Здавалка
Главная | Обратная связь

Глава 1. Соотношение понятий философии, религии и науки



Введение

 

По своему содержанию философия представляет собой стремление к всеохватности и единству. В то время как другие науки делают предметом изучения какой-либо отдельный срез реальности, философия стремится охватить действительность в ее единстве и единении. Для философии характерно представление о том, что мир обладает внутренним единством, несмотря на внешнюю разрозненность частей. Реальность мира как целого — таково характерное содержание философии.

По своему методу философия есть рациональный способ объяснения действительности. Она не довольствуется эмоциональными символами, а стремится к логической аргументированности и обоснованности, В этом отличие философии от религии, искусства, мифологии, которые также рассматривают мир в целостности, но не ставят задачи его рационального объяснения. Философия стремится к построению системы, основанной на разуме, а не на вере или художественном образе. Художественный образ, метафора, сравнение и др. в философии играют вспомогательную роль.

От философии как рационального теоретического знания следует отличать философские запросы. Философские запросы могут содержаться в религии, мифологии, художественной литературе, даже в поэзии и живописи. Существование философских идей в нефилософских формах культуры свидетельствует о потребности человека и общества, так или иначе, осмыслить предельные основания своего бытия.

Весь драматизм истории философии - а историческая судьба философов нередко драматична, подчас даже глубоко трагична - коренится в отношении философа к традиции - религиозной и нравственной, культурной и художественной, политически-правовой, наконец, к традиционным формам быта и образа жизни. С одной стороны, философ ставит все это под вопрос - но делает это для того, чтобы докопаться до подлинных корней, из которых растет сама эта традиция; в этом и состоит смысл его вопроса: что значит быть? Что такое " бытие"? А ухватившись за этот корень, ответив на этот главный вопрос и начиная положительное строительство, философ в той или иной форме, в той или иной мере опирается опять-таки на те представления, которые он сам впитал с молоком матери, с обычаями и нравами своего народа. Однако все эти моменты определяют учение философа либо положительно, либо отрицательно, а чаще всего одно - положительно, другое - отрицательно: какие-то из традиционных жизненных ориентиров философ поддерживает, углубляет и обосновывает; другие - изменяет, корректирует; третьи - отбрасывает как вредные заблуждения и предрассудки. Но все это, тем не менее - разные формы зависимости мышления философа от родной ему культуры.

Итак, существует напряжение между философским мышлением и традиционными формами знания и верования, отталкивание и в то же время осмысление. У одних философов преобладает первый момент, и тогда они выступают как разрушители традиции, у других - второй момент, и они стремятся обновить традиционные нормы, дав им новое обоснование.

Философия, таким образом, с самого начала глубоко укоренена в жизненном мире человека; и какими бы отвлеченными ни представлялись рассуждения философов, они не случайно всегда завершаются учением о том, как следует человеку жить, в чем смысл и оправдание его деятельности.

Естественно, однако, возникает вопрос: какая общественная ситуация, какие сдвиги в культуре способствуют появлению философии?

И не только возникновение, но и расцвет философии в те или иные исторические периоды, как правило, обусловлен глубоким социальным кризисом, когда человеку становится трудно, невозможно жить по старым образцам, когда прежние ценности теряют свое значение и остро встает вопрос: как быть дальше.

Актуальность темы. В современном обществе проблемы религии имеют большое значение. Проблематика религии актуальна вследствие того, что в современном светском обществе не совсем ясно к какой области законов отнести религию, и как осуществлять ее регуляцию. Не ясно так же, что такое религия, то ли это выражение традиций народа и его самобытности, то ли это фольклор, то ли это философия. В общем, нет единого точного подхода, так как не особо понятны права и обязанности людей с точки зрения законов светского общества, не понятно и место религии в этом обществе.

В действительности философия, как и наука, может иметь очищающее значение для религии, может освобождать ее от сращенности с элементами не религиозного характера, не связанными с откровением, элементами социального происхождения, закрепляющими отсталые формы знания, как и отсталые формы социальные.

Философское познание есть духовный акт, в котором действует не только интеллект, но и совокупность духовных сил человека, его эмоциональное и интеллектуальное.

