Здавалка
Главная | Обратная связь

Неэффективные стратегии поведения в период поиска брачного партнера



Одной из распространенных неконструктивных стратегий по­ведения при поиске потенциального брачного партнера является стратегия максимально спонтанного поведения и отсутствие созна­тельных усилий (неосознанная стратегия).

Наиболее часто в практике консультирования встречается про­блема добрачной беременности несовершеннолетних. Как показы­вает опыт работы Г.Навайтис, поведению многих девушек в си­туации добрачной беременности присущи нерациональные черты, а именно:

· игнорирование беременности;

· неадекватные попытки материально обеспечить будущую семью.

 

 

При консультировании беременных несовершеннолетних деву­шек возникают трудности вследствие следующих причин.

1. В большинстве случаев несовершеннолетние обращаются в консультацию тогда, когда их отношения с будущими отцами уже распались

2. Около половины из них не могут сообщить сведения, позво­ляющие установить будущего отца и пригласить его в консультацию, то есть не знают его фамилии, адреса и т. д.

Поскольку несовершеннолетние редко, когда могут взять на себя ответственность, важной целью консультирования становится расши­рение круга лиц, участвующих в решении возникшей проблемы. Обыч­но это родители, партнер по интимным отношениям, его родители. При этом консультант в первую очередь выясняет отношения девушки со своими родителями, братьями и сестрами, так как исключительное влияние на несовершеннолетних оказывает генетическая семья и имен­но она может обеспечить действенную помощь в решении проблемы.

На основе собственной консультативной практики Г. Навайтис делает вывод о том, что существует связь между возникновением добрачной беременности и нарушением эмоциональных отноше­ний у несовершеннолетних с их родителями. Можно предположить, что интимные отношения с партнером компенсировали недостаток эмоциональных отношений в семье. Следовательно, одна из задач консультирования беременных несовершеннолетних девушек — вос­создание общности между родителями и детьми.

Таким образом, можно выделить основные направления работы консультанта по проблеме добрачной беременности несовершеннолетних:

• психологическая помощь несовершеннолетней девушке в осо­знании своих эмоций, целей, ситуации;

• привлечение к решению проблемы будущего отца ребенка и его родителей;

• привлечение к решению проблемы родителей беременной де­вушки;

• воссоздание эмоциональных связей между родителями и детьми в генетической семье клиентки.

 

2. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ В РЕШЕНИИ ПРОБЛЕМ ОБЩЕНИЯ С ПРОТИВОПОЛОЖНЫМ ПОЛОМ

В добрачном консультировании эффективным может быть ис­пользование методов позитивной семейной психотерапии Н. Пезешкиана, цель которых состоит в мобилизации потенциала и способностей клиента. Автор установил две сферы конфликта, влияющих на вид и выраженность конфликтной ситуации. Он назвал их актуальным и базовым (основным) конфликтами. По Пезешкиану, все люди для преодоления своих проблем обращаются к одним и тем же типичным формам реакции на конфликт. Если у нас есть проблемы, мы сердим­ся, чувствуем себя подавленными и непонятыми, живем в постоянном напряжении и не видим смысла в жизни, — все эти и другие трудности автор предлагает выразить в четырех сферах разрешения конфликта:

1) тело;

2) фантазии, духовное, будущее;

3) контакты, семья;

4) деятельность, карьера, успех, разум.

Данная структура конфликта дает представление о том, как че­ловек воспринимает себя и окружающий мир и по какому пути идет признание реальности, а также контроль этой реальности.

По мнению Н. Пезешкиана, человеку необходимо достичь ба­ланса этих четырех сфер, которые являются широкими категория­ми и понимаются каждым человеком в зависимости от собственных представлений, желаний и конфликтов. Например, мужчина реаги­рует на конфликт физическими недугами (тело); женщина, имевшая негативный опыт семейной жизни или неуверенная в себе, считаю­щая себя «дурнушкой», «уходит» в сферу деятельности, карьеры, при этом не развиваются остальные сферы, в частности, сфера кон­тактов, поэтому она одинока, не может создать семью. Только ко­гда человек достигает баланса, он многое может сделать, например, эффективно выстроить межличностное взаимодействие.

