ЭТАПЫ РАБОТЫ ПСИХОЛОГА-КОНСУЛЬТАНТА С РОДИТЕЛЯМИ
Е. Г. Силяева выделяет три этапа работы психолога-консультанта с родителями. Первый этап. Его задача — создать доверительные, откровенные отношения с родителями. С этой целью применяется такая форма консультирования, как беседа. В ходе беседы исключаются прямая или косвенная критика действий родителей, сомнения в их педагогической компетентности. Это уместно лишь в тактичной форме после анализа сведений о ребенке, после диагностики. Работа психолога-консультанта с жалобой родителей включает в себя следующие основные моменты (Н. Г. Осухова): 1) наполнение жалобы-запроса конкретным содержанием (какие именно поведенческие ситуации стали основой обращения?); 2) обеспечение «стереоскопичности» взгляда на ситуацию (взгляд на нее родителей, ребенка и материалы психодиагностики); 3) оказание психологической поддержки ребенку. Работа консультанта состоит не в подтверждении наличия «отрицательного» качества у ребенка (чего в ряде случаев только и ждет родитель), а в выдвижении совместно с родителями гипотезы об истории его развития, его возможностях и путях преодоления конфликтных отношений с родителями. Второй этап. Проводится по итогам всестороннего обследования ребенка. Он включает в себя несколько задач: 1) подробный анализ психического развития и личностных особенностей ребенка, степени и причин выявленных трудностей. Внимание родителей сосредоточивается на их возможностях оказания помощи ребенку; 2) разъяснение конкретных мер этой помощи с учетом специфики развития ребенка; 3) обсуждение проблем родителей, их отношения к трудностям, имеющимся в поведении, общении или обучении ребенка; 4) планирование последующих встреч с целью выявления динамики продвижения ребенка в условиях психологического воздействия. Третий этап. Проводится коррекционная работа. Задачи консультирования: 1) формирование у родителей педагогической компетентности через расширение круга их психолого-педагогических знаний и представлений; 2) привлечение родителей к коррекционной работе как активных участников коррекционного процесса. На этом этапе работы с родителями используются следующие формы работы с родителями: • совместное обсуждение с родителями хода и результатов коррекционной работы; • анализ причин незначительного продвижения в развитии ребенка и совместная выработка рекомендаций по преодолению негативных тенденций в развитии ребенка; • индивидуальные практикумы по обучению родителей совместным с детьми формам деятельности, носящие коррекционную направленность; • помощь родителям в решении их собственных проблем и в определении перспектив личностного саморазвития. Часто консультация родителей ограничена только одной встречей. Такие консультации имеют свою специфику. В этом случае проводится краткосрочное консультирование. Психолог ориентирован не на поиск причин трудностей в поведении ребенка, а на поиск решения проблемы. Главный вопрос — не почему, а с какой целью делает это ребенок? Важно выяснить, что происходит в семье, кто как реагирует на плохое поведение ребенка. Трудности в работе с родителями 1. Установка родителей на изменение детей, отрицание необходимости изменения своего поведения. Основное желание родителей — изменить ребенка, сделать так, чтобы он хорошо учился, хорошо себя вел, не воровал и т. д. При этом родителям трудно понять, что поведение детей зависит от поведения родителей, их родительской позиции. 2. Установка на получение готового ответа, конкретных рекомендаций в отношении воспитания детей. 3. На консультации от родителей часто идут двойные послания, которые затрудняют работу консультанта, особенно начинающего. Примеры: • «У нас в семье все хорошо, только ребенок плохо учится». • «У нас очень хорошая дочь (хорошо учится, у нее спокойный характер, она добрая и т. д.), но она не может общаться с одноклассниками». • «У ребенка все есть, но он плохо учится». Двойные послания отражают парадоксы, противоречия в семье: «У нас все хорошо, кроме ребенка». На самом деле надо читать «У нас все плохо». Психолог не должен поддаться на формулировку «У нас все хорошо». Можно отреагировать: • «Я вижу, у вас есть трудности с ребенком». • «Да, это просто трагедия...» • «С этим можно работать... Ваше желание разобраться с этим и мой опыт работы с подобными случаями поможет нам всем вместе найти выход из этой ситуации (повысить уверенность клиента в возможности решения проблемы)».
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|