Здавалка
Главная | Обратная связь

Таланты и творчество



На фазе творения творчество понимается как спонтанное, предполагает создание новых идей и методов, оно должно быть ни на что не похожее, не вписывающееся в известные рамки, может быть, даже ломающее их, само того не замечая; нередко непонятно, кому оно нужно и как его можно использовать. Окружающих оно может ставить в тупик, а может приводить в состояние крайнего восхищения, порабощать и заставлять реализовываться. Обычно оно еще достаточно сырое, непроработанное, может быть даже грубое, но весьма энергичное, производит впечатление свежести, неповторимости, небывалости. Здесь человек как бы не думает ни о чем, у него есть некий абстрактный заказ или нет совсем ничего, и он некритично принимает все, что идет ему в голову, иногда захлебываясь в потоке своего вдохновения и подолгу из него не выныривая. Такого рода творчество при слишком большой преданности человека к нему иногда заканчивается душевной болезнью. Некоторые люди считают, что творчество в любом случае есть вариант душевной болезни. Какова, по мнению читателя, модальность последнего утверждения?

Творчество фазы осуществления — это нечто гораздо менее буйное, это река, вошедшая в берега, текущая в пределах бетонных ограждений, это нечто серьезное, не противоречащее определенным установленным законам и правилам, но, тем не менее, несущее с собой элемент новизны, новые варианты преодоления препятствий, вариации в установленных пределах. Они могут быть интересны, они гораздо более съедобны, более привычны, а главное, функциональны. У этого творчества всегда есть конкретная цель, и его результативность может быть измерена по его эффективности в плане достижения поставленной цели. Если человек на фазе творения совершенно не уверен в результатах своего творчества, то на фазе осуществления у него есть никогда не стопроцентная, но девяностопроцентная или хотя бы пятидесятипроцентная уверенность в том, что его изобретение будет использовано в рамках достаточно ясно представляемой им цели. На фазе осуществления человек думает не только о творчестве, но и об инструментах, которые он использует, и набор его инструментов также достаточно точно определен. Например, поэт, пишущий стихотворение на фазе творения, выбирает или интуитивно находит размер и, возможно, основное звучание стихотворения, его основную идею, может быть, ключевую рифму, а на фазе осуществления он уже пишет его черновик, вмещая его в найденный размер и ритм.

На фазе растворения творчество есть нечто изысканное. Оно заключается, например, в доведении до совершенства известных уже методов, их исчерпании и последующей профанации, когда видно, что метод уже сделал все, что мог, и выше уже не поднимешься. Тем самым, творец создает изысканно тонкое произведение, доступное лишь элитарным слоям, имеющее, возможно, мудрый философский смысл, но одновременно исчерпывающее тот творческий метод, с помощью которого оно создается. Это творчество эстетов, декадентов, которое, кажется, никуда не ведет, а в действительности ставит точку на определенном творческом методе или подходе. Кроме того, к фазе растворения относится творчество, откровенно уничтожающее материалы реальности. Таковы фарс, сатира, обнажение тайных пружин объекта с целью его уничтожения. Таковы последние страницы детектива, где открываются истинные причины действия, обнаруживается преступник, его мотивы, тайные средства, им использованные, и умирает сама детективная история.

Читателю предлагается самому продумать три фазы развития таланта или дарования.

Вопросы к читателю. К какой модальности относится популярный в наше время жанр песенного римейка? Нравится ли вам оперетта? К какой модальности времени относится сам ее жанр? Какое место в детективном романе вам нравится больше всего — завязка, само действие (расследование) или раскрытие тайны? Если вы любите разгадывать кроссворды, то какая часть этого процесса вам нравится больше других — начало, продолжение или завершение? Какая часть жизни вам представляется наиболее творческим периодом? Какая часть вашей жизни представляется вам наиболее интересной? Попробуйте оценить ее модальность.

Мышление

Для фазы творения характерно оригинальное мышление, когда мысли возникают как бы ниоткуда и не вытекают логически из того, что было раньше. Оно склонно к ассоциациям и метафорам, которые также являются неожиданными для самого человека. В своем мышлении человек отталкивается от чего-то, но двигается при этом в неизвестном направлении, не имея при этом конкретной цели, и результат, которого он достигнет, ему самому не ясен, не очевиден и им никак не планируется. Это мышление неконтролируемое, иногда это свободный полет фантазии, иногда где-то смутно брезжит направление мышления, но никак не его конечная цель. Сказанное не означает, что это мышление творческое в истинном, в лучшем смысле этого слова. Это может быть полный хаос обрывков мыслей, с которыми человек не может справиться и которые, наоборот, топят исходную мысль и никуда при этом не ведут. Но предвидеть его логику и угадать, куда человек направится далее, в любом случае трудно или вовсе невозможно.

Для фазы осуществления характерно дисциплинированное мышление, находящееся в определенных рамках: логики, последовательности, цели, использующее определенные средства, методы и находящееся в некоторых отношениях в жестких рамках. Например, человек ограничивает себя определенной темой, или он собирает материалы с целью обоснования некоторого тезиса, и т. п. Это мышление, возможно, производит впечатление неоригинальности, но оно достаточно эффективно с точки зрения внешнего наблюдателя, убедительно (по крайне мере, внешне), логично и ограниченно. В некоторых отношениях это хорошо, поскольку не дает мысли чересчур разбрасываться, а в некотором отношении человек сам себе ставит крышку, потолок, выше которого подняться не может, и боковые стенки, выйти из которых тоже не может и, в общем-то, не хочет, поскольку не считает это целесообразным. Иногда эти стенки невидимы, и тогда они становятся препятствием, если же они видимы, и человек ставит их себе сознательно, то они могут быть и мощным инструментом концентрации мысли. Таково, например, мышление адвоката, произносящего речь в оправдание своего подзащитного.

Для фазы растворения характерно мышление, разрушающее самое себя, свои собственные конструкции, приводящее к противоречию исходные тезисы, разрушающее не только исходную посылку, но и собственную логику, деструктивное, ищущее тонкостей и обращенное на прошлое. Здесь характерна саморефлексия, попытка уловить тонкости там, где на фазе осуществления они совершенно не были видны, попытка соединить воедино творение объекта, его реализацию и распад, смоделировать этот процесс в мысленных образах. Это мышление с удовольствием обобщает, ищет общую глобальную этику развития, скрытую за внешним очевидным содержанием судьбы объекта или человека. Само слово «судьба» тоже относится по своему основному содержанию к модальности растворения. От мышления в фазе растворения не следует ждать светлых горизонтов и логики, свойственной фазе осуществления. Здесь возможны парадоксы, но это не творчески ведущие вперед неожиданности, свойственные фазе творения, а парадоксы, уничтожающие самую тему обсуждения. Это мышление иногда кажется ядовитым, отравляющим самое себя и действительно, его цель — это преодоление процесса мышления, иногда вывод человека за рамки логики в область чистого понимания, не связанного с мыслью, но больше ориентированного на мистическое ощущение. Не нужно думать, что мышление в фазе растворения опровергает лишь логику, то есть левополушарную составляющую мышления, оно опровергает также и образы, доводя любое сравнение, любую метафору до крайности, абсурда, до границы своей приложимости и переходя эту границу. Внешне оно может казаться неразумным, но у него также есть своя функция. Эту функцию условно можно назвать очищением ноосферы, то есть очищением сферы смыслов, которые волнуют человечество и кажутся ему разумным. Пройдя через фазу растворения, они теряют свое значение и становятся мусором, который затем ассимилируется ноосферой и становится средой для возникновения новых мыслей, новых образов.

