Здавалка
Главная | Обратная связь

Совершенствование учетной политики для финансового и налогового учета



 

Проведенное исследование показало, что учетная политика ООО «СтройТранс» в основном соответствует действующему законодательству РФ. Но в целях формирования эффективной учетной политики организации необходимо пересмотреть основные ее положения.

Бухгалтерия ООО «СтройТранс», работающего в условиях рыночной экономики, имеет право и возможность в известной мере влиять на управление финансовыми результатами деятельности организации и частично на налогооблагаемые показатели.

Речь идет о выборе того или иного варианта учетной политики в зависимости от поставленной цели.

Целью чаще всего являются законная оптимизация налоговых платежей, обеспечение возможности в годы успешной работы организации платить максимальные суммы налогов, в том числе в счет будущих лет, а в сложные периоды - минимальные.

При этом имеются в виду исключительно законные способы регулирования налоговых платежей.

При формировании учетной политики организации по определенному направлению ведения и организации бухгалтерского учета осуществляется выбор одного способа из нескольких, допускаемых законодательством и нормативными актами по бухгалтерскому учету.

Если по определенному вопросу в нормативных документах не установлены способы ведения бухгалтерского учета, то ООО «СтройТранс» осуществляет разработку соответствующего способа самостоятельно исходя из положений по бухгалтерскому учету.

В таблице 3.1 представлена информация, которая является основой технологии формирования эффективной учетной политики.

Таблица 3.1 - Технология формирования эффективной учетной политики

Элементы учетной политики Цели формирования учетной политики
Рационализация денежных потоков Снижение трудоемкости учета Формирование привлекательной отчетности
Переоценка основных средств Не проводить дооценку, проводить уценку Не проводить Проводить дооценку
Амортизация основных средств Метод уменьшаемого остатка, метод Суммы чисел лет. Применять повышающие коэффициенты Линейный способ Линейный способ, метод уменьшаемого остатка без повышающего коэффициента
Списание основных средств стоимостью менее 40 тыс. руб. Списывать Если влияние незначительное, то по усмотрению руководителя, если значительное не списывать Если влияние незначительное, то по усмотрению руководителя, если значительное - не списывать
Установление лимита отнесения к основным средствам 40 тыс. руб. Исходя из технологических особенностей организации
Учет ремонта основных средств По фактическим затратам. Ремонтный фонд По фактическим затратам. Путем создания резерва на проведение ремонта По фактическим затратам. С использованием счета расходов будущих периодов
Порядок списания ТЗР Упрощенные способы Любой Любой
Оценка списываемых МПЗ - По средней себестоимости По средней себестоимости
Варианты исчисления себестоимости единицы запаса Любой Себестоимость единицы запаса включает только стоимость запаса по договорной цене Себестоимость единицы запаса включает все расходы, связанные с приобретением запаса
Оценка приобретаемых товаров По покупным ценам. По продажным ценам По покупным ценам По фактической себестоимости приобретения. По продажным ценам
Списание расходов на продажу Прямое списание на себестоимость Прямое списание на себестоимость Распределять м/д себестоимостью проданными товарами
      и остатком на складе
Перевод долгосрочной задолженности в краткосрочную Любой Любой Не переводить
Метод включения дополнительных затрат, связанных с получением займов и кредитов Единовременное отнесение в состав прочих расходов Единовременное отнесение в состав прочих расходов Учет в составе дебиторской задолженности с последующим отнесением их в состав расходов в течение срока погашения
Создание резервов по сомнительным долгам Создавать Не создавать Не создавать
Создание резервов предстоящих расходов Любой Не создавать Создавать
         

Продолжение таблицы 3.1

В таблицу 3.1 включены только те элементы, которые способны оказывать влияние на финансовые результаты и отчетность ООО «СтройТранс». ООО «СтройТранс» необходимо определиться с целью формирования учетной политики и затем сформировать ее из тех элементов, которые соответствуют данной цели.

Ведь больше всего времени при составлении учетной политики уходит на то, чтобы обосновать свой выбор, поэтому часто бухгалтера идут по пути наименьшего сопротивления и выбирают те элементы, которые больше им знакомы и наименее трудозатраты, но при этом организация теряет возможность управлять учетными данными и, следовательно, своими финансовыми результатами, величиной начисленных налогов и данными отчетности.

Изучение методологической части учетной политики ООО «СтройТранс» в части учета обязательства показала, что в организации не создаются резервы по сомнительным долгам.

Предлагается ООО «СтройТранс» формировать резервы по сомнительным долгам. Создание резервов по сомнительным долгам позволяет списать на расходы по налогу на прибыль 50% задолженности через 45 дней просрочки оплаты, а через 90 дней – оставшуюся сумму долга.

Если этого не сделать, то отнести на уменьшение базы по налогу на прибыль сумму просроченной дебиторской задолженности можно будет только по истечении срока давности (как правило, трех лет) или после ликвидации должника.

Этот инструмент легальной оптимизации можно рекомендовать всем без исключения предприятиям по ряду причин.

Во-первых, формирование резерва дает компании отсрочку по уплате части налога на прибыль.

