Здавалка
Главная | Обратная связь

Невербальная диагностика эмоциональных состояний (А. О. Прохоров)



 

Назначение. Для изучения эмоционального состояния можно использовать цветорисусночный тест диагностики психических состояний младших школьников. В рисунках и цвете учащиеся могут выразить то, что им трудно сказать словами в силу недостаточного развития, самосознания, рефлексии и способности к идентификации. Кроме того, вследствие привлекательности и естественности задания эта методика способствует установлению хорошего эмоционального контакта, снимает напряжение, возникающее в ситуации обследования.

 

Необходимый материал. Для работы необходимо иметь лист белой бумаги и цветные карандаши: красный, синий, зеленый, черный, коричневый, оранжевый, голубой, розовый. На листе бумаги с левой стороны должен быть нарисован квадрат размером 50 х 50 мм. (правая сторона будет предназначена для рисунка),

 

Инструкция 1. Ребята! Перед каждым из вас лежит листок бумаги и цветные карандаши. На листе бумаги с левой стороны нарисован квадрат. Сейчас вам надо в этом квадрате; цветным карандашом изобразить ваше состояние, то есть то, что вы в данный момент испытываете. Если ваше состояние нельзя нарисовать одним цветом, то разделите квадрат на несколько частей и закрасьте его карандашами разных цветов. При этом рекомендуется показать мелом на доске, как можно разделить квадрат (одной диагональю, двумя диагоналями, горизонтальной линией, двумя перпендикулярами на четыре части, горизонтально и перпендикулярно к ней на три части и т. д.)

После того, как школьники справятся с заданием, экспериментатор дает Инструкцию 2.

Ребята! Сейчас каждый из вас изобразил свое состояние цветом, а теперь подумайте, на что похоже ваше состояние, в виде какого образа вы могли бы его представить и нарисовать., Это могут быть и окружающие вас предметы (парта, доска, наш класс), а могут быть и предметы, которых здесь нет, но на которые похоже ваше состояние. Например, цветок, мяч, солнце, дождь и т. д. Если вы затрудняетесь нарисовать свое состояние одним предметом или образом, то нарисуйте целую композицию (рисунок). Рисовать нужно на правой стороне листа.

Время для проверки теста не должно ограничиваться.

 

Ключ к обработке результатов

 

Цвет (в квадрате) Рисунок Состояние
Красный Тетрадь Парта Класс Доска и другие школьные атрибуты Активность (активация)
Красный, сочетание красного и желтого Радуга Новый год, елка Торт, мороженое Конфеты Подарок Горка «5» Солнце Воздушные шары Радость
Зеленый Светофор Машина Телевизор Беговая дорожка Жонглер в цирке Классная доска Внимание, сосредоточение*
Розовый Робот Компьютер Машина Принцесса Кукла Мечтание, фантазирование
Черный Дождь Клякса Ребенок спит за партой Утомление, усталость
Оранжевый Цветы Дети играют Животные Ребенок помогает старушке Дружелюбие, доброжелательность
Желтый Разбитая ваза Ребенок с учительницей, мамой Искренность
Голубой Душ Бассейн Море Бодрость
Синий Скакалка Волейбол Футбол Поднятая рука Дети с учительницей, со старшими Азарт   Уважение
Коричневый Поле «Скорая помощь» Могилка Ребенок упал, мама гладит его по головке Сочувствие, сострадание

В таблице представлены не все, а только основные психические состояния школьников, отмеченные как наиболее часто встречающиеся. При обработке результатов нужно также учитывать особенности изображения. Наличие сильной штриховки, маленькие размеры рисунка часто свидетельствуют о неблагоприятном физическом состоянии ребенка, напряженности, скованности и т. п., тогда как большие размеры говорят об обратном.

Пользуясь данной методикой, педагог должен помнить, что динамическая структура психического состояния может не иметь «монохарактеристики», так как динамическое значение на какое-то время может приобрести не один, а несколько компонентов психики.

 

Литература

1. Барабанщиков В. А. Восприятие и событие. - СПб., 2002.

2. Гибсон Г. Экологический подход к зрительному восприятию. - М., 1988.

3. Гительмахер Р. Б. Социально-перцептивные процессы в управлении. - Иваново, 1992.

4. Козлов В. В. Социальная работа с кризисной личностью. Методическое пособие. - Ярославль, 1999.

5. Ладанов И. Д. Практический менеджмент. - М., 1985.

6. Логвиненко А. Д. Психология восприятия. - М., 1987.

7. Митина Л. М., Асмаковец Е. С. Эмоциональная гибкость учителя. Психологическое содержание, диагностика, коррекция. - М., 2001.

8. Трусов В. П. Психология межличностного влияния и оценивания. - Л., 1984.

9. Шкуратова И. П. Когнитивный стиль и общение. - Ростов-на-Дону, 1994.

 

 

Глава 6. Психодиагностика управленческих потенциалов и стилей руководства

 

Раздел 1

 

Диагностика личностно-деятельностных потенциалов руководителя

 

 

6.1.1. Основные подходы к исследованию управленческих способностей и стилей руководства 3

6.1.2. Диагностика ситуативно-личностных ориентации руководителя. 5

6.1.3. Экспресс-оценка управленческого потенциала руководителя. 6

6.1.4. Диагностика коммуникативных и организаторских склонностей (КОС-2) 7

6.1.5. Психологическая оценка организаторских способностей личности в рамках организуемой группы (Л.И.Уманский, А.Н.Лутошкин, А.С.Чернышев, Н.П.Фетискин) 10

6.1.6. Диагностика управленческих ориентации (Т. Санталайнен) 15

6.1.7. Экспресс-диагностика организаторских способностей. 16

6.1.8. Диагностика стилей педагогического общения. 17

6.1.9. Диагностика манипулятивного отношения (по шкале Банта) 18

 

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.