Здавалка
Главная | Обратная связь

Влияние учетной политики на показатели деятельности организации ООО «СтройТранс»



 

Итак, объекту исследования в целях совершенствования учетной политики и организации бухгалтерского учета было предложено создавать резерв по сомнительным долгам.

Для определения суммы, на которую необходимо создать резерв по сомнительным долгам, ООО «СтройТранс» предлагается использовать оценку вероятности безнадежных долгов.

Эта оценка ведется отдельно по группам дебиторской задолженности с различными сроками возникновения.

Составление такой таблицы руководству ООО «СтройТранс» позволит определить возможный процент и размер безнадежных долгов, в результате чего организация может несколько снизить этот риск, создавая резерв по сомнительным долгам.

 

 

По данным ООО «СтройТранс» за 2015 год была проведена оценка вероятности появления безнадежных долгов, результаты которой представлены в таблице 3.2.

Таблица 3.2 - Оценка вероятности появления безнадежных долгов у ООО «СтройТранс» в 2015 году

Классификация дебиторов по срокам возникновения задолженности Сумма дебиторской задолженности за 2015, в тыс.руб. Удельный вес в общей сумме, в % Вероятность безнадежных долгов, % Сумма безнадежных долгов, в тыс.руб. Реальная величина задолженности, в тыс.руб.
0 – 30 дней 9,6% 1% 1,45 143,55
30 - 60 7,8% 2% 2,36 115,64
60 - 90 2,8% 4% 1,68 40,32
90 - 120 4,6% 6% 4,14 64,86
120 - 150 1,8% 8% 2,16 24,84
150 - 180 72,8% 10% 109,6 986,4
180 - 360 0,5% 24% 1,92 6,08
Свыше 360 0,0% 90%
Итого 100,0%   123,31 1381,69

 

Итак, из таблицы 3.2 видно, что у ООО «СтройТранс» только 9,6% дебиторской задолженности является текущей, то есть будет погашена в течение 30 дней. 7,8% (или 118 тыс.руб.) дебиторской задолженности будет погашено в течение 2 месяцев.

Погашение 4,6% дебиторской задолженности или 69 тыс.руб. отложено в течение 3 месяцев.

Погашение остальной суммы дебиторской задолженности отложено в течение года.

Таким образом, у анализируемого предприятия имеется реальная угроза не получить 123,31 тыс. руб. дебиторской задолженности.

Именно на эту сумму целесообразно создать резерв по сомнительным долгам. Что непременно приведет к увеличению показателя чистой прибыли ООО «СтройТранс».

Поскольку создание резерва по сомнительным долгам должно производиться за счет прибыли организации до ее налогообложения, то, создав резерв по сомнительным долгам, руководство ООО «СтройТранс» сможет снизить сумму платежей по налогу на прибыль.

По данным 2015 года это снижение составит 251 тыс.руб.:

123,31 тыс.руб. * 20 % = 251 тыс.руб.

Приведенные выше расчеты показали, что использование резервов по сомнительным долгам могут снизить затраты компании, и, соответственно, увеличить прибыль ООО «СтройТранс».

Используя данные бухгалтерской отчетности ООО «СтройТранс» за 2015 год рассмотрим, насколько анализируемое предприятие сможет улучшить свои показатели финансово-хозяйственной деятельности. Результаты проведенных расчетов для ООО «СтройТранс» представим в таблице 3.3.

Таблица 3.3 - Статьи бухгалтерской отчетности ООО «СтройТранс» по состоянию на 31 декабря 2015 года, подлежащие корректировке

Наименование статьи отчетности ООО «СтройТранс», подлежащей корректировке Код строки Увеличение/ уменьшение
Актив бухгалтерского баланса:
Дебиторская задолженность -
Расчеты с покупателями и заказчиками -123,31 тыс.руб.
Резервы по сомнительным долгам +123,31 тыс.руб.
Отчета о финансовых результатах
Прочие расходы +123,31 тыс.руб.
Прибыль до налогообложения -123,31 тыс.руб.
Текущий налог на прибыль -251 тыс.руб.
Чистая прибыль +251 тыс.руб.

