РУССКАЯ КУЛЬТУРА XIII—XV вв.Стр 1 из 3Следующая ⇒
РУССКАЯ КУЛЬТУРА XIII-XVII вв. Монголо-татарское нашествие и золотоордынское иго затормози- ли темпы и ход развития древнерусской народности. В огне нашест- вия погибли многие тысячи людей. Оставшиеся в живых ремеслен- ники были уведены в рабство. Наблюдалось падение ремесла: исчез- ли навыки изготовления шиферных пряслиц, сердоликовых бус, стеклянных браслетов, амфор-корчаг, полихромией (многоцветной) керамики. На полвека прекратилось каменное строительство. Захват- чики разрушили множество архитектурных сооружений, и прежде всего городские соборы, бывшие, как правило, последними укрепле- ниями , где защитники русских городов отражали натиск вражеских войск. Сгорели многие литературные памятники. Летописание стало немногословным и практически во всех русских землях (кроме Нов- города) прервалось. Высокий уровень русской культуры дал ей возможность выстоять в труднейший период ее истории. Несмотря на ужасы монгольского завоевания, русская культура сохранила традиционный характер. Большую роль в передаче традиций и культурно-исторического опы- та сыграли территории, не подвергшиеся военному разгрому, хотя и подчиненные Орде (Псков, Новгород). Монгольское нашествие нарушило связи между отдельными час- тями страны. Единая древнерусская народность стала основой, на которой складывались великорусская (русская), белорусская и укра- инская народности и их культуры. РУССКАЯ КУЛЬТУРА XIII—XV вв. В русской культуре XIII—XV вв. отчетливо прослеживаются два этапа. Внутренним рубежом в развитии культуры XIII—XV вв. яви- лась Куликовская битва (1380). Если для первого этапа характерны стагнация и падение после страшного удара монгольских полчищ, то после 1380 г. начинается ее динамичный подъем, в котором просле- живается начало слияния местных художественных школ в общемос- ковскую, общерусскую культуру. Устное народное творчество.В период борьбы с монгольскими завоевателями и золотоордынским игом обращение к былинам и ска- заниям киевского цикла, в которых яркими красками описывались битвы с врагами Древней Руси и славился ратный подвиг народа, придавало русским людям новые силы. Древние былины обрели глу- бокий смысл, зажили второй жизнью. Новые легенды (такие, как, например, «Сказание о невидимом граде Китеже» — городе, ушед- шем на дно озера вместе со своими храбрыми защитниками, не сдавшимися врагам, и ставшем для них невидимым), звали русских людей на борьбу за свержение ненавистного золотоордынского ига. Складывается жанр поэтических исторических песен. К их числу от- носится «Песня о Щелкане Дудентьевиче», которая рассказывает о восстании в Твери в 1327 г. Летописание.В условиях, когда шло восстановление хозяйства и наметился его подъем, все более необходимыми становятся дело- вые записи. С XIV в. начинается использование бумаги вместо доро- гого пергамента. Рост потребностей в записях, появление бумаги по- влекли за собой ускорение письма. На смену «уставу», когда буквы квадратой формы выписывались с геометрической точностью и тор- жественностью, приходит полуустав — более свободное и беглое письмо, а с XV в. появляется скоропись, близкая к современному письму. Наряду с бумагой в особо важных случаях продолжали ис- пользовать пергамент, различные виды черновых и бытовых записей делались, как и раньше, на бересте. Как уже отмечалось, в Новгороде летописание не прерывалось даже в период монголо-татарского нашествия и ига. В конце XIII — начале XIV в. возникли новые центры летописания. С 1325 г. летописные записи стали вестись и в Москве. В период складывания единого государства с центром в Москве возросла роль летописания. Когда Иван III шел походом на Новгород, он не случайно взял с со- бой дьяка Степана Бородатого: тот мог хорошо «говорить по лето- писцам вины новгородские», т. е. доказать на основе летописи необ- ходимость присоединения Новгорода к Москве. В 1408 г. был составлен общерусский летописный свод, так на- зываемая Троицкая летопись, погибшая в московском пожаре 1812 г., а к 1479 г. относят создание Московского летописного сво- да. В основе их — идея общерусского единства, исторической роли Москвы в государственном объединении всех русских земель, преем- ственность традиций Киева и Владимира. Интерес к всемирной истории, стремление определить свое место среди народов мира вызвали появление хронографов — сочинений по всемирной истории. Первый русский хронограф был составлен в 1442 г. Пахомием Логофетом. Исторические повести.