Здавалка
Главная | Обратная связь

Вопрос 21. Революция в трудах Ленина, Троцкого, Бухарина, Сталина, Преображенского и других лидеров большевистской партии.



Ленин: "Государство и революция. Учение марксизма о государстве и задачи пролетариата в революции"

Ленинская теория революции включает в себя прежде всего перерастание буржуазно-демократической революции в социалистическую, которая доказала возможность в эпоху империализма сблизить по времени буржуазно-демократическую и социалистическую революцию и тем ускорить наступление пролетарской революции.

 

Суть ленинской теории перерастания состоит в том, что для стран, перед которыми непосредственно стоят задачи буржуазно-демократических преобразований, открывается возможность непрерывного развития революции, ее углубления от демократического этапа к социалистическому при условии гегемонии пролетариата в буржуазно-демократической революции, союза с непролетарскими слоями трудящихся, завоевания революционно-демократической диктатуры и наличия революционной марк - систско.-ленинской партии, ведущей самостоятельную принципиальную политику.

 

«Культурная революция» в СССР - Культурная революция была направлена на «перевоспитание» масс — на «коммунизацию» и «советизацию» массового сознания, на разрыв с традициями исторического (дореволюционного) культурного наследия через большевистскую идеологизацию культуры. На передний план выдвигалась задача создания так называемой «пролетарской культуры», основанной на марксистско-классовой идеологии, «коммунистическом воспитании», массовости культуры, ориентированной на низшие слои общества.

Культурная революция обусловлена такими преобразованиями в экономике и политике как установление диктатуры пролетариата, обобществление средств производства, социалистическая индустриализация и коллективизация сельского хозяйства.

 

Троцкий:

Теорию перманентной, или мировой революции приписывают Льву Давидовичу Троцкому, он же Лейба Бернштейн. Хотя задолго до него об этом поговаривали и пописывали и Маркс с Энгельсом и Каутский (тот самый, чью переписку с Энгельсом профессор Преображенский из-за неразумных речей Полиграф Полиграфовича Шарикова велел сжечь в печке), и сам вождь мирового пролетариата Владимир Ульянов-Ленин.

 

И все же наибольшего расцвета и наивысшей силы эта теория достигла в работах именно Троцкого, который противопоставлял мировую революцию победе социализма в одной стране, за что, собственно, был выслан Сталиным из СССР, а затем в 1940 году убит ледорубом. Кстати, орудовавший этим ледорубом советский патриот испанского происхождения был удостоен за свой «подвиг» звания Героя Советского Союза. ( J ну, это так, для справки)

Как мы уже отметили, главной составляющей идейного наследия Троцкого является теория перманентной революции. В историографии за ней прочно закрепилось название «троцкистской», что не совсем справедливо. Сама идея перманентной революции, как уже отмечалось, восходит к Марксу и Энгельсу. А упомянутый немецкий социал-демократ Карл Каутский революцию в России представлял той искрой, от которой вспыхнет революционный пожар в Западной Европе с последующим установлением пролетарской власти. Но ввиду отсталости социально-экономических отношений при наличии передового пролетариата революционный процесс в России должен принять долговременный, перманентный характер.

Как позже писал сам Троцкий, теория перманентной революции сложилась у него «в промежуток между 9 января и октябрьской стачкой 1905 года». Основные положения своей теории автор изложил в 1906 году в работе «Итоги и перспективы», переизданной затем в 1919 году. Биограф Троцкого И. Дойчер напишет потом: «До конца своих дней... он будет защищать... свои идеи, которые он изложил вкратце в 1906 году».

 

Определяя суть своей теории, Троцкий писал, что русская революция, «поставив у власти пролетариат», не сможет ограничиться достижением буржуазных целей для достижения своей победы. Ему придется вторгаться «не только в феодальную, но и в буржуазную собственность, что сделает неизбежными столкновения и с буржуазией, и с широкими массами крестьянства, при содействии которых он пришел к власти». Эти противоречия «в отсталой стране с подавляющим большинством крестьянского населения смогут найти свое разрешение только... на арене мировой революции».