Вопросы к читателю. Какой тип мышления кажется вам самым трудным? Часто ли ваши окружающие жалуются на то, что вы мешаете им говорить, передергиваете их мысли, плохо их понимаете? Вызывают ли ваши мысли вдохновение у ваших партнеров? Стремятся ли они их развить и продолжить? Склонны ли вы отвергать чужие мысли, что называется, с порога, или вы ждете, пока они получат должное развитие? Вспомните мысли, которые волновали вас десять лет назад. В какой они были модальности?

Воля и инициатива

Одна из самых главных ошибок и источников недоразумений в человеческом общении это неправильное выражение и неправильное понимание модальностей инициатив человека и его партнера. Чаще всего эти модальности воспринимаются самим человеком как нечто само собой разумеющееся, но не обозначаются явно; о них можно судить лишь по косвенным признакам. Ситуация осложняется еще и тем, что, как правило, в поведении человека есть две модальности: одна, которую он имеет в виду, и вторая, которая звучит в непосредственном выражении его воли, то есть то, как ее воспринимает социально ориентированный партнер, не обращающий внимание на психологическое состояние человека. Внимание к психологической и социальной модальности своего и чужого поведения чрезвычайно важно для любого человека, который хочет в совершенстве овладеть искусством общения и влияния на других людей.

Воля в модальности творения чаще всего носит грубоватый и лапидарный характер. Она обозначает основное направление, в котором человек проявляет свою инициативу собирается направить свою энергию, но не более того. Развитие этой воли, этой инициативы он нередко оставляет партнеру или предполагает, что займется ей когда-нибудь позже (читай, когда включится фаза осуществления), или вообще не имеет в виду ничего, никакого продолжения, а через минуту его воля получает совершенно иное направление, никак не связанное с предшествующим. Иметь дело с таким человеком непросто, особенно, если вы воспринимаете его волю, как проявленную в модальности осуществления, то есть предполагаете, что вслед за тем, как человек сказал «а», он скажет и «б» и т. д., перебрав алфавит если не до конца, то хотя бы до середины. «Вот я слушаю тебя, и мне хочется одного: удавиться!» — говорит жена своему занудливому мужу, явно злоупотребляющему фазой осуществления. Только очень наивный и неопытный человек воспримет эти слова буквально, то есть как то, что женщина действительно отправится в магазин, купит там веревку и мыло и приступит к осуществлению своего ужасного плана. То есть в данном случае воля имеет подчеркнутую модальность творения, что выражается в некоторой экзотичности инициативы, а субмодальностью тут будет, естественно, растворение. Если же женщина, желая отомстить любимому, в горе от его измены действительно, реально покончит с собой и оставит записку: «Ты, один ты, виноват в моей смерти», — то обнаружив труп и эту записку, несчастный возлюбленный окажется в модальности растворения, но в субмодальности творения, если эта записка, это сообщение будут для него полной неожиданностью. Этот пример автор приводит, в частности, для того, чтобы читатель понимал, что модальность и субмодальность не следует путать. Модальность относится к основному содержанию события, а субмодальность — к стилю, в котором оно оформляется.

Характерной для модальности творения является инициатива, начинающаяся словом «пусть», за которым следует краткая инструкция или воля, направленная, как правило, на другое лицо или на Божью волю. «Пусть кто-нибудь, наконец, займется воспитанием этого ребенка. Пусть президент скажет решительное «нет» коррупции. Пусть правительство наладит мою личную жизнь!» — типичные образчики инициативы в модальности творения. Другой пример — родитель, который в гневе приказывает своему ленивому ребенку наконец взяться за уроки: «Немедленно за стол!» В данном случае смена модальности на осуществление и конкретные инструкции, какие уроки и в какой последовательности ребенок должен делать, были бы явным снижением темы.

Для инициативы, проявленной в фазе творения, характерна ее неожиданность и не характерно стремление человека как-то предвидеть результаты своей инициативы и даже пути ее разворачивания — это он оставляет на потом или предполагает, что этим займутся другие. «Пойдем, что ли, вечером прогуляемся!» — предлагает муж жене. Куда прогуляемся, как следует одеваться и прочие подробности он предоставляет ей, и если супружеская пара дружная, то жена прекрасно его понимает и подхватывает инициативу уже в модальности осуществления. «Значит, так. Надевай синий костюм, галстук в полосочку, идем к Смирновым, они давно нас приглашают». Читатель может отметить комплементарность не только по смене модальностей с фазы творения на осуществление, но и с инь на ян. В первой реплике муж выступает в янской роли, жена слушает его в иньской, во второй реплике они меняются ролями, муж слушает и подчиняется, выступая в иньской роли, жена командует в янской. Такого рода комплементарные согласования, отличающие дружные пары, воспринимаемые окружающими как единое целое, являются основой (а также признаком) единства двух человек, которое очень редко возникает спонтанно на фазе творения пары и чаще всего вырабатывается в течение длительной и со вкусом проживаемой и прорабатываемой фазы осуществления парного коллектива.

Если воля в фазе творения может ни с чем не считаться, то для воли в фазе осуществления характерны отчетливые рамки, в которых заключена его инициатива. Если даже это не выражено явно, то он это подразумевает. Так, строгая мама на вопрос вырастающей дочери, что она может одеть на выпускной вечер, отвечает: «Надевай, что тебе нравится». Когда же дочь предстает перед ней в миниюбке, она с возмущением говорит: «Ну, это же невозможно!» «Почему? — удивленно спрашивает дочь, — ты же сказала, что я могу одеть что угодно?» — «Но в рамках приличия!» — отвечает ей мама. Рамки приличия, в понимании мамы, являются довольно жесткими ограничителями, в пределах которых она и размещает свою волю, не обозначая их каждый раз специально, но, безусловно, всегда имея в виду.

Инициатива, проявленная в рамках фазы осуществления, обычно, так или иначе, связана с тем ритмом, в котором находится объект, с его жизнедеятельностью и отношениями с окружающей средой. Во всяком случае, человек все это имеет в виду, формируя и выражая свою волю. Другой вопрос, насколько удачно у него это получается. Ситуация, когда инициатива, по мысли человека, направлена на поддержание или улучшение функционирования объекта, то есть находится в модальности осуществления, а фактически приводит к его разрушению, обыгрывается во многих юмористических и комических ситуациях. «Василий Иваныч, ты чего на стол в сапогах лезешь? Хоть бы газетку подстелил!» — «Да я и так достану, Петька!» — отвечает Василий Иваныч, вкручивая лампочку.

Воля в модальности растворения предполагает разрушение уже действующей ситуации, снятие пафоса, качественную модификацию, связанную с ослаблением или снижением значимости того, что происходит, и, возможно, переводом ситуации на более тонкий план. Невинная фраза в диалоге: «И какую же в общем и целом вы преследуете цель?», — резко переводит собеседника из фазы осуществления в фазу растворения. Если он отвечает на этот вопрос, то он подчиняется воле собеседника, если же он все-таки хочет продолжить свое изложение в фазе осуществления, то он должен предпринять достаточно решительные шаги, чтобы вернуться обратно.

Типичная инициатива в модальности растворения снижает значимость функционирования объекта как такового и либо ставит последнему «палки в колеса», либо обесценивает его деятельность, например, прибегая к глобально-ретроспективному или философскому взгляду. Так, начальник, решив отправить престарелого сотрудника фирмы на заслуженный отдых, может просто написать приказ о его увольнении, а может вызвать его к себе и предложить сменить сферу приложения усилий: «Много ты, Петрович, на своем веку сделал, пора уже с молодежью опытом поделиться, рассказать в подробностях о своем жизненном пути. Займись, пожалуй, этим, а мы тебе время освободим».