Распространенным литературным жанром того времени были исторические повести. В них рассказывалось о деятельности реальных исторических лиц, конкретных историче- ских фактах и событиях. Повесть нередко являлась как бы частью летописного текста. Широкую известность до Куликовской победы получили повесть «О битве на Калке», «Повесть о разорении Рязани Батыем» (в ней рассказывалось о подвит с рязанского ботатыря Евпа- тия Коловрата), повести об Александре Невском и др. Блистательной победе Дмитрия Донскою в 1380 г. посвящен цикл исторических повеет ей (например, «Сказание о Мамаевом по- Русская культура XIII—XV вв 119 боище»). Софоний Рязанец создал знаменитую пастушескую поэму «Задонщина» , построенную по образцу «Слова о полку Игореве». Но если в «Слове» описывалось поражение русских, то в «Задонщи- не» — их победа. В период объединения русских земель вокруг Москвы расцвел жанр житийной литературы. Талантливые писатели Пахомий Лого- фет и Епифаний Премудрый составили жизнеописания крупнейших церковных деятелей Руси: митрополита Петра, перенесшего центр митрополии в Москву, Сергия Радонежского — основателя Троице- Сергиева монастыря, поддержавшего великого Московского князя в борьбе с ордынцами, с чьим именем связано формирование рус- ского национального самосознания. «Хождение за три моря» (1466—1472) тверского купца Афанасия Никитина — первое в европейской литературе описание Индии. Свое путешествие Афанасий Никитин совершил за 30 лет до открытия пути в Индию португальцем Васко да Гамой. Архитектура.Раньше, чем в других землях, возобновилось ка- менное строительство в Новгороде и Пскове. Используя предшест- вующие традиции, новгородцы и псковичи возводили десятки не- больших по размеру храмов. Среди них такие значительные памят- ники архитектуры и живописи того времени, как церкви Федора Стратилата на Ручье (1361) и Спаса на Ильине улице (1374) в Нов- городе, церковь Василия на Горке (1410) в Пскове. Обилие декора- тивных украшений на стенах, общая нарядность, праздничность ха- рактерны для этих построек. Яркая и самобытная архитектура Нов- города и Пскова практически не изменялась в течение столетий. Эту устойчивость архитектурно-художественных вкусов специалисты объ- ясняют консерватизмом новгородского боярства, стремившегося со- хранить независимость от Москвы. Отсюда ориентация главным об- разом на местные традиции. Первые каменные постройки в Московском княжестве относятся к XIV—XV столетиям. Дошедшие до нас храмы: Успенский собор (1400) и собор Саввино-Сторожевского монастыря (1405) в Звениго- роде, Троицкий собор Троице-Сергиева монастыря (1422), собор Ан- дроникова монастыря в Москве (1427) — продолжали традиции вла- димиро-суздальского белокаменного зодчества. Накопленный опыт позволил успешно выполнить важнейший заказ великого московско- го князя — создать могучий, полный величия, достоинства и силы Московский Кремль. Первые белокаменные стены Московского Кремля были возведе- ны еще при Дмитрии Донском, в 1367 г. Однако после нашествия Тохтамыша в 1382 г. кремлевские укрепления сильно пострадали. Столетие спустя грандиозное строительство в Москве с участием итальянских мастеров, занимавших тогда ведущее место в Европе, завершилось созданием в конце XV — начале XVI в. ансамбля Мос- ковского Кремля, сохранившегося до наших дней. Территория Кремля в 27,5 га была защищена стеной из красного кирпича, длина которой доспи ала 2,25 км, толщина стен — 3,5—6,5 м, а их высота—5—19 м. Тогда же, в XV в., были возведены 18 башен из ныне существующих 20. Башни имели четырехскатные крыши. Кремль занимал место на мысу при впадении реки Неглинной (заклю- ченной сейчас в коллектор) в Москва-реку. Со стороны Красной пло- щади был сооружен ров, соединивший обе реки. Таким