 

«Без прямой государственной поддержки европейского пролетариата рабочий класс России не сможет удержаться у власти и превратить свое господство в длительную социалистическую диктатуру, — писал он. — Рабочему классу ничего другого не останется, как связать судьбу всей российской революции с судьбой революции в Европе. Перманентная революция станет требованием классового самосохранения... так как иначе объединенная реакция Европы разрушит завоевания революции». Ничего не напоминает из сегодняшних революционных будней? Если только представить, что классовое сохранение — это клановое сохранение, а реакция объединенной Европы может поколебать «революционные завоевания».

Продолжением теории перманентной революции являются идеи Троцкого (впоследствии им же признанные утопичными) о создании после установления пролетарской диктатуры на Западе «Соединенных Штатов Европы» — «европейской республиканской федерации... без монархий, постоянных армий и тайной дипломатии». Троцкий писал, что «национальное государство пережило себя как рама для развития производственных сил, как... форма диктатуры пролетариата. Появляется все более высокое «отечество» революционно-республиканской Европы».

 

Сталин:

В сталинской теории мировой революции следует выделить два аспекта: возможность строительства социализма в отдельно взятой стране и победа социализма в отдельно взятой стране. Сталин, подходя к вопросу о возможности построения социализма в отдельно взятой стране, руководствовался ленинскими указаниями и марксистской диалектикой, которая позволяла ему творчески развить ленинизм. Следует пояснить, что с точки зрения Сталина, "победа социализма в одной стране является не самоцелью, а средством для развития и поддержки революции в других странах"20. Это принципиальнейшее положение говорит о том, что сталинская теория социализма является не национальной разновидностью марксизма, а представляет собой интернациональное учение, цельную и законченную теорию мировой революции.

 

Для того, что бы говорить можно или нельзя строить какое-либо общество, необходимо обозначить, в чем заключается его суть. В данном случае, вставал вопрос о политической и экономической базах социализма. Сталин дал понятие политической и экономической базы социализма. Он говорил: "мы завоевали диктатуру пролетариата и создали тем самым политическую базу для продвижения к социализму"21. Именно диктатура пролетариата должна стать, согласно теории Ленина-Сталина политической базой социалистического общества вплоть до победы коммунизма. Пока существует хотя бы один классовый враг в мире, отказ от идеи диктатуры пролетариата является сдачей классовых позиций, пассом перед мировой буржуазией. Такой видел Сталин политическую базу социализма.

 

Но создать политическую базу социализма было сравнительно легко. Для этого нужно всего лишь свергнуть буржуазное правительство. Намного сложнее дело обстоит с экономической базой социализма. И.В.Сталин, говоря об экономической базе социализма, писал, что "создать экономическую базу социализма - это значит сомкнуть сельское хозяйство с социалистической индустрией в одно целостное хозяйство, подчинить сельское хозяйство руководству социалистической индустрии, наладить отношения между городом и деревней на основе обмена продуктов сельского хозяйства и индустрии, закрыть и ликвидировать все те каналы, при помощи которых рождаются классы и рождается, прежде всего, капитал, создать, в конце концов, такие условия производства и распределения, которые ведут прямо и непосредственно к уничтожению классов"22. Именно в создании условий для невозможности расслоения общества на классы видел Сталин подлинную суть социалистического общества, которое путем постепенных изменений будет переходить в коммунистическое общество. Такой видел Сталин экономическую базу социализма.

 

А что значит иметь возможность сроить социалистическое общество в отдельно взятой стране? Это значит иметь возможность экспроприировать капиталистов и их пособников, организовать, руководимый пролетариатом, союз эксплуатируемых классов и иметь возможность создать хозяйственную базу социализма. Все это у нашей страны было. Поэтому Сталин, отвечая на вопрос, возможно ли строительство социалистического общества в нашей стране без предварительной победы социализма на западе говорил: "не только возможно, но и необходимо, но и неизбежно"23. Действительно, победивший пролетариат не может не начать строить социализм в своей стране, в силу одной лишь воле к существованию. Само собой понятно, что если победивший пролетариат не будет строить социалистическое общество, то неизбежно произойдет буржуазное перерождение власти, либо открытая реставрация, что приведет к новому закабалению трудящихся. Победивший пролетариат в силу своего экономического и политического положения вынужден и обязан строить социализм.

