Тема 22. ИСКУССТВО РОССИИ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX в.⇐ ПредыдущаяСтр 24 из 24
Влияние русской демократической мысли благотворно сказалось на развитии изобразительного искусства. Художники-демократы поставили целью связать свое творчество с актуальными вопросами современности. В 1863 году четырнадцать воспитанников Академии художеств под воздействием демократических идей выразили протест против официального искусства и отказались писать конкурсную картину на заданные темы. Молодые художники во главе с И.Н. Крамским, ратовавшие за свободный выбор темы, оставили стены Академии. Это было небывалое коллективное выступление против обветшавших академических традиций. «Протестанты» искали новых путей искусства и, выйдя из Академии, организовали «Первую Санкт-Петербургскую артель свободных художников» — художественную коммуну, основанную под воздействием популярного романа Н.Г. Чернышевского «Что делать?». Критический реализм стал основным методом всех передовых художников второй половины XIX века. Художники-демократы продолжали путь, начатый еще П.А. Федотовым. В живописи широкое развитие получили бытовые картины обличительного характера. Показывая острые жизненные сюжеты, художники-шестидесятники стремились прежде всего к наглядности и конкретности живописного повествования, к его ясной во всех деталях разработке, способной донести до зрителя социальный смысл изображенного. Каждый из них находил свои сюжеты, говорящие об окружающем зле (В.И. Якоби — «Привал арестантов», И.М. Прянишников — «Шутники», Н.В. Неврев - «Торг», В.Б. Пукирев - «Неравный брак»). В.Г. Перов (1834—1882) — один из ведущих художников второй половины XIX века, он сыграл большую роль в организации Товарищества передвижных художественных выставок. В первое десятилетие Перова наиболее устойчивой в его искусстве была тематика, связанная с обличением духовенства. («Сельский крестный ход на пасхе» (1861), «Чаепитие в Мытищах» (1862) и «Монастырская трапезная» (1865 — 1876). К лучшим работам Перова относится и картины «Проводы покойника» (1865), «Последний кабак у заставы» (1868). Значительное место в творчестве Перова занимают портреты выдающихся представителей русской интеллигенции, созданные в 1869—1872 годах; среди них — прославленные портреты Ф. М. Достоевского и А.Н. Островского. В конце 1860-х годов стало ясно, что произведения, посвященные актуальным темам современности, необходимо сделать доступными широким кругам русского общества — за пределами Москвы и Петербурга. По инициативе ряда видных художников, Н.Н. Ге, Г.Г. Мясоедова, В.Г. Перова и других, и при деятельном участии И.Н. Крамского возникло Товарищество передвижных художественных выставок. Этой организации и принадлежит ведущая роль в последующем развитии русского демократического искусства второй половины XIX века. Передвижники ставили основной задачей отобразить современную жизнь. Проникнутые глубокой любовью к народу, полные сознания гражданского долга перед Родиной, они внесли большой вклад в отечественную и мировую художественную культуру. Борцом за передовое демократическое искусство и его национальную самобытность выступил В.В. Стасов(1824—1906). Поборник реализма, он явился первым пропагандистом и внимательным критиком искусства передвижников. Большую роль в развитии русского искусства второй половины XIX века сыграл П.П. Чистяков — крупнейший художник-педагог, профессор Академии художеств. Это был учитель и воспитатель многих выдающихся живописцев, таких различных по творческой индивидуальности, как В.И. Суриков, В.М. Васнецов, В.А. Серов, М.А. Врубель и другие. Способствовал расцвету передвижничества неутомимый собиратель русского искусства П.М. Третьяков(1832—1898). Будучи крупным предпринимателем и обладая большими средствами, он отдавал значительную их часть для приобретения произведений отечественных художников-реалистов. Роль, которую сыграл в развитии русского реалистического искусства Иван Николаевич Крамской (1837 — 1887), огромна. Он был душой Товарищества передвижных художественных выставок. Большой талант художника сочетался у него с замечательным даром теоретика искусства. В портретах Л.Н. Толстого, Ф.А. Васильева И.