образом, Кремль оказался как бы на острове. Это была одна из крупнейших в мире крепостей, построенная по всем правилам тогдашней фортифи- кационной науки. Под укрытием мощных стен были возведены дворцы великого князя и митрополита, здания государственных учреждений, монастыри. Сердце Кремля — Соборная площадь, на которую выходят глав- ные соборы; его центральным сооружением является колокольня Ивана Великого (окончательно достроена при Борисе Годунове, дос- тигает в высоту 81 м). В 1475—1479 гг. был сооружен главный собор Московского Кремля — Успенский. Храм начали строить еще псковские мастера (1471). Небольшой «трус» (землетрясение) в Москве разрушил стены здания. Возведение Успенского собора поручили талантливому зод- чему итальянского Возрождения Аристотелю Фиораванти. Образцом ему послужил Успенский собор во Владимире. В Успенском соборе Московского Кремля Фиорованти сумел органично соединить тради- ции и принципы русского (прежде всего владимиро-суздальского) зодчества и передовые технические достижения европейской архи- тектуры. Величественный пятиглавый Успенский собор являлся крупнейшим общественным зданием того времени. Здесь цари венча- лись на царство, собирались Земские соборы, объявлялись важней- шие государственные решения. В 1481 —1489 гг. псковские мастера возвели Благовещенский со- бор— домовую церковь московских государей. Неподалеку от него, также на Соборной площади, под руководством итальянца Алевиза Но- вого была сооружена усыпальница Московских великих князей — Ар- хангельский собор (1505—1509). Если план здания и его конструкции выполнены в традициях древнерусской архитектуры, то внешнее убран- ство собора напоминает настенные украшения венецианских дворцов. Тогда же была построена Грановитая палата (1487—1491). Она получи- ла свое название от граней, украсивших наружные стены. Грановитая палата являлась частью царского дворца, его тронным залом. Почти квадратный зал, стены которого опираются на возведенный в центре массивный четырехгранный столб, занимает площадь около 500 кв. м и имеет высоту 9 м. Здесь представляли царю иностранных послов, проводили приемы, принимались важные решения. Живопись.Слияние местных художественных школ в общерус- скую наблюдалось и в живописи. Это был длительный процесс, его следы отмечены и в XVI, и в XVII вв. В XIV в. в Новгороде и Москве работал замечательный худож- ник Феофан Грек, приехавший из Византии. Дошедшие до нас фре- сковые росписи Феофана Грека в новгородской церкви Спаса на Ильине улице отличаются необычайной выразительностью силой, экс- прессией, аскетизмом, возвышенностью человеческого духа. Феофан Грек умел сильными длинными мазками своей кисти, резкими «про- белами» создав эмоциональное напряжение, достигающее трагизма. Русские люди приходили специально наблюдать за работой Феофана Грека. Зрителей поражало, что великий мастер писал свои произве- дения, не используя иконописные образцы. Высший подъем русскою иконописного искусе 1ва связан с твор- чеством современника Феофана Грека— гениальною русского ху- дожника Андрея Рублева. К сожалению, почти не сохранилось све- дений о жизни выдающегося мастера. Андрей Рублев жил на рубеже XIV—XV вв. Его творчество было вдохновлено замечательной победой на Куликовом поле, эко- номическим подъемом Московской Руси, ростом самосознания рус- ского народа. Философская глубина, внутреннее достоинство и сила, идеи единства и мира между людьми, человечность отразились в произведениях художника. Гармоничное, мягкое сочетание нежных, чистых красок создаст впечатление цельности и законченности его образов. Знаменитая «Троица» (хранится в Третьяковской галерее), ставшая одной из вершин мирового искусства, воплощает основные черты и принципы живописной манеры Андрея Рублева. Совершен- ные образы «Троицы» символизируют мысль о единстве мира и че- ловечества. Кисти Андрея Рублева принадлежат также дошедшие до нас фре- сковая роспись Успенского собора во Владимире, иконы Звенигород- ского чина (хранятся в Третьяковской галерее), Троицкого собора в Сергиевом Посаде. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|