ТРУДОВОЙ КОЛЛЕКТИВ КАК СОЦИАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ
Под понятием "социальная организация"подразумевается объединение людей, специально созданное для выполнения определенных функций и занимающее в соответствии с этим конкретное место в обществе, а значит, имеющее определенный статус и рассматриваемое как автономный объект. Согласно определению, организация предполагает прежде всего наличие определенных социальных целей, для достижения которых она создается, и соответствующих функций по достижению этих целей. Цель — определяющий признак всякой социальной организации. Для коллективного достижения целей организация требует определенного оформления в виде четкой структуры. Структурная оформленность — необходимый признак социальной организации. К тому же достижение цели предусматривает объединение и координацию деятельности всех членов организации, т. е. управление. Наконец, в своей деятельности организация руководствуется теми или иными принципами и правилами, обязательными для всех ее членов. Следовательно, ей присуще и самоуправление. Сравнение по этим признакам показывает, что каждый трудовой коллектив существует с определенной целью, любому коллективу присуща определенная структурная оформленность. Коллектив находится в состоянии управляемости. Кроме того, в трудовом коллективе существуют определенные нормы, принципы, ориентации, обязательные для его членов, а следовательно, он самоуправляем. Таким образом, трудовой коллектив имеет все необходимые признаки социальной организации, которые в совокупности являются в нем разновидностью социальной организации — трудовой, которая часто обозначается еще как социальная организация предприятия, или трудовая социальная организация(эти термины в дальнейшем будут употребляться как равнозначные). Социальная организация предприятия представляет собой организационно оформленную общность людей, объединившихся для производства определенной продукции с помощью материальных средств и предметов труда. Как видим, социальная организация предприятия включает в себя не только трудовой коллектив, но и материально-техническую базу, финансовые и документальные системы.
Социальная организация предприятия характеризуется следующими основными признаками: • наличием единой цели, которая состоит в производстве продукции или оказании услуг; • существованием систем власти, управления, что предполагает отношения руководства — подчинения в процессе труда; • распределением функций (полномочий и обязанностей) между взаимодействующими группами работников. Трудовой коллектив как социальная организация относится, по мнению специалистов, к наиболее сложному типу организационных систем. Это связано с тем, что он является не только средой предметной деятельности, решения целевых задач, но и средой общения. Происходит как бы накладывание на заранее созданную целевую организацию сети межличностных отношений. На этой основе в социальной организации предприятия различают формальную и внеформальную организации. Формальная (официальная) организациястроится на основе формализации (регламентации) связей, статусов работников и норм трудового поведения. Необходимость формальной организации обусловлена разделением труда, требованиями специализации трудовой деятельности. Официальная организация является объективной основой и необходимой предпосылкой для выполнения трудовым коллективом производственных и социальных задач. Формальная организация предприятия охватывает несколько систем. Рассмотрим их. 1. Система распределения функций между целевыми группами и отдельными работниками (все функциональные задачи распределены между членами организаций так, чтобы избежать повторения и дублирования). 2. Система социальных позиций индивидов-должностей, определяющих объем и меру ответственности в принятии решений на различных уровнях управления. Должностные позиции упорядочены в иерархическую структуру. В зависимости от сходства функциональных задач работники объединены в различные организационные подразделения. А по принципу руководства — подчинения они группируются в "лестницу зависимостей", где статус каждой ступеньки характеризуется правами руководить (относительно нижестоящей ступеньки) и обязанностью подчиняться (относительно вышестоящей ступеньки). Социологам в должностной структуре трудового коллектива принято различать несколько основных групп: • рабочие; • рядовые служащие; • рядовые специалисты; • старшие служащие и специалисты; • руководители первичных коллективов (бригадиры, мастера, руководители групп, бюро в составе отделов); • руководители автономных подразделений (цехов, отделов, самостоятельных бюро и секторов); • руководители коллективов предприятия. Представление о количественных пропорциях различных должностных групп в трудовом коллективе можно составить на примере усредненной структуры машиностроительного предприятия. Рабочие там обычно составляют около 70 %, служащие и специалисты всех категорий — 15 %, руководители различных рангов — около 15 %. На других предприятиях, в других отраслях удельный вес каждой категории в общей численности работающих колеблется в зависимости от решаемых задач и конкретных условий. 