 

Другой вопрос, возможно ли построить социализм. И здесь мы выходим на то, что такое победа социализма в отдельно взятой стране?

 

К этому вопросу Сталин подходил с максимальным учетом исторической обстановки.

 

Победа социализма в отдельно взятой стране означает не что иное как, во-первых, ликвидацию эксплуататорских классов, во-вторых - создание новой хозяйственной базы, нового уклада жизни. Но победу социализма не следует понимать как неотвратимую и предопределенную. Как показывает историческая практика, известно множество случаев реставрации капитализма. Это обстоятельство, ясное для нас сегодня, было предвидено Сталиным еще в 1926 году. В докладе "О социал-демократическом уклоне в нашей партии" И. В. Сталин выделил понятия "победа социализма" и "окончательная победа социализма". Под победой социализма в отдельно взятой стране Сталин понимал победу над капиталистическими элементами и организацию народного хозяйства страны на социалистических началах. Но правомерно ли назвать такую победу окончательной? Сталин справедливо говорил, что "победить наших капиталистов мы можем, строить социализм и построить его мы в состоянии, но это еще не значит, что мы в состоянии тем самым гарантировать страну диктатуры пролетариата от опасностей извне, от опасностей интервенции и связанной с нею реставрации, восстановления старых порядков. Мы живем не на острове. Мы живем в капиталистическом окружении"24. В этих словах видна вся проницательность Сталина, который еще в далеком 1926 году предсказывал возможность поражения социализма. Ведь, действительно при строительстве чего-либо нового, необходимо объективно оценивать ситуацию. Не словоблудие о том, что "нынешнее поколение советских людей будет жить при коммунизме"25 и не прожекты построения коммунистического общества в 20 лет требуются для победы революции, а объективный, холодный анализ обстановки, умение на основе этого анализа использовать противоречия во вражеском лагере, терпение и умение учиться (в том числе и у врага), - вот, что действительно является неотъемлемым условием победы социализма и коммунизма.

 

Если говорить об окончательной победе социализма, то еще В.И.Ленин говорил, что "Окончательно победить можно только в мировом масштабе и только совместными усилиями рабочих всех стран"26.

 

И.В.Сталин полностью присоединялся к данному тезису. Годом раньше, анализируя внешние противоречия между социалистическим государством и капиталистическим окружением, на XIV партконференции 1925 года, И.В.Сталин говорил: "В чем состоят эти противоречия? Они состоят в том, что, пока есть капиталистическое окружение, должна быть и опасность интервенции со стороны капиталистических стран, а пока есть такая опасность, должна быть и опасность реставрации, опасность восстановления капиталистических порядков в нашей стране.

 

Можно ли считать эти противоречия вполне преодолимыми для одной страны? Нет, нельзя. Ибо усилий одной страны, если даже эта страна является страной пролетарской диктатуры, недостаточно для того, чтобы полностью гарантировать ее от опасности интервенции. Полная гарантия от интервенции, а значит, и окончательная победа социализма возможна, ввиду этого, лишь в международном масштабе"27.

 

И далее Сталин продолжает: "Окончательная победа социализма есть полная гарантия от попыток интервенции, а значит, и реставрации, ибо сколько-нибудь серьезная попытка реставрации может иметь место лишь при серьезной поддержке извне, лишь при поддержке международного капитала. Поэтому поддержка нашей революции со стороны рабочих всех стран, а тем более победа этих рабочих хотя бы в нескольких странах, является необходимым условием полной гарантии первой победившей страны"

 

(Бухарина и Преображенского не нашла толком. Думаю, что хватит и этих троих, если шо, отобьемся как-нить)))

 

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.