Здавалка
Главная | Обратная связь

Диагностика парциальной направленности личности учителя



 

Назначение. В данной методике заложена идея оценки и сравнения работников образования в зависимости от их ведущей направленности.

 

Инструкция. В предложенном опроснике перечислены свойства, которые могут быть присущи вам в большей или меньшей степени. При этом соответственно, возможны два варианта ответов:

а) верно, описываемое свойство типично для моего поведения или присуще мне в большей степени;

б) неверно, данное свойство не типично или присуще мне в незначительной степени.

Прочитав утверждение, укажите один из вариантов ответа в буквенной форме рядом с номером вопроса.

 

Опросник

1. Я бы вполне мог жить один, вдали от людей,

2. Я часто побеждаю других своей самоуверенностью.

3. Твердые знания по моему предмету могут существенно облегчить жизнь человека.

4. Люди должны больше, чем сейчас, придерживаться законов морали.

5. Я внимательно читаю каждую книгу, прежде чем вернуть ее в библиотеку.

6. Мой идеал рабочей обстановки - тихая комната с рабочим столом.

7. Люди говорят, что мне нравится делать все своим оригинальным способом.

8. Среди моих идеалов видное место занимают личности ученых, внесших большой вклад в мой предмет.

9. Окружающие считают, что на грубость я просто не способен.

10. Я всегда внимательно слежу за тем, как я одет.

11. Бывает, что все утро я ни с кем не хочу разговаривать.

12. Мне важно, чтобы во всем, что меня окружает, не было беспорядка.

13. Большинство моих друзей - люди, интересы которых лежат в сфере моей профессии.

14. Я подолгу анализирую свое поведение.

15. Дома я веду себя за столом так же, как в ресторане.

16. В компании я предоставляю другим возможность шутить и рассказывать всякие истории.

17. Меня раздражают люди, которые не могут быстро принимать решения,

18. Если у меня есть немного свободного времени, то я предпочитаю почитать что-нибудь по моей дисциплине.

19. Мне неудобно дурачиться в компании, даже если другие это делают.

20. Иногда я люблю позлословить об отсутствующих.

21. Мне очень нравится приглашать гостей и развлекать их.

22. Я редко выступаю вразрез с мнением коллектива.

23. Мне больше нравятся люди, хорошо знающие свою профессию, независимо от их личностных особенностей.

24.Я не могу быть равнодушным к проблемам других.

25. Я всегда охотно признаю свои ошибки.

26. Худшее наказание для меня - быть закрытым в одиночестве.

27. Усилия, затраченные на составление планов, не стоят этого.

28. В школьные годы я пополнял свои знания, читая специальную литературу.

29. Я не осуждаю человека за обман тех, кто позволяет себя обманывать.

30. У меня не возникает внутреннего протеста, когда меня просят оказать услугу.

31. Вероятно, некоторые люди считают, что я слишком много говорю.

32. Я избегаю общественной работы и связанной с этим ответственности.

33. Наука - это то, что больше всего интересует меня в жизни.

34. Окружающие считают мою семью интеллигентной.

35. Перед длительной поездкой я всегда тщательно продумываю, что с собой взять.

36. Я живу сегодняшним днем в большей степени, чем другие люди.

37. Если есть выбор, то я предпочитаю организовать внеклассное мероприятие, чем рассказывать ученикам что-нибудь по предмету.

38. Основная задача учителя - передать ученику знания по предмету.

39. Я люблю читать книги и статьи на темы нравственности, морали, этики.

40. Иногда меня раздражают люди, которые обращаются ко мне с вопросами.

41. Большинство людей, с которыми я бываю в компании, несомненно, рады меня видеть.

42. Думаю, мне понравилась бы работа, связанная с ответственной административно-хозяйственной деятельностью.

43. Я вряд ли расстроюсь, если придется провести свой отпуск, обучаясь на курсах повышения квалификации.

44. Моя любезность часто не нравится другим людям.

45. Были случаи, когда я завидовал удаче других.

46. Если мне кто-нибудь нагрубит, то я могу быстро забыть об этом.

47. Как правило, окружающие прислушиваются к моим предложениям.

48. Если бы мне удалось перенестись в будущее на короткое время, то я в первую очередь; набрал бы книг по моему предмету.

