Здавалка
Главная | Обратная связь

СЕМИНАР 2 ВОПРОС 4 СЕМИНАР



6. Становление квантовой физики, «антропологический поворот» и их влияние на развитие науки. Механика Ньютона и классическая электродинамика Максвелла оказались не способны объяснить процессы, происходящие со скоростями, близкими к скорости света, и ответить на вопросы, возникшие в результате исследования атома Законы квантовой механики составляют фундамент изучения строения вещества. Они позволили выяснить строение атомов, установить природу химической связи, объяснить периодическую систему элементов, понять строение атомного ядра, изучить свойства элементарных частиц. Антропологический поворот в философии имел важное значение для уяснения образа человека. В философских и научных теориях он определялся в самых различных ипостасях: как часть природы, как подобие Бога, как познающее существо, как нравственная личность, как элемент экономической, национально-государственной структуры и, наконец, как культурное существо. Сущность человека философская антропология усматривала в его незавершенности и недостаточности. Человек не имеет природных инстинктов и вынужден сам искать формы существования. Рассматривая человека как культурное существо, ориентированное в своих действиях на высшие ценности, философская антропология прорывает узкий горизонт философии сознания. Человек — это не только познающее, но переживающее, не только разумное, но и духовно-телесное. Важным значением антропологического поворота можно считать разрушение прежнего образа человека, который строился на путях поиска его «природы» или «идеи». Возникла задача его самоопределения, которое было бы свободно от редукции как к животному так и к божественному. Однако устранение функциональных и структурных характеристик привело к неопределенности «человеческого», и оно стало постепенно претерпевать все усиливающуюся инфляцию. Психология начала отказываться от изучения души, философия — от познающего субъекта, литературоведение — от автора. На передний план в XX в. выдвинулись мыслители, которые пытались развернуть философию от изучения духовно-смысловых феноменов к налили подсознательным структурам. 2. Поиск истины как базовая характеристика науки. (8 семинар) Главная цель познания — достижение научной истины. Применительно к философии истина является не только целью познания, но и предметом исследования. Можно сказать, что понятие истины выражает сущность науки. истину можно определить как адекватное отражение объективной реальности познающим субъектом, в ходе которого познаваемый предмет воспроизводится так, как он существует вне и независимо от сознания. Следовательно, истина входит в объективное содержание человеческого знания. В любые времена человек пытается определить для себя, что такое истина. Проблема истинности знания, критерии истины издавна интересовала выдающиеся умы. Без решения для себя проблемы не обходилась и не обходится в настоящее время ни одна область знания, будь она наукой опирающейся на аксиоматику, раз и навсегда данную, либо на непрерывно изменяющееся и уточняющееся основание. Взгляды на данную проблему непрерывно меняются. Предлагались и уточнялись новые концепции понимания и познавания мира. Так или иначе, мир познается человеком и трансформируется в зависимости от глубины и качества получаемых знаний. Здесь мы неизбежно сталкиваемся с вопросом: является наше знание о мире истинным, соответствующим нашим выводам из весьма ограниченного опыта? 1. Обыденное, философское, религиозное и научное понимания истинности знания. Главной задачей науки является получение знаний, достоверных сведений о мире. Но знания, в зависимости от характера достоверности могут быть разными: врожденные, или априорные; обыденные; научные; ненаучные (художественные, религиозные). Научное познание - система взглядов человека на мир, построенная исключительно на данных наук и научным путем. Научное мировоззрение основано на представлениях об общих свойствах и закономерностях природы и общества Обыденное познание- это процесс получения знания при помощи наблюдения за явлением. Средства обыденного познания ограничены – органами чувств, мышлением, естественным языком. Оно опирается на здравый смысл. Философское мировоззрение есть размышление человека о существующем, есть самопостижение. Религиозное мировоззрение — это способ освоения действительности через ее удвоение на естественную, земную, сверхъестественную, небесную, потустороннюю.

 

 