Например, на 31 марта 2013 года по итогам проведенной инвентаризации сумма сомнительной задолженности – 1000 тыс. рублей. В том числе 400 тыс. рублей со сроком просрочки от 45 до 90 дней и 600 тыс. рублей – более 90 дней.

Начисляем резерв в 800 тыс. рублей (50% – по долгу в 400 тыс. рублей и 100% – задолженность на 600 тыс. рублей) и признаем 31 марта 2013 года такую же сумму расходов. Во 2 квартале долг в 400 тыс. рублей был погашен, а 600 тыс. рублей так и не вернули.

На 30 июня 2010 года после инвентаризации определяем сумму сомнительной задолженности в 600 тыс. рублей. Так как по итогам предыдущего отчетного периода сумма резерва была 800 тыс. рублей, то мы должны ее уменьшить и разницу в 200 тыс. рублей включить в налоговую базу по налогу на прибыль на 30 июня 2013 года.

Как результат: по задолженности, которую оплатили (400 тыс. рублей), компании использует отсрочку по налогу на прибыль на сумму 200 тыс. рублей до момента, когда денежные средства поступили от должника.

Долг, который так и не вернули (600 тыс. рублей), был списан на расходы через 90 дней просрочки, а не как в общем случае – через три года.

Во-вторых, предприятие, которое создало резерв, можно считать застрахованным от нюансов, мешающих списать в расходы безнадежные долги.

Например, срок исковой давности прерывается, если с должником будет подписан акт сверки (предположим, в ходе ежегодной инвентаризации). Налоговые органы в ряде случаев считают, что документ о прекращении исполнительного производства не является основанием для признания задолженности безнадежной и списания на расход.

Налоговый кодекс РФ не устанавливает требования об указании резерва по сомнительным долгам в учетной политике. Соответственно, даже если бухгалтерия ООО «СтройТранс» не определила этот резерв в учетной политике для налогообложения, его можно применять.

И еще, резервы начинать создавать не обязательно с начала года. Можно сделать это с начала любого отчетного периода (например, с первого полугодия). Это подтверждается арбитражной практикой.

Основание для создания резерва должна стать инвентаризация дебиторской задолженности, причем проведенная на последний день отчетного (налогового) периода.

Иная дата инвентаризации может стать основанием для отказа в создании резерва.

Также необходимо отметить, что не для всякой дебиторской задолженности можно сформировать резерв. В частности, нельзя это сделать, если возникновение задолженности контрагента перед компанией не связано с реализацией. К примеру, нельзя создавать резерв по долгам, возникшим в связи с:

- выданной предоплатой;

- начислением штрафа за нарушение условий договора;

- выданными займами и по договорам уступки права требования.

В соответствии с законодательством РФ все изменения должны будут внесены в учетную политику на 2015 год отдельным приказом по ООО «СтройТранс» о внесении изменений в учетную политику для целей бухгалтерского учета, так как ежегодно формировать учетную политику для целей бухгалтерского учета нет никакой необходимости.

Если учетная политика полностью устраивает, и организация готова и в следующем году применять ее без каких-либо изменений, достаточно в декабре 2014 года издать приказ о том, что в 2015 году при ведении бухгалтерского учета следует руководствоваться учетной политикой 2014 года.

Если же есть необходимость внести в учетную политику какие-то изменения, тогда в декабре издается приказ о внесении изменений в учетную политику для целей бухгалтерского учета. И в этом приказе перечисляются только те моменты, которые будут изменены.

Понятие сомнительного долга в бухгалтерском и налоговом учете различается. В налоговом учете, ст.266 НК РФ, сомнительный долг описывается как «задолженность перед налогоплательщиков не погашенная в установленные в договоре сроки и не обеспеченная гарантиями, залогом, поручительством». В бухгалтерском учете, в соответствии с п.70 Приказа Минфина №34н, сомнительной признается необеспеченная гарантиями дебиторская задолженность, которая либо не погашена в сроки установленные договором, либо организация предполагает, что она не будет погашена в предусмотренные договором сроки.

Как бухгалтерском, так и в налоговом учете, в случае если задолженность обеспечена гарантией, залогом, поручительством, то она сомнительной не является.

В налоговом учете создание резерва по сомнительным долгам является правом налогоплательщика, а не обязанностью в отличие от бухгалтерского учета.

Для целей налогового учета порядок создания резерва по сомнительным долгам и определения его величины четко установлен законодательством. В учетной политике для целей налогообложения необходимо отразить только сам факт создания резерва, поскольку это является правом налогоплательщика, применяющего метод начисления. При этом решение о создании или об отказе от создания резерва по сомнительным долгам должно приниматься до начала года и изменению в течение года оно не подлежит.

Суть применения резервов в том, что по некоторым видам затрат, расходы могут признаваться не в момент их осуществления, а в момент начисления соответствующего резерва. Каждый из предусмотренных НК РФ резервов имеет свои правила начисления. В зависимости от конкретной ситуации, применение резервов может быть выгодным налогоплательщику или же наоборот невыгодным.

Таким образом, в целях совершенствования элементов учетной политики для целей учета ООО «СтройТранс» предлагается создавать резервы по сомнительным долгам.

 

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.