1 - качество полностью отсутствует.
В колонке «б» отмечаются изменения качеств в последнее время. В случаях усиления оно обозначается знаком (+), ослабления (-) и неизменяемости (=).В графе «в» отмечаются возможные изменения оцениваемых качеств в ближайший временной период. Позитивно усиливающиеся изменения обозначаются знаком (+), знаком (-)-угасающие, ослабевающие изменения и знаком (=) - отсутствие каких-либо изменений в обозримом периоде.
№
| 1. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ИЗБИРАТЕЛЬНОСТЬ
(способность наиболее полно и глубоко отражать психологию других людей)
|
|
|
|
|
|
| б
| в
|
1.
| Способность быстро увидеть психологические особенности и состояния другого человека.
|
|
|
|
|
|
|
|
2.
| Способность переживать то, что переживают, чувствуют другие люди (эмоциональная синхронность).
|
|
|
|
|
|
|
|
3.
| Способность выделять психологические особенности людей по произведениям искусства и литературы (в кинофильмах, книгах, картинах).
|
|
|
|
|
|
|
|
4.
| Способность давать меткие характеристики людям.
|
|
|
|
|
|
|
|
5.
| Повышенный интерес и внимание к другим людям как к товарищам по совместной деятельности.
|
|
|
|
|
|
|
|
6.
| Видит ли важные (существенные) психологические особенности других людей.
|
|
|
|
|
|
|
|
7.
| Склонность и способность анализировать поведение и поступки других людей.
|
|
|
|
|
|
|
|
8.
| Глубокая вера в силы, возможности и способности коллектива.
|
|
|
|
|
|
|
|
9.
| Способен ли мысленно поставить себя в психологическую ситуацию другого человека.
|
|
|
|
|
|
|
|
| Общий балл (Σ)
|
|
|
|
|
|
|
|
| Средний балл (М); М = Σ /n (n - количество качеств)
|
|
|
|
|
|
|
|
2. КРИТИЧЕСКИ-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ УМ
(ум «практика-психолога», владение практической психологией)
|
1.
| Способность распределять обязанности, поручения при коллективной деятельности с учетом индивидуальных особенностей людей.
|
|
|
|
|
|
|
|
2.
| Способность быстро ориентироваться во взаимоотношениях людей.
|
|
|
|
|
|
|
|
3.
| Способность учитывать психологические состояния людей в конкретных жизненных ситуациях.
|
|
|
|
|
|
|
|
4.
| Способность заинтересовывать людей делом, найти моральные и материальные стимулы заинтересованности.
|
|
|
|
|
|
|
|
5.
| Учет взаимоотношений, личных симпатий и антипатий людей при их группировке для выполнения общей задачи.
|
|
|
|
|
|
|
|
6.
| Способность обучаться организаторским знаниям, навыкам и умениям: а) быстро б) прочно
|
|
|
|
|
|
|
|
7.
| Способность быстро и легко усваивать опыт лучших организаторов (сверстников и старших) и обучаться организаторской деятельности.
|
|
|
|
|
|
|
|
8.
| Способность мысленно «прикидывать», «взвешивать», находить соответствие между возникающими задачами практики и количеством возможных исполнителей.
|
|
|
|
|
|
|
|
9.
| Тенденции ставить на первое место в решении практических задач наличие людских возможностей (а не материальных и других).
|
|
|
|
|
|
|
|
| Общий балл (Σ)
|
|
|
|
|
|
|
|
| Средний балл (М); М = Σ /n (n - количество качеств)
|
|
|
|
|
|
|
|
3. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТАКТ (способность находить меру подхода к людям при установлении взаимоотношений и взаимодействий с ними)
|
1.
| Способность сдерживать себя во взаимоотношениях с людьми в состоянии возбуждения, бурной радости, гнева.
|
|
|
|
|
|
|
|
2.
| Способность находить верный тон, если возбужденное состояние возникло у другого человека.
|
|
|
|
|
|
|
|
3.
| Умение находить общий язык с разными людьми в разных обстоятельствах (отсутствие «речевого шаблона»).
|
|
|
|
|
|
|
|
4.
| Способность находить индивидуальный подход к людям в зависимости от их индивидуально-психологических особенностей.
|
|
|
|
|
|
|
|
5.
| То же, но в зависимости от временных состояний.
|
|
|
|
|
|
|
|
6.
| То же, но в зависимости от обстоятельств, влияющих на взаимоотношения людей друг с другом.
|
|
|
|
|
|
|
|
7.
| Готовность прийти на помощь другим, чуткость, внимательность, участливость по отношению к людям.