2. Объективная, абсолютная, относительная, конкретная и частичная истины. Объективная истина — это такое содержание наших знаний, которое не зависит от субъекта по содержанию (по форме всегда зависит, поэтому истина субъективна по форме). Она не зависит от мнения отдельного человека Абсолютная истина — источник всего, то, из чего все произошло. Это знание, содержание которого не опровергается последующим развитием науки, а лишь обогащается и конкретизируется , носителем абсолютной истины является лишь Бог. Относительная истина – это неполное, ограниченное, верное лишь в определенных условиях знание, которым обладает человечество на данном этапе своего развития. Например, утверждение «Земля вертится» -абсолютная истина, а утверждение о том, что вращение Земли происходит с такой-то скоростью,- относительная истина, которая зависит от методов и точности измерения этой скорости. Конкретная истина – это знание, содержание которого является истинным лишь при определенных условиях. Например, «вода закипает при 100 градусах» является истиной лишь в условиях нормального атмосферного давления 3. Априоризм, адекватность, соответствие здравому смыслу, ясность и очевидность, конвенционализм, сенсуализм, полезность и выгода, инструментальное применение результатов познания, опытно-экспериментальное подтверждение и опровержение, практика как критерии истины. Априори — знание, полученное до опыта и независимо от него, т.е. знание заранее известное. Адекватность — истинно то, что соответствует реальности. Здравый смысл - истинно то, что справедливо и соответствует правде, должному Ясность и очевидность -субъективные состояния сознания Конвенциализм — истинно то, что принимается в качестве такового в результате соглашения между людьми Сенсуализм— истинно то, что подтверждается свидетельством органов чувств Полезность и выгода — его способность удовлетворять какую-нибудь человеческую потребность. Практика —это деятельность, которую субъект осуществляет для достижения определённой, заранее поставленной цели. Подтверждение – результат проверки эмпирическими данными (наблюдениями, измерениями, экспериментами) общих утверждений. Опровержением называется доказательство ложности какого-либо тезиса Инструментализм — истинно то, что помогает достижению цели. 4. Вероятностная истинность знания Вероятностной истиной считают такое утверждение, истинность которого оценивают в процентах или иных условных единицах. Многие считают, что «точные науки объективны, неточные — субъективны», доказывая это тем, что первые можно перепроверить, вторые — нет. Одно и то же слово может иметь много значений, которые интерпретируются на основе контекста. Особенно эта характерно для гуманитарных наук, из чего проистекают трудности установления объективной истинности.

СЕМИНАР 4 ВОПРОС

5. Основания достоверности истинности знания Достоверность —обоснованность, доказательность, бесспорность тех или иных элементов научного и обыденного знания. Достоверное суждение – такое суждение, в котором выражается прочно обоснованное знание; напр.: «Луна — спутник Земли», «Вода кипит при 100 градусах С» и т.п. Различают объективную и субъективную достоверность. Объективная достоверность лежит в основе рационального научного знания. При этом предполагается, что подтвердить это знание могут многие люди, которые могут выступать в качестве заинтересованных свидетелей. В основе иррационального знания лежит субъективная достоверность. Это такое знание, которое не могут подтвердить посторонние. Например, если мы спросим у верующего: «Есть ли Бог?» Он ответит: «Конечно, есть». «А откуда ты знаешь, что он есть?» «Знаю, потому что я с ним контактирую, ощущаю его присутствие, он мне помогает». Действительно ли он ощущает его присутствие мы проверить не сможем. 4. Прояснение степени разработанности той или иной научной проблемы как фактор успешности становления методологии исследования. Степень изученности и научной разработанности темы представляет собой краткий обзор и обобщенный анализ известных научных достижений в выбранной области. В нем приводятся все значимые публикации, имеющие отношение к теме исследования, отмечается, какие вопросы раскрыты на текущий момент по проблеме исследования, и что осталось нераскрытым, определяется общее направление собственного исследования автора работы. Основу обзора должны составлять статьи научных журналов и научные монографии, в т.ч. на иностранном языке. Описание степени изученности и научной проработанности заканчивается результирующим выводом о том, что именно данная тема ещё не раскрыта или раскрыта частично и не получила должного освещения в специальной литературе, поэтому нуждается в дальнейшей разработке. Таким образом, определяется место собственного исследования в конкретной области знаний.

 

