, ведомый иньским архетипом, но реализация упомянутых способностей его совершенно не интересует. Это очень важно понимать, потому что человек, ведомый янским архетипом, наоборот, ценит себя не за потенциальную возможность что-либо сделать, а за само фактически произведенное действие. Его позиция: «Я делаю», «Я творю», «Я совершил». Он пробежал стометровку за девять с половиной секунд и выиграл чемпионат мира. Он ценит себя в этот момент чрезвычайно высоко, хотя и психологическое, и физиологическое его состояние находится на нуле, то есть его потенциал очень низок, однако его свершение велико. Когда человек учится, возрастает его потенциал, появляются умения, навыки, идет самоутверждение по иньскому архетипу, и в то же время, янское самоутверждение страдает. «Ты все учишься», — с некоторым разочарованием говорят знакомые, подразумевая: «Ну когда же ты, наконец, выучишься и начнешь работать?» Работа способствует повышению самооценки по янскому принципу, при этом происходит реализация внутреннего потенциала и некоторое его снижение.

Янское самоутверждение залючается в действии, способности провести свою идею, свою программу, реализовать ее на конкретном материале, пусть даже подвергнув его насилию, это самоутверждение завоевателя или строителя. Иньское самоутверждение — это способность матки выносить младенца, способность страны вместить в себя много различных культур, народов и верований и дать им возможность мирно жить рядом друг с другом.

Вопросы к читателю. Ниже представлены некоторые варианты положительной и отрицательной самооценки. В какой модальности они выражены?

Я не умею приспосабливаться к людям.

Я сегодня забил замечательный гол.

Моя лучшая черта — это любовь к природе.

Я слишком привязан к результатам своих действий.

Для меня чересчур важна оценка окружающими моего поведения.

Я чувствую себя хорошо откормленным конем на привязи.

Особо следует отметить иньскую и янскую модальности самореализации. В какой-то момент жизни, иногда — раньше, иногда — позже, человек задается вопросом: «Удалось ли мне реализовать себя?», причем иньская и янская модальности ставят этот вопрос совершенно по-разному.

Если янская самореализация — это вопрос о том, что я в жизни сделал, какие свои планы реализовал, то вопрос иньской самореализации — это вопрос: «Чем я стал?», «Каким я стал?» Если человек склонен индентифицироваться с определенным коллективом, например, своей фирмой, он может сказать: «Я стал начальником отдела своей фирмы». При той же позиции, но в янской модальности прозвучит фраза, смысл которой будет заключаться в том, что находясь в должности такого начальника я сделал то-то и то-то, реализовал продукции фирмы на 25 тысяч долларов, наладил ее сотрудничество со многими другими фирмами и т. п. Если говорить о реализации в высшем понимании, то, находясь в янской позиции, человек скажет, например, так: «Я исполнил волю Божью, выполнил те поручения, которые Он на меня возложил, сделал жизнь окружающего мира более полной, более счастливой, внес в нее определенный порядок и смысл».

Реализация по иньскому типу — это нечто совершенно иное. Здесь человек скажет, что он всю жизнь внимательно прислушивался к голосу своего высшего «я», и его достижением является то, что его высшее «я» пронизало собою все его внутреннее пространство, окрасило собой его ценности, определило его жизненные программы. Для религиозного человека в иньской позиции важно не то, что он делает, а то, в какой мере его действия и его внутреннее состояние окружены Божественным присутствием, в какой мере его жизнь и его психика являются желанным домом для Бога.

Вопросы к читателю. Что для вас более ценно — понять человека или дать ему полезный совет? Что вы больше цените в людях — способность к изменению или эффективность в действиях? Как вы считаете, есть ли хоть какой-нибудь смысл в жизни человека, которому не удалось снискать Божью благодать, Божественную любовь? Способны ли вы понять человека, которого не любите? Насколько тщательно вы готовите свои действия? Сколько времени занимает у вас эта подготовка в сравнении с продолжительностью самого действия?







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.