Вопросы к читателю. Какой стиль управления вами наиболее эффективен, а какой вызывает лишь протест или негодование? Как вы склонны проявлять свою волю: на работе, дома, в кругу друзей, наедине с самим собой? Оцените модальность ваших волевых изъявлений. Как вы считаете, в каком стиле начальник должен воздействовать на подчиненных? Мать на детей? Как фактически управляют вами окружающие? Определите соответствующие модальности. Какие приказы вам больше нравится исполнять: неожиданные, ожидаемые, внутренне противоречивые, наделенные скрытым значением или лишенные его?

Энергия

На фазе творения человек получает энергии больше, чем ему нужно, — и по количеству, и по ассортименту, и не слишком ее ценит. Он знает, что если ему чего-то не хватает, то скоро придет замена, и притом интересная. Он склонен расточать энергию во все стороны, не беспокоясь о том, что она может у него кончиться или пойти потребителю не впрок. Он не будет ругать вас, если вы не расплатитесь с ним в срок (деньги к нему, если понадобятся, придут с другой стороны), но если выбудете систематически с ним жадничать (например, его ревновать), то сами того не заметите, как потеряете его общество. Он любит энергию свежую и обучающую, но не дисциплинирующую. «Не люблю брать деньги взаймы: берешь чужие и на время, отдаешь свои и навсегда», — это не его позиция (вопрос к читателю: чья?). Он если что-то берет, то оно сразу становится его личной собственностью, а если отдает, то щедро и сразу забывает о том, что оно когда-то ему принадлежало. Так бьет только что пробитая нефтяная скважина: во все стороны, фонтаном, не думая ни о том, сколько нефти еще в глубине, ни о том, за какие деньги ее можно будет продать.

На фазе осуществления отношение человека к энергии совершенно иное. Он ощущает себя в рамках устойчивого гомеостаза, то есть цикличного обмена энергией, материей и информацией с окружающей средой, ничего даром он не получает и не склонен отдавать. На высоком уровне он может научиться трансмутировать энергию, переводить ее из одного вида в другой, но она никогда не приходит нему бесплатно и не уходит без последствий (что типично для фаз творения и растворения соответственно). На фазе осуществления человек четко делит энергию и внутреннюю, на которой существует он сам, и внешнюю, с которой он работает, и стремится точно встроить их в свой гомеостаз.

Так же относится он и к своим обязательствам по отношению к внешнему миру и внешней по отношению к объекту среде. Та энергия, те усилия, которые должен выдать он сам или объект, за который он отвечает, будут выданы тогда, когда нужно и приблизительно в срок.

Для фазы осуществления характерно уважительное отношение человека к энергии. Он знает, что то, что он получит, он может израсходовать, но никакой даровой дополнительной помощи не будет, и поэтому, если он будет ее транжирить, это очень быстро скажется на нем самом и на той работе, которую он делает. Поэтому он здесь аккуратен, бережлив, по крайней мере, ощущает необходимость в этом.

Для фазы растворения характерно разбазаривание энергии объекта, и не той, которую он выделяет для обмена со средой, а его собственной личной энергии. Он как бы истекает кровью, и эту энергию охотно и жадно (или с отвращением и вредом для себя) поглощает окружающая среда. Странным образом на фазе растворения объект не высоко ценит свою личную энергию, которую хранил как зеницу ока, на фазе осуществления, и которая гарантировала его целостность, возможность его нормального существования, но человек на этой фазе обращает внимание на более тонкие энергии, связанные с объектом, и уделяет им основное свое внимание. На его глазах происходит как бы трансмутация или сублимация: низкие энергии превращаются в высокие, пусть даже ценой разрушения объекта.

Таким образом энергия, свойственная объекту на фазе осуществления, на фазе растворения меняется, становится более тонкой и как бы связывающей воедино все фазы его бытия. Оказывается, что она пронизывает все его существование от рождения до распада и невидимым образом руководит или шефствует над всеми этими фазами. Например, размышляя на склоне лет над своей жизнью, человек формирует представление о судьбе как о единой тонкой направляющей его жизнь силе, которая когда-то его готовила к этой жизни, затем давала возможность трудиться, направляла на различные поприща, и теперь эта сила становится более понятной и как бы материализуется для человека; можно сказать, что утончается его сознание, его понимание, а энергия, которая волновала его раньше, становится для него чересчур грубой и малоинтересной. Течение плотной энергии на фазе растворения ослабляется, энергия течет скорее из объекта в окружающую среду, чем наоборот, и человек видит в этом глубокий смысл. Зато тонкая энергия (с его точки зрения, более важная и более интересная), наоборот, концентрируется вокруг него, становясь результатом трансмутации плотной энергии (впрочем, и эта тонкая энергия рассеивается в пространстве, он не в силах удержать и ее). К субмодальности растворения относится энергия критики, энергия чистки, которая также должна быть более тонкой, чем энергия, на которой функционирует объект, иначе она его попросту разрушит. В модальности растворения находится энергия, разрушающая объект, которая на низшем уровне является грубой и хаотически разрушительной, не считающейся ни со структурой объекта, ни с его качествами, ни с его судьбой; на более тонком уровне она является тонкой и незаметной и как бы точит его незаметно изнутри. Так к человеку подкрадываются инфекционные болезни, слабость иммунитета, аллергия и т. п.

Вопросы к читателю. Энергию какой модальности вы ощущаете ярче всего? Подумайте о ситуациях, в которых вы совершенно начисто лишаетесь энергии. Какой модальности энергия ощущается в этих ситуациях? Какой модальности энергия при этом предполагается от вас? Подумайте также и о субмодальностях.

Первый признак отсутствия энергии — это скука. Подумайте о наиболее типичных встречающихся в вашей жизни скучных ситуациях. Какой модальности энергией они обладают? Какой модальности энергии не хватает вам в этом время? В каких ситуациях вы чувствуете максимальный энтузиазм? Оцените их модальность. Какие ситуации заведомо повергают вас в уныние и вселяют чувство безнадежности?

Якоря

Якоря — это ситуации, события, яркие впечатления, которые когда-то произошли в жизни человека и остались у него в подсознании определенными магнитами, так или иначе, привлекают к себе внимание человека: иногда прямым, а иногда ассоциативным путем. Некоторые якоря человеком осознаются (таковы воспоминания о травматических событиях, травматическом опыте), некоторые полусознательны, некоторые не осознаются вовсе, а проявляются лишь в виде определенных настроений, возникающих не вполне понятно, по какой причине. Такие якоря очень удобно отслеживать и диагностировать по тем модальностям, с которыми они связаны. Даже не зная события, определив его принадлежность к тем или иным частным архетипам, мы можем воссоздать его приблизительный облик, по крайней мере, на абстрактном уровне, что для психологических целей иногда оказывается вполне достаточно.

Что такое якоря в модальности творения? Это яркие ситуации, которые произвели когда-то большое впечатление на человека и происходили в отчетливой модальности творения. Например, это ситуация, когда ребенок сделал что-то очень хорошее, и на него неожиданно со всех сторон сыплются радость, одобрение и поздравления взрослых. В фазе творения бывают и отрицательные якоря, когда по совершенно неожиданным и непонятным для человека причинам на него сыплются всевозможные неприятности, угрозы, разочарования и тому подобное. Здесь важна не интенсивность неприятных событий, а именно их непредсказуемость, не связанность с какой-либо определенной причиной, и субъективно это выражается в том, что человек чувствует себя невиновным. Типичный отрицательный якорь — это ситуация, в которой человек, как он считает, ни в чем не виноват, но, тем не менее, подвергается суровым наказаниям.

