Здавалка
Главная | Обратная связь

Тема 17. ИСКУССТВО ФРАНЦИИ XVII-XVIII вв.



XVII век – время формирования единого французского государства, французской нации. Во второй половине столетия Франция - самая могущественная абсолютистская держава Западной Европе. Это и время сложения французской национальной художественной школы. Ситуация в изобразительном искусстве была сложнее чем, например, в литературе или в зодчестве, так как здесь переплелись влияние маньеризма, итальянского и фламандского барокко. На французскую живопись первой половины века имели влияние и караваджизм, и реалистическое искусство Голландии. При дворе утверждалось официаль­ное направление — искусство барокко. Его главой стал Симон Вуэ (1590— 1649), на творчество которого повлияло искус­ство Италии, прежде всего болонской школы. Его картины на би­блейские, мифологические сюжеты отличались идеализацией типажа, нарядностью и пышно­стью форм, богатством аксессуаров.

В борьбе с придворным барокко формирова­лись классицизм и реализм.

Самым крупным явлением художественной жизни Франции был классицизм, в котором на­шли отражение общенациональные художест­венные идеалы, сложившиеся к 30-м гг. XVII в. Классицизм XVII в. заключал в себе не только утопические идеалы, но и жизненные наблюде­ния, изучение душевных движений, психологии, поступков человека. Художники классицизма, выявляя общие типические особенности в ха­рактере, вместе с тем лишали образ индивиду­ального своеобразия. Они считали, что законо­мерности природы — ее тяготение к гармонии и равновесию целого — находят свое отражение в универсальных законах искусства, разработан­ных на основе традиций античности и итальян­ского Возрождения. Основоположником классицизма во французской живописи был Никола Пуссен (1593-1665). Его сюжеты ограничивались античной мифологией и историей, Библией. Наиболее известные картины: «Похищение Сабинянок», «Сбор манны», «Парнас», «Царство Флоры». Клод Лоррен (1600-1682), – замечательный мастер классицистического пейзажа.

Ж. Калло (1592-1635), офортист и рисовальщик, был представителем реалистической струи во французской школе. Его рисунки полны своеобразной национальной жизни. Например, «История блудного сына» (1635), «Цыганские кочевники» (1625-1628), маленькие и большие «Тягости войны» (1632-1633). По стопам итальянских реалистов шел и Валантен де Булонь (1591-1634), и «живописцы реальности», создатели французской жанровой живописи, реалисти­ческого портрета и пейзажа. Ярким выразителем этих тен­денций был Жорж де Латур (1593—1652) — художник сурового эпического склада. Он обращался к бытовым сценам («Игра в карты», Нант, Музей), но основное место в его творчестве занимали религиозные темы. Драматические сце­ны обычно даются при контрастном ночном освещении. Напряженный свет не только под­черкивает энергичную пластику форм, чисто­ту силуэтов, но рождает ощущение загадочно­сти, таящейся в реальной жизни.( «Новорожденный», Ренн, Музей).В развитии реалистического направления жи­вописи Франции первой половины XVII в. важная роль принадлежала братьям Ленен, изображавших крестьян без сельской экзотики и умиления. («Крестьянская трапеза», «Посещение бабушки»).

После разгрома Фронды (1653) во Франции были ликвидированы остатки феодальной раз­дробленности. Наступил период расцвета абсо­лютизма и относительного равновесия общест­венных сил. Изменились и задачи искусства. В центре внимания художников — апофеоз абсолютистского государства. Средоточием худо­жественной жизни стал двор Людовика XIV с его театрализованным бытом, строжайшим эти­кетом, тягой к блеску и великолепию. Приобрела руководящую роль Королевская Академия живописи и скульптуры. Возникнув в 1648 г. как частная организация в борьбе с це­хами, она превратилась в государственное учреждение. В 1671 г. была основана Академия архитектуры. Одновременно возросла роль дво­рянских салонов, ставших основными очагами культурной жизни дворянского общества. Во второй половине XVII в. классицизм утратил глу­бину и независимость мысли и чувств, приобрел официальный, верноподданнический характер. Утверждался «большой стиль», охвативший все виды искусства. Внимание живописцев сосредо­точивалось на выработке норм прекрасного, на строгом размежевании жанров «высоких» и «низких». Дух рационализма, строгой регламен­тации, дисциплины, незыблемость авторитета становились руководящими принципами клас­сицистической эстетики.

Если в искусстве первой половины XVII в. пер­венствующую роль играла живопись — она была носителем высших этических идеалов, вопло­щенных в образе человека, — то с 60-х гг. жи­вопись, как и скульптура, приобрела преиму­щественно декоративный характер и подчини­лась архитектуре. Исполнение помпезных поло­тен и скульптурного декора протекало с участи­ем и под руководством первого художника коро­ля, живописца-декоратора Шарля Лебрена (1619—1690).

