Здавалка
Главная | Обратная связь

наркотическими анальгетиками



 

1. Восстановление дыхания (ИВЛ).

2. Антидотная терапия.

· Физиологические антагонисты

1) конкурентные антагонисты — налоксон или налтрексон.

Они эффективны при интоксикации любыми наркотическими анальгетиками (при отравлении средствами с комбинированным действием необходимы большие дозы), уменьшают психотомиметическое действие пентазоцина. При использовании налоксона дыхание становится более частым, чем до отравления.

2) неконкурентные антагонисты – атропин.

 

· Физические – адсорбенты

· Химические – перманганат калия

· Промывание желудка

· Ускорение выведения из организма (гидратационная и дегидратационная терапия)

· гемосорбция

3. Симптоматическая терапия

· миотропные спазмолитики

· щелочные растворы

· кардиотоники

· согревание

· катетеризация мочевого пузыря

В дозах 12 — 24 мг налоксон не влияет на функции ЦНС и внутренних органов. В дозах, превышающих 24 мг, вызывает легкую сонливость, ухудшает память, повышает систолическое АД, стимулирует секрецию рилизинг-гормонов для гонадотропинов и АКТГ, а также увеличивает выделение пролактина, глюкокортикоидов и катехоламинов (опасность аритмии). Налтрексон в больших дозах обладает гепатотоксичностью, вызывает тошноту, рвоту, головную боль, тревогу, дисфорию, кожную сыпь.

 

ХРОНИЧЕСКОЕ ОТРАВЛЕНИЕ

НАРКОТИЧЕСКИМИ АНАЛЬГЕТИКАМИ

Большинство наркотических анальгетиков включены Международной Конвенцией о наркотиках в разряд наркотических средств, находящихся под строгим контролем. На них распространяются особые правила назначения, выписывания в рецептах, учета, хранения, транспортировки и отчетности, определенные приказами Министерства здравоохранения и социального развития России.

Группу риска для формирования зависимости составляют пациенты с хронической болью, не угрожающей развитием тяжелых осложнений (головная боль, боль в спине, периферическая нейропатия).

Наиболее опасны героин и синтетическое средство a-метилфентанил (его наркогенный потенциал в 600 раз выше, чем у морфина). В США героином (по весу в 2 раза дороже золота) злоупотребляют 750 000 — 1 000 000 человек.

Героин представляет собой диацетилморфин. Он подвергается деацетилированию в двух последовательных реакциях. В крови образуется 6-моноацетилморфин при участии псевдохолинэстеразы плазмы и ацетилхолинэстеразы эритроцитов. Вторую реакцию деацетилирования, в которой образуется морфин, катализирует только ацетилхолинэстераза эритроцитов. Период полуэлиминации героина в крови составляет 3 мин.

Наркомания характеризуется психической, физической зависимостью и привыканием. Эйфория обусловлена стимулирующим влиянием наркотических анальгетиков на μ-опиоидные рецепторы и освобождением дофамина в структурах головного мозга, участвующих в формировании положительных эмоций (кора больших полушарий, полосатое тело, гиппокамп, амигдала, гипоталамус). Для морфиновой эйфории характерны

- исчезновение неприятных переживаний,

- переключение на приятные размышления и ощущения.

Желание испытать эйфорию и возникающая после отмены наркотических анальгетиков депрессия приводят к психической зависимости.

Физическую зависимость связывают с глубоким вмешательством наркотических анальгетиков в метаболизм медиаторов головного мозга. На этапе физической зависимости отмена наркотических анальгетиков сопровождается абстинентным синдромом по типу синдрома отдачи.

Ранние признаки абстинентного синдрома следующие (появляются через 5 — 7 дней после отмены):

- страстное желание принимать наркотическое средство;

- усталость, раздражительность, бессонница, тревога, дисфория;

- спонтанная боль, атаксия, частое дыхание, гипертермия;

- зевота, тошнота, рвота, диарея;

- расширение зрачков;

- потливость, пилоэрекция («гусиная кожа»);

- артериальная гипертензия.

Спустя 6 мес. после прекращения приема наркотических анальгетиков сохраняются тревога, бессонница, дыхательные расстройства.

Привыкание (толерантность) позволяет переносить 0,25 — 0,5 г морфина без симптомов острого отравления.