И. Шишкина (1880), в картинах «Христос в пустыне» (1872), «Неутешное горе» (1884), «Некрасов в период последних песен» (1878), «Неизвестная» (1888) воплотились лучшие стороны его искусства – идейность, психологизм, реализм. Важное место в творчестве передвижников занимал бытовой жанр, широко и многосторонне отражая жизнь народа, различных слоев русского общества, обличая правящие классы. Одним из выдающихся передвижников, целиком посвятивших свое творчество изображению крестьянской жизни, был В.М. Максимов (1844—1911). Среди его многочисленных картин выделяется «Приход колдуна на крестьянскую свадьбу» (1875). Много раз повторял Максимов свою популярную картину «Все в прошлом» (1885—1889), где запечатлел мир уходящего барства. Бесправие крестьян и после «освобождения» отражено в небольшом полотне «Земство обедает» (1872). Г.Г. Мясоедов (1835 — 1911), подобно многим другим передвижникам, основой композиции избрал противопоставление. Чутко откликался К.А. Савицкий (1846—1905) на актуальные вопросы русской действительности. Первым среди передвижников в картине «Ремонтные работы на железной дороге» (1874) он показал рабочих — землекопов и грузчиков. В русскую живопись вошел новый сюжет, новый герой. Видное место среди художников бытовой темы занимал В.Е. Маковский (1846—1920). Одна из лучших картин Маковского — «На бульваре» (1886—1887). По сравнению с другими его произведениями она более лаконична по композиции, живописна. Необычное зрелище предстало перед современниками в картине Н.А. Ярошенко (1846—1898) «Кочегар» (1878), где впервые был изображен русский индустриальный рабочий. В картинах «Студент» (1881) и «Курсистка» (1883) Ярошенко раскрыл духовный мир передовой русской молодежи, которая активно включалась в общественную жизнь. Ярошенко был также прекрасным портретистом. Ему принадлежат проникновенные портреты-характеристики передовых людей эпохи — Г.И. Успенского, М.Е. Салтыкова-Щедрина, И.Н. Крамского и других. Как никто другой из передвижников, чувством современности обладал И.Е.Репин (1844—1930), глубоко и многосторонне отразивший русскую жизнь. Блестящее мастерство рисунка и композиции, свежесть колорита счастливо соединялись у Репина с живым и страстным темпераментом. Конкурсную картину «Воскрешение дочери Иаира» (1871) Репин исполнил на евангельский сюжет, но он увлекся мыслью показать старую академическую тему как реальную трагедию. В 1873 году появились его «Бурлаки на Волге», в 1877 - «Протодьякон», поразительный по силе живописи и социальной характеристике образ. «Крестный ход в Курской губернии» (1880—1883) — многоликая пореформенная крестьянская Россия. «Арест пропагандиста» (1878—1892) рисует один из характерных эпизодов массового похода разночинной интеллигенции в народ. Во второй картине цикла — «Отказ от исповеди» (1879—1885) изображен народоволец, отвергающий отпущение грехов. Особой тонкости живописно-пластической трактовки сюжета Репин достигает в третьем произведении— «Не ждали» (1884 — 1888), где талант художника-психолога проявляется с исключительной силой. В те же годы расцветает талант Репина — исторического живописца. Особенно убедительно это показывает картина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» (1885). Бодростью, богатырской силой веет от другого исторического репинского полотна - «Запорожцы» (1878—1891). Репин создал многочисленные образы своих современников, писал крестьянские портреты. Глубоко показал художник мир передовых деятелей русской культуры — писателей, музыкантов, артистов, ученых. Смертельно больной М. П. Мусоргский (1881) написан Репиным за несколько дней до кончины. И здесь соединились все признаки репинского мастерства: социальная обрисовка образа, эмоциональность и точность рисунка и цвета. Портрет Л.Н. Толстого (1887) — это обобщенный образ писателя, строгий и монументальный по характеристике. Трудно забыть лицо П.