|
|
|
|
|
|
|
|
8.
| Естественность в обращении с людьми, способность всегда оставаться самим собой (без наигранности, нарочитости поведения).
|
|
|
|
|
|
|
|
9.
| Выраженное чувство справедливости в подходе к другим людям.
|
|
|
|
|
|
|
|
| Общий балл (Σ)
|
|
|
|
|
|
|
|
| Средний балл (М); М = Σ /n (n - количество качеств)
|
|
|
|
|
|
|
|
4. СОЦИАЛЬНАЯ БОЗДЕЙСТВЕННОСТЬ (способность «заражать» и «заряжать» энергией других людей, способность воздействовать на них)
|
1.
| Способность речью воздействовать на других, побуждать их к действию.
|
|
|
|
|
|
|
|
2.
| Способность к волевому воздействию на других.
|
|
|
|
|
|
|
|
3.
| Способность «заражать» и «заряжать» других своей энергией.
|
|
|
|
|
|
|
|
4.
| Способность «заражать» других своим отношением к людям, событиям.
|
|
|
|
|
|
|
|
5.
| Способность воздействовать на других убедительностью доводов.
|
|
|
|
|
|
|
|
6.
| Способность «заражать» и «заряжать» других своими эмоциями, чувствами.
|
|
|
|
|
|
|
|
7.
| Способность воздействовать на других личностной деятельностью (действием, включением в работу).
|
|
|
|
|
|
|
|
8.
| Способность создавать в группе уверенность в успехе дела.
|
|
|
|
|
|
|
|
9.
| Способность правильно выбирать момент решающего воздействия.
|
|
|
|
|
|
|
|
| Общий балл (Σ)
|
|
|
|
|
|
|
|
| Средний балл (М); М = Σ /n (n - количество качеств)
|
|
|
|
|
|
|
|
5. ТРЕБОВАТЕЛЬНОСТЬ КДРУГИМЛЮДЯМ (следует заметить, что это качество личности не всегда в равной мере сочетается с требовательностью к себе)
|
1.
| Способность быстро принимать решения о предъявлении требования.
|
|
|
|
|
|
|
|
2.
| Постоянство в предъявлении требований.
|
|
|
|
|
|
|
|
3.
| Самостоятельность в требованиях.
|
|
|
|
|
|
|
|
4.
| Гибкость в требованиях.
|
|
|
|
|
|
|
|
5.
| Настойчивость в требовательности.
|
|
|
|
|
|
|
|
6.
| Способность выражать требования в разной форме (от приказа до шутки).
|
|
|
|
|
|
|
|
7.
| Способность находить наилучшую форму требования в зависимости от индивидуальных особенностей человека.
|
|
|
|
|
|
|
|
| Общий балл (Σ)
|
|
|
|
|
|
|
|
| Средний балл (М); М = Σ /n (n - количество качеств)
|
|
|
|
|
|
|
|
6. КРИТИЧНОСТЬ (способность анализировать отклонения от принятых организатором норм в деятельности и поведении других людей. Это качество не всегда сочетается ссамокритичностью)
|
1.
| Способность увидеть и выделить у людей существенные, но мало заметные для других положительные или отрицательные стороны.
|
|
|
|
|
|
|
|
2.
| Самостоятельность в оценках недостатков и положительных особенностей.
|
|
|
|
|
|
|
|
3.
| Способность легко анализировать недостатки и положительные особенности.
|
|
|
|
|
|
|
|
4.
| Прямота и смелость, критичность без придирчивости.
|
|
|
|
|
|
|
|
5.
| Логичность и аргументированность критических замечаний.
|
|
|
|
|
|
|
|
6.
| Глубина и существенность критических замечаний.
|
|
|
|
|
|
|
|
7.
| Постоянство критичности.
|
|
|
|
|
|
|
|
8.
| Доброжелательность критичности.
|
|
|
|
|
|
|
|
| Общий балл (Σ)
|
|
|
|
|
|
|
|
| Средний балл (М); М = Σ /n (n - количество качеств)
|
|
|
|
|
|
|
|
7. СКЛОННОСТЬ К ОРГАНИЗАТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (в отличие от стремления командовать, стать над другими, главенствовать)
|
1.
| Потребность в организаторской деятельности.
|
|
|
|
|
|
|
|
2.
| Самостоятельность в оценке недостатков и положительных особенностей.
|
|
|
|
|
|
|
|
3.
| Способность легко анализировать недостатки и положительные особенности.
|
|
|
|
|
|
|
|
4.
| Смелость и готовность принимать на себя роль организатора и ответственного за других.