Бупренорфин, буторфанол, налбуфин, пентазоцин вызывают лекарственную зависимость значительно реже, чем полные агонисты опиоидных рецепторов, трамадол обладает минимальным наркогенным потенциалом.

Механизмы привыкания связаны с нарушением обмена опиоидных пептидов и десенситизацией опиоидных рецепторов. При повторных приемах анальгетиков образуются антитела против опиоидных пептидов, уменьшается их выделение по принципу отрицательной обратной связи. Опиоидные рецепторы подвергаются фосфорилированию при участии протеинкиназ. Фосфорилированные рецепторы связываются с белком цитозоля аррестином, затем этот комплекс присоединяет белок динамин и перемещается в углубления клеточной мембраны, покрытые белком клатрином. Углубления отшнуровываются от мембраны и превращаются в эндосомы. Такие интернализованные опиоидные рецепторы могут восстанавливать активность и возвращаться на мембраны, но чаще подвергаются протеолизу в лизосомах.

 

 

Таблица 41. Опиоидные анальгетики и их антагонисты

Лекарственное средство Коммерческое название Влияние на опиоидные рецепторы Анальгетическая активность по отношению к морфину
μ κ
Опиоидные анальгетики – полные агонисты
Производные фенантрена
Морфин ДОЛТАРД + + + + -
Омнопон ПАНТОПОН + + + + Меньше в 2 раза
Кодеин   + + + Меньше в 10 раз
Производные пиперидина
Тримеперидин ПРОМЕДОЛ + +   Меньше в 3 – 4 раза
Фентанил   + + +   Больше в 100 – 300 раз
Просидол *   + +   Меньше в 3 – 4 раза
Производные циклогексанола
Трамадол ТРАМАЛ + +   Меньше в 3 – 5 раз
Анальгетики с комбинированным действием
Производные фенантрена
Бупренорфин   Ч - - Больше в 25 – 50 раз
Буторфанол БЕФОРАЛ - +++ Больше в 5 раз
Налбуфин НУБАИН - - ++ Такая же
Производное бензоморфана
Пентазоцин ФОРТАЛ - ++ Меньше в 3 – 4 раз
Антагонисты опиоидных анальгетиков
Производные фенантрена
Налоксон   - - - - - -
Налтрексон   - - - - - - -
                 

Примечание «+» - полный агонист, «-» - антагонист, Ч – частичный агонист.

 

Трамадол состоит из двух энантиомеров. Один энантиомер взаимодействует с опиоидными μ - рецепторами, другой нарушает нейрональный захват норадреналина и в меньшей степени — серотонина. Оба энантиомера повышают выделение серотонина из пресинаптических окончаний. В результате этих эффектов трамадол усиливает сегментарное и нисходящее серотонинергическое тормозящее влияние на передачу ноцицептивных импульсов в задних рогах спинного мозга.

 

Омнопон примерно в 2 раза слабее морфина по анальгетическому эффекту. Его введение нередко сопровождается рвотой. Реже вызывает развитие спазмов гладкой мускулатуры из-за содержания в нем алколоидов папаверина, тебаина и наркотина, обладающих миотропным спазмолитическим действием.

Промедол по анальгетическому эффекту в 2-4 раза слабее морфина. Но при этом он меньше угнетает дыхательный центр, возбуждает рвотный и блуждающий нервы, оказывает умеренное спазмолитическое действие на гладкую мускулатуру бронхов и мочеточников и в меньшей степени повышает тонус кишечника и желчевыводящих путей. Повышает тонус и усиливает сокращения мускулатуры матки.

Фентанил по анальгетическому эффекту превосходит эффект морфина в 100 – 400 раз, действует 20-30 мин. Фентанил применяют вместе с дроперидолом для нейролептаналгезии. Он входит в состав препарата «таламонал». Фентанил применяют в сочетании с транквилизаторами (атаралгезия). Однако следует учитывать, что фентанил может угнетать дыхание. При его быстром введении в вену могут наблюдаться ригидность мышц грудной клетки, бронхоспазм, брадикардия.

Пентазоцин (лексир, фортрал) - по анальгетическому эффекту слабее морфина в 3-4 раза, но при этом меньше угнетает дыхание, изменяет гемодинамику, реже вызывает рвоту и парез желудочно-кишечного тракта, может вызывать дисфорию, тахикардию и повышать давление в малом круге кровообращения.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.