А. Стрепетовой в портрете (1882), написанном Репиным с большим творческим подъемом, быстро, за один сеанс. Горячие краски, нервный мазок созвучны трагическому выражению глаз актрисы, ее тревожному, смятенному душевному состоянию. Много сделал Репин как профессор Академии художеств, передавая ученикам профессиональное мастерство, страстное отношение к жизни и искусству. Дальнейший шаг в развитии исторической живописи сделал Николай Николаевич Ге (1831 — 1894). Уже ранняя его картина «Тайная вечеря» (1863) необычна по построению, хотя и посвящена каноническому евангельскому сюжету. Содержание раскрывается как философское раздумье художника над сущностью жизни, в этом плане он продолжил поиски, начатые Александром Ивановым. В картине «Петр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе» (1871) Ге обратился к русской истории, изобразив молчаливый поединок между отцом и сыном — представителями двух эпох. Героем произведений В.И. Сурикова (1848—1916) впервые выступил русский народ. Эпический строй и многоцветный колорит произведений Сурикова неразрывно связаны с глубоким идейным содержанием. По широте замыслов и народности его образы перекликаются с музыкой М.П. Мусоргского. Замысел своего первого большого исторического полотна «Утро стрелецкой казни» (1881) Суриков определил как «торжественность последних минут». Картина перерастала рамки отдельного исторического события, касаясь существа русской истории — роли народа в великой освободительной борьбе. Следующая картина Сурикова «Меншиков в Березове» (1883) по теме тесно связана с первой, она посвящена сподвижнику Петра I, отправленному в ссылку временщиками. Исторический эпизод в картине «Боярыня Морозова» передан как большое народное событие. Творческий замысел батальной картины — «Переход Суворова через Альпы» (1899) — Суриков кратко определил: «Покорные слову полководца, идут». Патриотическая идея славы русского оружия, беззаветной храбрости русских солдат и их полководца вдохновила художника. В последние годы жизни Сурикова волновали темы, более непосредственно связанные с историческими судьбами русского народа. Он успел воплотить свои искания лишь в одном большом полотне — «Степан Разин» (1907). Крупнейшим художником, связавшим свои произведения с народным творчеством, был В.М. Васнецов (1848—1926). Первым значительным произведением его была картина «После побоища Игоря Святославича с половцами» (1880), написанная по мотивам «Слова о полку Игореве». Своеобразие искусства Васнецова раскрывается также в его самой поэтической картине «Аленушка» (1881). Итог творчества Васнецова — его большая картина «Богатыри». В творчестве В.В. Верещагина (1842—1904) заключены главнейшие достижения русского искусства в области батальной живописи. Сам Верещагин обычно называл себя не баталистом, а художником военных сцен. Действительно, в его искусстве картины сражений очень редки. Верещагин рассказывал зрителю о войне как о величайшем зле, как об огромной человеческой драме. Художника волновали не кровавые зрелища войны, не эффектные картины сражений, а великое геройство и великое страдание народа. Первая большая серия военных картин Верещагина — Туркестанская. Цикл завершает группа полотен, сюжетно связанных друг с другом и объединенных единым названием «Варвары». В первой ее части рассказывается о борьбе и трагической гибели в неравном бою русского отряда («Высматривают», «Нападают врасплох», «Окружили — преследуют»). Варварские обычаи торжествующих победителей — главный сюжетный мотив второй части («Представляют трофеи», «Торжествуют»). Заключительное звено этой серии — картина «Апофеоз войны» (1871) — резкий протест против всех захватнических войн, несущих с собой смерть и разрушение. Следующий значительный цикл картин Верещагина — Балканская серия (1878—1881). Она насчитывает более двадцати полотен и занимает центральное место в творческом наследии художника. К лучшим полотнам серии относится «После атаки. Перевязочный пункт под Плевной» (1877-1878). В 1890-е годы Верещагин создает последнюю серию картин - «1812 год». Она основана на большом документальном материале, но в художественном отношении не может идти в сравнение с упомянутыми выше произведениями. А.К. Саврасов (1830—1897) по праву считается основоположником русского лирического пейзажа. Центральное произведение, принесшее ему заслуженную славу,— «Грачи прилетели». Несколько по иному пути шло развитие искусства другого русского пейзажиста Ф.