3. Система коммуникаций, образующих каналы организационных связей. Информация по этим каналам передается сверху вниз (распоряжения, указания, задания), снизу вверх (отчеты, рапорты, сведения о выполнении заданий) и по горизонтали (обмен функциональной информацией). Совокупность каналов обеспечивает циркулирование деловой информации, необходимой для функционального взаимодействия. 4. Совокупность различных регуляторов, нормирующих и планирующих деятельность трудовой организации. К ним относятся нормы и образцы трудового поведения, программы деятельности, принципы и формы вознаграждения, стимулирования и принуждения. Эти регуляторы служат для регламентации трудового поведения на рабочих местах, обеспечения четкой координации взаимодействия и взаимозависимости работников. Как известно, трудовая организация строится на четко установленном и нормативно закрепленном порядке трудового поведения его участников. Так, мастер подчиняется непосредственно начальнику цеха, он же руководит работой бригадиров и рабочих. В каждой социальной организации предприятия складывается некая идеальная модель взаимодействия или предписывающая система ролей, благодаря которой регламентируются взаимоотношения работников в соответствии со строгой иерархией подчинения и коммуникации, обусловленных требованиями трудового процесса. Формальной организации предприятия присущи определенные особенности, которые важно учитывать в работе менеджера. Формальная организация прежде всего рациональна. Это означает, что, основанная на принципе целесообразности она предполагает концентрацию всех возможностей на сознательном продвижении к стоящим перед ней четко обозначенным целям. Достижению этих целей подчинено ее существование. Кроме того, формальная организация принципиально безлична, рассчитана на абстрактных индивидов, олицетворяющих набор профессионально-квалификационных и должностных характеристик. Между этими работниками-схемами предполагаются не менее абстрактные, идеальные отношения, полностью соответствующие составленной программе. И наконец, формальная организация не может не быть однозначной. Ведь в ней не предусмотрены никакие другие отношения между работниками, кроме служебных, и никакие другие цели, кроме функциональных. Несомненны достоинства такой формальной организации, ее удобство для проектирования и управления, четкость взаимодействия и функционирования. Вместе с тем чрезмерное развитие формальной организации трансформирует эти достоинства в недостатки системы. Речь идет о превращении ее в бюрократическую систему. Отдельные аспекты и элементы организации абсолютизируются в ранг самовладеющих ценностей. Средства деятельности утрачивают функциональное предназначение, превращаясь в ее цели. В противовес объективным целям и первоначальным задачам развиваются отличные от них внутренние интересы и тенденции "работать на себя".
Формальная организация предприятия имеет определенную внутреннюю структуру. Она включает несколько типов организаций. Рассмотрим их. 1. Линейная организация. Это система вертикальной зависимости, в которой служебные позиции сверху донизу располагаются в строгой иерархии: каждое организационное подразделение находится между выше- и нижестоящим. Руководство каждым подразделением осуществляется по принципу единоначалия. 2. Функциональная организация. Строится по принципу распределения руководства между работниками в соответствии с их специализацией на определенных функциях (контроль качества, координация, планирование, снабжение и т. п.). 3. Штабная организация. Функционирует на базе штаба советников, экспертов, помощников. Характерно, что члены штаба, как правило, не включаются в общую систему линейной зависимости. 4. Матричная организация. Строится на основе комплектования групп работников для выполнения какой-либо конкретной задачи (например, выпуск определенного изделия). На руководителя такой группы возлагается ответственность за весь процесс выпуска продукции. В то же время, как и он сам, его подчиненные по данному проекту могут быть подчинены другому руководителю (или даже нескольким) по другим проектам, поскольку за ними сохраняются их функциональные обязанности, соответствующие основной должностной позиции. Преимуществом матричной организации считается активизация горизонтальных связей управления.
