Диагностика парциальной направленности личности учителя
Назначение. В данной методике заложена идея оценки и сравнения работников образования в зависимости от их ведущей направленности.
Инструкция. В предложенном опроснике перечислены свойства, которые могут быть присущи вам в большей или меньшей степени. При этом соответственно, возможны два варианта ответов: а) верно, описываемое свойство типично для моего поведения или присуще мне в большей степени; б) неверно, данное свойство не типично или присуще мне в незначительной степени. Прочитав утверждение, укажите один из вариантов ответа в буквенной форме рядом с номером вопроса.
Опросник 1. Я бы вполне мог жить один, вдали от людей, 2. Я часто побеждаю других своей самоуверенностью. 3. Твердые знания по моему предмету могут существенно облегчить жизнь человека. 4. Люди должны больше, чем сейчас, придерживаться законов морали. 5. Я внимательно читаю каждую книгу, прежде чем вернуть ее в библиотеку. 6. Мой идеал рабочей обстановки - тихая комната с рабочим столом. 7. Люди говорят, что мне нравится делать все своим оригинальным способом. 8. Среди моих идеалов видное место занимают личности ученых, внесших большой вклад в мой предмет. 9. Окружающие считают, что на грубость я просто не способен. 10. Я всегда внимательно слежу за тем, как я одет. 11. Бывает, что все утро я ни с кем не хочу разговаривать. 12. Мне важно, чтобы во всем, что меня окружает, не было беспорядка. 13. Большинство моих друзей - люди, интересы которых лежат в сфере моей профессии. 14. Я подолгу анализирую свое поведение. 15. Дома я веду себя за столом так же, как в ресторане. 16. В компании я предоставляю другим возможность шутить и рассказывать всякие истории. 17. Меня раздражают люди, которые не могут быстро принимать решения, 18. Если у меня есть немного свободного времени, то я предпочитаю почитать что-нибудь по моей дисциплине. 19. Мне неудобно дурачиться в компании, даже если другие это делают. 20. Иногда я люблю позлословить об отсутствующих. 21. Мне очень нравится приглашать гостей и развлекать их. 22. Я редко выступаю вразрез с мнением коллектива. 23. Мне больше нравятся люди, хорошо знающие свою профессию, независимо от их личностных особенностей. 24.Я не могу быть равнодушным к проблемам других. 25. Я всегда охотно признаю свои ошибки. 26. Худшее наказание для меня - быть закрытым в одиночестве. 27. Усилия, затраченные на составление планов, не стоят этого. 28. В школьные годы я пополнял свои знания, читая специальную литературу. 29. Я не осуждаю человека за обман тех, кто позволяет себя обманывать. 30. У меня не возникает внутреннего протеста, когда меня просят оказать услугу. 31. Вероятно, некоторые люди считают, что я слишком много говорю. 32. Я избегаю общественной работы и связанной с этим ответственности. 33. Наука - это то, что больше всего интересует меня в жизни. 34. Окружающие считают мою семью интеллигентной. 35. Перед длительной поездкой я всегда тщательно продумываю, что с собой взять. 36. Я живу сегодняшним днем в большей степени, чем другие люди. 37. Если есть выбор, то я предпочитаю организовать внеклассное мероприятие, чем рассказывать ученикам что-нибудь по предмету. 38. Основная задача учителя - передать ученику знания по предмету. 39. Я люблю читать книги и статьи на темы нравственности, морали, этики. 40. Иногда меня раздражают люди, которые обращаются ко мне с вопросами. 41. Большинство людей, с которыми я бываю в компании, несомненно, рады меня видеть. 42. Думаю, мне понравилась бы работа, связанная с ответственной административно-хозяйственной деятельностью. 43. Я вряд ли расстроюсь, если придется провести свой отпуск, обучаясь на курсах повышения квалификации. 44. Моя любезность часто не нравится другим людям. 45. Были случаи, когда я завидовал удаче других. 46. Если мне кто-нибудь нагрубит, то я могу быстро забыть об этом. 47. Как правило, окружающие прислушиваются к моим предложениям. 48. Если бы мне удалось перенестись в будущее на короткое время, то я в первую очередь; набрал бы книг по моему предмету. 49. Я проявляю активное участие в судьбе других. 50. Я никогда с улыбкой не говорил неприятных вещей.