Позитивный якорь фазы осуществления — это, например, привычка к устойчивому сосредоточенному занятию или чередованию напряженной работы с адекватным для человека отдыхом и расслаблением. Это ситуации, когда человек очень ярко видит, сколь важно иметь с миром отношения баланса и их поддерживать. Наоборот, негативный якорь фазы осуществления связан с разочарованием человека в этой фазе, с ситуациями, когда, несмотря на все его старания и попытки установить со средой устойчивый баланс, равновесные отношения, у него ничего из этого не получается, и, например, фаза осуществления по непонятным для него причинам превращается в фазу растворения, а рядом находится счастливчик из фазы творения, который ничего не делает, и, тем не менее, судьба осыпает его дарами. К негативным якорям фазы осуществления относится также воспоминание человека об очень тяжелом и неблагодарном периоде его жизни, когда все силы уходили на поддержание этой жизни, жизнь была скудной, тяжелой, но необыкновенно устойчивой во всех своих неприятностях и какой-то дурной силой балансировалась и устанавливалась как незыблемый закон. Таково воспоминание некоторых людей о тяжелом детстве, в котором они были лишены необходимых для ребенка радостей и свобод и которое фактически заключалось в том, что на ребенка в насильственном порядке надевали модальность осуществления, заставляя его работать как взрослого и предлагая ему такие формы вознаграждения, которые для него не стоили почти ничего. Но, тем не менее, влияние среды и семьи было достаточно сильным для того, чтобы ребенок не мог из него вырваться. В фазу творения его не пускали, в фазу растворения выход был лишь через такие жертвы, на которые ребенок пойти не решался (например, убежать из дома или отравиться). Однако чаще всего такая мысль в его голову и не приходила, так как его сознание было полностью подавлено и ограничено той средой и тем менталитетом, который устанавливался его родителями и старшими сверстниками.

Якоря фазы растворения положительного рода — это яркий опыт человека, когда у него вовремя исчезают неприятности, пропадают стрессовые факторы, мешающие ему жить; когда его жизнь доходит до определенного уровня напряжения, который воспринимается им как непереносимый, появляется добрый волшебник и после взмаха волшебной палочки все налаживается и напряжение уходит. Примерно в такой роли мыслит себя в семьях справедливый родительский суд, выносящий окончательный приговор и решающий самые затруднительные детские проблемы, конфликты и разногласия и преодолевающий ситуацию угнетения одних детей другими в ситуациях, когда уровень этого угнетения превосходит принятый в этой семье предел. Подобного рода положительные якоря фазы растворения остаются на всю жизнь человека и вселяют в него уверенность в себе: не того рода, что он обязательно чего-то добьется, а совершенно иного, а именно, убеждение в том, что ниже определенного уровня его жизнь никогда не опустится, что существует уровень неприятностей, которые в его жизни не посмеют подняться выше определенной черты, а если это и произойдет, то весьма кратковременно, и вовремя придет адекватная помощь и эти неприятности, так или иначе, ликвидирует.

Негативные якоря фазы растворения нередко связаны с ситуацией грубого разрушения того или иного объекта, существенного для человека, когда (с точки зрения человека), объекту бы еще «жить да жить», то есть он находится на фазе осуществления (а может быть, даже и творения). Нередко отрицательные якоря фазы творения возникают в ситуациях чересчур быстрой смены ее этапов, то есть субмодальностей. Если в модальности растворения включена субмодальность творения, то неприятности еще только приходят, и грядущее уничтожение лишь обозначает свои причины и основные пути. И если в этой ситуации этот этап резко, только начавшись, сменяет субмодальность на растворение и объект фактически распадается и растворяется в окружающей среде, у человека возникает стресс и якорь, сопряженный с представлением о том, что лишь только начавшись, распад немедленно доходит до конца. Такого мнения нередко придерживаются начинающие врачи, изучающие истории болезней и искренне полагающие, что человек, у которого появились первые признаки пародонтоза (легкая кровоточивость десен), через год-два полностью лишится всех своих зубов, его десны рассосутся, а челюсть уменьшится вдвое. В действительности же, конечно, так быстро этот процесс, как правило, не идет, и с начинающимся парадонтозом можно жить долгие годы. Другой типичный для фазы растворения якорь — это немотивированное растворение, то есть беда, которая приходит без каких бы то ни было предзнаменований и возможности к ней подготовиться, с ней договориться. Если когда-то такая ситуация случилась и человеку сильно эмоционально запомнилась, то он будет ожидать аналогичного течения событий и в фазе творения, и в фазе осуществления, то есть он будет считать их неустойчивыми независимо от обстоятельств и способными к мгновенной замене на фазу растворения в субмодальности растворения.

Вопросы к читателю. Подумайте, к каким модальностям и субмодальностям приводят вас неожиданные срывы и самопрерывания, обусловленные не логикой развития событий, а вашими собственными внутренними причинами, возможно, неосознаваемыми? К какой модальности и субмодальности относятся ваши якоря? Подумайте о положительных якорях, об отрицательных и о нейтральных, то есть об обстоятельствах, которые часто притягивают ваши ассоциативные цепочки, но окрашены эмоционально нейтрально. Бывают ли у вас состояния, положительные или отрицательные, к которым вы часто возвращаетесь, не имея на то особых причин? Попытайтесь оценить модальности этих состояний не только в диалектическом архетипе, но также и в холистическом, и в диадическом. Представьте себе конкретную ситуацию, которая имеет тот же набор модальностей и субмодальностей, которые определили вы.

Застревание

Тема застревания тесно связана с темой якорей. У каждого человека есть какие-то ситуации, какие-то настроения, какие-то внутренние и внешние сюжеты, на которых он застревает и не может вырваться из них, несмотря на все усилия, как свои, так и окружающих. Для того чтобы понять природу застревания, важно оценить его модальность и субмодальность.

Застревание на фазе творения — вещь чрезвычайно характерная для бездельников. Настоящий бездельник не только ничего не делает, то есть не включает фазу осуществления, он обязательно планирует и собирается что-то сделать. Он увлекается все новыми и новыми идеями, берет все новые и новые авансы, но никогда их не претворяет в конкретную деятельность и даже не пытается этого сделать. Здесь налицо застревание на фазе творения, иногда даже в субмодальности творения. Подумайте, как выглядит застревание на этапе осуществления фазы творения, как выглядит застревание на этапе растворения фазы творения.

Застревание на фазе осуществления — характерная черта людей, которые не могут выйти за пределы заколдованного для них ритма существования, который уже давно исчерпал свои резервы и должен либо как-то обновиться, либо самоликвидироваться. Так, жена, разведясь с мужем и прожив уже несколько лет отдельно от него и не общаясь с ним, продолжает выяснять с ним отношения и ругаться с ним в своем воображении все так же, как она это делала в течение долгих лет их совместной жизни. Вообще это один из самых опасных видов застревания, потому что когда определенный сюжет вышел из фазы осуществления и фактически уже давно находится в фазе растворения или вовсе ушел из жизни человека, но человек пытается его реанимировать и взаимодействовать с ним так, как будто бы он был жив, то возникает эффект сильного искажения реальности и отравления ее несвойственной ей энергией. Так, многие люди в нашей материалистической культуре продолжают держать души своих умерших родственников интенсивными воспоминаниями о них; фактически они продолжают жить с ними вместе так, как будто эти родственники не умирали, и последние не имеют возможности окончательно распроститься со своим уже прожитым и исполненным земным воплощением с тем, чтобы уйти дальше в странствиях своей души. При этом сам человек, не отпускающий силой мысли своего умершего родственника, также не может нормально функционировать, вписываться в социальную реальность и со стороны несколько похож на зомби. В уходящей культуре, впрочем, такое состояние приветствовалось и воспевалось, например, преданность женщины убитому на войне мужу воспринималась как совершенно положительный идеал. Такого рода отношение, возможно, уместно для страны, ведущей постоянные войны и ориентированной на уровень существования на грани выживания, но для цивилизации, поднимающейся выше этого уровня, такое отношение признать нормальным уже трудно.

