Здавалка
Главная | Обратная связь

Тема 5. Личность в конфликтном взаимодействии



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

ФГБОУ ВПО

ИРКУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

 

Линчук Т. П.

 

 

П С И Х О Л О Г И Я

Учебное пособие для студентов экономического и технического направлений очной и заочной форм обучения

 

 

Издательство

Иркутского государственного технического университета

Иркутск, 2014 г

УДК 159.9

ББК 88я73

 

Рецензент: Сергеева И.А., канд.биол. наук, доцент кафедры философии и социальных наук МБДОУ «Иркутский государственный университет путей сообщения»

Психология: учебное пособие для студентов непсихологических направлений очной и заочной форм обучения.

Составитель Т.П. Линчук. – Иркутск: Изд-во ИрГТУ, 2014. – 109 с.

Целью учебного пособия является формирование у студентов системного представления о современной психологии, что имеет практическое значение, поскольку знание данной дисциплины способствует построению эффективных межличностных отношений, развитию самопознания и самоактуализации будущих профессионалов.

Предназначено для подготовки студентов экономических и технических направлений очной и заочной форм обучения.

Библиогр. 14.

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение…………………………………………………………………………… 5

Тема 1. Общая характеристика психологии как науки

1.1. Психология как наука, ее объект, предмет, задачи………………………… 6

Вопросы и задания для самоподготовки ………………………………………… 13

1.2. Психология в системе наук. Отрасли психологии ………………………… 13

Вопросы и задания для самоподготовки………………………………………… 15

1.3. Методы психологии (краткий обзор)………………………………………… 16

Вопросы и задания для самоподготовки …………………………………………. 20

1.4. Возникновение и развитие психики в филогенезе………………………….…20

Вопросы и задания для самоподготовки …………………………………………....23

1.5. Сознание как высшая форма психики человека…………………………….…24

Вопросы и задания для самоподготовки ……………………………………………28

1.6. Природа человеческой деятельности…………………………………………....28

Вопросы и задания для самоподготовки …………………………………………….35

Контрольная работа по теме 1………………………………………………………...36

Тема 2. Основы психологии личности

2.1. Сущностные характеристики личности (по данным отечественных

психологов)…………………………………………………………………………......38

Вопросы и задания для самоподготовки ……………………………………………..43

2.2. Эмоционально-волевая сфера личности……………………………………..… 44

Вопросы и задания для самоподготовки …………………………………………….45

2.3. Психологическая структура личности……………………………………….…..45

Вопросы и задания для самоподготовки ……………………………………………..51

2.4. Теории личности……………………………………………………………….......55

Вопросы и задания для самоподготовки ……………………………………………..61

Контрольная работа по теме 2………………………………………………………...62

Тема 3. Психические познавательные процессы

3.1. Сенсорно-перцептивный уровень………………………………………………..64

Вопросы и задания для самоподготовки …………………………………………….67

3.2. Уровень представлений……………………………………………………….….67

Вопросы и задания для самоподготовки …………………………………………….70

3.3. Речемыслительный уровень …………………………………………….……70

Вопросы и задания для самоподготовки …………………………………………….74

3.4. Внимание…………………………………………………………………….…….75

Вопросы и задания для самоподготовки …………………………………………….76

3.5. Интеллект……………………………………………………………………….....76

Вопросы и задания для самоподготовки …………………………………………….78

Контрольная работа по теме 3………………………………………………….... 79

Тема4. Личность в группе

4.1. Психология малых групп и внутригруппового взаимодействия…………..… 80

Вопросы и задания для самоподготовки …………………………………………….84

4.2. Общение как социально-психологическое явление……………………………84

Вопросы и задания для самоподготовки …………………………………………….91

Контрольная работа по теме 4……………………………………………………….93

Тема 5. Личность в конфликтном взаимодействии

5.1. Общая характеристика конфликта в психологии………………………………95

Вопросы и задания для самоподготовки …………………………………………….97

5.2.Особенностиконфликтноговзаимодействия……………………………97

Вопросы и задания для самоподготовки ……………………………….101

5.3. Межличностные конфликты и их преодоление………………………………………… …. 102

Вопросы и задания для самоподготовки ……………………………… 105

Контрольная работа по теме 5………………………………………….. 105

Вопросы к зачету……………………………………………………….. 107

Библиографический список ………………………………………… 109

ВВЕДЕНИЕ

 

Психологическая подготовка для студентов экономических и технических направлений не является основной, профильной, а подчиняется целям профессионального образования студентов. Если рассматривать Федеральные государственные образовательные стандарты по этим направлениям, указанные в них общекультурные и профессиональные компетенции, то можно сделать вывод о том, что психологическая подготовка – часть общей подготовки будущих экономистов и инженеров.

Для создания целостного представления о человеке в рамках такой подготовки необходимо учитывать межпредметные связи. Именно психология интегрирует все знания о человеке, поэтому учебная дисциплина «Психология» рассматривается в данном пособии как составляющая профессионального образования, общекультурной подготовки и личностного развития.

Любая работа, в технической, экономической или гуманитарной сфере практически всегда происходит в контакте с людьми: человек осуществляет профессиональную деятельность совместно с коллегами, под чьим-то руководством, либо руководя другими. Кроме того, любой из нас является еще и членом семьи, другом, соседом… И каждый - индивидуальность со своими личностными качествами, типом мышления, исповедующий свои ценности, ставящий перед собой цели и ориентирующийся на те или иные отношения с другими людьми, на самостоятельно определяемые перспективы, требующий чего-то от себя и тем самым предъявляя себя людям своими поступками, словами, внешностью. Исходя из этого к целям и задачам курса по психологии можно отнести следующее: становление психологической культуры у студентов, удовлетворение у них потребности в самопознании, в осознании собственной системы ценностей, подхода к преодолению жизненных противоречий, помощь в позитивного отношения к себе, к другим людям.

Очевидно, что психологическая подготовка студентов будет иметь различие в зависимости от направления их будущей профессиональной деятельности. Так, менеджеру необходимы знания психологии управления, инженеру – инженерной психологии. Однако основы построения и реализации специального психологического образования будут общими. Данное пособие направлено на развитие психологической культуры будущих профессионалов, а именно: 1) формирование у них системы научных знаний о психологии как области науки и практики, о психике и ее проявлениях, развитие когнитивных способностей, расширение кругозора, в т.ч. и для профессиональной ориентации; 2) психологической компетентности – использовании психологических знаний в решении жизненных проблем; 3) понимание студентами личностно значимых и личностно ценных убеждений, позиций, стремлений, отношений, взаимоотношений с окружающим миром – миром природы, вещей, идей, людей; 4) развитию рефлексии – отслеживанию целей, процесса, результатов своей деятельности, осознанию себя как изменяющейся личности, субъекта деятельности и социальных отношений.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.