Здавалка
Главная | Обратная связь

Как внедрить новшества



Домогацкая И.Е.

Обновление российского законодательства об образовании, которого так долго ждала культурная общественность, − свершилось. В материале приведен разбор внесенных изменений, описан пошаговый алгоритм действий руководства детских школ искусств по введению федеральных государственных требований к содержанию, структуре, условиям реализации и срокам обучения по предпрофессиональным программам.

17 июня 2011 г. был принят Федеральный закон № 145-ФЗ «О внесении изменений в закон Российской Федерации “Об образовании”». Изменения определили новый правовой статус детских школ искусств (далее – ДШИ), который устанавливает границу между ДШИ и другими образовательными учреждениями дополнительного образования детей.

Долгие годы ДШИ функционировали в системе дополнительного образования детей вместе с центрами, домами творчества и станциями юных техников. Но все же им удалось сохранить особое доверие общества к себе как к первой ступени профессионального образования в сфере культуры и искусства. Но сохранить школы как уникальную образовательную систему удалось только благодаря огромному запасу прочности, накопленному ДШИ за столетний период становления и развития.

ВЫНОС В ТЕКСТЕ

При разработке Закона РФ “Об образовании”[1] в нем не нашлось места детским школам искусств: они растворились во внешкольном образовании, призванном организовывать содержательный досуг детей.

Министерство образования РФ, а затем Министерство образования и науки РФ, к которому перешли полномочия по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в образовании вообще и в образовании в сфере культуры и искусства, в частности, “не видели” ДШИ. Отсутствие в разрабатываемых документах упоминаний о ДШИ объяснялось “технической ошибкой”. Особенно ярким примером таких “неточностей” являются так называемые СанПиНы, т. е. санитарные правила и нормы для учреждений дополнительного образования детей, разработанные в 2003 г. и действующие до сих пор. В них школьное образование в части режима занятий детей в детских школах искусств не представлено. Само название документа говорит о его содержании: “Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.4.1251-03 для детских внешкольных учреждений (учреждений дополнительного образования)” (утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 1 апреля 2003 г.). В результате действия данного нормативного акта проверяющие требуют от школ искусств значительно сократить учебные планы, как не соответствующие объемам времени, разрешенным СанПиНами для внешкольных учреждений. Кроме того, СанПиНы разрешают только получасовые индивидуальные занятия. Совсершенно очевидно, что при выполнении таких норм невозможно подготовить музыканта к поступлению в профессиональное учебное заведение.

ВЫНОС НА ПОЛЯ: В СанПиН не представлено школьное образование в части режима занятий детей в детских школах искусств, что вызывает проблемы при проверках ДШИ

Исходя из этого, можно было сделать вывод, что государство не заинтересовано в обучении юных музыкантов, танцоров, художников, дополнительное образование в любой момент могло лишиться государственной поддержки и лечь на плечи родителей. Чтобы доказать, что это не так, и сохранить свой статус и программы, ДШИ начали борьбу за выживание. В 2011 г. благодаря усилиям всего культурного сообщества и активным действиям Министерства культуры РФ школам искусств наконец-то определили статус, достойных их миссии, − предпрофессиональное образование.Предпрофессиональное – значит обязательное, начальная ступень профессионального образования, фундамент профессионального образования в сфере культуры и искусства.

Разберемся по порядку, каков смысл внесенных изменений и механизм их внедрения на практике.

Суть изменений в закон “Об образовании”

В статью 9 Закона “Об образовании” добавлен пятый вид образовательных программ. Закон № 145-ФЗ внес изменения в одну из “священных” статей закона “Об образовании”, посвященную основе основ – образовательным программам. К четырем видам образовательных программ: общеобразовательным основным, общеобразовательным дополнительным, профессиональным основным, профессиональным дополнительным – был добавлен пятый, как разновидность общеобразовательных дополнительных. Этим пятым видом стали дополнительные общеобразовательные предпрофессиональные программы в области искусств.

Введение в законодательство нового понятия − предпрофессиональные программы – вызвало вопросы у педагогического сообщества: значит ли это, что все учащиеся детской школы искусств должны готовиться к поступлению в профессиональные учебные заведения? Должна ли школа искусств выполнять “стопроцентный план” по поступлению выпускников в профессиональные учебные заведения?

Для того, чтобы ответить на эти вопросы, нужно обратиться к истории школы, вспомнить, для чего в начале ХХ в. Императорским русским музыкальным обществом повсеместно в России создавались музыкальные классы, как развивало школьную систему Советское государство.

Школьная система создавалась как культурная “питательная среда” для поиска и развития талантливых и одаренных детей. Талантливые и одаренные ученики пополняли ряды профессионалов, менее талантливые и не очень способные становились любителями, заполняли концертные и выставочные залы, театры, музеи.

Для того, чтобы выполнялись задачи, поставленные перед школами искусств, для ДШИ были разработаны учебные планы по образу и подобию учебных планов в профессиональном образовании – с необходимым комплексом предметов, промежуточной и итоговой аттестацией, требованиями к выпускнику, графиком учебного процесса.

ВЫНОС В ТЕКСТЕ

Изменения в законодательство возвращают нас в историческое прошлое школ искусств, когда были сформулированы цели и задачи, соответствующие сегодняшнему понятию “предпрофессиональное образование”.

Опыт прошлого определяет особенность предпрофессионального образования как обучения способных, “отобранных” при приеме детей с целью определения их будущего и создания условий для их профессионального самоопределения. В этой ситуации невозможно ждать стопроцентной поступаемости выпускников ДШИ в профессиональные учебные заведения. ДШИ нужно обучать значительное количество детей школьного возраста (в среднем по России – 12%[2]), и только самые способные и мотивированные на будущую профессию в сфере искусства пополнят ряды абитуриентов в профессиональные учебные заведения.

ВЫНОС НА ПОЛЯ: Обеспечение поступления всех учащихся в профессиональные учебные заведения не входит в задачи ДШИ.

Сложность ситуации для руководителей и преподавателей заключается в том, что за последние 20 лет школа искусств находилась в постоянной борьбе за выживание, в ситуации хронического недофинансирования, демографического спада. Все это привело к отсутствию конкурса при приеме, падению качества образования, “сворачиванию” программ академического образования. В целях самосохранения школам искусств пришлось открывать общеэстетические отделения, где учат “всему понемногу”. В школьное образование все активнее внедряется обучение игре на синтезаторе, иногда – взамен фортепианным классам. Тем не менее, при всей сложности нынешней ситуации ДШИ должны вернуть утраченные позиции. Именно на это и направлены изменения в законодательство об образовании.

Как внедрить новшества







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.