СЕМИНАР

1. «Техническая теория» о «технических объектах». система обобщенного знания о технических объектах и их системах. В общем виде теория – это определенная научная абстракция (идеализация), в рамках которой анализируется идеальный объект, принципиально не существующий в реальности, но отражающий ее существенные и определяющие характеристики. Идеализация объекта выполняет различную роль в естественнонаучных и технических теориях. Если целевая установка естественнонаучной теории – познание определенного среза действительности, то для технической теории – построение «идеальной конструкции», которая должна соответствовать реальному техническому объекту. Теоретическая форма технического знания развивается на основе, как закономерностей, так и на основе эмпирических данных. Первые научные теории (техническая механика, сопротивление материалов, гидростатика и др.) появляются вначале XIX в., и на основе разрабатываются соответствующие технические системы. Процесс формирования технической теории связан с переходом от идеальных естественнонаучных объектов к собственно идеальным техническим объектам (по существу, реализуется процесс переноса представлений, выработанных в рамках естественных наук в сферу технознания). Определенные разделы естествознания выступают в качестве предпосылок формирования соответствующих технических. Происходит снятие естественнонаучных закономерностей, на основе которых формируется техническая теория. При этом каждая техническая наука детерминирована собственной базовой естественнонаучной дисциплиной (теоретическая механика является базовой для теории механизмов и машин, термодинамика – теплотехники, теоретические основы электротехники – выступает в качестве базовой для системы электротехнических дисциплин). Различают следующие уровни технической теории: 1) функциональный, ориентированный на математическое описание объекта или процесса; 2) динамичный, описывающий естественные процессы, происходящие в техническом объекте; 3) структурный, дающий конструктивные параметры и инженерные расчеты объекта. Основной проблемой формирования технической теории является выявление её идеальных объектов. Важно также обосновать процесс переноса представлений, выработанных в рамках естественных наук, в науки технические; и наоборот – оценить воздействие представлений, сформулированных в технознании, на смежные области естествознания. Техническая теория ориентирована на конструирование технико-технологических систем. Поэтому естественнонаучная (базовая) дисциплина, на основе которой формируется соответствующая техническая наука, должна быть уточнена и модифицирована, т. е. формирование технической науки способствует динамизму фундаментальной науки. Реализация технической теории зависит: 1) от степени технологичности технического знания – возможности его воплощения в соответствующих объектах или процессах; 2) от экономичности технико-технологических решений; 3) от социальной востребованности (именно общество определяет степень, готовности реализации тех или иных технических проектов). 2. Дифференциация и профилизация научно-технического знания. Важнейшими закономерностями развития науки являются дифференциация и интеграция научного знания. По мере количественного и качественного роста информации требуется все большая специализация ученых. Вот почему, раз начавшись, процесс дифференциации продолжается и по сей день, приводя ко все большему дроблению единого тела науки на все более специализированные области. Некогда единая физика подразделилась на механику, астрономию, собственно физику, в лоне которой насчитывается уже не один десяток подразделений (физика твердого тела, атомная физика, физика плазмы и т. д.), и два четких вертикальных уровня — экспериментальную и теоретическую физику. Более 300 относительно самостоятельных научных дисциплин насчитывает сегодня в своем составе медицина. Такая картина характеризует в принципе любую современную науку. Дифференциация научного знания в самой существенной степени обусловлена особенностями человека как субъекта научного познания. Речь идет о том, что знание вообще и научное знание в частности может порождаться лишь теми способами и средствами, которые определяются конституцией человека, его интеллектуальными и психофизиологическими характеристиками, такими, как объем памяти, устройство и разрешающая способность органов чувств и т. п. Конечно, люди различаются по этим характеристикам, которые к тому же могут быть в довольно широких пределах развиты путем воспитания и тренировки. Бесспорно и то, что человек создает различные технические средства, пользуясь которыми он расширяет диапазон своих познавательных возможностей. Тем не менее в процессе порождения знания познаваемое содержание должно быть «спроецировано» на специфически человеческий аппарат познания, то есть быть соразмерно человеку, его возможностям. Дифференциация научного знания носит в целом прогрессивный характер, способствуя углублению процесса познания, совершенствованию специальной методики и арсенала познавательных средств, применяемых каждой конкретной наукой. Но она имеет и теневую сторону: чрезмерная дифференциация заслоняет от исследователя цельный образ изучаемого предмета, характеризующие его общие закономерности. Абсолютизируются и стыки между смежными областями знания, в результате чего каждый объект рассматривается как чересчур автономный, рядом с другим и независимо от него. Эти недостатки дифференциации восполняются и уравновешиваются противоположно направленным, центростремительным процессом интеграции. Свое наглядное выражение сегодня интеграция находит в возникновении и бурном развитии «стыковых» научных дисциплин — биохимии, кибернетики, биофизики, геохимии и т. д. На современном этапе особенно велика роль интеграционных процессов в развитии науки. В связи с этим чрезвычайно возрастает значение философии, которая, по меткой оценке Джона Бернала, выполняет сегодня роль «стратегического компаса», призванного направлять процесс интеграции, помогать конкретным, частным наукам в воссоздании истинной, неискаженной картины мира. 3. Аксиоматичность, детерминизм, однозначность, материальность, функциональность, эргономичность целесообразность как основные принципы методологии технических наук. Объект и предмет технических наук. Объектом технических наук является искусственно созданная материальная реальность, или сфера инструментальной вооруженности человека деятельного различными искусственными средствами, инструментами, увеличивающими его возможности решения проблем по удовлетворению потребностей. «Технической реальностью» называют «технические системы и их совокупность. Техническая реальность, созданная человечеством, к настоящему времени, имеет мощный энергетический и операциональный потенциал, обладая огромной относительной самостоятельностью и способностью к саморазвитию в соответствии со своими собственными потребностями и законами» Основные технические науки: • Механика; • Сопротивление материалов; • Гидравлика; • Динамика; • Автоматизированные системы управления; • Метрология; • Энергетика. Каждая из технических дисциплин имеет свой предмет в рамках общего предметного поля. Основные принципы методологии технических наук: • Аксиоматичность — при построении любой технической теории в ее основание должна быть положена система положений, которые должны быть приняты на веру, без доказательств, в качестве условно истинных. • Детерминизм — каждый феномен, явление, факт имеет причину, обнаружение причин является одной из важнейших задач науки. • Однозначность — не отвлекаться на второстепенное, в решении любой задачи следует искать главное звено, «ухватившись за которое, можно вытащить всю цепь». • Материальность — для решения технической задачи нужно подбирать подходящий материал, соответствующий количественным и качественным требованиям. • Функциональность — выработанный способ решения задачи должен позволить систематическое и эффективное решение вновь возникающей аналогичной проблемы. • Экономичность — обеспечивать минимальные затраты энергии при решении технических проблем, по крайней мере, чтобы затраты не превышали выгоды, получаемой от полученного результата, но предпочтительнее, чтобы выгоды многократно превышали затраты. • Производительность — эффективность в достижении цели, производство высоких результатов в единицу времени, является критерием выбора при наличии различных вариантов технологии. • Эргономичность — заключается в требовании максимально экономно, рационально и эстетично добиваться решения проблемы, достигать поставленной цели. • Целесообразность — любые действия должны быть подчинены намеченной цели, способствовать достижению результата.