И, наконец, застревание на фазе растворения — это тоже довольно распространенное явление, когда человек не может завершить процесс распада того или иного объекта. Вроде бы он его, с одной стороны, хоронит, но решительные действия закладывания его в гроб, опускания гроба в яму и установки памятника — пойти на это человек никак не в состоянии. Или, похоронив один аспект объекта, человек принимается хоронить другой, третий, но при этом объект в целом остается как бы вечным, то есть похоронить его целиком и перейти к какой-то иной фазе существования человек оказывается не в силах. Так некоторые люди борются с излишним весом, применяя самые разнообразные и причудливые методики борьбы с лишним жиром, иногда успешно его сгоняют на несколько килограммов, но затем незаметно для себя набирают вновь и снова и снова идут в атаку, очищая свой организм разнообразными способами, но будучи не в силах качественно изменить режим своей жизни с тем, чтобы реально поменялся обмен веществ и лишний жир ушел навсегда.

Вопросы к читателю. Какие черты вашего характера и внешнего облика вас не устраивают, но вы ничего не можете с ними сделать? Оцените их модальность, модальность соответствующих проблем. На чем вы застреваете в вашей бытовой жизни, в ваших отношениях с партнерами, с мужем, с детьми, с начальником, с подчиненными, с друзьями? Оцените модальности ваших застреваний. Какого рода модальности застреваний свойственны вашим друзьям? Подумайте, застревание в каких модальностях у ваших друзей вызывает у вас чувство наибольшего раздражения, неприятия, вражды? Какие застревания, наоборот, представляются вам терпимыми и простительными? Оцените их модальность.

В СОЦИАЛЬНОЙ СРЕДЕ

Начальник

Начальник, ведомый архетипом творения, столь же великолепен, сколь и временами непереносим. Он считает, что главная его задача — генерировать новые идеи; при этом их исполнение он возлагает на своих подчиненных. Если к тому же над ним шефствует глобальный архетип, то он достигает такого величия, что его временами хочется снимать в кино — при том, что он не ощущает никакой ответственности за реальность и исполнимость своих планов, возлагая ее на подчиненных и искренне полагая, что они то, что окажется нереализуемым и неисполнимым, проигнорируют, а все остальное выполнят вовремя и в лучшем виде. Негативный вариант такого начальника сопровождается поведением по типу: «Вы еще узнаете меня с плохой стороны», когда изобретательные идеи наказаний, репрессий и невыполнимых работ сыплются из него как из рога изобилия. Но, опять-таки, он не склонен следить за тем, чтобы все эти идеи претворялись в жизнь. Максимальное внимание этого начальника привлекает подготовка новых проектов, новые идеи, возможность получить ссуду, аванс, банковский кредит и т. д., и в этом он бывает необыкновенно эффективен и изобретателен.

Начальник, ведомый архетипом осуществления, силен, когда он руководит сложившимся коллективом со сложившимися традициями, когда производственный цикл уже налажен, отношения со смежниками и вообще с внешним миром уже отработаны и не идет существенных качественных изменений ни в самом коллективе, ни в окружающей среде. Тогда этот начальник будет хорошо и ответственно руководить отношениями фирмы с поставщиками, с заказчиками и процессами, идущими внутри самой фирмы. Все это будет находиться в фокусе его внимания, и в рамках этого процесса у него, возможно, проявится и творческое начало, но его внимание не будет отвлекаться в сторону. Качественно новых идей и проектов, так же, как и глобальных изменений в составе фирмы, он не любит и к ним не стремится. В то же время незначительные потрясения он способен сбалансировать лучше, чем кто бы то ни было. Он не очень думает о далекой перспективе, но ближние видит хорошо и действует в соответствии с ними. Если под архетипом творения начальник с успехом руководит инновационными фирмами, разработкой, изобретением и т. п., то архетип осуществления дает начальника, который хорошо руководит фирмами, существующими в стабильных условиях и выполняющими очевидную и социально принятую, социально понятную задачу. Однако на крутых поворотах жизни страны или собственного рабочего коллектива ему приходится нелегко, его действия могут показаться окружающим косными и чересчур догматическими, прямолинейными. Он может справиться с малым бунтом или забастовкой сотрудников с небольшими требованиями, но большой бунт или требования крупной перестройки застанут его врасплох.

Начальник на фазе растворения любит слушать отчеты сотрудников, подводить итоги, заниматься критикой и искоренением тех элементов в работе фирмы и его собственного коллектива, которые, по его мнению, устарели и подлежат сносу, слому, выбрасыванию на помойку. Хорошо, если его подразделение или фирма, которой он руководит в целом, занимается работой, связанной с фазой растворения. Например, это может быть редактор сатирического журнала или глава контрольной комиссии, начальник уголовного розыска и т. д. Этому начальнику свойственна мудрость задним числом, то есть он действительно умеет делать выводы из тех ошибок, которые были совершены, но видение вперед и разработка новых идей для него чрезвычайно сложны. Он берет на себя роль санитара в работе собственного коллектива, оставляя рутинную работу часто без особенного внимания, не говоря уже о радикальных идеях, которые появляются. В них он также скорее склонен видеть слабые места, чем достоинства. Но уж если он не нашел никаких изъянов в плане и перспективах, которые предлагают ему сотрудники, собирающиеся как-то видоизменить или сделать более устойчивой работу фирмы, то есть много шансов на то, что этот план удастся провести в жизнь, особенно если начальник не станет чересчур активно в него вмешиваться.

Вопросы к читателю. Какой тип начальника нравится вам больше других? Если вы сами — начальник, подумайте, каков стиль вашего руководства? Какой стиль вы, наоборот, считаете для себя недопустимым или крайне нежелательным? Как вы руководите своими детьми? Людьми, которые волей случая оказались у вас в подчинении? Считаете ли вы, что начальник обязательно должен быть чрезвычайно внимателен к новым веяниям или основным предметом его внимания должно быть поддержание стабильной работы коллектива, или что главное в работе начальника — это быстрое и своевременное отыскание узких мест в работе коллектива и их своевременное исправление?

Подчиненный

Подчиненный, ведомый архетипом творения, любит приниматься за новые виды работы, которые предложит ему начальник или исполнять идеи, которые приходят ему самому в голову по ходу исполнения задач. Очень важно не лишать его инициативы. Какие недостатки у этого подчиненного, читатель с большой пользой для себя продумает и перечислит сам.

Подчиненный, ведомый архетипом осуществления — мечта начальника. Это исполнитель, который требует, чтобы ему точно дали задание и назначили срок, когда оно должно быть исполнено, а остальное берет на себя. Он очень не любит, когда ему по ходу выполнения задания ставят новые ограничения, новые условия, модифицируют это задание, но зато на него чаще всего можно положиться, когда он привыкает к производственному ритму — тогда он способен поддерживать работу, даже если идут небольшие и не слишком частые нарушения этого ритма. Но все же каждый раз, когда это происходит, он страдает, и качество его работы несколько портится. Ему, возможно, не хватает творческого начала, но, как правило, такие люди ставятся на рабочие места, где творческое начало не слишком нужно и не приветствуется начальником. Этому человеку, как правило, не надоедает монотонная работа, он умеет находить в ней вариации и тонкости, не видимые на фазе творения, но, тем не менее, достаточно украшающие для него время, которое он тратит. Кроме того, его всегда поддерживает ощущение того, что он является основным производителем, основным трудящимся.

