Здавалка
Главная | Обратная связь

Тема 13. ИСКУССТВО ИТАЛИИ XVII- XVIII вв.



В обстановке политического и экономическо­го упадка, утраты самостоятельности рядом разрозненных итальянских государств, обострившихся классовых противоречий характер искусства изменяется. С усилением католической и феодальной ре­акции связано формирование стиля барокко, одним из главных центров которого становится Рим. Церковь и светские правители стремились использовать ис­кусство в своих целях. Отсюда тяготение мастеров барокко к грандиозным размерам, сложным формам, монументальной приподнято­сти, пафосу, идеализация образных решений, драматизация сюжетов, повышенная эмоциональность, гипер­боличность, преувеличение натуралистических эффектов, обилие и богатство аксессуаров и де­талей, использование сложных ракурсов, свето­вых и цветовых контрастов, призванных созда­вать обманчивое впечатление «живых картин».

В барочном синтезе искусств скульптура и живопись подчиняются архитектуре, находясь с ней в постоянном взаимодействии. Красочные росписи украшают купола, плафоны и стены, создают иллюзию необъятного пространства. Полная динамики скульптура живописна и не­отделима от архитектуры. Создатели обширных, архитектурных и декоративных ансамблей включают в их состав и природу, преобразован­ную рукой человека.

Одним из создателей стиля барокко был Л. Бернини. Его крупнейшая архитектурная работа — окончание многолетнего строительства со­бора св. Петра в Риме и оформление площади перед ним (1656—1667). Сооруженные по его проекту два могучих крыла монументаль­ной колоннады замкнули обширное простран­ство площади. Декоративную скульп­туру Бернини уподобляет своеобразной карти­не, располагая ее то в глубоких нишах, то перед стеной, используя цветовые эффекты, достигну­тые сочетанием различных материалов: бронзы, позолоты, разноцветных мраморов.

Наряду с барочной декоративной пластикой Бернини создает ряд статуй и портретов, подчас перерастающих рамки барочного искусства. Ха­рактер его исканий ощутим в патетической статуе «Давид» (1623, Рим, галерея Боргезе). В противовес завершенному действию в статуях Донателло и Верроккьо, спокойно-уравновешенным гармо­ничным героям эпохи Возрождения, Бернини, словно развивая идею Микеланджело, изобра­жает Давида в момент схватки в неистовом по­рыве ярости, полным драматического пафоса. Тонкость жизненного наблюдения пронизы­вает позднее произведение Бернини — алтар­ную группу «Экстаз св. Терезы» (1645—1652, Рим, церковь Санта-Мария делла Виттория), послужившую образцом для многих барочных ваятелей не только в Италии, но и в других странах.

М. Караваджо(1573-1610) - основоположник реалистического направления в европейской живописи XVII в. Творчество Караваджо, не принадлежавшего к какой-либо определённой художественной школе, возникло как оппозиция господствующим направлениям в итальянском искусстве конца XVI -начала XVII вв. (маньеризму и академизму). Зрелые произведения Караваджо (1599-1606) - это монументальные полотна, обладающие исключительной драматической силой («Апостольская серия»). Подчёркнутая простонародность типажа, решительность утверждения демократических художественных идеалов в картинах Караваджо вызвали неприятие сторонников официального искусства. Дальнейшее развитие реалистических тенденций, расширение сферы охвата жизненных явлений сопровождаются углублением трагизма мироощущения Караваджо.

На рубеже XVI—XVII вв. в связи с общими культурными измене­ниями и как реакция на маньеризм складывает­ся академическое направление в живописи. Его принципы были заложены в одной из первых художественных школ Италии, в так называе­мой Болонской академии. Основателями ее были братья Карраччи, которые стремились к широкому исполь­зованию ренессансного наследия, призывая на­ряду с этим к изучению натуры. Однако натура, с их точки зрения, должна была перерабаты­ваться ;и облагораживаться в соответствии с идеалами и канонами красоты, которые они ви­дели в искусстве Высокого Возрождения. Их «Академия направленных на истинный путь» была открыта в 1585 г. и явилась прообразом других художественных академий. Наиболее талантливым из братьев Карраччи был Аннибале(1560— 1609), автор ряда алтарных образов и картин на мифологические сюжеты. Совместно с брать­ями он расписал палаццо Фарнезе в Риме (1597—1604). Академия братьев Карраччи нашла большое число приверженцев и последователей, в числе которых были Гвидо Рени (1575—1642), возгла­вивший после Карраччи болонскую школу, и Гверчино, испытавший сильное воздействие Караваджо. Принципы Академии распространились далеко за пределами Болоньи и Рима.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.