Здавалка
Главная | Обратная связь

Любимые герои, сюжеты, образы



В каждом мифологическом сюжете, сказке, художественном произведении достаточно четко выражены фрагменты, находящиеся под архетипами творения, осуществления и растворения. Творение это появление действующих лиц, первичное знакомство с ними, расстановка сил. Осуществление это основное действие, взаимодействие героев, борьба, сражение; и, наконец, растворение это финал, ретроспективный взгляд, взгляд извне, итог, вывод, мораль.

Каждый ребенок с наибольшим вниманием слушает и перечитывает определенные фрагменты любимых историй. По тому, как окрашена их модальность, можно судить об их акцентуации в психике ребенка и его подсознании. Однако, и сами конкретные герои мифов, сказок, легенд несут на себе отпечатки того или иного архетипа. Например, мудрый советчик в сказке, серый волк, баба-яга обычно относятся к архетипу творения — их советы неожиданны и неразвернуты. К фазе осуществления относятся те, обычно вспомогательные герои сказок, у которых есть постоянная функция и которые заняты одним и тем же изо дня в день занятием, и чья профессия является как бы лицом персонажа и основным содержанием всего того, что он делает. Такова, например, избушка на курьих ножках, чья функция — служить обиталищем для бабы яги и поворачиваться «к лесу задом, а к гостю передом», если он произнесет соответствующий приказ. К той же модальности осуществления относятся и чудовища, охраняющие вход во дворец принцессы. Им нужно сказать правильное слово, и тогда они не бросятся на героя и останутся на своих местах. В мифе о Прометее, прикованном к скале, и орле, прилетающем раз в день клевать его печень, также ощущается сюжет фазы осуществления, хотя и в мрачноватом варианте, то есть в данном случае к модальности осуществления добавляется субмодальность растворения. Что касается фазы растворения, то к ней относятся чудовища, например, многоголовый Змей-горыныч, который обозначает сначала свою субмодальность как растворения в пределах модальности осуществления (выступая в роли профессионального палача), а затем эта субмодальность становится его модальностью, когда в основном сюжете он погибает от руки героя. Сюжет же волшебной сказки в целом (который, если следовать мысли В. Я. Проппа, представляет собой тему инициации героя, превращения его в полновластного мужчину-мага, владыку мира), находится в рамках фазы творения, поскольку герой из неумелого Ивана-дурака, попадая в самые неожиданные, непредсказуемые и заранее неизвестные ему ситуации, то есть постоянно находясь под влиянием архетипа творения, творится сам, и постепенно становится совершенно иным, могущественным, знающим и многое умеющим магом, а в завершение сказки получает еще и царство в подарок — это ли не апофеоз фазы творения! Неожиданные чудеса, говорящая щука и живая вода, многие другие атрибуты сказки также свидетельствуют о ее принадлежности в целом к архетипу творения. Как правило, к архетипу творения относится не только добрый волшебник, который творит всевозможные положительные чудеса, пользуется неожиданными средствами, находит неожиданные выходы из сложных хитроумных положений, в которые попадает герой, но и злой волшебник, который затевает коварную интригу, ставит подножки, действует из-за угла, занимается провокациями, предательством и т. д. Помощники злого волшебника, у которых есть определенные роли, определенные качества, которые исполняют его приказы, находясь в менее творческом режиме, обычно находятся под управлением архетипа осуществления.

Вопросы к читателю. Нравится ли вам ритуальное повторение сказочного сюжета, когда герой троекратно сталкивается с похожими и различающимися в несущественных деталях ситуациями? Попробуйте определить основные модальности времени следующих популярных героев: Винни Пух, Пятачок, Иа-Иа, Крошка Ру, Кенга, Малыш, Карлсон, Буратино, Карабас-Барабас, папа Карло, Питер Пэн, Венди, Крокодилица, Мэри Поппинс, Гаргантюа, Пантагрюэль, Паганель. Какие из этих героев нравятся вам больше других? Рассмотрите этот вопрос с точки зрения модальностей.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.