Подчиненный на фазе растворения может, если захочет, похоронить любой начальственный замысел. Чаще, однако, он склонен искать в последнем дефекты, недостатки и трудности исполнения. При конструктивном настрое его в сочетании с другими сотрудниками можно использовать, например, при подготовке плана будущих работ и при оценке очередного закончившегося цикла работ. Однако направлять его в одиночку на работу в стиле фаз творения или осуществления не рекомендуется. Он быстро превратит и ту и другую в фазу растворения, по крайней мере, для себя лично и либо затоскует, либо нарушит производственный процесс. Это может обнаружиться сразу или спустя некоторое время.

Пример. Один студент, подготавливая дипломный проект, в котором описывалась конструкция сложного прибора, где-то в середине текста написал: «А эту деталь мы сделаем из картона, поскольку до этой страницы моего диплома никто не дочитает!» Эта фраза показывает, что к моменту ее написания студент твердо оказался под сильнейшим влиянием фазы растворения.

Вопросы к читателю. К какому типу подчиненного относитесь вы сами? Любите ли вы исполнять творческие поручения, требующие выдумки, или четко определенные, или заниматься критикой, разборкой, демонтажем того или иного объекта? Вспомните ваши любимые детские игры. К какой модальности относилась ваша роль в них? Что вы собираетесь делать на пенсии? Оцените модальность ваших планов. Какой вид начальника вы считаете наихудшим? Оцените его модальность и субмодальность. То же в отношении наилучшего начальника. Сможете ли вы быть комплементарным ему?

В группе равных

О том, какую модальность предпочитает для себя человек в кругу друзей или при неформальных занятиях без чересчур определенной цели, можно судить по тому, какую роль он при этом на себя берет. О том, какая модальность представляется ему совершенно неподходящей, можно судить по тому, какие роли он не берет на себя никогда, и относится к ним даже с известным отвращением. Некоторые роли он не берет на себя, но считает допустимыми для окружающих — это тоже определенный тип взаимоотношений между соответствующим архетипом и подсознанием человека.

Для модальности творения характерны такие роли как Трубадур, Энтузиаст, Любитель Сюрпризов, Тысяча и Одна Неприятность. К модальности осуществления относятся такие роли, как Хороший Товарищ, Исполнитель, Надежная Опора, Соучастник, Работник, Труженик, Послушный Слуга. К модальности растворения относятся такие роли как Вечная Жилетка или Сочувствующий Чужому Горю, Мироед, Критик, Ответственный за Чистоту, Блюститель Нравов, Скорая Помощь.

Вопросы к читателю. В какой роли чаще всего выступаете вы в компании своих друзей? Оцените ее модальность и субмодальность. Подумайте о ролях и модальностях людей, которые ведут себя неприятным для вас образом. Используете ли вы в своей жизни эти модальности и субмодальности? Любите ли вы производить на людей сильное впечатление сразу или предпочитаете, чтобы они оценивали вас, проведя с вами некоторое время, при расставании с вами, локальном или окончательном?

Семья

Семья — это среда, в которой человек раскрывается в наибольшей степени, и модальности, которые он там встречает и проявляет сам, относятся к числу наиболее интимных. То, что позволяет себе человек в семье, он, может быть, не позволяет себе ни в каком другом месте. То, что он может вынести в семье, опять-таки, он может быть неспособен вынести нигде еще. Изучая поведение человека в семье, мы получаем доступ к очень глубоким слоям его психики, если ведем наблюдение достаточно внимательно, в частности, обращаем внимание на модальности и субмодальности.

Ошибки, особенно случайные, в восприятии человека в семейной ситуации, некомплементарности его поведения, — все это важнейшие признаки несовершенства его собственной психической организации и конфликта между подсознательными модальностями. Вообще семья как таковая, особенно большая семья, в которой представлены три последовательные поколения, так сказать, дети, родители и бабушки-дедушки, представляет собой модель развивающегося микрокосма, и та игра модальностей, которая наблюдается в этой семье, в чем-то похожа на игру модальностей мира в целом и является для каждого человека моделью этого мира, причем не просто моделью, а той моделью, на основе которой он строит свое представление об этом мире, то есть базисную модель. Поэтому, корректируя свое поведение в семье, человек фактически корректирует свое поведение и во внешнем мире, и во внутреннем, и свое глубинное психическое устройство.

С чего же начать? Прежде всего, следует оценить общую модальность семьи в настоящий период времени. Если семья большая, в ней ничего особенного не происходит и некоторый уровень стабильного существования свойственного ей, продолжается уже несколько лет, то можно твердо сказать, что семья находится в модальности осуществления. Модальность творения свойственна семьям, которые только-только созидаются. Например, молодые муж и жена отделяются от родителей и начинают строительство собственного гнезда. У них появляется ребенок, они к нему привыкают, потом появляется следующий ребенок … и тут уже фаза творения, как правило, сменяется фазой осуществления, даже если у них продолжают появляться новые дети, потому что общий ритм семьи уже установлен и повлиять на него качественно не так-то легко. Фаза растворения семьи, как правило, возникает, когда дети, вырастая, покидают семью. Этот процесс обычно сопровождается предварительным процессом отчуждения детей от семьи и отчетливо включает фазу растворения. Другой момент, который также отчетливо включает фазу растворения, — это смерть одного из членов семьи, причем фаза растворения характерна для периода, предшествующего этой смерти. Например, это период тяжелой болезни одного из членов семьи, или период перед внезапной катастрофой, когда над семьей нависает некоторое мрачное облако, наиболее интуитивные члены семье ощущают нависшую угрозу, хотя и не могут точно сказать, в чем она проявится. После того, как дети уходят из семьи или умирает кто-то из ее членов, семья нередко входит в фазу творения, адаптируясь к вновь возникающей ситуации. Если этой адаптации не происходит и готовится уход еще одного члена семьи (или в социум, или в иной мир), то снова ощущается влияние архетипа растворения. Это, так сказать, наиболее отчетливые события, но, даже когда их не происходит и семья с социальной или глобальной точки зрения находится на фазе осуществления, в ней все равно идут более мелкие процессы, которые могут восприниматься как субмодальности, которые окрашивают жизнь семьи в самые разнообразные оттенки, меняющиеся иногда день ото дня, и уж во всяком случае, от месяца к месяцу.

Вопросы к читателю. Какая из фаз жизни семьи кажется для вас наиболее интересной? Наиболее спокойной? В какой семье вы отдыхаете, в какой, наоборот, напрягаетесь? Является ли для вас нерешаемой задачей адекватное поведение на поминках? В минуты семейного траура? Ощущаете ли вы рождение ребенка в семье как праздник? Как заурядное событие? Как трагедию? Вспомните, как к этому событию относились в семье, где вы выросли? Есть ли у вас знакомые, которых привлекают разваливающиеся семьи? Понимаете ли вы, почему их туда тянет? Считаете ли вы, что измена одного из супругов — повод для развода? Склонны ли вы завидовать новобрачным, только начинающим свою семейную жизнь? Как вы считаете, может ли быть интересной старость супружеской пары, прожившей вместе шестьдесят лет?