49. Я проявляю активное участие в судьбе других.

50. Я никогда с улыбкой не говорил неприятных вещей.

 

Обработка и интерпретация результатов

Для обработки результатов опроса необходимо использовать ключ ответов, который сравнивается с ответами испытуемого, каждый ответ оценивается по двухбалльной шкале:

• ответ, совпадающий с ключом, оценивается в 1 балл;

• ответ, не совпадающий с ключом, приравнивается к 0.

Каждый личностный параметр оценивается через суммирование оценок по группе вопросов. Суммарная оценка по фактору не превышает 10 баллов. Зона нормы находится в пределах 3-7 баллов.

Обработку результатов обычно начинают со шкалы мотивации одобрения, так как в том случае, если ответ выходит за рамки нормы по этому фактору, следует признать, что испытуемый стремился исказить результаты и они не подлежат дальнейшей интерпретации.

Ключ

 

Общительность 1б, 6б, 11б, 16б, 21а, 26а, 31а, З6а, 41а, 45а, 2а, 7а, 12а, 17а, 22б,27б
Организованность 32б, 37а, 42а, 47а, За, 8а, 13а, 18а, 23а, 28а, 33а, 38а
Направленность на предмет 43а, 48а, 4а, 9а, 14а, 19а, 24а, 29б  
Интеллигентность 34а, 39а, 44а, 49а
Мотивация одобрения 5а, 10а, 15а, 20б, 25а, 30а, 35а, 40б, 45б, 50а

Каждая из форм профессиональной направленности считается недостаточно развитой, если по данной шкале получено менее 3 баллов, и ярко выраженной, если количество баллов более 7. Для большей наглядности полученные результаты целесообразно выразить в виде диаграммы. Выраженность одного фактора свидетельствует о мононаправленности личности учителя, а выраженность нескольких факторов может интерпретироваться как результат полинаправленности.

 

Литература

1. БатаршевА. В. Психология индивидуальных различий. - М.,2001.

2. Введение в практическую социальную психологию/Под ред. Ю. М. Жукова, Л. А. Петровского, 0. В. Соловей.- М-, 1996.

3. Диагностика социально-психологических характеристик малых групп с внешним статусом. Учебное пособие /Под ред. С. А. Багрецова.- СПб., 1999.

4 Ильин Е. П. Мотивация и мотивы. - СПб., 2000.

5. Козлов В. В. Социальная работа с кризисной личностью. Методическое пособие. - Ярославль, 1999.

6. Максимов С. В., Лебедев Ю. А. Диагностика и развитие творческой личности педагога в общении. - Ставрополь, 1994.

7. Новиков В. В., Забродин Ю. М. Психология управления организацией. - М.,1992.

8. Ратанова Т. А., Шляхта Н. Ф. Психодиагностические методы изучения личности. - М., 2000.

9. Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога в образовании.- М.,1995. Ю. Социально-психологический диагностико-коррекционный инструментарий. Практикум/ Под ред. С. А. Беличевой. - М., 1999.

11. Фетискин Н. П. Практическая психодиагностика личности. - Кострома, 1995.

12. Шевандрин Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности. - М., 1998

 

Глава 3. Психодиагностика

коммуникативной компетентности

 

Раздел 1

 

Диагностика коммуникативных потенциалов личности и группы

 

 

3.1.1. Психологическая сущность коммуникативной компетентности и методики ее диагностики 3

3.1.2. Диагностика коммуникативного контроля {М. Шнайдер) 3

3.1.3. Диагностикакоммуникативно-характерологических особенностей личности (Л. И.Уманский, И. А. Френкель, А, Н. Лутошкин, А. С. Чернышев и др.) 4

3.1.4. Исследование коммуникативно-характерологических тенденций (Т. Лири) 7

3.1.5. Диагностика потенциала коммуникативной импульсивности (В. А. Лосенков) 11

3.1.6. Определение интегральных форм коммуникативной агрессивности (В. В.Бойко) 14

3.1.7. Диагностика доминирующей эмоциональной модальности у педагогов (Л. А. Рабинович в модификации Т. Г. Сырицо) 16

3.1.8. Экспресс-диагностика уровня личностной фрустрации (В. В. Бойко) 19

 

 

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.