 

4. История техники и технические революции. Нау́чно-техни́ческая революция (НТР) — коренное качественное преобразование производительных сил, начавшееся в середине XX в. , качественный скачок в структуре и динамике развития производительных сил, коренная перестройка технических основ материального производства на основе превращения науки в ведущий фактор производства, в результате которого происходит трансформация индустриального общества в постиндустриальное. В основе многих выдвинутых ныне теорий и концепций, объясняющих глубинные изменения в экономической и социальной структурах передовых стран мира, лежит признание нарастания значения информации в жизни общества. В связи с этим говорят также об информационной революции. Признанный классик теории постиндустриализма Д. Белл выделяет три технологических революции: изобретение паровой машины в XVIII веке научно-технологические достижения в области электричества и химии в XIX веке создание компьютеров в XX веке Главные этапы технического прогресса I. Эпоха ручной техники, орудий ручного труда — инструментов, которые расширяли возможности естественных органов человека, усиливали его физически, труд при этом носил ручной характер, где основные функции производства регулировались субъектом, его дееспособной рабочей силой. II. Этап механизации и машин, при котором основной силой производства являются машины, а человек превращается в его придаток. Многие трудовые функции передаются машине, труд носит уже механизированный характер. Именно в этот период складываются техногенная цивилизация и индустриальное общество. III. Эпоха автоматизации, начавшаяся со второй половины XX в. Автоматы как бы выводят человека из непосредственного производства, ставят его над ним, частично или полностью заменяют человека участием в производстве. Работник в данном случае выступает в качестве организатора, контролера и "управленца", а на первый план выдвигаются уже не его физические возможности, а силы его интеллекта, технические способности и знания, культурно-технический уровень. Составные части НТР Наука: увеличение наукоемкости, повышение числа научных сотрудников и затрат на научные исследования Техника/Технология: повышение эффективности производства. Функции: трудосберегающая, ресурсосберегающая, природоохранная Производство: электронизация комплексная автоматизация перестройка энергетического хозяйства производство новых материалов ускоренное развитие биотехнологии космизация Управление: информатизация и кибернетический подход 5. Философские проблемы техники как глобальные. Филосо́фия те́хники — исследование первопричин техники. Основоположником этого раздела философии является Эрнст Капп, написавший «Основные направления философии техники. К истории возникновения культуры с новой точки зрения» (1877)[1]. В 1898 году свои работы, посвященные философии техники, издают немецкий философ Фред Бон (одна из глав книги «О долге и добре») и российский инженер Петр Энгельмейер (брошюра «Технический итог ХIХ века»). Предметом систематического изучения данная наука стала только в XX веке. Различные аспекты философии техники рассматриваются в марксизме, трансгуманизме и ряде других направлений. Развитие техники в современном мире все более остро проявляет двойственный характер ее достижений. С одной стороны без техники просто невозможно представить развитие человечества, а с другой техника - мощная сила, способная вызвать самые негативные, даже трагические последствия. Не продуманное развитие техники приводит к тому, что успехи технического прогресса обычно оборачиваются сложными социальными проблемами. Заменяя рабочую силу человека на производстве, приводя тем самым к повышению производительности, техника обостряет проблемы занятости и безработицы; жилищный комфорт приводит сегодня к нежелательной разобщенности людей; достигнутая с помощью личного транспорта мобильность покупается ценой шумовой нагрузки, неуютных, обезличенных городов, загубленной природы и т. д. На протяжении веков научная и техническая деятельность считались морально нейтральными. Сегодня мы уже не можем пренебрегать этическим контекстом деятельности ученого или инженера. Инженер в современном мире должен осознавать свою ответственность перед человеческой цивилизацией. Сегодня инженер - служитель гуманности. Человечество все больше оказывается зависимым от последствий технического развития. В этой связи управление техническим прогрессом, его сдерживание, регулирование, осуществление его целей, оценка результатов оказываются сегодня не только инженерной, государственной, управленческой, но и этической проблемой. Усовершенствуя технику человек сам подпадает под ее власть. И чем точнее, чем совершеннее технические средства, тем больше нуждается в них человек, и подчиняет им свое существование, что, в свою очередь, ограничивает его свободу и достоинства.

