ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ПРОБЛЕМ, СВЯЗАННЫХ С ВОСПИТАНИЕМ ДЕТЕЙ В СЕМЬЕСтр 1 из 9Следующая ⇒
РАБОТА ПСИХОЛОГА-КОНСУЛЬТАНТА С ПРОБЛЕМОЙ НЕГАТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ
ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ПРОБЛЕМ, СВЯЗАННЫХ С ВОСПИТАНИЕМ ДЕТЕЙ В СЕМЬЕ Часто родители обращаются в консультацию с жалобами на сложности отношений с детьми различных возрастов — от дошкольников до студентов и старше. Пики обращения родителей в консультацию: 3 года, 5-6 лет, начало обучения в начальной школе, подростковый возраст. Наиболее типичные жалобы родителей (Е. В. Екжанова): • непослушание и упрямство детей (особенно в кризисные периоды); • невнимательность детей; • неорганизованность поведения детей; • лживость; • необщительность ребенка, нарушение отношений со сверстниками; • неуважение к родителям, неподчинение, грубость и т. д. Основные проблемы, по которым родители обращаются в психологическую консультацию, таковы: 1) проблемы, связанные с воспитанием ребенка; 2) проблемы, обусловленные трудностями в развитии и обучении детей; 3) интерес родителей к имеющимся у детей способностям; 4) личностные проблемы детей и подростков, межличностное взаимодействие в семье и ближайшем окружении. Причины возникновения проблем, связанных с воспитанием детей в семье 1. Те или иные особенности личности родителей, сложившиеся в детстве или более позднем возрасте, мешающие им быть эффективными родителями. Например, привычка кричать; повышенная тревожность, раздражительность и др. В этом случае работа с родителями должна включать личностно-ориентированное психологическое консультирование или психотерапию. Целью этой работы является изменение личности родителей, эмоциональное переучивание, выработка и закрепление новых способов эмоционального реагирования. Например, обучать родителей умению переходить в удивление в ситуации негативного поведения ребенка. Работа со всей семьей предусматривает обучение членов семьи новым способам внутрисемейного общения, более адекватным задачам эффективного воспитания. 2. Деструктивные способы общения в супружеской диаде, особенности структуры семьи, препятствующие эффективному родительству. Например, недоверие, борьба за власть, треугольники, вертикальные коалиции и т. д. Содержание работы: сначала необходимо выстроить адекватные отношения между супругами, затем переходить к коррекции родительско-детских отношений. 3. Особенности личности ребенка, затрудняющие эффективное родительство. Например, органические нарушения нервной системы — гиперактивность. Родителям следует разъяснять сущность личностных особенностей ребенка, помочь им понять его поведение, дать родителям рекомендации по выстраиванию корректного общения с ребенком. 4. Несоответствие стиля воспитания характеру ребенка. В этом случае необходимо разъяснить родителям особенности характера ребенка и помочь им разработать эффективную тактику его воспитания с учетом особенностей характера. 5. Особенности социальной среды, в которой существует семья, затрудняющие эффективное родительство. Например, переезд, социально-экономические, политические кризисы в стране. 6. Воспитательная неграмотность родителей. Работа с родителями здесь представляет собой форму психологического просвещения. В целом в психологическом консультировании по поводу сложностей отношений с детьми Н. Г. Осухова выделяет три направления. 1. Повышение социально-психологической компетентности родителей, обучение их навыкам общения и разрешения конфликтных ситуаций. 2. Психологическая помощь взрослым членам семьи, которая включает как диагностику внутрисемейной ситуации, так и работу по ее изменению. 3. Психотерапевтическая работа непосредственно с ребенком и родителями.
В процессе консультирования родителей возможны следующие тактики работы: 1) усиление когнитивного аспекта: информирование родителей по вопросам воспитания и психологического развития детей; 2) работа с эмоциональной, чувственной стороной взаимоотношений: поиск истинных, неосознаваемых причин нарушений во взаимоотношениях с ребенком; 3) формирование эффективных навыков взаимодействия родителей и детей.
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|