|
|
|
|
|
|
|
|
5.
| Неутомимость в организаторской работе.
|
|
|
|
|
|
|
|
6.
| Чувство удовлетворенности (положительное самочувствие) в процессе организаторской работы.
|
|
|
|
|
|
|
|
7.
| Легкость и свобода в выполнении организаторской деятельности (чувствует себя в организаторской деятельности как рыба в воде).
|
|
|
|
|
|
|
|
8.
| Пониженное настроение при отсутствии организаторской деятельности.
|
|
|
|
|
|
|
|
| Общий балл (Σ)
|
|
|
|
|
|
|
|
| Средний балл (М); М = Σ /n (n - количество качеств)
|
|
|
|
|
|
|
|
8. ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ РАЗЛИЧИЯ
В ОРГАНИЗАТОРСКИХ СПОСОБНОСТЯХ ЛИЧНОСТИ
|
1.
| Проявляет организаторские способности во многих видах деятельности.
|
|
|
|
|
|
|
|
2.
| Проявляет организаторские способности в каком-то одном сравнительно узком виде деятельности (например, не в художественной самодеятельности, а только в танцах).
|
|
|
|
|
|
|
|
3.
| Способность хорошо организовывать и сверстников, и младших.
|
|
|
|
|
|
|
|
4.
| Способен хорошо организовать преимущественно сверстников.
|
|
|
|
|
|
|
|
5.
| Способен хорошо организовать преимущественно младших.
|
|
|
|
|
|
|
|
6.
| Уровень выраженности организаторских способностей в зависимости от пола организуемых:
а) одинаково хорошо организует и мальчиков, и девочек;
б) преимущественно мальчиков;
в) преимущественно девочек.
|
|
|
|
|
|
|
|
7.
| Уровень выраженности организаторских способностей в зависимости от того, руководит ли характеризуемый другими организаторами или непосредственно исполнителями:
а) одинаково хорошо руководит и организаторами, и исполнителями;
б) организаторами лучше, чем исполнителями (сверстниками, одноклассниками и др.);
в) исполнителями лучше, чем другими организаторами.
|
|
|
|
|
|
|
|
8.
| Ведущие, преобладающие формы воздействия на организуемых (если различные формы сочетаются, то характеризуйте каждую);
а) словесно-логическая форма воздействия (склонен воздействовать логикой доказательств);
б) практически-активная форма воздействия (склонен воздействовать показом, действием);
в) эмоциональная форма воздействия («заражает» других своими чувствами, эмоциями).
|
|
|
|
|
|
|
|
9.
| Проявляет себя в организаторской деятельности:
а) настойчиво, напористо, энергично, активно;
б) склонен организовать других порывами;
в) в организаторской деятельности быстр, переключаем (действует «и скоро, и споро»);
г) организаторскую деятельность не снижают, не задерживают сильные жизненные воздействия, резкое неодобрение, неудачи;
д) в организаторской деятельности проявляет себя как чувствительный, но ломкий прибор.
|
|
|
|
|
|
|
|
| Общий балл (Σ)
|
|
|
|
|
|
|
|
| Средний балл (М); М = Σ /n (n - количество качеств)
|
|
|
|
|
|
|
|
По каждому из исследуемых качеств определяется общий (?) и усредненный показатель (М) в баллах. На основе этих данных необходимо сделать обобщение либо в форме таблицы, либо «личностного профиля».
Матрица для заполнения результатов представлена в таблице.
О степени выраженности того или иного качества можно судить по содержательной характеристике приведенной выше пятибалльной системы.
Если при обобщении независимых характеристик встречаются случаи, когда по одному и тому же показателю разные люди дают разные оценки, превышающие два и более балла (например, один характеризующий ставит 5 баллов, а другой - 3, или соответственно 4 и 2,3 и 1, тем более 5 и 1, 5 и 2,4 и 1), то среднюю арифметическую оценку выводить неправомерно. Здесь необходимо дополнительное изучение характеризуемой личности по данному показателю. Во всяком случае, подобное несовпадение должно быть специально отмечено при обобщении. Психологическую характеристику организаторских способностей необходимо дать на основе обобщения данных таблицы {психологической избирательности, практически-психологическому уму, психологическому такту и др.)
Обобщение завершается указанием на наиболее значимые для данной личности индивидуальные различия в организаторских способностях, а также тенденций их развития.
На основе указанного выше материала делается общий краткий вывод об изучаемой личности с точки зрения ее организаторских возможностей: не способен к самостоятельной организаторской деятельности, проявляет слабые или средние организаторские способности, проявляет хорошие способности, очень способный организатор.
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.