Здавалка
Главная | Обратная связь

Искусство России второй половины XVIII в.



В искусстве этого периода барочные формы сменились системой приемов, свойственных классицизму, опиравшемуся на традиции античного наследия. Кроме того, для конца столетия характерно проявление черт сентиментализма и романтических тенденций. Важнейшим событием в художественной жизни России стало открытие в 1757 году «Академии трех знатнейших художеств». Она явилась не только первым высшим художественным заведением в России, но и центром теоретической мысли той поры. В отличие от многих европейских Академий, она с самого момента создания была учреждением государственным. Через Академию осуществлялись контакты с художественной культурой европейских стран, с нею была связана творческая деятельность всех ведущих мастеров русского искусства второй половины XVIII столетия, выполнение крупнейших художественных заказов.

Рост промышленности, торговли, увеличение городов, а также крупные успехи русской науки обусловили изменения в строительстве. Передовые архитекторы этого времени разрабатывали вопросы, связанные с планировкой городов, создавали новые типы общественных зданий. Архитектурные приемы, разработанные на основании творческого обращения к античности, получили в дальнейшем наименование русского классицизма. А.Ф. Кокориновым и Ж.Б.М. Валлен-Деламотом возведено здание Академии художеств. То, что намечалось в работах 1760-х годов, получило в дальнейшем особо яркое и последовательное раскрытие в творчестве ведущих зодчих этого времени — В.И. Баженова, М.Ф. Казакова, И.Е. Старова, Д. Кваренги. Вливаясь в общее русло европейского классицизма, русская пластика приобретает национальное своеобразие. Развиваются все ее виды и жанры: монументальная скульптура, портретная и садово-парковая пластика, медальерное искусство. Создаются украшения многочисленных архитектурных сооружений. Замечателен памятник Петру I Э.-М. Фальконе (1716 — 1791), так называемый «Медный всадник». Обширная серия портретов, поражающая глубиной содержания профессиональным мастерством, была выполнена Ф. И. Шубиным (1740 — 1805).

Ф.Г. Гордеев (1744 — 1810), соученик и младший сверстник Шубина, всю жизнь был тесно связан с Академией художеств. Первая самостоятельная работа Ф.Г. Гордеева, завершившая период ученичества,— «Прометей» (1769) — представляет собой пример разработки античного сюжета современными художественными средствами, с использованием натурной работы.

Ф.Ф. Щедрин (1751 — 1825). Из его ранних произведений широкую известность получили «Марсий» (1776) и «Спящий Эндимион» (1779). Крупнейшими работами, исполненными после возвращения из-за границы, были статуи «Венера» (1792) и «Диана» (не позднее 1798). В XVIII веке главным считался исторический жанр, так как только он, по понятиям того времени, был способен запечатлеть героические образы прошлого, великие события мировой и русской истории. Под исторической живописью тогда понимали произведения, выполненные на собственно исторические, античные, мифологические и библейские темы. Глубины воплощения русской истории достиг М.В. Ломоносов в мозаике «Полтавская баталия», намечавшая новый путь отечественной монументальной живописи. Крупнейшим историческим живописцем был А.П. Лосенко (1737 — 1773). Полнее всего дарование художника раскрылось в его двух последних произведениях — «Владимир и Рогнеда» (1770) и «Прощание Гектора с Андромахой» (1773). Лосенко был не только талантливым историческим живописцем, но и незаурядным портретистом. До нашего времени дошли некоторые его полотна этого жанра, в том числе выразительный портрет первого русского актера Ф Г. Волкова. После Лосенко самым известным историческим живописцем XVIII века был Г.И. Угрюмов. В 1797 он исполнил программу на звание академика — картину «Испытание силы Яна Усмаря».

Наибольших успехов русская живопись второй половины XVIII века достигла не в исторической картине, а в других жанрах — прежде всего в портрете. В это время творят крупнейшие живописцы Ф.С. Рокотов, Д.Г. Левицкий и В.Л. Боровиковский, создавшие галерею портретов современников. Ф.С. Рокотов (1736—1808) писал преимущественно камерные портреты. Лучшие из них – портреты супругов Струйских, Майкова, соединяющих реалистические и рокайльные черты. В 1770 году на выставке в Академии художеств выступил с рядом портретов Д.Г. Левицкий (1735—1822), представ сразу зрелым и крупным мастером. За один из них — архитектора А.Ф. Кокоринова (1769) — он был удостоен звания академика. Художник опирается здесь на традиции барочного репрезентативного портрета. Наиболее полно и целостно Левицкий выразил свое понимание трактовки образа в парадном портрете в серии портретов смолянок — воспитанниц Смольного института (1773—1776). Третьим выдающимся мастером портретного жанра конца XVIII века был В.Л. Боровиковский (1757 — 1825). Портреты Е.Н. Арсеньевой, М.И. Лопухиной - это утверждение высокого гуманистического идеала, который присущ русскому искусству всего XVIII века. Портреты, выполненные художником в период сближения с сентиментализмом и позднее, отражают характерные черты классицизма.

В Академии художеств был создан ландшафтный класс, который окончила большая группа пейзажистов. Особое место в пейзажной живописи XVIII века заняли изображения Петербурга и его пригородов. Мастером паркового пейзажа был С.Ф. Щедрин (1745—1804). Он наиболее полно воплотил классицистические принципы в пейзажах Гатчины, Павловска, Петергофа. Большое распространение в XVIII веке получил городской пейзаж. Наиболее характерным его представителем был Ф.Я. Алексеев (1753/54—1824), прославившийся как художник видов Москвы, Воронежа, Херсона, но прежде всего перспектив Петербурга. Некоторое развитие получил бытовой жанр. В Академии художеств существовал специальный «класс домашних упражнений». Согласно эстетике классицизма, с ее строгой нормативностью, Академия сводила бытовую живопись к изображению незначительных, хотя и не лишенных «приятности» предметов. Ранним произведением жанровой живописи считается картина И. Фирсова «Юный живописец» (втор. пол. 1760-х гг.). Подлинным зачинателем бытового крестьянского жанра в русской живописи стал М. Шибанов.

С открытием Академии художеств, где рисунку в процессе обучения уделялось большое внимание, русская графика поднимается на новую ступень развития. Об этом свидетельствуют, в частности, рисунки натурщиков, созданные А.П. Лосенко, и его наброски для исторических картин. Высокая графическая культура была присуща в конце XVIII века всем выдающимся мастерам русского искусства. Примером могут служить рисунки учеников Лосенко, в частности П.И. Соколова, композиционные эскизы Г.И. Угрюмова, академические «штудии» обнаженной натуры М.И. Козловского, архитектурные проекты В.И. Баженова, пейзажные рисунки и акварели С.Ф. Щедрина и М.М. Иванова. Гравюра последней трети XVIII века отличается разнообразием техник. Особенно большое применение в это время находил офорт. К этой технике прибегали и собственно граверы и часто архитекторы. Портрет и пейзаж — основные жанры графики того времени.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.