 

Итак, создание резервов по сомнительным долгам в налоговом учете позволяет списать на расходы по налогу на прибыль 50% задолженности через 45 дней просрочки оплаты, а через 90 дней – оставшуюся сумму долга. Если этого не сделать, то отнести на уменьшение базы по налогу на прибыль сумму просроченной дебиторской задолженности можно будет только по истечении срока давности (как правило, трех лет) или после ликвидации должника. Этот инструмент легальной оптимизации можно рекомендовать всем без исключения предприятиям по ряду причин.

Во-первых, формирование резерва дает компании отсрочку по уплате части налога на прибыль.

Рассмотрим условный пример, показывающий эффективность применения резервов по сомнительным долгам в налоговом учете.

Итак, на 31 марта 2014 года по итогам проведенной инвентаризации сумма сомнительной задолженности – 1000 тыс. рублей., в том числе 400 тыс. рублей со сроком просрочки от 45 до 90 дней и 600 тыс. рублей – более 90 дней.

Начисляем резерв в 800 тыс. рублей:

- 50% – по долгу в 400 тыс. рублей

- 100% – задолженность на 600 тыс. рублей.

31 марта 2014 года признаем такую же сумму расходов.

Во 2 квартале долг в 400 тыс. рублей был погашен, а 600 тыс. рублей так и не вернули.

На 30 июня 2014 года после инвентаризации определяем сумму сомнительной задолженности в 600 тыс. рублей. Так как по итогам предыдущего отчетного периода сумма резерва была 800 тыс. рублей, то мы должны ее уменьшить и разницу в 200 тыс. рублей включить в налоговую базу по налогу на прибыль на 30 июня 2014 года.

Как результат: по задолженности, которую оплатили (400 тыс. рублей), компании использует отсрочку по налогу на прибыль на сумму 200 тыс. рублей до момента, когда денежные средства поступили от должника. Долг, который так и не вернули (600 тыс. рублей), был списан на расходы через 90 дней просрочки, а не как в общем случае – через три года.

При использовании резерва по сомнительным долгам ООО «СтройТранс» можно считать застрахованным от нюансов, мешающих списать в расходы безнадежные долги. Например, срок исковой давности прерывается, если с должником будет подписан акт сверки (предположим, в ходе ежегодной инвентаризации). То есть отсчитывать три года придется заново. А еще непонятно, что делать, когда судебный пристав не может взыскать долг в силу отсутствия имущества у должника или его самого. Налоговые органы в ряде случаев считают, что документ о прекращении исполнительного производства не является основанием для признания задолженности безнадежной и списания на расход.

Налоговый кодекс РФ не устанавливает требования об указании резерва по сомнительным долгам в учетной политике. Соответственно, даже если бухгалтерия ООО «СтройТранс» не определила этот резерв в учетной политике для налогообложения, его можно применять. И еще, резервы начинать создавать не обязательно с начала года. Можно сделать это с начала любого отчетного периода (например, с первого полугодия). Это подтверждается арбитражной практикой.

Основание для создания резерва должна стать инвентаризация дебиторской задолженности, причем проведенная на последний день отчетного (налогового) периода. Иная дата инвентаризации может стать основанием для отказа в создании резерва.

Также необходимо отметить, что не для всякой дебиторской задолженности можно сформировать резерв. В частности, нельзя это сделать, если возникновение задолженности контрагента перед компанией не связано с реализацией. К примеру, нельзя создавать резерв по долгам, возникшим в связи с:

- выданной предоплатой;

- начислением штрафа за нарушение условий договора;

- выданными займами и по договорам уступки права требования.

Таким образом, приведенные выше расчеты показали, что использование резервов по сомнительным долгам могут снизить затраты компании, и, соответственно, увеличить прибыль ООО «СтройТранс».

Таким образом, внесенные дополнения и изменения в учетную политику ООО «СтройТранс» позволят организовывать и вести бухгалтерский учет в соответствии с действующим законодательством РФ, а также повысить показатели прибыли.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Подведем итоги проведенного исследования. В работе изложены теоретические и практические вопросы, касающиеся влияния учетной политики на формирование финансовых результатов, рассмотрены положения учетной политики ООО «СтройТранс».