Пара

В жизни пары модальности творения, осуществления и растворения ощущаются необыкновенно ярко. Вероятно, это одно из самых ярких переживаний любого универсального архетипа и его модальностей, которые вообще даны человеку. Особенно неприятны отношения в паре, в которой одну и ту же ситуацию партнеры оценивают по-разному, например, один из партнеров — как находящуюся в модальности осуществления, другой — в модальности растворения. Такого рода разногласия чрезвычайно негативно сказываются как на климате отношений в целом, так и на самочувствии и успехах каждого из партнеров. Поэтому как к модальности объективно существующей ситуации (если в данном случае можно говорить о какой-то объективности), так и к модальности, в которой находится партнер, следует относиться чрезвычайно внимательно, поскольку ошибки здесь обходятся очень дорого, и в хорошо слаженной паре согласованы не только модальности, но и субмодальности, и комплементарность взаимного поведения достигает чрезвычайно высокого уровня.

Типичный пример. Представим себе ситуацию, когда в паре произошла размолвка. Где мы едем, в какой модальности находимся? Первый партнер может считать, что эта размолвка приводит пару к этапу растворения фазы осуществления, то есть что в совершенно нормальной среде существования, в устоявшемся сюжете пары возникли недочеты, досадный сбой, который, однако может быть сейчас проанализирован и устранен, и с этой позиции, в этом настроении он склонен приступить к обсуждению случившегося. Второй партнер, однако, считает, что пара уже находится на этапе творения фазы растворения, то есть то, что произошло, не случайность и не мелочь, а большое и крупное событие негативного плана, которое не только предвещает распад пары, но и является первым этапом этого распада, и именно так и воспринимает это событие и дальнейший сюжет жизни пары. Тогда второй партнер совершенно не склонен обсуждать то, что произошло с конструктивных позиций, возвращаться к равновесию, достигнутому раньше, а ждет развития этого симптома, его разрастания и углубления трещины, возникшей между партнерами, и именно с этой точки зрения воспринимает попытки партнера вернуть исходное равновесие. Сложно говорить в этой ситуации об объективности, но, во всяком случае, такого рода расхождения в модальностях, если они не проговариваются явно и партнеры пытаются найти выход из создавшегося положения, не меняя своих позиций, приводит к неприятным для обоих психологическим последствиям, то есть им становится друг с другом очень тяжело и продолжать какое бы то ни было взаимодействие оказывается просто невозможно.

Самые разнообразные действия партнеров по отношению друг к другу и во внешнем мире могут рассматриваться ими в самых различных модальностях и субмодальностях и в зависимости от этого приобретать совершенно различную окраску, иногда модифицируясь просто до неузнаваемости. Представим себе супружескую пару (а таких пар немало), в которой муж живет в постоянной фазе творения, он восхищен и очарован своей женой, он в нее практически влюблен, для него их брак — вечно новое становление парного союза, исполненное сюрпризов, радостей, иногда огорчений, но никогда ему не наскучивающее, ни один сюжет не повторяется, все новое, все свежее, все интересное. Его жена, наоборот, утомлена браком и, хотя объективно он существует уже много лет и распадаться не собирается, тем не менее, субъективно она прочно стоит на фазе растворения, причем в этой фазе на этапе творения, то есть все происходящее воспринимает как долгожданное начало конца их отношений. Представим себе такую ситуацию: муж, соскучившись за длинный рабочий день по своей жене, приносит ей большой букет цветов, желая сделать ей сюрприз и изображая на своем лице, и в глазах, и во всей фигуре, и в походке фазу творения, он подбегает с неожиданной стороны к жене, лучезарно ей улыбается и в последний момент вытаскивает из-за спины громадный букет (по его мысли, неожиданный дар судьбы для нее). Как же она воспринимает его поведение? Она думает: «Ну наконец-то, он решился мне изменить, он решил от меня уйти, и теперь, изменив мне, он испытывает громадное чувство вины, и чтобы его искупить и скрыть, пытается сгладить позицию, заглушить муки совести, которые мучают его давным-давно, и теперь дарит мне цветы, чтобы я ничего не заметила, но я прекрасно все вижу и понимаю, что наш брак давно обречен». Все эти мысли пробегают в ее голове гораздо быстрее, чем читатель прочитывает их на бумаге, но успевают окрасить ее лицо в характерно сумрачное выражение, с которым она и принимает этот букет. Муж, впрочем, считает, что жест, которым она протягивает руку, необыкновенно изящен и прекрасен, и никогда она раньше так ее не протягивала, и остается в своей радостной модальности творения, а жена — в модальности растворения. Опыт показывает, что такого рода союзы могут существовать неограниченно долго, но взаимное огорчение друг другу эти партнеры все-таки доставляют, и, хотя их сознание может игнорировать разницу в модальностях и некомплементарность реакций и поведения, но подсознание отлично ее замечает, и хотя свое разочарование и неудовольствие они вытесняют из сознания, но, тем не менее, отягощают свое настроение и усложняют судьбу в целом.

Читатель может сам придумать примеры комплементарного и некомплементарного взаимодействия пары, когда один из партнеров употребляет, например, модальность творения, а другой воспринимает его в модальности осуществления, и, аналогично, когда один из партнеров находится в модальности осуществления, а другой — растворения.

Вопросы к читателю. Какая из модальностей поведения в паре для вас органична? Какую вы не переносите? Какую вы предпочитаете видеть у партнера? Проанализируйте также и субмодальности. Обратите с этой точки зрения внимание на диалоги, которые ведут знакомые вам слаженные и, наоборот, рассогласованные пары. В какой мере комплементарно их поведение? Попробуйте сменить обычную модальность ваших ответов в разговоре с партнером, например, вместо модальности осуществления употребите модальность творения или растворения. Обратите внимание на реакцию. Попробуйте использовать более тонкие маневры — заменять не модальность, а субмодальность. Опять-таки обратите внимание на обратную связь. Представьте себе, что к вам приходит партнер и заявляет: «Все, наши отношения закончены». В какой модальности вы отреагируете? Придумайте ответы в модальности творения, осуществления и растворения.

Знакомство

В какой модальности предъявляет себя человек, знакомясь с вами? В какой модальности предстаете вы перед ним? Ниже приведены некоторые ключевые моменты. Читатель, конечно, понимает, что знакомство само по себе по своему жанру относится к модальности творения, поэтому речь идет о субмодальностях, и они могут быть трех видов с точки зрения диалектического архетипа.

Знакомясь под архетипом творения, человек пытается произвести впечатление на партнера или на общество, в которое он входит. Он предъявляет ему такие свои качества, создает в связи со своим появлением такие эффекты, которых никогда ранее это общество не видело. Он как бы говорит: «Посмотрите на меня, какой я необыкновенный, уникальный», — и предъявляет какие-то качества или умения, или свойства, которые не могут остаться незамеченными, но должны произвести на общество впечатление, которое оно не только не забудет, но и будет вынуждено с некоторым трудом ассимилировать, и в ходе этой ассимиляции изменится само. Появляясь в жизни человека или коллектива, этот человек как бы говорит: «Вы через меня не переступите, жить дальше так, как вы жили, вы не сможете».

Представая под архетипом осуществления, человек, наоборот, сделает попытку показать, что он входит как существенная составная часть общества в его судьбу, но не нарушает этой судьбы. Он может ничего не значащим тоном без особого акцента или выражения продолжить ту тему, которая при его появлении обсуждалась в обществе. Или он может сказать что-то такое, что партнера ни к чему не будет обязывать, в таком тоне, который будет подразумевать, что они давным-давно знакомы и теперь их знакомство лишь продолжается, следуя заведенным уже привычкам и ритуалам.

Появляясь на фазе растворения, человек либо демонстрирует, что он появился на секунду и исчезнет без следа, либо показывает, что он пришел для того, чтобы уничтожить общество, в которое он явился, либо полностью его преобразить, трансформировать, почистить, может быть подчинить себе и заставить вести совершенно иную программу. Другими словами, он приходит для того, чтобы что-то ликвидировать, что именно — он обычно показывает довольно быстро.