 

 

СЕМИНАР

1.Философия естествознания и его методология: вехи развития 2. Объект и предметы естественнонаучного знания Современное естествознание представляет собой раздел науки, основанный на воспроизводимой эмпирической проверке гипотез и создании теорий или эмпирических обобщений, описывающих природные явления. Совокупный объект естествознания – природа. Предмет естествознания – факты и явления природы, которые воспринимаются нашими органами чувств непосредственно или опосредованно, с помощью приборов. Задача ученого состоит в том, чтобы выявить эти факты, обобщить их и создать теоретическую модель, включающую законы, управляющие явлениями природы. Например, явление тяготения – конкретный факт, установленный посредством опыта; закон всемирного тяготения – вариант объяснения данного явления. При этом эмпирические факты и обобщения, будучи установленными, сохраняют свое первоначальное значение. Законы могут быть изменены в ходе развития науки. Так, закон всемирного тяготения был скорректирован после создания теории относительности. Основной принцип естествознания гласит: знания о природе должны допускать эмпирическую проверку. Это означает, что истиной в науке признается то положение, которое подтверждается воспроизводимым опытом. Таким образом, опыт является решающим аргументом принятия той или иной теории. Современное естествознание представляет собой сложный комплекс наук о природе. Оно включает в себя такие науки, как биология, физика, химия, астрономия, география, экология и др. 3. Эволюция базовых принципов естествознания и их влияние на научное мировоззрение. Один из наиболее общих естественнонаучных принципов – принцип причинности, утверждающий, что одно природное явление порождает другое, являясь его причиной. Принцип Кюри утверждает, что если существует градиент некоторого качества А, то неизбежно возникнет перенос этого качества в сторону его недостачи, причем поток качества А, т. е. его количество, переносимое через единичную площадку в единицу времени, пропорционален величине этого градиента. Принцип двойственности предписывает нам при описании чего бы то ни было одновременно рассматривать две взаимоисключающие стороны. В зависимости от обстоятельств более существенной может оказаться одна из них. В других обстоятельствах важнее окажется другая. Принцип суперпозиции утверждает, что результат воздействия на материальную систему двух факторов может быть представлен в виде суперпозиции (наложения) воздействия каждого из этих факторов, действующих независимо друг от друга. В этом принципе неявно предполагается, что при наложении факторы не возмущают друг друга. Принцип обладает меньшей степенью общности, чем принцип Кюри. Однако во многих случаях оказывается весьма полезным. Принцип симметрии основан на изначальных представлениях об однородности и изотропности пространства. Предполагает инвариантность природных процессов к преобразованиям симметрии. Согласно принципу относительности не существует абсолютного движения. А следовательно, не существует и абсолютного пространства, абсолютного времени и т. п. Этот принцип подразумевает, что протекание природных процессов не зависит от того, какую точку зрения занимает наблюдатель, их описывающий. Был выдвинут Альбертом Эйнштейном в качестве одной из основ частной теории относительности. Оспаривался многими учеными.  

 

 