Степень изученности. Соотношение религии и науки исследуется в основном в теоретико-методологическом (Ю.А. Кимелев, Л.Н. Митрохин, Д.В. Пивоваров, В.К. Шохин, Д.М. Угринович, И.Н. Яблоков и др.) и историческом (И. Барбур, А. Пикок, Дж. Брук и др.) аспектах. Представители религиоведения выявляют когнитивные возможности различных компонентов религиозного комплекса (У. Джеймс, К.Г. Доусон, Э. Жильсон, М. Томпсон, П. Тиллих и др.) и исследуют соотношение иррационального и рационального в структуре религиозного комплекса (С.Н. Астапов, О.Н. Демченко, Н.С. Капустин, Е.Л. Собольникова, А.Г. Янков и др.). Теория зависимости религиозной веры от различных социокультурных факторов и рационального знания отражена в трудах И. Барбура, А. Плантинги, Р. Суинберна и др.

В контексте поиска универсальных оснований богословских и научных парадигм А. Лемени, В.Н. Порус, А. Нестерук, прот. К. Ко-пейкин и другие современные авторы осмысливают проблему соотношения религии и науки. О роли христианской теологии в формировании новоевропейской науки писал отечественный философ М.К. Петров в своих междисциплинарных исследованиях. Нельзя не указать на значение для диссертационного исследования работ С.Н. Астапова, Ю.А. Даренского, СБ. Егоровой, А.Ф. Косарева, М.В. Силантьевой по реконструкции особых форм диалектики в религиозно-философских концепциях.

Цель данной работы состоит в изучении общего и особенного в таких категориях, как философия, религия и наука.

Задачи работы:

- раскрыть понятие философии, религии и науки,

- сравнить философию и науку,

- рассмотреть философию и религию,

- охарактеризовать религию и науку,

- рассмотреть взаимоотношения философии, религии, науки в соовременных условиях.

Методология исследования. Настоящее исследование использует традиционные методы историко-философского анализа: исторический, сравнительный, — а также методы, разработанные в рамках философской герменевтики и феноменологии.

Комплексный историко-философский анализ источников и исследовательской литературы осуществлялся с целью проследить становление, на протяжении рассматриваемого периода, философии, религии и науки. Сравнительный метод позволил, с одной стороны, сопоставить концепции русских мыслителей, относящиеся к сфере философии религии, между собой, выявить основные направления и тенденции развития и пересмотра оснований философской мысли в рамках данной дисциплины, а, с другой — сопоставить их с рядом соответствующих направлений западной мысли, с целью выявления как общих тенденций в их развитии, так и различий.

Структура работы состоит из введения, основной части, заключения, списка литературы.


Глава 1. Соотношение понятий философии, религии и науки

Философия и наука

Сравнение философии с наукой является наиболее распространенными часто, встречающимся. Не в последнюю очередь потому, что наиболее привычно, понятно и удобно. Историческая традиция понимания философии как науки восходит к Аристотелю. И основанием такого понимания являются генетическая близость и логическая похожесть научного исследования и философского рассуждения. Они рождаются как формы причинного объяснения мира и соотносятся через феномен понятия, понимания[1].

Поэтому и философия, и наука имеют ряд одинаковых существенных характеристик, к которым можно отнести: всеобщность и универсальность, логичность и доказательность, рациональные основы исторического развития, наличие внутренней структурной организации и системы знаний. Но способы реализации этих особенностей в философии и науке различны.

А). Свойства всеобщности и универсальности. Всеобщность и универсальность положений, постулатов и законов науки предполагает объединение, синтезирование отдельных фактов, получаемых в опыте. Всеобщность дает научная теория, всегда соотносимая с фактами. Философская всеобщность – это исходная целостность взгляда на мир, которая предшествует деталям понимания. Это целостное постижение мира, в котором есть некоторое исходное единство, смысловой центр – познающий, философствующий человек.

Обычно об этом говорят так, что наука опирается на факты, а философия – нет. Но дело не совсем в этом. В науке и философии выделяются и функционируют различные факты и различный опыт. Факты науки: вещи, вещества, энергии, элементарные частицы, движения и т.п., – измеряемы. «Факты» философии: смыслы и идеи, – нет.

