Здавалка
Главная | Обратная связь

ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ПРОБЛЕМ, СВЯЗАННЫХ С ВОСПИТАНИЕМ ДЕТЕЙ В СЕМЬЕ



РАБОТА ПСИХОЛОГА-КОНСУЛЬТАНТА С ПРОБЛЕМОЙ НЕГАТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ

 

ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ПРОБЛЕМ, СВЯЗАННЫХ С ВОСПИТАНИЕМ ДЕТЕЙ В СЕМЬЕ

Часто родители обращаются в консультацию с жалобами на сложности отношений с детьми различных возрастов — от дошкольников до студентов и старше. Пики обращения родителей в консультацию: 3 года, 5-6 лет, начало обучения в начальной школе, подростковый возраст.

Наиболее типичные жалобы родителей (Е. В. Екжанова):

• непослушание и упрямство детей (особенно в кризисные периоды);

• невнимательность детей;

• неорганизованность поведения детей;

• лживость;

• необщительность ребенка, нарушение отношений со сверстниками;

• неуважение к родителям, неподчинение, грубость и т. д. Основные проблемы, по которым родители обращаются в психо­логическую консультацию, таковы:

1) проблемы, связанные с воспитанием ребенка;

2) проблемы, обусловленные трудностями в развитии и обучении детей;

3) интерес родителей к имеющимся у детей способностям;

4) личностные проблемы детей и подростков, межличностное взаи­модействие в семье и ближайшем окружении.

Причины возникновения проблем, связанных с воспитанием детей в семье

1. Те или иные особенности личности родителей, сложившиеся в детстве или более позднем возрасте, мешающие им быть эффектив­ными родителями. Например, привычка кричать; повышенная тре­вожность, раздражительность и др.

В этом случае работа с родителями должна включать личностно-ориентированное психологическое консультирование или психо­терапию.

Целью этой работы является изменение личности родителей, эмоциональное переучивание, выработка и закрепление новых спо­собов эмоционального реагирования. Например, обучать родителей умению переходить в удивление в ситуации негативного поведения ребенка.

Работа со всей семьей предусматривает обучение членов семьи новым способам внутрисемейного общения, более адекватным за­дачам эффективного воспитания.

2. Деструктивные способы общения в супружеской диаде, особен­ности структуры семьи, препятствующие эффективному родительству. Например, недоверие, борьба за власть, треугольники, верти­кальные коалиции и т. д.

Содержание работы: сначала необходимо выстроить адекватные отношения между супругами, затем переходить к коррекции родительско-детских отношений.

3. Особенности личности ребенка, затрудняющие эффективное родительство. Например, органические нарушения нервной системы — гиперактивность. Родителям следует разъяснять сущность личностных особенностей ребенка, помочь им понять его поведе­ние, дать родителям рекомендации по выстраиванию корректного общения с ребенком.

4. Несоответствие стиля воспитания характеру ребенка. В этом случае необходимо разъяснить родителям особенности характера ребенка и помочь им разработать эффективную тактику его воспи­тания с учетом особенностей характера.

5. Особенности социальной среды, в которой существует семья, затрудняющие эффективное родительство. Например, переезд, со­циально-экономические, политические кризисы в стране.

6. Воспитательная неграмотность родителей. Работа с родителями здесь представляет собой форму психологического просвещения.

В целом в психологическом консультировании по поводу слож­ностей отношений с детьми Н. Г. Осухова выделяет три направления.

1. Повышение социально-психологической компетентности ро­дителей, обучение их навыкам общения и разрешения конфликтных ситуаций.

2. Психологическая помощь взрослым членам семьи, которая включает как диагностику внутрисемейной ситуации, так и работу по ее изменению.

3. Психотерапевтическая работа непосредственно с ребенком и родителями.

 

В процессе консультирования родителей возможны следующие тактики работы:

1) усиление когнитивного аспекта: информирование родителей по вопросам воспитания и психологического развития детей;

2) работа с эмоциональной, чувственной стороной взаимоотношений: поиск истинных, неосознаваемых причин нарушений во взаимоотношениях с ребенком;

3) формирование эффективных навыков взаимодействия родителей и детей.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.