СЕМИНАР 6 ВОПРОС

4 Ведущие концепции современного естествознания и их вклад в развитие научных представлений о мире Концепции. В обычном смысле слова концепция - это идея или же общее понятие. В научных дискуссиях ей придаются различные значения. В естествознании концепции обобщают универсальные свойства и отношения. Это научные идеи общего характера, вокруг которых концентрируется научная мысль, например: 1. Теплота как форма молекулярного движения; 2. Теплота как форма энергии; 3. Законы движения Ньютона; 4. Сохранение энергии; 5. Сохранение количества движения. Математические концепции - полезные понятия, характеризующие предельно общие соотношения, например: понятие о прямой пропорциональности (растяжение - груз); понятие о пределе (давление в данной точке) и т. д. Научные концепции - полезные понятия, получаемые из эксперимента, например: 1. Векторы складываются; 2. Теплота - причина повышения температуры тел; 3. Молекула как основная частица. Большинство научных концепций рождается из эксперимента или до некоторой степени связано с экспериментом. Другие области научного мышления - чисто умозрительные. Однако в естествознании они полезны и необходимы в получении нового знания. Гипотезы - это отдельные предположения или догадки, к которым прибегают при построении теории или при постановке эксперимента, имеющего целью непосредственную проверку какой-либо теории в том случае, когда это представляется возможным. Таково восхождение естественнонаучного познания от фактов до теории. Однако путь, пройденный познанием от факта до теории, сам по себе не может быть гарантией качества теории. Сформулированная теория развивается и доказывает своё право на существование. Далеко не все теории выдерживают испытание временем. Лишь по мере того как теория постепенно превращается в некую общую форму знания, которая может удовлетворительно объяснить многие наблюдаемые явления, мы начинаем всё больше и больше ей доверять. Так возникают теории, которые называются «хорошими». Они определяются последовательностью своих положений, простотой оснований, малочисленностью принятых аксиом, полезностью, способностью предсказывать, наконец, той глубиной чувства уверенности, которую она даёт. 5.Проблемы и перспективы развития постнеклассической картины мира. Переход науки к постнеклассической 1.тадии развития создал новые предпосылки формирования единой научной картины мира. Длительное время идея этого единства существовала как идеал. Но в последней трети XX века возникли реальные возможности объединения представлений о трех основных сферах бытия — неживой природе, органическом мире и социальной жизни — в целостную научную картину на основе базисных принципов, имеющих общенаучный статус. Эти принципы, не отрицая специфики каждой конкретной отрасли знания, в то же время выступают в качестве инварианта в многообразии различных дисциплинарных онтологий. Формирование таких принципов было связано с переосмыслением оснований многих научных дисциплин. Одновременно они выступают как один из аспектов великой культурной трансформации, происходящей в нашу эпоху 2. Если кратко охарактеризовать современные тенденции синтеза научных знаний, то они выражаются в стремлении построить общенаучную картину мира на основе принципов универсального эволюционизма, объединяющих в единое целое идеи системного и эволюционного подходов. Становление эволюционных идей имеет достаточно длительную историю. Уже в XIX веке они нашли применение в некоторых областях знания, но воспринимались скорее как исключение по отношению к миру в целом Принцип эволюции получил наиболее полную разработку в рамках биологии и стал ее фундаментальным принципом со времен Ч. Дарвина. Однако вплоть до наших дней он не был доминирующим в естествознании. Во многом это было связано с тем, что длительное время лидирующей научной дисциплиной выступала физика, которая транслировала свои идеалы и нормы в другие отрасли знания. Физика традиционно исследовала фундаментальные структуры мироздания и поэтому она всегда была в числе наук, претендующих на формирование базисных идей общенаучной картины мира. Но физика на протяжении большей части своей истории в явном виде не включала в число своих фундаментальных принципов принцип развития 6. Эмпирическая проверка гипотез исследования Эмпирический способ проверки гипотезы - это подтверждение или неподтверждение последствий, которые выводят из гипотезы по схеме: Г (А л В л С), где Г - гипотеза, А, В, С - возможные последствия Если гипотеза Г под дтверджуеться эмпирическими данными (фактами науки), т.е. не противоречит научным фактам, она приобретает значение истинностного знания Когда мы располагаем эмпирически проверяемой гипотезой, то в состоянии сопоставить ее с теми фактами, событиями и явлениями, которые релевантны к ней, т.е. могут подтвердить ее или опровергнуть. Символически такую гипотезу можно представить в виде формулы: Р (Н/Е) = с, где Р – вероятность; Н – гипотеза; Е – эмпирические свидетельства гипотезы; с – степень подтверждения или индуктивной вероятности гипотезы. Вероятность индуктивного обобщения или эмпирической гипотезы в существенной мере определяется теми свидетельствами (фактами, результатами наблюдений и экспериментов, показаниями очевидцев и т.п.), которые к ним относятся. Как уже отмечалось выше, эта степень подтверждения гипотезы изменяется вместе с изменением подтверждаемых ее данных. В принципе, чем больше количество подтверждающих гипотезу свидетельств, тем выше ее вероятность. Но если эти свидетельства мало отличаются друг от друга, то они ненамного усиливают нашу веру в гипотезу. Другое дело, если подтверждающие случаи гипотезы заметно разнятся друг от друга. Тогда наша вера в нее заметно усиливается.