Обработка и интерпретация результатов Для обработки результатов опроса необходимо использовать ключ ответов, который сравнивается с ответами испытуемого, каждый ответ оценивается по двухбалльной шкале: • ответ, совпадающий с ключом, оценивается в 1 балл; • ответ, не совпадающий с ключом, приравнивается к 0. Каждый личностный параметр оценивается через суммирование оценок по группе вопросов. Суммарная оценка по фактору не превышает 10 баллов. Зона нормы находится в пределах 3-7 баллов. Обработку результатов обычно начинают со шкалы мотивации одобрения, так как в том случае, если ответ выходит за рамки нормы по этому фактору, следует признать, что испытуемый стремился исказить результаты и они не подлежат дальнейшей интерпретации. Ключ
Каждая из форм профессиональной направленности считается недостаточно развитой, если по данной шкале получено менее 3 баллов, и ярко выраженной, если количество баллов более 7. Для большей наглядности полученные результаты целесообразно выразить в виде диаграммы. Выраженность одного фактора свидетельствует о мононаправленности личности учителя, а выраженность нескольких факторов может интерпретироваться как результат полинаправленности.
Литература 1. БатаршевА. В. Психология индивидуальных различий. - М.,2001. 2. Введение в практическую социальную психологию/Под ред. Ю. М. Жукова, Л. А. Петровского, 0. В. Соловей.- М-, 1996. 3. Диагностика социально-психологических характеристик малых групп с внешним статусом. Учебное пособие /Под ред. С. А. Багрецова.- СПб., 1999. 4 Ильин Е. П. Мотивация и мотивы. - СПб., 2000. 5. Козлов В. В. Социальная работа с кризисной личностью. Методическое пособие. - Ярославль, 1999. 6. Максимов С. В., Лебедев Ю. А. Диагностика и развитие творческой личности педагога в общении. - Ставрополь, 1994. 7. Новиков В. В., Забродин Ю. М. Психология управления организацией. - М.,1992. 8. Ратанова Т. А., Шляхта Н. Ф. Психодиагностические методы изучения личности. - М., 2000. 9. Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога в образовании.- М.,1995. Ю. Социально-психологический диагностико-коррекционный инструментарий. Практикум/ Под ред. С. А. Беличевой. - М., 1999. 11. Фетискин Н. П. Практическая психодиагностика личности. - Кострома, 1995. 12. Шевандрин Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности. - М., 1998
Глава 3. Психодиагностика коммуникативной компетентности
Раздел 1
Диагностика коммуникативных потенциалов личности и группы
3.1.1. Психологическая сущность коммуникативной компетентности и методики ее диагностики 3 3.1.2. Диагностика коммуникативного контроля {М. Шнайдер) 3 3.1.3. Диагностикакоммуникативно-характерологических особенностей личности (Л. И.Уманский, И. А. Френкель, А, Н. Лутошкин, А. С. Чернышев и др.) 4 3.1.4. Исследование коммуникативно-характерологических тенденций (Т. Лири) 7 3.1.5. Диагностика потенциала коммуникативной импульсивности (В. А. Лосенков) 11 3.1.6. Определение интегральных форм коммуникативной агрессивности (В. В.Бойко) 14 3.1.7. Диагностика доминирующей эмоциональной модальности у педагогов (Л. А. Рабинович в модификации Т. Г. Сырицо) 16 3.1.8. Экспресс-диагностика уровня личностной фрустрации (В. В. Бойко) 19
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|