Как показано в работе, существуют способы, которые позволяют заметно повысить эффективность организации, не затрачивая значительных финансовых средств. Основа такого улучшения – правильно разработанная учетная политика.

От ее правильного понимания во многом зависит экономическая деятельность любой организации. Каждая организация имеет возможность выбрать любой приемлемый для себя вариант учета по тем или иным вопросам в зависимости от специфики деятельности. Эту возможность предприятия имеют благодаря учетной политике.

Процесс формирования и применения учетной политики организации регулируется нормативными документами, которые взаимосвязаны друг с другом. Учетная политика в Российской Федерации должна самостоятельно разрабатываться каждой организацией и находиться в строгих рамках нормативно-правового регулирования бухгалтерского учета. Она является главным распорядительным документом бухгалтера любого экономического субъекта. При формировании учетной политики должны учитываться допущения и требования бухгалтерского учета, основные из которых сформулированы в Положении по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» ПБУ 1/2008.

Учетная политика оказывает существенное влияние на финансовый результат предприятия. Поскольку прибыль — это разница между доходами и расходами, то выбор метода их признания может увеличивать либо уменьшать конечный финансовый результат. В отношении доходов влияние оказывает факт признания дохода и выбор метода признания дохода (метод начисления или кассовый метод). В части расходов влияние учетной политики на финансовый результат существенно выше. В этой части учетная политика состоит из нескольких элементов: способа начисления амортизации, способа оценки запасов материальных ресурсов, способа оценки незавершенного производства, способа оценки остатков готовой продукции, способа оценки процентов и др.

Во второй главе работы был проведен анализ действующей учетной политики ООО «СтройТранс». Анализ основных финансовых показателей деятельности объекта исследования показал, что за 2012-2014 гг. выручка значительно снизилась (-37,8%), соответственно, снизилась и себестоимость продаж ООО «СтройТранс» (-44,79%). Финансовый результат от продаж ООО «СтройТранс» представлен убытками, значение которых незначительно уменьшилось за 2012-2014 гг. Так если по данным 2012 года убыток от продажи составил -838 тыс.руб., то к 2013 году его значение выросло до -3869 тыс.руб., а в 2014 году составил-361 тыс.руб. На протяжении всего анализируемого периода ООО «СтройТранс» получало чистый убыток, значение которого незначительно уменьшилось. За 2012-2014 гг. показатели рентабельности продаж имеют отрицательное значение вследствие понесенных убытков. Несмотря на снижение выручки и среднегодовой стоимости основных средств, за анализируемый период повысилась фондоотдача основных фондов ООО «СтройТранс» с 25,19 до 40,33. За анализируемый период среднегодовая численность работников ООО «СтройТранс» выросла с 101 человека до 120 человек, но производительность труда снизилась на 47,65%.

По результатам проведенного анализа сделан вывод, что в 2012-2014 гг. ООО «СтройТранс» свою деятельность осуществляло неэффективно, так как организацией получены убытки.

С целью рациональной постановки учета в ООО «СтройТранс» разработана и применяется учетная политика, разделенная на два положения: учетная политика для целей бухгалтерского учета на 2014 год по организации ООО «СтройТранс» и учетная политика для целей налогового учета на 2014 год по организации ООО «СтройТранс».

Для целей бухгалтерского учета предусмотрена компьютерная технология учетной информации, ведение бухгалтерского учета в 2014 году организовано с использованием программного обеспечения «1С Бухгалтерия 8.2». При отражении финансово-хозяйственных операций организации использует рабочий план счетов в соответствии с Приложением к учетной политике.

Для обеспечения руководства и функциональных служб организации достаточной информацией для обоснованного принятия управленческих решений и составления достоверной бухгалтерской отчётности установлен порядок внутренней отчётности согласно графику документооборота. В организации также проводятся обязательные плановые и внеплановые инвентаризации активов и обязательств в соответствие с требованиями законодательства РФ.