 

 

СЕМИНАР

1. Социальное и гуманитарное как два полюса человекознания. ЧЕЛОВЕКОЗНАНИЕ (англ. anthropology; от греч. anthropos — человек + logos — слово) — широкий круг знаний, охватывающий в той или иной мере все разделы духовной культуры, в центре которого находятся вопросы о том, что такое человек (в чем его сущность или природа), как он взаимосвязан с окружающим миром, в чем смысл его существования, каким он должен быть, каким способом он может стать лучше. В социально-гуманитарном познании объект не только познается, он еще и оценивается с точки зрения познающего субъекта, его идеалов, эталона, норм. В экспериментальном познании познающий субъект приобретает независимые от него факты. В гуманитарном – субъект, его воля, избирательная активность, приоритеты, интуиция, иррациональное начало являются основными, а потому субъект включен в результат познавательной деятельности. Риккерт отмечает, что «отделаться» от присутствия субъекта в предмете социального познания нельзя. Главная задача этой формы познания – понять чужое «Я» не в качестве объекта, а как другого субъекта, как субъективно-деятельное начало Социально-гуманитарное познание отличается от естественных наук и своей целью: в естествознании ею является необходимость что-то узнать и объяснить, в гуманитаристике знание не только что-то объясняет, оно также служит цели оправдать, усилить, укрепить или, напротив, изменить существующие общественные отношения и структуры. Знание здесь формирует жизненную позицию, принадлежащую познающему субъекту, оно проходит сквозь призму субъект-субъектных отношений. 2. Типология социального и гуманитарного знания. выделяются следующие типы социального познания: 1) гуманитарное знание, 2) социально-экономическое знание, 3) социально-философское знание. Предметом гуманитарного знания выступает субъективный мир человека. Социальное Бытие рассматривается в нем субъективно, через его значимость для человека. Объектом изучения гуманитарных наук являются духовные и культурные явления, человек, общество. Сюда прежде всего относятся педагогика, психология, эстетическое и нравственное образование, художественное творчество. Социально-экономическое знание ориентировано на описание тех процессов, которые оказывают значительное воздействие на развитие общества и прежде всего - отношения собственности, распределения, обмена и потребления материальных благ, то есть экономическую жизнь общества. Этот тип знания приближается к естественнонаучному, поэтому в нем широко используются математические и другие точные методы познания. Среди всех типов социального познания социально-философское знание занимает особое место. Как говорят философы, оно является системообразующей основой для всех социальных знаний. Оно разрабатывается на базе обобщения практики конкретного исторического этапа развития общества и ориентировано на выработку наиболее общих представлений о природном и социальном бытии человека, законах его развития и отношения к миру. Социально-философское знание выделяет основные формы человеческой деятельности, основные законы их функционирования и развития, анализирует взаимосвязь и взаимовлияние основных сфер жизнедеятельности общества и место человека в этих системах. 3. Гуманитарное знание как вероятностно истинное. особенность социально-гуманитарных дисциплин – необходимость учета характера законов функционирования изучаемых объектов. В природе действуют и динамические, и статистические законы; в социально-гуманитарных объектах – как правило, статистические законы. Динамические законы в своей основе имеют однозначную причинность, а статистические – вероятностную причинность, при которой причина может порождать одно из нескольких следствий[3]. Знание динамических законов позволяет осуществлять точные (однозначные) предсказания, а знание статистических законов открывает возможность только вероятностных предсказаний, когда нельзя знать, какое из возможных событий произойдет, а можно вычислить лишь вероятности этих событий. В связи с этим предсказание в социально-гуманитарных науках является менее точным, чем в науках о природе и технике. Гуманитарное знание – совокупность знаний в области наук, изучающих человека и общество (философии, истории, филологии, права, искусствоведения и др.). Объектом гуманитарного знания является духовный мир человека. Цель гуманитарного знания – описать и понять объект в его неповторимости, на основе его истолкования, интерпретации.

 

 