Опыт науки – это очевидная данность той или иной области научного знания: физической, химической, биологической и т.д. Опыт философии – это опыт мира в целом и опыт нахождения в «идеальном плане» действительности. Словосочетание «опыт философии» стоит в ряду таких как: «опыт истории», «опыт жизни», «опыт души», «опыт искусства» и т.п.

Такой опыт – это опыт умозрения. Ученый – всегда аналитик (смотрящий через микроскоп). Философ – всегда созерцатель (смотрящий через телескоп).

В умозрении, также как и в анализе, человек устремлен к истине и доказательности, но достигает их без предварительного строгого специального анализа, не через посредство ряда строгих и предписанных опытных и мыслительных процедур, а непосредственно, делая зримой для души, а не только для ума, суть вещей. (Для обозначения подобной процедуры на рубеже XIX-XX веков феноменология ввела термин «схватывание».)

Б). Логика философии и науки. В соответствии с этим различаются между собой логика философии и логика науки. Логика науки – всегда какая-то система четко прописанных предписанных правил и процедур, представленных в той или иной системе логики. Логика философии – это своеобразная внутренняя обязательность того, а не и иного мыслительного пути. В европейской традиции эта особенность философии называется императивностью – предписательностью, долженствованием. В китайской философии это представлено центральным ее понятием – Дао. В русской мыслительной культуре философию иногда рассматривали как своеобразную «нудительность».

В). Характер исторического развития философии и науки. Историческое развитие науки и философии строится не как цепь случайностей, а как выражение определенной логики, рациональной преемственности. Но эта логика, способ, механизм их становления различны. Наука, исключая периоды научных революций, развивается кумулятивистски, т.е. постепенным накоплением и приращением нового знания и изживания старого. Ее развитие линейно-ступенчато. Она – прогрессия знаний.

Философия – не прогрессия знаний, а «вселенная». В развитии философии каждое последующее движение является комментарием, толкованием предыдущего состояния, а все они вместе – интерпретацией «вечных тем», составляющих ее смысловое ядро и возникающих вместе с ней. В философии мы не отказываемся от старого знания в пользу нового. Мы в ней меняемся (не случайно одна из древнейших книг китайской философии называется «Книга перемен») [2].

Модель развития философии – расширяющаяся вселенная. Великий немецкий философ Гегель назвал этот способ ее исторического существования развертыванием тотальности, т.е. «целостности, развертывающей в своем развитии свой собственный изначально свернутый смысл» [3].

Еще одной моделью развития философии может быть модель герменевтического круга (круга толкования), главное правило которого: «Чтобы иметь начало, нужно иметь конец». Может быть, вследствие всего этого М. Хайдеггер утверждал, что философия всегда «несвоевременна» и «неуместна», т.е. она нечто вне времени и вне места. Не случайно ее периодизация связана с глобальными пространственно-временными характеристиками истории: эпохами, культурами, нациями (философия Нового времени, арабская философия, немецкая классическая философия и т.п.)

Г). Различие аксиологических ориентаций философии и науки. И, наконец, система знаний науки и философии строится по разным принципам и сориентирована на разные ценности. Наука – принципиально открытая система знаний. Философия – по-преимуществу закрытая (эзотерическая). Наука концентрирует свои усилия для открытия. Философия – для открывания и продумывания. Наука должна сказать все, что может по тому, или иному своему предмету. Философия всегда обладает содержанием, превышающим актуально сказанное, молчаливость – не менее исконная черта философа, чем говорливость. По словам выдающегося философа XX века Л. Витгенштейна основой философии является «тематизированное молчание». Наука стремится разгадывать загадки мира. Философия склоняется перед неустранимой его тайной[4].

К компетенции философии науки и техники относится исследование проблем роли и значения фундаментальных научных исследований для развития техники и, наоборот, роли и значения техники для развития "чистого" знания. Областью научных интересов философии всегда была проблема и генезиса науки и техники, и роли социальных факторов в этом процессе. Существенную роль в истории науки играли философские дискуссии, которые способствовали становлению и развитию базовых моделей предмета научных исследований. В условиях научно-технического прогресса одной из основных задач философии науки и техники является исследование их статуса в современном обществе и их значения для его будущего развития. [5]







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.