Невербальная диагностика эмоциональных состояний (А. О. Прохоров)
Назначение. Для изучения эмоционального состояния можно использовать цветорисусночный тест диагностики психических состояний младших школьников. В рисунках и цвете учащиеся могут выразить то, что им трудно сказать словами в силу недостаточного развития, самосознания, рефлексии и способности к идентификации. Кроме того, вследствие привлекательности и естественности задания эта методика способствует установлению хорошего эмоционального контакта, снимает напряжение, возникающее в ситуации обследования.
Необходимый материал. Для работы необходимо иметь лист белой бумаги и цветные карандаши: красный, синий, зеленый, черный, коричневый, оранжевый, голубой, розовый. На листе бумаги с левой стороны должен быть нарисован квадрат размером 50 х 50 мм. (правая сторона будет предназначена для рисунка),
Инструкция 1. Ребята! Перед каждым из вас лежит листок бумаги и цветные карандаши. На листе бумаги с левой стороны нарисован квадрат. Сейчас вам надо в этом квадрате; цветным карандашом изобразить ваше состояние, то есть то, что вы в данный момент испытываете. Если ваше состояние нельзя нарисовать одним цветом, то разделите квадрат на несколько частей и закрасьте его карандашами разных цветов. При этом рекомендуется показать мелом на доске, как можно разделить квадрат (одной диагональю, двумя диагоналями, горизонтальной линией, двумя перпендикулярами на четыре части, горизонтально и перпендикулярно к ней на три части и т. д.) После того, как школьники справятся с заданием, экспериментатор дает Инструкцию 2. Ребята! Сейчас каждый из вас изобразил свое состояние цветом, а теперь подумайте, на что похоже ваше состояние, в виде какого образа вы могли бы его представить и нарисовать., Это могут быть и окружающие вас предметы (парта, доска, наш класс), а могут быть и предметы, которых здесь нет, но на которые похоже ваше состояние. Например, цветок, мяч, солнце, дождь и т. д. Если вы затрудняетесь нарисовать свое состояние одним предметом или образом, то нарисуйте целую композицию (рисунок). Рисовать нужно на правой стороне листа. Время для проверки теста не должно ограничиваться.
Ключ к обработке результатов
В таблице представлены не все, а только основные психические состояния школьников, отмеченные как наиболее часто встречающиеся. При обработке результатов нужно также учитывать особенности изображения. Наличие сильной штриховки, маленькие размеры рисунка часто свидетельствуют о неблагоприятном физическом состоянии ребенка, напряженности, скованности и т. п., тогда как большие размеры говорят об обратном. Пользуясь данной методикой, педагог должен помнить, что динамическая структура психического состояния может не иметь «монохарактеристики», так как динамическое значение на какое-то время может приобрести не один, а несколько компонентов психики.
Литература 1. Барабанщиков В. А. Восприятие и событие. - СПб., 2002. 2. Гибсон Г. Экологический подход к зрительному восприятию. - М., 1988. 3. Гительмахер Р. Б. Социально-перцептивные процессы в управлении. - Иваново, 1992. 4. Козлов В. В. Социальная работа с кризисной личностью. Методическое пособие. - Ярославль, 1999. 5. Ладанов И. Д. Практический менеджмент. - М., 1985. 6. Логвиненко А. Д. Психология восприятия. - М., 1987. 7. Митина Л. М., Асмаковец Е. С. Эмоциональная гибкость учителя. Психологическое содержание, диагностика, коррекция. - М., 2001. 8. Трусов В. П. Психология межличностного влияния и оценивания. - Л., 1984. 9. Шкуратова И. П. Когнитивный стиль и общение. - Ростов-на-Дону, 1994.
Глава 6. Психодиагностика управленческих потенциалов и стилей руководства
Раздел 1
Диагностика личностно-деятельностных потенциалов руководителя
6.1.1. Основные подходы к исследованию управленческих способностей и стилей руководства 3 6.1.2. Диагностика ситуативно-личностных ориентации руководителя. 5 6.1.3. Экспресс-оценка управленческого потенциала руководителя. 6 6.1.4. Диагностика коммуникативных и организаторских склонностей (КОС-2) 7 6.1.5. Психологическая оценка организаторских способностей личности в рамках организуемой группы (Л.И.Уманский, А.Н.Лутошкин, А.С.Чернышев, Н.П.Фетискин) 10 6.1.6. Диагностика управленческих ориентации (Т. Санталайнен) 15 6.1.7. Экспресс-диагностика организаторских способностей. 16 6.1.8. Диагностика стилей педагогического общения. 17 6.1.9. Диагностика манипулятивного отношения (по шкале Банта) 18
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|