4. Натуралистическая и культурцентристская «программы» организации знания о человеке и обществе. Имеются более общие характеристики влияния философии на социальные и гуманитарные науки,которые может дать понятие исследовательской программы. Так, раннебуржуазная и классическаяфилософия были ориентированы на природу и изучающие ее науки, соответственно — нанатуралистическую исследовательскую программу. Последователи натуралистической исследовательскойпрограммы полагали, что предмет наук об обществе тот же, что и у естественных наук, либо, что предметыразличаются, но методы наук об обществе те же, что и у естественных наук. Согласно натуралистическойпарадигме, мир рационален и есть то, что он есть, или чем он кажется, но не иная «вещь». Это относитсякак к объекту наук о природе, так и к объекту наук об обществе. Можно рассмотреть «параметры»социального бытия человека как нечто, что является неизменным, подобно природной основе егосуществования как «вещи». Антинатуралистическая программа может быть названа культурцентристской, поскольку культура — этот позже, чем природа, открытый объект — становитсяпервичным в данной сфере знания и не позволяет уподобить многие явления социального мира вещам.Теории культуры могут обеспечить солидную основу для научного анализа общества. В культурцентристской программе научное исследование предполагает не столько анализсоциального факта как «вещи», сколько включение мнений людей, их целей и системы ценностей.Культурцентристская стратегия устанавливает концептуальные границы объяснения, господствующего вестественных науках, и вводит принцип понимания в качестве ведущего методологического средства. Этастратегия предполагает определенное концептуальное упрощение и унификацию социального мира:реальность схематизируется и редуцируется до ее культурных элементов, системы ценностей индивида,коллектива или социальных групп. Культурцентристская исследовательская программа не столь явнымобразом, как натуралистическая, опирается на частные науки, ибо общественные науки, на которые онамогла бы опереться, сами в существенной мере формируются той или иной исследовательскойпрограммой. 5. Социально-культурная история человека и особенности ее интерпретации. Природа и сущность человека — философское понятие, которое обозначает сущностные характеристики человека, отличающие его и несводимые ко всем иным формам и родам бытия, в той или иной мере присущие всем людям. В философии единого и однозначного определения человека и его природы не существует. В широком смысле человека можно описать как существо, обладающее волей, разумом, высшими чувствами, способностями к коммуникации и труду. В философии Древнего Востока и античности человек представляется как фрагмент природы, жизненный путь которого предопределён законами судьбы, а сущность — неким божеством. В Средние века личность наделяется свободой воли, что возвышает её над природой, давая возможность и обязанность управлять собственной судьбой. Однако суеверия о зависимости судьбы от положения линий на ладонях и от расположения планет и светил бытуют по сей день. По Дарвину, природа человека и животных эволюционна и недетерминированна, то есть подвержена изменениям в зависимости от окружающей среды, в которой живёт и развивается вид. Социальный детерминизм склоняется к тому, что поведение групп людей обусловлено теми условиями, в которых они находятся, этим обусловлена, например, классовая борьба. Некоторые гипотезы (концепт tabula rasa, бихевиоризм) утверждают, что человек формируется преимущественно через воспитание, другие (биологический, или генетический детерминизм)- что его характер есть врождённая особенность организма, и воспитание может лишь маскировать его проявления. В неклассической философии второй половины XIX—XX веков можно выделить такие основные подходы в понимании природы и сущности человека, как: Натурализаторский - Биологические модели человека, описывающие его в ряду других сложных организмов (позитивизм, необихевиоризм, биоэтика и др.). Восходящие к «философии жизни» описание человека как «несостоявшегося животного», из-за своей биологической неполноценности обречённого на поиск «противоестественных» способов существования (Ницше, фрейдизм, философская антропология). Экзистенциальный - Актуализация уникального индивидуального человеческого существования, «экзистенции», в его принципиальной несводимости к каким-то общим законам (экзистенциализм, феноменология, персонализм). Социологизаторский подход рассматривает человека в контексте социальных связей: Марксизм рассматривает человека как активного субъекта, в процессе практической деятельности преобразующего природу и себя самого. Структуралистские концепции человека рассматривают его как элемент или функцию фундаментальных социальных структур (политических, идеологических, семантических и др.). Понятие человека в культуре После того, как Платон определил человека как «двуногое, лишённое перьев», Диоген, ощипав петуха, заявил что это человек по Платону. 6. Методологический плюрализм как характерная черта организации социального и гуманитарного знания. Взаимодействие между сферами естественного и социально-гуманитарного познания, принимавшее на этапе дисциплинарной организации науки преимущественно форму трансляции методологических установок естественных наук в социально-гуманитарное знание, в постнеклассической науке осуществляется на основе объединения когнитивных и аксиологических параметров научного знания. Происходящие в науке изменения не предполагают унификацию всех областей знания и их редукцию к онтологическим и методологическим принципам какой-либо одной науки. Важнейшей составляющей научного исследования становится использование междисциплинарных методологий познания, значение которых возрастает в связи с необходимостью изучения сложных человекоразмерных систем. Методологическое мышление всё чаще определяется как полипарадигмальное, преодолевающее строгий детерминизм и нормативность, тотальность и унификацию. Плюрализм форм методологического сознания и интеграция в этих формах когнитивно-эпистемологических и ценностных компонентов отличают постнеклассический этап развития науки. Особое значение плюрализм приобретает для социально-гуманитарного познания, поскольку в данной сфере конституирование предметной области с необходимостью предполагает корреляцию с нормативно-ценностными характеристиками социокультурной реальности






©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.