Идея триумфа централизован­ного государства находит выражение в мону­ментальных образах архитектуры, которая впервые в невиданном масштабе решает пробле­му архитектурного ансамбля. На смену стихий­но возникшему средневековому городу, дворцу Ренессанса, изолированной дворянской усадьбе первой половины XVII в. приходит новый тип дворца и регулярного централизованного города. Новые художественные особенности французской архитектуры проявляются в применении ордерной системы, в целостном по­строении объемов и композиций зданий, в утверждении строгой закономерности, порядка и симметрии, сочетающихся с тягой к огромным пространственным решениям, включающим па­радные парковые ансамбли. Первым крупным ансамблем такого типа был дворец Во ле Ви­конт (1655—1661), создателями которого были Луи Лево (1612—1670) и Андре Ленотр (1613—1700). В дальнейшем новые тенденции были вопло­щены в грандиозном ансамбле Версаля (1668— 1689), расположенного в 17 км к юго-западу от Парижа. В его строительстве и украшении при­нимали участие многочисленные архитекторы, скульпторы, художники, мастера прикладного и садово-паркового искусства. Выстроенный еще в 1620-х гг. архитектором Лемерсье как не­большой охотничий замок Людовика XIII, Вер­саль неоднократно достраивался и изменялся. Идея Версаля как централизованного ансамбля, состоящего из правильно распланированного го­рода, дворца и регулярного парка, соединенных дорогами со всей страной, по всей вероятности, принадлежала Лево и Ленотру. Строительство было завершено Жюлем Ардуэ-ном-Мансаром (1646—1708) —он придал двор­цу строгий импозантный характер. План Версаля отличается ясностью, симмет­рией и стройностью. Со стороны города дворец сохраняет черты архитектуры начала XVII в. Стремление к пышности сочеталось в Версале с чувством ме­ры, началами порядка. Наряду с сооружением Версаля уделялось внимание перестройке старых городов, и прежде всего Парижа. Его украсили парадная площадь Людовика Святого (ныне Вандомская), обрам­ленная дворцами, круглая площадь Побед, став­шая средоточием сети улиц города, а также пло­щадь Вогезов. В создании общественного центра Парижа большую роль сыграл так называемый Дом инвалидов с собором и обширной площа­дью. Возведенный Ардуэном-Мансаром в подра­жание собору св. Петра в Риме, собор Дома инвалидов с его величественным куполом легче и строже в своих пропорциях. Большой стиль эпохи ярко представлен в во­сточном фасаде Лувра (1667—1678), выстроенном Клодом Перро (1613—1688) в дополнение к основным частям здания, возведенным в XVI в. архитекторами Леско и Лемерсье. Украшенный колоннадой коринфского ордера, он растянут на 173 м и рассчитан на восприятие с расстояния. По вертикали фасад Лувра делит­ся на три части: цокольный этаж, колоннаду и антаблемент. Колоннада охватывает по высоте два этажа здания (большой ордер). Колоннада Лувра воспринимается как выра­жение незыблемого закона и порядка. Постанов­ка ордера на высоком цокольном этаже отгора­живает здание от площади и вносит отпечаток холодного величия. Произведение зрелого французского классицизма, Лувр послужил образцом для многих резиденций правителей и государ­ственных учреждений Европы.

Во второй половине XVII в. фран­цузская скульптура достигла значительного расцвета, но в ней превалировали декоративные формы, связанные с архитектурой и садово-парковым искусством. Черты холодного рассу­дочного классицизма сочетались с элементами барочного пафоса. Среди скульпторов, работав­ших в Версале, наиболее известны Франсуа Жи­рардон (1628—1715), автор мифологических и аллегорических скульптурных групп («Купаюшиеся нимфы») и конных монументов Людо­вика XIV (сохранились копии в Лувре и Эрми­таже), и Антуан Куазевокс (1640—1720), автор парадных и реалистических портретов, аллего­рических фигур рек в Версале, надгробий.

Строгая регламентация вкусов при француз­ском дворе не могла полностью исклю­чить проявлений творческой жизни. Реалисти­ческие устремления в искусстве второй полови­ны XVII в. нашли выражение в творчестве Пьера Пюже (1620—1694), произведения которого резко выделялись на фоне господствующего декоративного барочно-классицистического направления француз­ской скульптуры («Атланты», 1656, «Милон Кротонский» (1682, Париж, Лувр).

Вой­ны, безудержное расточительство Версаля, го­сударственные долги и все более возрастающий налоговый гнет обескровили Францию. Деспо­тический характер внутренней политики Людо­вика XIV вызвал волну народных восстаний. В искусстве шел процесс разложения клас­сицизма, усиливался интерес к фольк­лору, к жизни различных слоев общества. Развитие реалистических тенденций сопро­вождалось появлением новых жанров и зарож­дением интереса к частным, интимным сторо­нам жизни человека, все это предвосхищает ис­кусство XVIII в.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.