Оценивая модальность появления человека, следует обращать внимание не только на его манеры, но и на то действие, которое он оказывает на общество или на своего партнера. Иногда эти две модальности, то есть видимая модальность поведения человека и фактическая модальность его воздействия, существенно расходятся. Так, например, знаменитость, яркая и известная, появляясь в скромном обществе, нередко преподносит себя в модальности творения: «Вот я какой!», — а общество, оценив ее величие, немедленно испускает дух: замолкают все разговоры, опускается настроение, остается лишь праздное любопытство, которое ничем не удовлетворяется, и в действительности все с нетерпением ждут, когда, закончив свое официальное присутствие, знаменитость удалится. Наоборот, человек, которого называют «душой общества», может появиться в модальности осуществления или даже растворения в ее скромном варианте, то есть как бы говоря: «Я пришел, но вы не обращайте внимания, я скоро уйду», — но тем не менее в связи с его появлением в обществе возникают совершенно новое настроение, неожиданные яркие эффекты и т. д.

Вопросы к читателю. Какие, по вашему мнению, фразы и манеры поведения соответствуют модальности творения? Примеры подберите из манер окружающих вас людей, ваших знакомых и родственников. Человек, представляясь, избегает называть свое имя. Как вы считаете, к какой модальности поведения он склонен? Человек, представляясь, наибольшее логическое ударение делает на своей профессии. О какой модальности это может свидетельствовать? Тот же вопрос в отношении человека, который, представляясь, смотрит себе под ноги, смотрит в глаза собеседнику, смотрит в потолок, смотрит куда-то вбок. Оцените модальность своего представления и разработайте фразы и манеры держаться, которые бы соответствовали другим модальностям. Поэкспериментируйте на своих новых знакомых. Будет ли их реакция для вас неожиданной?

Прощание

Это ситуация, в которой подсознательные модальности проступают очень отчетливо. Кроме того, следует иметь в виду, что прощание — это не просто символическое обозначение перерыва в общении. Прощание всегда символизирует собой фазу растворения как таковую, то есть представляет собой, с точки зрения подсознания, малую смерть. Поэтому очень важно, как человек его производит, с какими чувствами, как при этом смотрит на ситуацию и что происходит в его душе. Говоря о прощании, мы понимаем, что основная модальность здесь растворение и обсуждаем ее субмодальности.

Прощаясь под архетипом творения, человек внезапно, как бы ни с того, ни с сего, находясь в фазе осуществления, то есть как бы без особенного перерыва в общении, восклицает: «Ах, да, я вспомнил!», — бросает взгляд на часы и сообщает о том, что ему срочно необходимо уйти или о какой-то другой причине, вынуждающей его прекратить общение и удалиться. Или, в другом варианте, он может проявить агрессию, заявив: «Ах, вы, сударь таким образом позволяете себя вести, так извольте выйти вон!» Такого рода прощание спонтанно и чаще всего производится в достаточно резкой для собеседника манере, в неожиданный для него момент, может рвать нити общения и не заботиться о том, чтобы их подхватить в следующий раз, то есть расставаясь под архетипом творения, человек не склонен четко обозначать момент следующей встречи или следующего разговора; он, в лучшем случае, скажет: «Увидимся позже». В принципе, такого рода поведение воспринимается собеседником как не слишком вежливое и в значительной мере его травмирующее. Один из самых грубых вариантов такого рода поведения — это прерывание телефонного разговора без какого бы то ни было вежливого слова, например «до свидания», «у меня все» и т. п. Просто тема разговора закончена, и человек кладет трубку. В нашей культуре это воспринимается как большая грубость, но, тем не менее, для некоторых людей это нормально, и в момент такого прощания у них в модальности растворения отчетливо проявляется субмодальность творения.

Архетип осуществления проявляется в том, что прощание проводится по четкому отработанному ритуалу, который охватывает основные моменты, необходимые для расставания. Человек старается подвести итоги разговора, назначить новую встречу и разорвать все связи, которые удерживали собеседников вместе в течение общения. Это мы обсудили, об этом мы поговорили, это сделали, чаю выпили, теперь пора и в дорожку, встретимся на следующей неделе на том же месте, о времени договоримся специально. Такого рода прощание, повторяясь из раза в раз, становится в удобный и привычный ритуал, который совершенно устраивает человека. Здесь расставание смотрится не как спонтанный, а как ожидаемый акт, не приносящий ни особой радости, ни разочарования, а естественно и органично входящий в ритм жизни.

Архетип растворения предполагает прощание подобное смерти, возможно, смерти отношений, по крайней мере, смерти некоторого сюжета, который был между людьми. Здесь подводятся существенные итоги, человек старается выйти на более глубокое понимание, чем то, которое свойственно ему было раньше, и в то же время дает понять, что что-то уходит из его жизни навсегда и никогда уже не вернется. Поневоле на память приходят эпизоды первой встречи, основные моменты сюжета отношений, и настоящий момент видится как завершающий, как момент прояснения, иногда даже как момент истины. Для человека, прощающегося таким образом, характерен глубокий, внимательный, отчасти скорбный или даже траурный взгляд, который показывает, что человек видит более глубокие слои жизни и допущен в более горние сферы, чем обычно. С этим настроением обычно прощаются люди, расстающиеся надолго и без надежды встретиться и продолжить тот сюжет отношений, который у них был раньше.

Вопросы к читателю. Принято ли в вашей семье провожать родственников, уезжающих в командировку или в отпуск, на вокзал, в аэропорт? Что вы чувствуете, расставаясь с ними? В какой модальности вы проявляете себя? Любите ли вы краткое или же долгое прощание? Насколько оно для вас ритуализировано? Чувствуете ли вы себя комфортно, когда человек, прощаясь с вами, выходит за рамки обычного для вас ритуала прощания? Есть ли у вас знакомые, которые совершенно не умеют прощаться? В какой модальности они расстаются с вами и другими людьми? Прощаясь, принято смотреть в глаза человеку. Как вы считаете, какой модальности соответствует момент прямого взгляда? Как можно проинтерпретировать поведение человека, упорно глядящего себе под ноги или в сторону в момент прощания? Расставаясь с человеком надолго, предпочтете вы говорить о прошлом или о будущем, о своих или о его сюжетах? Согласны ли вы с тем мнением, что при разрыве любовной или супружеской пары всегда виноват тот, кого оставляют? Оцените эту ситуацию с точки зрения модальности.

Забота

Забота в жизни каждого человека проявляется трояко. С одной стороны, он ждет определенной заботы, с другой стороны, он ее получает, и с третьей стороны, заботится сам. В принципе все эти три вида заботы имеют свою модальность, которую обязательно учитывать, если вы хотите адекватно строить отношения с близкими и даже не очень близкими людьми. Дело в том, что тот тип заботы, которая вам нужна, которая вам желательна, и, в частности, ее модальность — это существенный факт вашей внутренней жизни, и пройти мимо него, проигнорировать его, как правило, не удается, даже если человеку кажется, что он через это переступил, его подсознание, как правило, придерживается иной точки зрения.

Забота в модальности творения это, скорее, обозначение основных линий заботы, это заявка, это, в лучшем случае, начало этого процесса, которое обещает в будущем его развитие и завершение. Некоторые люди, и их немало, считают, что этого, вообще говоря, достаточно. Для них акт заботы чаще всего символичен или представляет собой что-то типа подарка, который они дарят объекту заботы, считая, что дальше о







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.