Итак, главное предназначение формальной организации предприятия состоит в соединении работников со средствами и целями тех или иных видов трудовой деятельности. Такое соединение эффективно благодаря двум преимуществам: • повышению общей производительности труда за счет сознательного ограничения разнообразия в организации; • приданию трудовой организации целостности, позволяющей ей функционировать как единый организм. Вместе с тем формальная организация предприятия имеет известную ограниченность: она не в состоянии охватить многообразие организационных отношений. Параллельно ей складывается вне-формальная организация предприятия. Внеформальная организациявозникает спонтанно как проявление дерегламентации служебных отношений и деятельности. Это система неформализованных трудовых взаимоотношений членов коллектива, направленных на решение организационных задач неформальными способами. Возникновение внеформальной организации трудового коллектива обусловлено реакцией его социальной организации на ограниченность формальной. При этом в рамках трудовой организации помимо формальной формируется другая, параллельная система организованности трудовой деятельности, способствующая "выживанию", сохранению и даже совершенствованию трудовой организации в целом. Для компенсации сбоев и ограничений в функциях жизнеобеспечения трудового коллектива в целом параллельно элементам формальной организации возникают функционально направленные подсистемы самоорганизации. Рассмотрим действие такого механизма на примере возникновения кооперативов на базе государственного предприятия. Ограничения в организации деятельности предприятия, не стимулирующие высокопроизводительную работу, часто приводили к тому, что функционирование трудового коллектива становилось малоэффективным. Сдерживающим фактором было ограничение экономической самостоятельности предприятия, жестко регламентированное командно-административной системой управления. В результате возникали препятствия в реализации целевой функции трудового коллектива: производстве высококачественных товаров и оказании услуг, а также удовлетворении жизненно важных потребностей работников коллектива. Наиболее инициативные члены трудовой организации стремятся найти более эффективные средства выполнения этих целевых функций и находят их в более демократической форме организации труда — кооперативной. Механизм такой компенсации основывается на определенной общности интересов организации и ее членов. Происходит как бы постепенная интернализация, усвоение целей формальной организации. Вследствие этого при появлении нарушений в функциях формальной организации возникают внеформальные организации, способные устранить эти нарушения. Одна из причин возникновения внеформальной организации — функциональная недостаточность формальной организации. Недостаточность может быть присуща организации органически (природная дисфункция), а может возникать время от времени вследствие "технической" деформации. Другой причиной появления такой организации является социальная интеграция в рамках организации ее членов, выражающаяся в высокой степени усвоения ими организационных целей на основе определенного совпадения формальных задач организации с интересами ее членов. Еще одной причиной является несовпадение, разделение функций и личности работника. Это позволяет работнику выбирать средства выполнения своей роли в организации. Автономия личности относительно функций — необходимое условие удовлетворения более широких индивидуальных и социальных потребностей, что не всегда достижимо в рамках формальной организации. В такой автономии заложена возможность свободы выбора конкретных форм трудового поведения, вариантов служебного продвижения. Характер причин возникновения внеформальной трудовой организации обусловливает основные ее признаки: • служебное, "деловое" содержание направлений деятельности независимо от степени совпадения с целями формальной организации (главный признак); • параллельность существования и функционирования с формальной трудовой организацией; • спонтанность, незапланированность возникновения. Влияние внеформальной организации на эффективность трудовой деятельности коллектива неоднозначно. Основной положительный ее эффект состоит в приведении в исправное функционирование формальной трудовой организации за счет компенсации ее "погрешностей". Дополнительное положительное воздействие внеформальной организации состоит в создании условий для более полной творческой 238самореализации членов трудового коллектива. Однако это воздействие может быть и негативным. В некоторых случаях внеформаль-ная активность противодействует эффективному функционированию трудовой организации, дисфункциональна для нее. Для управления внеформальными трудовыми организациями рекомендуются следующие социальные технологии: • частичная формализация, т. е. включение отдельных элементов внеформальных организаций после определенной формализации в формальную. • сочетание внеформальной трудовой организации в совокупности ее элементов и функций с формальной в совместной системе управления трудовой организацией; • вытеснение внеформальных связей, групп и норм служебного поведения из организационных отношений посредством ликвидации причин их возникновения. Такая социальная технология может быть использована в случае возникновения угрозы необратимых функциональных деформаций или распада формальной трудовой организации. Таким образом, стратегия управления социальной трудовой организацией состоит в обеспечении эффективного взаимодействия ее формальной и внеформальной организаций.
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|