Сроки проведения, состав инвентаризационной комиссии утверждаются генеральным директором ООО «СтройТранс» в приказе о проведении инвентаризации.

Изучение методологической части учетной политики для целей бухгалтерского учета ООО «СтройТранс» по учету внеоборотных активов показала, что лимит отражения активов, в отношении которых выполняются условия п.4 ПБУ 6/01, в составе материально-производственных запасов составляет не более 40000 рублей за единицу; амортизация по всем основным средствам начисляется линейным способом; в организации не проводится переоценка основных средств.

Результаты изучения методологической части учетной политики организации по учету товарно-материальных ценностей показали, что материалы отражаются на счете 10 «Материалы» по стоимости приобретения (заготовления); оценка материально-производственных запасов при их отпуске в производство и ином выбытии установлена способом ФИФО.

Результаты изучения методологической части учетной политики для целей бухгалтерского учета ООО «СтройТранс» по учету обязательств показали, что организация не создает резервы по сомнительным долгам, но создает резервы на оплату отпусков; расходы классифицируются на расходы по обычным видам деятельности и прочие расходы; в качестве момента признания доходов и расходов в организации установлен метод начислений.

Поскольку способы отражения операций в бухгалтерском учете учитываются при выработке и принятии управленческих решений, значение учетной политики достаточно велико. Она - основа формирования всех остальных организационно-распорядительных документов предприятия. ООО «СтройТранс» следует серьезно отнестись к формированию и утверждению учетной политики, т.к. от этого зависит, насколько эффективной, оперативной и гибкой будет дальнейшая его деятельность.

В третьей главе разработаны рекомендации ООО «СтройТранс» по совершенствованию элементов учетной политики для целей учета. Было предложено:

- Формировать резервы по сомнительным долгам. Создание резервов по сомнительным долгам позволяет списать на расходы по налогу на прибыль 50% задолженности через 45 дней просрочки оплаты, а через 90 дней – оставшуюся сумму долга. Если этого не сделать, то отнести на уменьшение базы по налогу на прибыль сумму просроченной дебиторской задолженности можно будет только по истечении срока давности (как правило, трех лет) или после ликвидации должника. Формирование резерва дает компании отсрочку по уплате части налога на прибыль и предприятие, которое создало резерв, можно считать застрахованным от нюансов, мешающих списать в расходы безнадежные долги.

Проведенные расчеты показали, что внесенные дополнения и изменения в учетную политику ООО «СтройТранс» позволят организовывать и вести бухгалтерский учет в соответствии с действующим законодательством РФ, а также повысить показатели прибыли.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что профессиональное суждение бухгалтера, оформляемое через учетную бухгалтерскую и налоговую политику предприятия, становится элементом системы нормативного регулирования бухгалтерского учета и налогообложения и в настоящее время является важным инструментом налогового планирования на предприятиях. То или иное решение руководства предприятия по вопросам, носящим, на первый взгляд, чисто технический характер, может принести ООО «СтройТранс» как значительный материальный ущерб, так и дополнительную прибыль.

 

 


 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

1. Гражданский кодекс Российской Федерации. Принят Государственной думой 21 октября 1994 г. // Справочно-правовая система «Консультант Плюс».

2. Налоговый кодекс Российской Федерации. Принят Государственной думой 16 июля 1998 г. // Справочно-правовая система «Консультант Плюс».

3. Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 г. № 402-ФЗ // Справочно-правовая система «Консультант Плюс».

4. Федеральный закон «Об обществах с ограниченной ответственностью» от 08.02.1998 г. № 14-ФЗ // Справочно-правовая система «Консультант Плюс».

5. Постановление Правительства РФ «Об утверждении Положения о признании Международных стандартов финансовой отчетности и Разъяснений Международных стандартов финансовой отчетности для применения на территории Российской Федерации» от 25.02.2011 г. № 107 // Справочно-правовая система «Консультант Плюс».

6. Постановление Правительства «О Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы» от 01.01.2002 г. № 1 // Справочно-правовая система «Консультант Плюс».

7. Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации. Приказ Минфина России от 29.06.1998 г. № 34н // Справочно-правовая система «Консультант Плюс».

8. Положение по бухгалтерскому учету 1/2008 «Учетная политика организации». Приказ Минфина России от 06.10.2008 г. № 106н // Справочно-правовая система «Консультант Плюс».

9. Положение по бухгалтерскому учету 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации». Приказ Минфина России от 06.07.1999 г. № 43н // Справочно-правовая система «Консультант Плюс».

10. Положение по бухгалтерскому учету 5/01 «Учет материально-производственных запасов». Приказ Минфина России от 09.06.2001 г. № 44н // Справочно-правовая система «Консультант Плюс».

11. Положение по бухгалтерскому учету 6/01 «Учет основных средств». Приказ Минфина России от 30.03.2001 г. № 26н // Справочно-правовая система «Консультант Плюс».

12. Положение по бухгалтерскому учету 9/99 «Доходы организации». Приказ Минфина России от 06.05.1999 г. № 32н // Справочно-правовая система «Консультант Плюс».

13. Положение по бухгалтерскому учету 10/99 «Расходы организации». Приказ Минфина России от 06.05.1999 г. № 33н // Справочно-правовая система «Консультант Плюс».

14. Положение по бухгалтерскому учету 20/03 «Информация об участии в совместной деятельности». Приказ Минфина России от 24.11.2003 г. №105н // Справочно-правовая система «Консультант Плюс».

15. Положение по бухгалтерскому учету 21/2008 «Изменение оценочных значений». Приказ Минфина России от 06.10.2008 г. №106н // Справочно-правовая система «Консультант Плюс».

16. Приказ Министерства Финансов РФ от 30.03.2012 г. №148 «Об образовании Межведомственной рабочей группы по применению МСФО» // Справочно-правовая система «Консультант Плюс».

17. Приказ Министерства Финансов РФ от 25.11.2011 г. №160н «О введении в действие Международных стандартов финансовой отчетности и Разъяснений Международных стандартов финансовой отчетности на территории Российской Федерации» // Справочно-правовая система «Консультант Плюс».

18. Приказ Министерства Финансов РФ от 02.07.2010 г. № 66н «О формах бухгалтерской отчетности организаций» // Справочно-правовая система «Консультант Плюс».

19. Приказ Министерства Финансов РФ от 31.10.2000 г. № 94н «Об утверждении плана счетов бухгалтерского учета финансово – хозяйственной деятельности организаций и инструкции по его применению» // Справочно-правовая система «Консультант Плюс».

20. Методические рекомендации по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов. Приказ Минфина России от 28.12.2001 г. № 119н // Справочно-правовая система «Консультант Плюс».

21. Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств. Приказ Минфина России от 13.06.1995 г. №49 // Справочно-правовая система «Консультант Плюс».

22. Бабаев Ю.А. Петров А. М. Теория бухгалтерского учета. М.: Проспект, 2014. – 240 с.

23. Вещунова Н.Л. Бухгалтерский и налоговый учет. – М.:Проспект, 2014. – 848 с.

24. Когденко В.Г. Экономический анализ. 2-е изд., перераб. и доп.- М.: 2012. — 399 с.

25. Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет: Учебное пособие – М.: Инфра-М, 2013. – 832 с.

26. Диркова Е. Стандарт экономического субъекта - инструмент управления. // Практическая бухгалтерия. – 2014. - № 7.

27. Дружиловская Т.Ю., Дружиловская Э.С., Коршунова Т.Н. Исторические аспекты формирования требований к учетной политике и оценке объектов учета. // Международный бухгалтерский учет 2014. - №18.

28. Дружиловская Т.Ю., Коршунова Т.Н. Сущность учетной политики в современном бухгалтерском учете некоммерческих организаций. // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. – 2014. - №11.

29. Дружиловская Т.Ю., Коршунова Т.Н. Методика формирования учетной политики на основе профессионального суждения бухгалтера. // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. – 2014. - №24.

ПРИЛОЖЕНИЯ







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.