Тема 5. Личность в конфликтном взаимодействииСтр 1 из 22Следующая ⇒
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ ФГБОУ ВПО ИРКУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Линчук Т. П.
П С И Х О Л О Г И Я Учебное пособие для студентов экономического и технического направлений очной и заочной форм обучения
Издательство Иркутского государственного технического университета Иркутск, 2014 г УДК 159.9 ББК 88я73
Рецензент: Сергеева И.А., канд.биол. наук, доцент кафедры философии и социальных наук МБДОУ «Иркутский государственный университет путей сообщения» Психология: учебное пособие для студентов непсихологических направлений очной и заочной форм обучения. Составитель Т.П. Линчук. – Иркутск: Изд-во ИрГТУ, 2014. – 109 с. Целью учебного пособия является формирование у студентов системного представления о современной психологии, что имеет практическое значение, поскольку знание данной дисциплины способствует построению эффективных межличностных отношений, развитию самопознания и самоактуализации будущих профессионалов. Предназначено для подготовки студентов экономических и технических направлений очной и заочной форм обучения. Библиогр. 14. ОГЛАВЛЕНИЕ Введение…………………………………………………………………………… 5 Тема 1. Общая характеристика психологии как науки 1.1. Психология как наука, ее объект, предмет, задачи………………………… 6 Вопросы и задания для самоподготовки ………………………………………… 13 1.2. Психология в системе наук. Отрасли психологии ………………………… 13 Вопросы и задания для самоподготовки………………………………………… 15 1.3. Методы психологии (краткий обзор)………………………………………… 16 Вопросы и задания для самоподготовки …………………………………………. 20 1.4. Возникновение и развитие психики в филогенезе………………………….…20 Вопросы и задания для самоподготовки …………………………………………....23 1.5. Сознание как высшая форма психики человека…………………………….…24 Вопросы и задания для самоподготовки ……………………………………………28 1.6. Природа человеческой деятельности…………………………………………....28 Вопросы и задания для самоподготовки …………………………………………….35 Контрольная работа по теме 1………………………………………………………...36 Тема 2. Основы психологии личности 2.1. Сущностные характеристики личности (по данным отечественных психологов)…………………………………………………………………………......38 Вопросы и задания для самоподготовки ……………………………………………..43 2.2. Эмоционально-волевая сфера личности……………………………………..… 44 Вопросы и задания для самоподготовки …………………………………………….45 2.3. Психологическая структура личности……………………………………….…..45 Вопросы и задания для самоподготовки ……………………………………………..51 2.4. Теории личности……………………………………………………………….......55 Вопросы и задания для самоподготовки ……………………………………………..61 Контрольная работа по теме 2………………………………………………………...62 Тема 3. Психические познавательные процессы 3.1. Сенсорно-перцептивный уровень………………………………………………..64 Вопросы и задания для самоподготовки …………………………………………….67 3.2. Уровень представлений……………………………………………………….….67 Вопросы и задания для самоподготовки …………………………………………….70 3.3. Речемыслительный уровень …………………………………………….……70 Вопросы и задания для самоподготовки …………………………………………….74 3.4. Внимание…………………………………………………………………….…….75 Вопросы и задания для самоподготовки …………………………………………….76 3.5. Интеллект……………………………………………………………………….....76 Вопросы и задания для самоподготовки …………………………………………….78 Контрольная работа по теме 3………………………………………………….... 79 Тема4. Личность в группе 4.1. Психология малых групп и внутригруппового взаимодействия…………..… 80 Вопросы и задания для самоподготовки …………………………………………….84 4.2. Общение как социально-психологическое явление……………………………84 Вопросы и задания для самоподготовки …………………………………………….91 Контрольная работа по теме 4……………………………………………………….93 Тема 5. Личность в конфликтном взаимодействии 5.1. Общая характеристика конфликта в психологии………………………………95 Вопросы и задания для самоподготовки …………………………………………….97 5.2.Особенностиконфликтноговзаимодействия……………………………97 Вопросы и задания для самоподготовки ……………………………….101 5.3. Межличностные конфликты и их преодоление………………………………………… …. 102 Вопросы и задания для самоподготовки ……………………………… 105 Контрольная работа по теме 5………………………………………….. 105 Вопросы к зачету……………………………………………………….. 107 Библиографический список ………………………………………… 109 ВВЕДЕНИЕ
Психологическая подготовка для студентов экономических и технических направлений не является основной, профильной, а подчиняется целям профессионального образования студентов. Если рассматривать Федеральные государственные образовательные стандарты по этим направлениям, указанные в них общекультурные и профессиональные компетенции, то можно сделать вывод о том, что психологическая подготовка – часть общей подготовки будущих экономистов и инженеров. Для создания целостного представления о человеке в рамках такой подготовки необходимо учитывать межпредметные связи. Именно психология интегрирует все знания о человеке, поэтому учебная дисциплина «Психология» рассматривается в данном пособии как составляющая профессионального образования, общекультурной подготовки и личностного развития. Любая работа, в технической, экономической или гуманитарной сфере практически всегда происходит в контакте с людьми: человек осуществляет профессиональную деятельность совместно с коллегами, под чьим-то руководством, либо руководя другими. Кроме того, любой из нас является еще и членом семьи, другом, соседом… И каждый - индивидуальность со своими личностными качествами, типом мышления, исповедующий свои ценности, ставящий перед собой цели и ориентирующийся на те или иные отношения с другими людьми, на самостоятельно определяемые перспективы, требующий чего-то от себя и тем самым предъявляя себя людям своими поступками, словами, внешностью. Исходя из этого к целям и задачам курса по психологии можно отнести следующее: становление психологической культуры у студентов, удовлетворение у них потребности в самопознании, в осознании собственной системы ценностей, подхода к преодолению жизненных противоречий, помощь в позитивного отношения к себе, к другим людям. Очевидно, что психологическая подготовка студентов будет иметь различие в зависимости от направления их будущей профессиональной деятельности. Так, менеджеру необходимы знания психологии управления, инженеру – инженерной психологии. Однако основы построения и реализации специального психологического образования будут общими. Данное пособие направлено на развитие психологической культуры будущих профессионалов, а именно: 1) формирование у них системы научных знаний о психологии как области науки и практики, о психике и ее проявлениях, развитие когнитивных способностей, расширение кругозора, в т.ч. и для профессиональной ориентации; 2) психологической компетентности – использовании психологических знаний в решении жизненных проблем; 3) понимание студентами личностно значимых и личностно ценных убеждений, позиций, стремлений, отношений, взаимоотношений с окружающим миром – миром природы, вещей, идей, людей; 4) развитию рефлексии – отслеживанию целей, процесса, результатов своей деятельности, осознанию себя как изменяющейся личности, субъекта деятельности и социальных отношений. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|