Здавалка
Главная | Обратная связь

Психологическая сущность коммуникативной компетентности и методики ее диагностики



Коммуникативная компетентность (КК), по мнению Н. Н. Обозова, в своей основе может быть определена в двух аспектах: как ориентированность личности в различных ситуациях общения, основанная на знаниях и чувственном опыте, и как способность эффективно взаимодействовать с окружающими благодаря пониманию себя и других при постоянном видоизменении психических состояний, межличностных отношений и условий социальной среды. КК нельзя считать константной личностной характеристикой и представлять ее как замкнутый индивидуальный опыт. КК возрастает по мере освоения личностью культурных, социально-нравственных эталонов и закономерностей социальной жизни в ее развитии и поливариативном изменении.

В этой связи исследование КК может осуществляться по следующим направлениям. Определение коммуникативных потенциалов личности и обобщенных показателей малой группы. Диагностика потенциалов КК в этом аспекте может осуществляться с помощью следующих методик: определение коммуникативно-характерологических особенностей личности, коммуникативной социальной компетентности, коммуникативной толерантности, психической устойчивости в межличностных отношениях, низкой импульсивности, агрессивности, конфликтности и др.

Диагностика степени развития социально ценных коммуникативных качеств и опыта. Эмпатия, принятие других, доброжелательность и др.

Оценка сформированности коммуникативного контроля на различных стадиях общения: установлении контакта, личностной ориентации, решении проблемы и выходе из контакта.

Определение стратегий конструктивности - деструктивности поведения в конфликтно-стрессовых ситуациях.

Диагностика коммуникативной эффективности в различных видах деятельности

личности и группы.

 

3.1.2. Диагностика коммуникативного контроля {М. Шнайдер)

 

Назначение. Методика предназначена для изучения уровня коммуникативного контроля. Согласно М. Шнайдеру, люди с высоким коммуникативным контролем постоянно следят за собой, хорошо осведомлены, где и как себя вести. Управляют своими эмоциональными проявлениями. Вместе с тем они испытывают значительные трудности в спонтанности самовыражения, не любят непрогнозируемых ситуаций. Люди с низким коммуникативным контролем непосредственны и открыты, но могут восприниматься окружающими как излишне прямолинейные и навязчивые.

 

Инструкция. Внимательно прочитайте 10 высказываний, отражающих реакции на некоторые ситуации общения. Каждое из них оцените как верное (В) или неверное (Н) применительно к себе, поставив рядом с каждым пунктом соответствующую букву.

 

Опросник

1 Мне кажется трудным подражать другим людям.

2 Я смог бы свалять дурака, чтобы привлечь внимание окружающих.

3 Из меня мог бы выйти неплохой актер.

4 Другим людям иногда кажется, что мои переживания более глубоки, чем это есть на самом деле.

5 В компании я редко оказываюсь в центре внимания.

6 В различных ситуациях в общении с другими людьми я часто веду себя по-разному.

7 Я могу отстаивать только то, в чем искренне убежден.

8 Чтобы преуспеть в делах и в отношениях с людьми, я часто бываю именно таким, каким меня ожидают видеть.

9 Я могу быть дружелюбным с людьми, которых не выношу.

10 Я не всегда такой, каким кажусь.

 

Обработка и интерпретация

По 1 баллу начисляется на ответ «Н» на вопросы 1, 5,7 и за ответ «В» на все остальные вопросы. Подсчитывается сумма баллов.

0-3 балла - низкий коммуникативный контроль; высокая импульсивность в общении, открытость, раскованность, поведение мало подвержено изменениям в зависимости от ситуации общения и не всегда соотносится с поведением других людей.

4-6 баллов - средний коммуникативный контроль; в общении непосредственен, искренне относится к другим. Но сдержан в эмоциональных проявлениях, соотносит свои реакции с поведением окружающих людей.

7-10 баллов- высокий коммуникативный контроль; постоянно следит за собой, управляет выражением своих эмоций.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.