Каким сферам будет оказано предпочтение, в какую сферу «че­ловек уйдет», в большей степени зависит от опыта, прежде всего от того, как он действовал в детстве, где этому научился. Ответить на этот вопрос можно, изучив базовый конфликт, то есть то, как роди­тели относились к этим четырем сферам, какие взаимоотношения были у клиента с братьями и сестрами и т. д.

Базовый конфликт включает в себя:

Я — отношение близких: родителей, братьев, сестер к клиенту;

Ты — отношения родителей между собой;

Мы — отношение родителей к окружающему миру, друзьям;

Пра-мы — отношение родителей к будущему, их мировоззрение и т. д.

Например, рассматривая сферу Я, клиент анализирует взаимо­отношения с родителями, братьями и сестрами: как они относились к нему, какой опыт общения приобрел он, отмечает слабые и силь­ные стороны. Этот самоанализ, безусловно, делается под «руковод­ством» практического психолога. Такую работу можно провести и в отношении партнера.

Анализ сферы Ты позволяет выявить, откуда у клиента те или другие модели поведения, а при анализе сферы Мы партнера — ка­кие модели поведения он будет предъявлять в своей семейной жиз­ни. Поняв эти и другие сферы переработки конфликта клиента и его партнера, можно объяснить трудности взаимоотношений в настоя­щем и спрогнозировать будущее.

Другой метод, предложенный Н. Пезешкианом, связан с анализом так называемых актуальных способностей. Клиенту предлагается заполнить «Дифференциально-аналитический опросник» («ДАО»).

Далее следует анализ. Например, если для клиента важна пун­ктуальность, а для партнера она не важна, то в будущем это несовпа­дение актуальных способностей клиента и партнера может привести к напряжениям, конфликтам в супружеских взаимоотношениях.

В индивидуальном психологическом консультировании приме­нение диагностических методов не всегда эффективно и справедли­во, практические психологи отказываются от их использования во время ведения консультативной сессии. В добрачном консультиро­вании также не рекомендуется во время беседы с клиентом (клиен­тами) использовать тесты, однако их можно предложить в качестве домашнего задания, а также в том случае, если клиент высказал пожелание провести психодиагностику отношений в настоящем и получить прогноз на будущее.

 

Таблица 1 Дифференциально-аналитический опросник
Актуальные способности Клиент Партнер Спонтанные комментарии
Пунктуальность      
Чистоплотность      
Учтивость      
Верность      
Любовь      
Терпение      
Доверие и т. д.      

Н.Пезешкиан предлагает тест-опросник.

1. Мог ли я представить в прошлом, что моей женой (мужем) будет этот человек?

2. Могу ли я представить этого человека дома?

3. Могу ли я представить, что у меня будут дети от этого человека?

4. Могу ли я представить, что мои дети будут копией моего партнера?

5. Если бы я не влюбился в этого человека, мог бы он быть моим другом?

6. Чувствую ли я себя комфортно в ее (его) присутствии?

Если даже на один вопрос клиент ответил отрицательно, ему необходимо насторожиться, глубже проанализировать взаимоотно­шения с партнером и свои чувства к нему, «поэкспериментировать» с собственным поведением в непосредственном общении со своим избранником.

3. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ КЛИЕНТАМ ПРИ ПОИСКЕ БРАЧНОГО ПАРТНЕРА

А.Н. Елизаровым разработана методика психологической по­мощи людям, которые используют стратегию максимально спонтан­ного поведения и отсутствия сознательных усилий (неосознанная стратегия) при поиске брачного партнера. Задача консультанта - помочь клиенту разобраться в себе и построить собственный образ партнера, таким образом сделав стратегию поведения в период поис­ка более эффективной. Клиенту помогают найти для себя психоло­гический смысл поиска потенциального брачного партнера.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.