Здавалка
Главная | Обратная связь

Самоутверждение и самореализация



Для каждого человека есть вполне определенные модальности, в которых у него происходят самоутверждение и самореализация. Если вы хотите поднять его самооценку, вы должны высказаться в адекватной для него модальности, а иначе эффект может оказаться противоположным. То же относится к его мнению о себе. В одних ситуациях для него чрезвычайно важна похвала, в других, наоборот, он ожидает критики, и это часто определяется именно модальностью ситуации, в которой он находится.

Самоутверждение в фазе творения сродни самоутверждению ребенка — он утверждается каждым очередным подарком, полученным от судьбы, и через минуту его самоутверждение на этом заканчивается, и он страдает и переживает, пока не получит следующего. Аналогично, самоутверждение творческого человека, который понимает творчество как производство принципиально новых идей или открытие кардинально новых сюжетов, по крайней мере, новых для себя, как путешествие по краям, где он никогда еще не был, — для этого человека самоутверждение связано с постоянным открытием новых и новых перспектив, новых идей, получения новых переживаний, и как только этот поток иссякает или становится чуть однообразней, самоутверждение заканчивается, и человек ставит себе низшую отметку: воспоминаниями он сыт не будет. Его самореализация достаточно противоречива, потому что его самость, то, что он понимает под словом «я», постоянно меняется, и воспоминание о том, как он был хорошо реализован полгода назад, его абсолютно не устроит. Сейчас он уже другой, и ему для самореализации нужны новые впечатления, новые идеи и действия, которые проявляли бы его актуальное «я», то есть то, какой он есть в настоящую минуту. Такому человеку жизненно необходимо постоянно учиться, изучать и осваивать что-то новое и являть его для мира из самого себя.

Самоутверждение человека в модальности осуществления чаще всего заключается в его отождествлении с тем или иным функционирующим объектом или процессом реального мира, за который человек берет ответственность. Он ставит себе определенные цели и осуществляет их и в результате оказывается в устойчивом сюжете отношений с внешним миром, вносит порядок в мир и получает относительно стабильное место в нем, — и тогда у него возникает ощущение самоутверждения. Здесь, для фазы осуществления, характерно самоутверждение в деятельности, причем в деятельности, приносящей результаты и ставящей человека в равновесие с окружающим миром: что-то он от мира берет, что-то дает. При этом самоутверждение связано не столько с интенсивностью процессов обмена и конструктивной работы, сколько с ее соответствием качествам самого человека, его природным талантам и склонностям. Человек ощущает в себе эти склонности и считает, что их реализация и есть работа в мире. Таким образом, если самореализация в фазе творения — это самореализация в виде счастливчика, баловня судьбы, и выражается она в том, что человек считает, сколько даров упало на него в течение сегодняшнего дня (на более высоком уровне это творец, который считает, сколько удачных идей пришло ему в голову в течение сегодняшнего дня), то на фазе осуществления самореализация идет в виде работы, человек не рассчитывает на особую удачу и везение, а старается выстроить сюжет своих отношений с миром, и его самореализация заключается в эффективности этого сюжета и его соответствии склонностям и талантам человека.

Самоутверждение человека на фазе растворения носит совершенно иной характер. Здесь оно идет через жертвенность: или человек служит идее разрушения, принимая участие в разрушении тех или иных объектов реальности, или, при более полном включении фазы растворения, он разрушается сам. Он жертвует тем, что у него есть, стараясь принести миру как можно больше пользы и понять некоторый высший смысл, тонкости своего и чужого бытия, которые не видны на фазе осуществления, а становятся видны именно здесь, когда сюжет существования подходит к концу. Один из видов самореализации в фазе растворения — это учительство, когда человек раздает ученикам свои знания и умения, теряя при этом что-то лично свое, свой потенциал, свой энтузиазм, свою любовь к предмету. Любой преподаватель знает, что прочитать два-три раза в точности один и тот же курс значит уничтожить его внутри себя. После этого надо или переходить к иной теме преподавания, или менять этот курс кардинально. Однако, сам процесс уничтожения предмета преподавания внутри преподавателя и передача знаний к студентам, ученикам, может вполне соответствовать темпераменту самовыражения, и тогда можно сказать, что оно идет под архетипом растворения. Под архетипом растворения находится благотворительность, работа с людьми без надежды улучшить их состояние, например, работа в домах престарелых, хосписах, просто больницах с тяжело больными и умирающими людьми. Сюда же относится сочинение фарсов, пародий и в широком смысле любая деятельность, связанная с искусством, то есть символическим отражением процессов, идущих в действительности. Когда процесс отражается в искусстве, то он переходит из фазы осуществления в фазу растворения, и художник, таким образом, являясь творцом реальности художественной, одновременно выступает в роли могильщика реальности в том виде, как ее непосредственно переживают люди. Окончательная смерть эпохи выступает в мемуарах людей, ее переживших.

Вопросы к читателю. Близка ли вам мысль Оскара Уайльда, что лучше всего, если произведением искусства является сама жизнь человека? Что вы предпочтете — самим пройти по улице вместе с демонстрацией или посмотреть ее по телевидению? Выразительны ли вы в болезни? Ответьте на этот вопрос и спросите мнение ваших близких на эту тему. Что приносит вам большее удовлетворение — когда неожиданные идеи приходят к вам в голову или когда вы их успешно реализуете? Мешает ли серьезное настроение вашему самовыражению? Мешает ли несерьезное, веселое, игровое настроение вашему самовыражению?







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.