А. Васильева (1850—1873). В противоположность Саврасову Васильев всегда искал в пейзаже возвышенное романтическое начало, но при этом его искусство не уходило от реалистической правды и простоты. Одно из своих лучших его произведений — «Мокрый луг» (1872). Мастером эпического пейзажа по праву считается И.И. Шишкин. «Утро в сосновом лесу» (1889), «Корабельная роща» (1898), «Лесные дали» (1884), «В лесу графини Мордвиновой» (1891). Оставаясь верным своим темам и идеям, художник к поре своей творческой зрелости — к 1880-м годам — преодолел излишнюю описательность и сухость ранних произведений и в лучших картинах достиг гармонии обобщенного монументального образа при тщательной проработке деталей. Ценнейшая часть творческого наследия И. И. Шишкина — рисунки и офорты. Очень много нового и своеобразного внес в русскую пейзажную живопись А.И. Куинджи (1842 — 1910). Его «Березовая роща» (1879) и особенно «Ночь на Днепре» (1882) в свое время поразили современников: первая сверканием яркого солнца, вторая — почти иллюзорно показанным лунным светом. Эта иллюзорность была результатом исключительно точно выверенных отношений цвета. С 1894 по 1897 год Куинджи руководил пейзажным классом в Академии художеств. За это время он сумел создать свою пейзажную школу. Среди его многочисленных учеников и последователей ряд известных художников — Н. К. Рерих, К. Ф. Богаевский, А. А. Рылов, В. Ю. Пурвит и другие. Большую роль в развитии национального русского пейзажа сыграл В.Д. Поленов (1844 — 1927). Разносторонностью творчества он отличается от других художников-пейзажистов того времени. Он занимался исторической живописью. Наиболее известно его большое полотно «Христос и грешница» (1887). Интересовал Поленова и бытовой жанр. Велики заслуги художника в области реалистического театрально-декорационного искусства, основоположником которого он был наряду с В.М. Васнецовым. Но наибольших успехов Поленов достиг в пейзажной живописи. В картине «Московский дворик» (1878) он изобразил уголок старой Москвы. В основе искусства И.И. Левитана(1860—1900) лежит стремление передать в образах природы чувства и настроения человека. Именно это желание увидеть одухотворенную природу, вызывающую у людей мир тончайших эмоций, всегда определяло содержание его пейзажей, композицию, колорит, манеру письма. «Над вечным покоем» (1894), «Март» (1895), «Свежий ветер. Волга» (1895), «Владимирка» (1892). Во второй половине XIX века русская скульптура не получила такого широкого развития, как живопись. Как и архитектура, она в большей степени зависела от официальных вкусов. С другой стороны, ведущее в русском искусстве критическое направление было чуждо самой специфике скульптурного искусства, которому ближе положительные идеалы. Не случайно в скульптуре второй половины XIX века были живучи традиции позднего классицизма. Наиболее последовательно и ярко реалистическое направление в русской скульптуре второй половины XIX века выразилось в творчестве и воззрениях М. М. Антокольского (1843—1902). «Иван Грозный» (1871), «Смерть Сократа», 1882), «Ермак» (1891). Литература Основная 1. Всеобщая история искусств. М.; «Искусство», 1960-1970гг. 2. Ильина, Т.В. История зарубежного искусства / Т. В. Ильина. М., «Высшая школа», 2000. 3. Ильина, Т.В. История отечественного искусства. /Т. В. Ильина. М., «Высшая школа», 2000. 4. Дмитриева Н. А. Краткая история искусств / Н.А. Дмитриева , М., «АСТ-ПРЕСС»; 2000. 5. Популярная художественная энциклопедия. М.; «Изобразительное Искусство», 1980. (в 2-х книгах). Дополнительная 1. История зарубежного искусства. Под ред. М. Кузьминой и Н. Мальцевой. М.; «Искусство», 1980. 2. История русского искусства. Под ред. И. А. Бартенева и Р. И. Власовой. М.; «Изобразительное Искусство», 1987. 3. История русского и советского искусства. Под ред. Д. Сарабьянова. М., «Искусство», 1989. 4. Малая история искусств. М.;, «Изобразительное Искусство», 1980. 5. Памятники мирового искусства. М., «Изобразительное Искусство», 1970-1985 гг. 6. История искусства народов СССР. М., «Изобразительное Искусство», 1970-1980. 7. Любимов, Л. Искусство Древнего мира: / Л. Любимов. - М., «Просвещение», 1980. 8. Любимов, Л. Искусство Древней Руси: / Л. Любимов. - М., «Просвещение», 1974. 9. Любимов, Л. Искусство Западной Европы: / Л. Любимов. - М., «Просвещение», 1976.
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|